Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
комбинированного вида города Тюмени

Что делать, если ребенок стал плохо учиться? Ребенок стал плохо учиться в школе 5 класс


Что делать, если ребенок плохо учится?

Отличные оценки – основание для родительской гордости. Если ребенок не отличник, а хорошист, то к этому, как правило, в семье относятся с пониманием. Но около 20% учащихся имеют успеваемость ниже среднего и причиной тому отнюдь не нежелание ребенка хорошо учиться. Иногда малыши уже с младших классов не проявляют себя как способные ученики, а порой неуспеваемость проявляется в старшей школе. Существует несколько факторов, под влиянием которых дети плохо усваивают материал школьной программы. Задача родителей – выяснить, почему их чадо плохо учится, предпринять все возможные меры для улучшения его успеваемости.

Хорошие отметки не показатель успешности в будущемИ действительно, не все отличники становятся успешными людьми. Даже напротив, многие талантливые и известные личности, выдающиеся научные, политические и культурные деятели имели определенные трудности с освоением школьной программы. Так, единственным предметом, в котором имел высокую успеваемость Альберт Эйнштейн, была математика. Известного естествоиспытателя Карла Линея преподаватели гимназии рекомендовали родителям отдать в ремесленники. Мэрилин Монро на письме совершала множество грамматических ошибок, прекрасно осознавая свою проблему.

Изобретателя Томаса Эдисона в школьные годы считали умственно отсталым. Основатель Facebook Марк Цукерберг заработал миллионы, хотя никогда не был особо успешен в школе. Билл Гейтс тоже никогда не был отличником или даже круглым хорошистом, но основал многомиллионную транснациональную компанию Microsoft Corporation. Учитывая сказанное, не стоит полностью сосредотачивать внимание (свое и ребенка) на одной лишь учебе в школе. Но, к сожалению, двоечники не всегда достигают успеха. Гениев среди них не так уж много, поэтому следует помочь ребенку освоить школьную программу, скорректировав причины, которые ему мешают учиться.

В чем причина плохой успеваемости?Существует масса проблем, которые являются препятствием на пути к освоению школьного материала. Постараемся сформулировать основные из них:

1. Задержка развития. В 20% случаев причинами плохой успеваемости становится дисфункция мозга или задержка психического развития. Так, умственная отсталость может наблюдаться у детей пьющих матерей (алкогольный синдром плода), стать результатом черепно-мозговой травмы, психологического потрясения (в том числе разлука с матерью, например, у детдомовских малышей), перенесенного инфекционного заболевания, которое протекало тяжело и долго.

Иногда задержку вызывает применение наркоза в процессе операционного вмешательства, особенно если требуется проведение нескольких операций подряд. Не всегда удается выявить отставание в развитии на ранней стадии, поскольку маленькие детки по своей природе любят учиться, они любознательны, а посему старательно заучивают стихи, выводят буквы, чертят, рисуют. Но впоследствии у них возникают трудности с запоминанием и анализом сложных правил правописания, алгебраических, физических, химических формул, им трудно строить логические цепочки.

2. Различные заболевания и расстройства. Существует множество нарушений, способных повлиять на получение, восприятие и обработку информации. Так, самой распространенной из них является плохое зрение.

Деткам, которые плохо видят, трудно читать с доски, они быстрее устают, близко наклоняются к тетрадке, что создает дополнительную нагрузку на позвоночник.

Второй по популярности проблемой является плохой слух. Слабослышащие дети не всегда верно могут понять объяснения или вопросы преподавателя. Если нарушено восприятие информации, то получение знаний затруднено. Детки, страдающие аутизмом, например, не обделены интеллектуальными способностями, но они не могут сконцентрироваться, одни предметы могут их интересовать больше других. При таких расстройствах, как дислексия, дисграфия, дискалькулия, ребенок просто не видит разницы между буквами, словами, цифрами, его мозг не обрабатывает информацию должным образом.

Полезно знать: случается, что обычное инфекционное заболевание становится источником проблем в школе, так как ребенок много пропустил за время болезни. Даже глистная инвазия может стать причиной плохой успеваемости, поскольку детский организм болезненно реагирует на любые неполадки, как следствие у ребенка повышается утомляемость, снижается концентрация внимания.

3. Проблемы в семье. Дети очень впечатлительны, поэтому любые конфликтные и трагические ситуации (смерть близкого человека, к примеру) в семье они воспринимают близко к сердцу.

Полезно знать: если родители постоянно ругаются и ребенок все это видит и слышит, то ему потом очень сложно сосредоточиться на выполнении уроков.

И даже в школе тревожные мысли не покидают таких малышей, поэтому им трудно воспринимать объяснения материала, которые дает учитель, отвечать на вопросы. Их мысли заняты совершенно другим, невзгодами, связанными с семейными дрязгами и конфликтными ситуациями. Неизбежно сказываются на успеваемости финансовые трудности семьи, карьерные проблемы родителей, насилие и алкоголизм в семье.

4. Плохая дошкольная подготовка. В раннем детстве формируются особенности поведения, закладываются подходы к обучению, осознание его необходимости, поэтому дошкольная подготовка играет особую роль в школьной успеваемости. Особенно если родители выбирают для своего чада не обычную школу, а лицей, то к повышенным нагрузкам, которые будут предложены в этом учебном заведении нужно подготовить ребенка заранее.

