Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
комбинированного вида города Тюмени

Неправильное произношение звуков у ребенка провоцируется родителями. Ребенок не выговаривает шипящие звуки в 5 лет


Как научить ребенка произносить шипящие звуки, или Жужжит над жимолостью жук | Обучение

Современные дети (впрочем, может быть, это только мне попадаются подобные детишки), развиваются как головастики. Очень высокий интеллектуальный потенциал и сниженные возможности моторного и артикуляционного развития. Ну, нет у них доминантного полушария, как мы к этому привыкли! У них оба полушария доминантные. Точнее, равноправные, хотя сначала это диагностируется как недоразвитие. Поэтому они схватывают информацию сразу, целиком. Больше ощущениями, чем логикой. Их легче учить читать сразу целыми словами, а не по слогам. А это, заметьте, при нашей методике обучения в школе очень непросто. Результат задачи тоже рождается у них сразу, а не поэтапно, и больше похож на озарение.

Вот и судите — как учить их, и что считать патологией, а что — нормой?

Мало кто из родителей обращает внимание на особенности речевого развития своих двух-трехлетних детей. Болтливость малышей, которые используют «свои» слова, понятные только избранному кругу взрослых, умиляет. Взрослые начинают сюсюкать и коверкать слова так же и, тем самым, оказывают малышу «медвежью услугу». Если вы хотите, чтобы речь вашего ребенка была правильной и грамотной, необходимо как можно больше разговаривать с ним, четко произнося слова, особенно окончания и предлоги.Читать ему стихи не торопясь и ритмично, без особой эмоциональности, спокойным, ровным, даже протяжным голосом. Поощрять ребенка договаривать слова-рифмы в стихах, воспитывая чувство слова и ритма. Сочинять очень простые, но эффективные двустишья типа: «БА-БА-БА. ВОТ ЛЕЖИТ ТРУБА». Желательно, чтобы малыш сам заканчивал строчку и повторял, по возможности, все двустишье.

А теперь обратим внимание на конкретные, трудно выговариваемые звуки.К шипящим относятся Ш Ж Щ Ч. Обычно замечают неправильное произношение звуков Ж и Ш. Причем звук Ш обычно не очень режет слух — шипения можно достичь разными способами. А вот звук Ж просто так не скроешь. Он или есть, или его нет. Поэтому ставить шипящие нужно со звука Ж.

Чаще всего проблема шипящих кроется в том, что ребенок не может расслабить язык и растянуть его широко. Так, чтобы края как бы наваливались на боковые верхние зубы. Поэтому полезно сначала научить язык расслабляться. Для этого нужно положить его на нижние зубы, как блинчик, и пришлепывать верхними зубками по языку. Сделать ему своеобразное «атата». Затем дать языку полежать спокойно, не двигаясь, на нижних зубах. Упражнение считается усвоенным, когда делается легко и свободно.

Руками изобразить всем известную позу «чашечки», как будто в ладошки нужно налить и удержать водичку. Язычок должен повторить эту позу. Желательно за зубами, а не высунутым вперед. Произнести звук ЗЗЗЗЗЗЗ. Конечно, этот звук не получится, а получится ЖЖЖЖЖ.Таким образом нужно обмануть речевую привычку произносить вместо Ж черт знает что.Как только звук начал получаться, нужно вводить его в слоги. Можно воспользоваться универсальным шаблоном для любого звука.

Берете карандаш и рисуете большую, высокую букву Ж. А рядом с ней, справа и слева, в столбик гласные первого порядка

Затем соединяете черточкой каждую гласную с нашим переростком, буквой Ж. Получается жучок-паучок. Далее, в производном порядке, сочетаете гласные со звуком Ж.Например, АЖА. АЖО. АЖУ. АЖА. ОЖА. УЖА. АЖА. ОЖО. УЖУ. И т.д., как ваша фантазия позволит.Если трудно начинать со звука гласного, можно его отбросить и произносить один слог — ЖА. ЖО…

Со звуком Ш после того как поставили звук Ж, работать одно удовольствие. Он сам появляется. Так же легко подобраться и к звуку Щ.

Звук Ч тоже относится к шипящим. Но он состоит из двух звуков — ТЬ и Щ. То есть, язык должен сначала ударить по альвеолам, а потом расслабиться и пропустить сквозь узкую щель звук Щ. При повышенном тонусе языка у детишек это получается плохо. Нужно прочувствовать сначала ТЬ, а потом соединить с Щ. Сначала медленно, а потом с ускорением, до полного слияния. Ни в коем случае нельзя напрягаться.