5. Завышенные родительские требования. Нередко родители пытаются реализовать свои амбиции за счет родного чада. Ребенок для них нечто вроде проекта, который просто не может быть неудачным. Поэтому взрослые проявляют повышенную требовательность к отметкам малыша хотя они зачастую являются лишь числовым, а не объективным отражением его знаний.

6. Слишком большая нагрузка. Пытаясь вырастить всесторонне развитого ребенка, многие родители водят свое чадо на различные дополнительные занятия, кружки и так далее. В результате у малыша создается настолько плотный учебный график, что не остается времени на отдых, игры с друзьями, любимые игрушки.

Такие дети могут совершенно не уставать физически, но большая психологическая нагрузка превращает обучение в каторгу, против которой они восстают. Как результат – плохая успеваемость.

7. Отсутствие склонности к изучению предмета. Все дети разные. С этим никто не станет спорить. Поэтому требовать от них одинаковых успехов по всем предметам абсурдно. Одни детки проявляют склонность к изучению гуманитарных наук, им хорошо дается освоение литературы, языков, географии, истории. Другие делают успехи в точных науках, им легко дается изучение физики, математики, информатики, химии, черчения. Другое дело, что постоянные неудачи по какому-то одному предмету могут подавить интерес к учебе в общем и целом.

8. Психологические сложности. Умение выстраивать взаимоотношения формируются с самого раннего детства. Если ребенок был ограничен в общении, то при поступлении в школу он неизбежно столкнется с массой трудностей. Детки, которые не посещали детский сад, часто не умеют строить отношения со сверстниками. Когда родители не уделят достаточно внимания своему малышу, то он не учится находить общий язык с взрослыми. Более того, и сверстники, и педагоги тоже люди, со своими проблемами и характером. Как результат у ребенка складываются напряженные отношения с одноклассниками и преподавателями, что не способствует хорошей успеваемости.

9. Специфика темперамента ребенка и другие индивидуальные особенности. Случается, что ребенок изучил тему и все знает, но получает плохую отметку, так как не смог ответить. Это случается, если он в силу своего характера слишком застенчив или у него есть страх перед аудиторией. Другие дети, напротив, могут проявлять излишнюю самоуверенность и не готовить домашнее задание. Как результат они получают низкие оценки, тогда как регулярные занятия могут исправить ситуацию. Бывает и так, что на малыша с детства навешен ярлык неумехи, поэтому он продолжает ему соответствовать и в школьные годы, хотя его интеллект позволяет учиться хорошо.

Полезно знать: школьная программа не рассчитана на индивидуальный подход, поэтому если ребенок от природы медлительный или невнимательный, то у него возникают трудности с обучением.

Задача родителей – помочь своему чаду овладеть навыками эффективной работы с информацией и развить способности к самообразованию.

10. Лень. Пожалуй, банальная лень и отсутствие мотивации являются самыми распространенными причинами неуспеваемости в школе. В этом случае способный ребенок, который теоретически имеет достаточно времени для выполнения домашних заданий, подготовки к урокам, отдает предпочтение просмотру телевизора, компьютерным играм и другим развлечениям. Причиной такого поведения может быть плохой родительский пример, возможно, школьник просто копирует привычки взрослых членов семьи. С другой стороны, если ребенку скучно на занятиях и его ничто не подстегивает к приобретению знаний, то и оценки он будет получать низкие.

Чем помочь ребенку?Не только родителей волнует плохая успеваемость их детей, сами школьники тоже переживают по этому поводу, хотя внешне могут проявлять показное безразличие. Ученики младших классов наиболее склонны к переживаниям по поводу плохих отметок, поскольку учеба в школе имеет особое значение в их жизни. У таких деток страдает самооценка, они становятся неуверенными в себе, а давление со стороны родных в этом случае может только усугубить ситуацию.

Но подобные проблемы, как следует из сказанного выше, не материализуются из неоткуда. Память и способности к обучению у детей развиваются постепенно.

Важно: для того чтобы развитие этих функций проходило нормально с дошкольниками нужно регулярно заниматься, одновременно ограничивая поток информации.

При этом нужно следить за тем, чтобы питание чада было полноценным, так как для развития организма необходимы витамины и прочие ресурсы. Деткам, отстающим в развитии, может потребоваться посещение специальных занятий.

Объемы учебных материалов, которые предстоит осваивать ребенку уже с первого класса, просто колоссальны, поэтому особое внимание следует уделить дошкольной подготовке.

Полезно знать: в первую очередь необходимо сформировать у ребенка навыки самодисциплины, желание к самообучению, самостоятельной работе, приучить его соблюдать режим дня.

Для этого нужно интересоваться достижениями и успехами своего чада, стараться закрепить его новые умения, пройденный материал. Хотя переусердствовать в дошкольном образовании тоже не стоит, так как малыш, которому все слишком легко дается в начальных классах, может испытывать трудности в учебе в последующие годы. Или можно подумать о переводе в следующий класс.

Если ребенок плохо учится, то для начала нужно выяснить, нет ли у него проблем со здоровьем. Заподозрить ухудшение зрения можно понаблюдав за ним во время подготовки домашнего задания (если он наклоняется к тетрадке) или попросив прочитать какую-нибудь вывеску во время прогулки. Слух малыша можно проверить с помощью шепотной речи просто прошептав у него за спиной что-нибудь (например, слово конфета). Если у ребенка плохое зрение или слух, то можно попросить преподавателя пересадить его на первую парту. Вычислительные способности, смекалку можно проверить, предложив ребенку решить логические задачки, поиграв с ним в настольные игры. Если с этими задачами школьник справляется легко, то, скорее всего, проблема неуспеваемости в школе не в его здоровье или интеллекте, а в отсутствии мотивации и лени.

По отношению к ребенку, который ленится, можно предпринимать жесткие меры. Например, лишить его компьютера, запретить смотреть телевизор до тех пор, пока он не сделает уроки. Но заставить ребенка учиться невозможно, зато можно мотивировать его к обучению с помощью системы поощрений.

Важно: нужно отмечать достижения малыша, хвалить за хорошие отметки, а вот наказаний, напротив, нужно избегать. Такое проявление негатива не имеет ничего общего с мотивацией.

Абсолютное табу накладывается на сравнение собственного чада с другими более успешными учениками. Сравнительный прием можно использовать, только чтобы показать, как ребенок превзошел собственные результаты.

Также следует провести с дочкой или сыном разъяснительную беседу, в которой заметить, что приобретенные знания могут пригодиться в определенных сферах жизни, расспросить ребенка, какой выход он сам видит из сложившейся ситуации. Из двоечника сделать отличника у родителей, скорее всего, не получится, но он сможет стать уверенным середнячком, ведь к старательным и трудолюбивым ученикам преподаватели проявляют определенную снисходительность. Кроме того, в качестве разовой меры можно перевести закоренелого двоечника в новую школу. Вполне возможно, что смена учительского состава и детского коллектива мотивирует его на смену собственного амплуа на более достойное.

Если ребенок, который в детском саду проявлял себя способным учеником, в школе вдруг стал плохо учиться, то, вполне возможно, что переход от игровой формы обучения к общеобразовательной ему плохо дается или преподаватель непонятно объясняет. В этом случае можно попробовать изучать пройденный материал дома привычным способом – с помощью игры. Случается, что детки, которые в садике опережали своих сверстников во всем, в школе вдруг оказываются далеко не первыми. В этом случае нужно позаниматься с ребенком дополнительно. Нивелировать отставание в изучении школьного материала наняв репетитора можно и если он болел.

Совет: для того чтобы ребенок добился успеха в учебе очень важно создавать для него ситуации успеха.

Нужно постараться найти такую сферу деятельности, где он сможет себя проявить. Это может быть спорт или искусство. Если малыш почувствует себя победителем хоть в чем-то, то непременно начнет преуспевать и в других сферах жизни. Не следует родителям забывать и о своем поведении. Дабы не стать плохим примером для своего малыша нудно откорректировать свои привычки. К примеру, вместо просмотра телевизора можно пойти всей семьей в парк или найти какое-нибудь хобби.

Источник

m-pablic.com

Что делать, если ребенок стал плохо учиться?

Плохая успеваемость волнует и детей, и родителей. Проявляется она в плохих отметках, проблемах с выполнением домашних заданий, повышенной утомляемости, нежелании учиться и конфликтах с учителями. Причины подобных проблем бывают разнообразными.

Необходимо помнить, что так или иначе трудности с успеваемостью по одному или нескольким школьным предметам возникают у подавляющего большинства школьников, особенно в переходном возрасте.

Снижение интереса к учебе у подростков может быть вызвано переоценкой ценностей, появлением новых увлечений, хобби, уменьшением авторитетности взрослых. Кроме того, растущий организм испытывает перегрузки, вследствие чего наблюдается снижение концентрации внимания, ухудшение памяти, утомляемость и даже проблемы со здоровьем. На всех детей, которые еще не вполне научились самостоятельно справляться со стрессом, оказывают сильное воздействие конфликты в семье, повышая их тревожность и вызывая расстройства настроения и поведения.

Ссоры, плохие отношения со сверстниками также стоят в ряду причин плохой успеваемости. Если ребенок недостаточно любим в классе, посещение школы может вызывать недовольство, в результате чего многие дети начинают избегать всего, что связано с учебой.

И еще одним фактором, нередко вызывающим снижение успеваемости, являются возросшие требования преподавателей при переходе в старшие классы или в новое учебное заведение.

Если удастся выявить причину плохих отметок, считайте, что вы на полпути к решению проблемы. Каждый случай – индивидуален, поэтому вам придется побеседовать с самим ребенком, вероятно, с его преподавателями и даже психологом. Делайте это ненавязчиво, чтобы не обидеть ребенка и не проявить по отношению к нему неуважение.

Дальше начинайте думать, как можно исправить ситуацию. Если вы видите, что плохая учеба связана с конфликтами в семье, скорее всего, потребуется помощь семейного психолога.

Если низкая успеваемость вызвана особенностями переходного возраста, то сделать что-либо будет не так просто. Во-первых, вы и ваши пожелания к отличной учебе могут восприниматься подростком не столь серьезно, как раньше. Во-вторых, по объективным причинам ему труднее концентрироваться на учебе.Поможет появление новых полезных хобби, увлечение спортом, искусством или какой-то областью науки. От вас требуется во всем способствовать самореализации подростка, поскольку только так вы в ближайшее время сможете наладить с ним отношения и побудить к хорошей учебе.

Если ребенок испытывает проблемы в общении со сверстниками, рекомендуется обратиться к хорошему психологу. Возможно, удастся избежать перевода в другую школу.

При появлении плохих отметок и снижении интереса к учебе родители и прочие родственники ни в коем случае не должны прибегать к «дедовским» методам воспитания. К сожалению, некоторые считают, что все конфликты с младшими можно решить хорошей поркой. Но излишняя требовательность и страх только ухудшают успеваемость, а в перспективе приводят к неврозам и прочим расстройствам, пагубно сказываются на фор-мирующемся характере ребенка.При отсутствии должной мотивации повысить отметки в школе довольно трудно. Именно поэтому требуется найти то звено, которое бы смогло стимулировать у ребенка желание хорошо учиться. На помощь могут прийти только терпение, собственное чутье и умение понимать других, а также профессиональная помощь психолога.

Likes(0)Dislikes(0)

prouchebu.com

Ребёнок стал хуже учиться

Нейропсихология помогает повысить успеваемость и улучшить здоровье.

Ну вот, опять тройка. Да еще и замечания в дневнике. Ваше чадо, понуро опустив голову, пытается оправдываться. На уроке он вертелся, оказывается, потому что постоянно просил карандаш у соседа по парте. Домашнее задание делал до полуночи, да так и не закончил, потому что оно сложное. А контрольную прогулял, потому что живот болел... И что с ним делать? Вроде бы и на курсы ходили, и дома бабушка с ним каждый вечер занимается, и в школу хорошую пошли - а толку нет. Почему?

Знакомая ситуация. Падение успеваемости, а поэтому и интереса к  учебе у ребенка 7-10 лет - довольно распространенное явление. Однако, часто родители пребывают в уверенности, что их чадо скатывается к тройкам и двойкам из-за собственной лени или неспособности. По мнению детского психолога, нейропсихолога Натальи Федоренко, это - распространенное заблуждение родителей:

«Истинные причины снижения успеваемости, заинтересованности, частые простуды, головные боли кроются гораздо глубже. На самом деле, очень многое в развитии ребенка закладывается во время беременности и  первого года жизни. И если у вас были сложные роды, родовые травмы, кесарево сечение, если малыш плохо спал, у него был гипер- или гипотонус, если, например, он не ползал или ползал не правильно - все это может сказаться на его будущей жизни, способностях. Каждый этап в жизни малыша имеет свое значение, влияет на развитие определенного отдела головного мозга, и пропуск какого-то звена в последствие обязательно сказывается. Проявляются такие дефициты в разные периоды жизни - например, в 7-10 лет, когда от ребенка начинают требовать большего, иначе его оценивают».

Таким образом, неусидчивость, тревожность и утомляемость, обычно бывают закономерными.  Малыш старается быть хорошим, он очень хочет, чтобы его ценили, уважали, однако, так переживает, что у него действительно начинает болеть живот, а от обиды - голова. Старается сосредоточиться, но отвлекается непроизвольно. Естественно, все это приводит к конфликтным ситуациям с родителями, с учителями, с самим собой.

Дополнительные занятия, даже репетиторство, не дают стабильных результатов. На время учеба становится лучше, а затем ребенок опять начинает делать ошибки. Сложности в учебе и поведении в этом возрасте связаны с неравномерностью развития функций головного мозга.

На помощь в такой ситуации может прийти нейропсихология - наука, работающая на стыке психологии, медицины и физиологии, помогающая определить, что необходимо восполнить ребенку.

Специалист- нейропсихолог проведет диагностику, и определит, какие отделы головного мозга нуждаются в особом внимании. После этого составляется коррекционная программа. Она представляет собой комплекс физических упражнений, проходящих в виде игры -  очень приятных и увлекательных для ребенка. Это дыхательная гимнастика, позволяющая научиться контролировать свое эмоциональное состояние. Ведь очень часто резкие перепады настроения у ребенка могут привести к проблемам со здоровьем, обострению хронических заболеваний, а так же к трудностям с учебой. Многим наверняка знакомо, как у напуганного сложным вопросом малыша буквально перехватывает дыхание, он замирает и некоторое время стоит не дыша. Ему необходимо научиться расслабляться и сосредотачиваться. Дыхательная гимнастика - это первый шаг на пути к контролю своего эмоционального и физического состояния. Также в комплекс коррекционной программы входят занятия по развитию мелкой и крупной моторики, пространственной ориентации, координации по системе от простого к сложному.

Коррекционная работа также строится с учетом индивидуальных особенностей детей, предусматривается развитие всех необходимых функций, особенно функции произвольности (так как именно эта отстает при отсутствии групповых ролевых игр). В ходе  занятий ребенок проходит все стадии игрового развития - от предметной до ролевой игры, одновременно осваивая школьный предмет.  На непроизвольном уровне у ребенка  формируется функция произвольности и контроля, развивается речь, воображение, пространственные и временные представления, мелкая моторика, логические представления и пр. И главное, чтобы все было весело, полезно и интересно. Уходит рассеянность и предмет усваивается, повышается самооценка ребенка  и укрепляется его иммунитет.

На таких занятиях дети обычно занимаются  с родителями - чтобы потом продолжать выполнять упражнения вместе дома. Эффект от подобной программы заметен через несколько занятий, но для стабильного результата рекомендуется курс продолжительностью в 3 месяца.

Но самое главное, приобретенный навык контролировать себя и свои эмоции остается с ними на всю жизнь, входит в привычку и помогает не только в школе, но и в дальнейшей, взрослой жизни!

Обратиться к нейропсихологу стоит, если ваш ребенок:

©​ 2007г., Информационно-психологический центр «Белый слон»

www.wslon.ru

Ребенок плохо учится что делать. В школе стал плохо учиться

Пока ваш ребенок не станет совершенно взрослым, закончив ВУЗ, вас то и дело будет волновать вопрос его успеваемости: «Мой ребенок плохо учится, что делать?» — активно спрашивают родители. Что такое хорошо и что такое плохо, как помочь и когда бить тревогу – именно об этом и пойдет речь.

Ребенок плохо учится что делать

Сначала разберемся с возрастом.

Дошкольники

Далеко не все родители осознают серьезность дошкольного обучения, а зря. Именно в раннем детстве закладывается большинство привычек и шаблонов. Если вы игнорируете занятия в саду, не интересуетесь успехами и достижениями, не закрепляете пройденное, а единственное, что вас волнует – удовлетворение физиологических потребностей, не стоит удивляться, что ваш малыш в школе будет в числе отстающих. Даже самый способный ребенок будет отставать, просто потому, что это «не нужно». Малышам не понятно, почему в садике ему учиться было не обязательно, а в школе, вдруг, от него требуют результатов, внимания, хороших оценок. Будьте последовательны!

 Младшие школьники

Совершенно другая ситуация, если в саду малыш радовал успехами и был лучшим, а теперь, вдруг, перестал интересоваться учебой. Здесь есть несколько причин.

Во-первых, переход от игровой формы к общеобразовательной может попросту не нравится ребенку, ему не интересно, как учитель рассказывает и объясняет. Попробуйте дома проходить то же самое, но в игре. Если поможет – поговорите с педагогом, возможно, вам достался молодой специалист, которому нужна будет ваша подсказка.

Во-вторых, возможно, что вы старались настолько, что забежали вперед и то, что проходят в классе, ваше чадо уже давно усвоило, и из-за скуки ребенок стал плохо учиться. Здесь вам может помочь беседа с директором о сдаче предметов экстерном и переходе в следующий класс.   Не оставляйте без внимания холодность малыша к учебе. Если вы не исправите ситуацию сейчас – последствия могут быть серьезными – ребенок отвыкнет учиться, и потом заставить его сесть за учебники будет очень сложно.

В-третьих, желание может пропасть из-за изменения положения в обществе. К примеру, малыш опережал сверстников в саду, но уровень их развития был не высок. Если такой ребенок попадет в развитый класс, он может ощутить себя неспособным, хуже остальных и бросить попытки догнать одноклассников. Вы должны очень внимательно относится к тревожным сигналам типа нежелания ходить в школу, заниматься, выражениям «А зачем?», «Я все равно не пойму (не смогу, хуже всех)». Постарайтесь выровняться, догоняйте вместе, объясняйте, показывайте, упрощайте (где можно). Если вы вовремя выявите эту проблему, ее можно  будет легко решить.

 Подростки

      В период полового созревания учеба невольно отходит на второй план. Вашему юному созданию гораздо важнее мнение сверстников по поводу его внешнего вида, чем об успеваемости. А если в жизни вашего чада появилась первая любовь, о каких уроках может идти речь?! Как вести себя в этот период? Не ограничивать свободу, но в то же время контролировать. Поощряйте достижения в учебе какими-либо развлечениями (покупкой двух билетов в кино, абонемента в боулинг или бильярд, устройства вечеринки у вас дома).

Внимательно относитесь к внешнему виду подростка. Покупайте элементарную косметику юной девушке (речь не идет о тональных кремах, тушах, тенях) – кремы для лица и рук, питательные маски для кожи, гигиеническая помада, полезные эмали для ногтей. Пересмотрите гардероб. Ваша подросшая принцесса должна выглядеть современно, но не пошло. То же можно сказать о юноше.

Если вы будите поддерживать их в важном внешнем вопросе, они будут доверять вам и совместное решение проблем духовных. Если ребенок будет уверен в себе, в его жизни будет гармония,  это скажется и на учебе.

 Оценки и отношение к ним

      Иногда родители предъявляют повышенные требования не к знаниям ребенка, а к числовому их выражению. Учителя, как и все мы, подвержены субъективности в оценивании. Прежде чем бить тревогу, проверьте, каковы реальные знания вашего ребенка. Оценки в жизни не главное. Базовые понятия об общеобразовательных предметах, всестороннее развитие, умение искать и находить, пользоваться литературой гораздо важнее, чем аттестат с одними пятерками.

Будьте внимательны и благоразумны!

Читайте также:

РЕБЕНОК НИЧЕГО НЕ ХОЧЕТ ДЕЛАТЬ

АДАПТАЦИЯ РЕБЕНКА К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ

 

razvitiedetei.info

что делать, что с ним не так.

Идти первый раз в первый класс волнительно не только для новоиспеченного школьника, но и для его родителей. В вашей жизни появляются учебники, тетради и домашние задания, над которыми вы сидите всей семьей, подбадриваете свое чадо и хвалите его, возлагая огромные надежды. Но в один момент все идет не так. Малыш не хочет учиться в школе, отметки с каждым разом становятся на балл ниже, у вас начинаются недопонимания, а может даже скандалы.

Это происходит практически в каждой семье, только у кого-то раньше, еще в младшей школе, а у кого-то ближе к выпускным классам.

В чем причина

На самом деле, причин может быть масса.

Давайте ознакомимся с наиболее часто встречающимися:

  1. Окружающие. Пожалуй, начать следует именно с этого пункта. Под словом «окружающие» подразумеваются все люди, которые находятся непосредственно рядом с малышом, при негативном опыте общения или отторжении ребенок начинает плохо учиться в школе. Это могут быть друзья, с которыми возможно, отношения стали натянутые или преподаватель, часто срывающийся на незаинтересованного в уроке ребенка. Факторов, влияющих на успеваемость в школе ровно столько, сколько человек его окружают. Сами взрослые порой, при проблемах на личном фронте резко снижают свою трудоспособность, что уж говорить о детях.
  2. Детско-родительские отношения. Связь между родителями и ребенком именуемая привязанностью – самая крепкая на свете. Когда отношения здоровые и не нуждаются в постоянном доказательстве любви, ребенок чувствует себя в безопасности. Какие бы трудности не стояли на пути, он точно знает – мама и папа всегда будут на его стороне. Но если отношения под угрозой, если самые близкие и родные люди вдруг ему не доверяют, забывают и не включают времяпрепровождение с ним в список важных дел, малыш чрезвычайно уязвим. Он находится в постоянном стрессе и беспокойстве, как следствие – ребенок плохо учиться в школе.
  3. Темперамент. Дети разные, они не похожи друг на друга, а значит у каждого свой взгляд на мир и видение будущего. Многие родители бьют тревогу на пустом месте, а педагоги подливают масла в огонь словами «он способный, да только ленится». Эта фраза действует на мам как красная тряпка на быка. Способный, значит можешь получить «пять», а приносишь «четыре», почему ленишься? а может это и не лень вовсе? Может ваш сын или дочь творческая личность и достигнет успеха не в сухих цифрах, а в создании картин маслом. Ведь у каждого свой темперамент.
  4. Раскол в семье. Этот пункт взаимосвязан со вторым, но все же стоит отдельно и чуть ниже. Суть в том, что детско-родительские отношения это про привязанность и безусловную любовь, а раскол в семье это постоянное напряжение и стресс. Возможно, родители находятся на стадии развода или уже развелись, в подобном случае, взрослые настолько занятые выяснением отношений, что просто забывают о чувствах детей. В таких ситуациях закономерно ребенок учится плохо.

Что делать

Неважно, по какой именно причине ребенок стал плохо учится в школе, не пытайтесь найти истину напрягая ребенка своими допросами или упреками, лучше выйдите с ним на конструктивный диалог. Да, разговор по душам получается далеко не у всех, а это лишний повод пересмотреть отношения с малышом.

Первым делом дайте понять, что вы рядом. Какие бы бури не происходили в жизни ребенка, ссоры с друзьями, неприязнь учителя или отсутствие внимания с вашей стороны, он должен быть четко уверен в том, что его безоговорочно поддержат. Войдите в круг его доверия, и помните, если ваш отличник просто стал хорошистом, потому что у него другие цели в жизни, то не препятствуйте этому, школьная «пятерка» — это не залог счастья.

utro-zhizni.ru

Ребенок плохо учится в школе. Что делать?

29 января 2016

3264

  Елена Глозман     Семейный Психотерапевт
   

Получаем табель успеваемости!

На протяжении последней недели, многие школьники получили или вскоре получат табель успеваемости за первое полугодие. Большинство родителей с нетерпением ждут этого дня. Ведь благодаря отметкам в табеле, можно не только оценить уровень знаний своего ребенка, но также для многих родителей это возможность признать собственные заслуги в воспитании или же, наоборот, удостовериться в родительской некомпетентности. Именно по этой причине, многие родители так эмоционально воспринимают детские неудачи. Оценивая ребенка, им кажется, что учитель тем самым оценивает самого родителя: его/ее вовлеченность, терпение, внимание, любовь и заботу по отношению к ребенку.

Если же результаты в табеле неудовлетворительны, родитель чувствует себя мишенью в глазах общественного мнения.

Можно понять чувства, которые переживает родитель. Но обвинения и нарекания не помогают процессу, и не способствуют повышению успеваемости вашего ребенка.

Самые распространенные причины низкой успеваемости из моей практики:

1) Вашему ребенку действительно сложно.

2) Возможно, вы недостаточно уделяете времени ребенку.

Если ваш ребенок старается, но ему действительно сложно, примите это как данность. В этом никто не виноват. Наверняка многие родители ответят: «Но мой не старается!» Действительно ли это так? Действительно ваш ребенок никогда не прикладывал усилий?

Любознательность – это естественная потребность каждого ребенка. Я с удивлением наблюдала за первоклашками, которые с радостью и с некоторой долей азарта брались за решение задачек, предложенными классным руководителем. Если по какой-то причине, ваш ребенок не учится, важно понять трудности, с которыми он столкнулся и помочь ему преодолеть их или обратиться за помощью к специалистам. Вторая причина низкой успеваемости, часто встречается в семьях, где родители сами переживают тяжелый период: заняты карьерой, рождением детей, переживают болезнь/смерть близких, переезд, развод, создают новую семью и т.д. Как только родитель справляется с тяжелой ситуацией и начинает активно участвовать в жизни ребенка, успеваемость значительно повышается.

Как разговаривать с ребенком при получении табеля успеваемости?

При получении табеля, важно поинтересоваться прежде всего мнением самого ребенка. Каким он видит свой табель? Доволен ли он результатами своей работы? Или, возможно, он считает, что необходимо улучшить некоторые из отметок.

Если ребенок недоволен отметками в табеле, спросите, что, на его взгляд, может помочь ему улучшить результат в следующем полугодии.

Пожалуйста, будьте корректны в своих высказываниях. Неаккуратно брошенное слово может не только обидеть вашего ребенка, но также снизить мотивацию к учебе. Будьте справедливы. Перед тем как обвинять ребенка в равнодушии и безалаберности, сравните табель с оценками предыдущего полугодия. Действительно ли ребенок не приложил никаких усилий, чтобы улучшить ситуацию, или возможно оценки по одному или нескольким предметам заметно улучшились.

Почему это важно? Если родитель игнорирует изменения в отношении ребенка к учебе, это может привести к тому, что ребенок почувствует разочарование и недоверие к окружающим. Ведь если, несмотря на все усилия, реакция родителей осталась неизменной, то для чего тогда стараться?

Не скупитесь на похвалу! Похвала — это замечательный способ, для того чтобы желаемое поведение повторялось вновь и вновь. Начните свои комментарии по поводу высоких отметок. Похвалите ребенка за высокую оценку по литературе или по математике. Обратите внимание на положительную характеристику, написанную учителем.

И верьте, что несмотря на сложности, ваша любовь и поддержка, а также вовремя оказанная вами/специалистами помощь, обязательно помогут вашему ребенку улучшить табель.

Метки: Воспитание,

Понравился пост? Поддержи журнал "Психология Сегодня", нажми: Понравился пост? Поддержи журнал "Психология Сегодня", нажми:

psyhologytoday.ru

Дети в школе: почему ваш ребенок стал плохо учиться

Хорошая успеваемость детей в школе с введением ЕГЭ стала рассматриваться, как надежный социальный лифт в лучшее будущее. Именно поэтому большинство родителей придают такое значение оценкам своих детей. Некоторой напряженности добавила появившаяся недавно промежуточная аттестация учащихся, когда, начиная с 4 класса, качество знаний школьников оценивается по результатам экзаменов по 4-5 предметам.

Вопрос неуспеваемости части учеников, которые, по мнению их родителей и учителей, могли бы показывать результаты не меньше средних, волнует и школу, и семью. Социальный мониторинг деятельности педагогического коллектива, проведенный в среде родителей учеников, показывает, что большинство семей перекладывает ответственность за успеваемость учащихся на их учителей. Педагоги нередко обвиняют родителей за то, что они не помогают своим детям осваивать школьную программу, не воспитывают у них желание учиться.

Особенности отношения к учебе в различных возрастных категориях школьников

Для младших школьников новое положение в роли ученика, понимание того, что они заняты важным делом, придает хорошей успеваемости особую важность. Учеба для этих детей – средство, помогающее удовлетворить свойственную этому возрасту любознательность, интерес ко всему новому. В начальной школе дети трепетно относятся к своим оценкам. Мотивация хорошо учиться настолько велика, что плохие отметки нередко становятся причиной слез и бурных переживаний.

Это отношение подогревает интерес и внимание родителей к их учебе. Многие мамы и папы внимательно следят за успехами и достижениями ребенка, контролируют выполнение домашних заданий. Они держат тесный контакт с учителем, часто общаются с ним по поводу текущей успеваемости детей. Родительские собрания в начальной школе практически всегда проходят в полном составе.

В подростковом периоде картина становится совершенно другой. Главная деятельность для детей этого возраста – общение, осознание своего места в социуме, в коллективе сверстников. В школу ходят теперь не учиться, а общаться. Расширение сферы интересов подростков приводит их к занятиям спортом, реализации своих увлечениях в кружках, к созданию групп по интересам, к развлечениям. Как следствие такой смены приоритетов, происходит резкое снижение уровня успеваемости, появляются тройки и двойки

Старшеклассники к своей учебе относятся более осмысленно. Большинство юношей и девушек к старшим классам уже выбрали направление будущей профессиональной деятельности. Они вкладывают немало сил в те предметы, по которым собираются сдавать ЕГЭ, посещают по ним факультативные занятия, оставаясь равнодушными к остальным направлениям. Помимо возрастных особенностей, неуспевающие школьники могут иметь недостатки в познавательной сфере и в недостаточной мотивации к учебе.

Не всегда с первого раза можно определить, почему ребенок плохо учится. Здесь тесно сплетаются и физиологические причины, и отношение учителя и родителей к ребенку, и моральный климат в школьном коллективе.

Эти факторы успеваемости определяют в большинстве случаев, сложится ли у ребенка учеба или в мониторинге достижений его показатели не будут радовать ни педагогов, ни родителей.

  • Неумение воспринимать, сортировать и запоминать информацию – весомый аргумент для занятий с психологом.
  • Неправильная организация выполнения домашней работы, неумение правильно распределять свое время и силы.
  • Банальная лень, которую в начальных классах еще поддается коррекции.
  • Неадекватные способы учебной работы – анализа текста, освоения правил, приемов заучивания, выполнения упражнений.

Эти причины плохой успеваемости не зависят от стараний ребенка или качества преподавания школьных предметов.

  • Задержка психического развития – недостаточно развитые память , внимание, мышление приводят к тому, что еще в начальной школе деятельность учащихся по освоению учебных навыков значительно отстает от нормы.
  • Особенности нервной системы. Тревожные или чересчур ранимые дети не могут собраться перед ответом, допускают нелепые ошибки в контрольных, отвечают хуже, чем могли бы.
  • Гиперактивность – расторможенность нервной системы, неумение концентрировать внимание, высокая подвижность психики приводят к тому, что ребенок с хорошим интеллектом плохо учится.
  • Общие проблемы со здоровьем – частые пропуски по болезни и недомогания не дают детям осваивать школьную программу.

Не только от успешного выполнения учебных планов и программ зависит хорошая успеваемость школьников. Иногда личность учителя становится причиной того, что ребенку плохо в школе:

  • Педагог – случайный человек в школе, свой предмет он не знает, а, если и знает, то не умеет заинтересовать им учащихся. К сожалению, и такое бывает, учитель и дети не находят общий язык по причине его равнодушного отношения к своей работе.
  • Учитель предвзято относится к ребенку, он не видит в нем никакого потенциала, ставит клеймо «двоечника» или никуда не годного хулигана, не замечает успехов или старания.

Коллектив сверстников имеет большое значение для детей. Место, которое ребенок занимает в иерархии класса, может влиять на успеваемость школьника.

  • В классе часты конфликты с участием ребенка, он тратит на их разрешение слишком много сил, остатка которых не хватает на успешную учебу.
  • В коллективе «не принято» хорошо учиться, и многие дети в школе не хотят стать «белой вороной».

Наладить отношения в классе поможет тонкая индивидуальная воспитательная работа, проводимая классного руководителя в течение всего учебного года.

Интересуясь, как заставить ребенка лучше учиться, многие родители не всегда понимают свою роль в этом ответственном процессе.

  • В семье нередко выражается пренебрежительное отношение к школе и учителям.
  • Дети посещают несколько кружков или спортивных секций и не справляются с нагрузкой.
  • Родители не являются для детей примером в получении знаний, они не читают, имеют ограниченный круг интересов.
  • В семье не ведется контроль успеваемости ребенка, к его достижениям относятся равнодушно, плохих оценок тоже не замечают.
  • Частые ссоры или равнодушие к детям, нехватка времени на них приводят ребенка к выводу, что для получения своей доли тепла и любви нужно плохо учиться, потому что в этом случае родители хотя бы так обращают на него внимание.

В зависимости от того, что повлияло на успеваемость ребенка в школе, семье и педагогам нужно принимать меры.

Родители не могут повлиять на микроклимат в классе, или на личность педагога, не любящего свою работу, но помочь устранить большинство причин, из-за которых ребенок стал хуже учиться, они в состоянии.

Как повысить успеваемость школьников:

  • Следует ограничить нагрузку в виде дополнительных занятий, оставив не больше двух кружков, желательно с различными типами деятельности.
  • Для ослабленных детей следует организовать правильный режим дня, посетить консультации врача или психолога.
  • Не нужно показывать при ребенке негативного отношения к школе.
  • Родителям следует интересоваться школьной программой, выполнением домашних заданий.
  • Новые впечатления, экскурсии, литература, компьютерные игры, связанные с темами школьных предметов, могут развить интерес к учебе.
  • Развитая речь детей, умение строить высказывания – половина успеха в учебе. Нужно больше читать детям, побуждать их рассказывать о своих впечатлениях.
  • Для укрепления авторитета ребенка в классе, следует чаще интересоваться школьной жизнью, принимать вместе с детьми участие в мероприятиях.
  • В любых обстоятельствах не лишайте своих детей веры в себя, а критическое отношение социума компенсируйте своей любовью.

Задаваясь вопросом: «Почему не учатся дети, что делать в такой ситуации?», следует, прежде всего, найти причины неуспеваемости и в тесном контакте с педагогами школы принять меры по их устранению.

o-detyah.ru