А дальше начинается самое интересное, по крайней мере, для меня, как логопеда. Сочиняем и запоминаем скороговорки, двустишья. Придумываем сказки, в которых нашего звука — навалом.

И соблюдаем правило хорошего логопеда: обращаем внимание на произношение только тех звуков, с которыми работали. Остальные пока пропускаем мимо уха. Настанет и их час.

shkolazhizni.ru

Ребенок не выговаривает шипящие звуки упражнения | Упражнения для детей

Как научить ребенка произносить шипящие звуки, или Жужжит над жимолостью жук

Хотелось бы поговорить на тему речевых проблем у детей и о том, как их эффективно решить общими усилиями.

Современные дети (впрочем, может быть, это только мне попадаются подобные детишки), развиваются как головастики. Очень высокий интеллектуальный потенциал и сниженные возможности моторного и артикуляционного развития. Ну, нет у них доминантного полушария, как мы к этому привыкли! У них оба полушария доминантные. Точнее, равноправные, хотя сначала это диагностируется как недоразвитие. Поэтому они схватывают информацию сразу, целиком. Больше ощущениями, чем логикой. Их легче учить читать сразу целыми словами, а не по слогам. А это, заметьте, при нашей методике обучения в школе очень непросто. Результат задачи тоже рождается у них сразу, а не поэтапно, и больше похож на озарение.

Вот и судите — как учить их, и что считать патологией, а что — нормой?

Мало кто из родителей обращает внимание на особенности речевого развития своих двух-трехлетних детей. Болтливость малышей, которые используют свои слова, понятные только избранному кругу взрослых, умиляет. Взрослые начинают сюсюкать и коверкать слова так же и, тем самым, оказывают малышу медвежью услугу . Если вы хотите, чтобы речь вашего ребенка была правильной и грамотной, необходимо как можно больше разговаривать с ним, четко произнося слова, особенно окончания и предлоги.Читать ему стихи не торопясь и ритмично, без особой эмоциональности, спокойным, ровным, даже протяжным голосом. Поощрять ребенка договаривать слова-рифмы в стихах, воспитывая чувство слова и ритма. Сочинять очень простые, но эффективные двустишья типа: БА-БА-БА. ВОТ ЛЕЖИТ ТРУБА . Желательно, чтобы малыш сам заканчивал строчку и повторял, по возможности, все двустишье.

А теперь обратим внимание на конкретные, трудно выговариваемые звуки.К шипящим относятся Ш Ж Щ Ч. Обычно замечают неправильное произношение звуков Ж и Ш. Причем звук Ш обычно не очень режет слух — шипения можно достичь разными способами. А вот звук Ж просто так не скроешь. Он или есть, или его нет. Поэтому ставить шипящие нужно со звука Ж.

Чаще всего проблема шипящих кроется в том, что ребенок не может расслабить язык и растянуть его широко. Так, чтобы края как бы наваливались на боковые верхние зубы. Поэтому полезно сначала научить язык расслабляться. Для этого нужно положить его на нижние зубы, как блинчик, и пришлепывать верхними зубками по языку. Сделать ему своеобразное атата . Затем дать языку полежать спокойно, не двигаясь, на нижних зубах. Упражнение считается усвоенным, когда делается легко и свободно.

Руками изобразить всем известную позу чашечки , как будто в ладошки нужно налить и удержать водичку. Язычок должен повторить эту позу. Желательно за зубами, а не высунутым вперед. Произнести звук ЗЗЗЗЗЗЗ. Конечно, этот звук не получится, а получится ЖЖЖЖЖ.Таким образом нужно обмануть речевую привычку произносить вместо Ж черт знает что.Как только звук начал получаться, нужно вводить его в слоги. Можно воспользоваться универсальным шаблоном для любого звука.

Берете карандаш и рисуете большую, высокую букву Ж. А рядом с ней, справа и слева, в столбик гласные первого порядка

Затем соединяете черточкой каждую гласную с нашим переростком, буквой Ж. Получается жучок-паучок. Далее, в производном порядке, сочетаете гласные со звуком Ж.Например, АЖА. АЖО. АЖУ. АЖА. ОЖА. УЖА. АЖА. ОЖО. УЖУ. И т.д. как ваша фантазия позволит.Если трудно начинать со звука гласного, можно его отбросить и произносить один слог — ЖА. ЖО

Со звуком Ш после того как поставили звук Ж, работать одно удовольствие. Он сам появляется. Так же легко подобраться и к звуку Щ.

Звук Ч тоже относится к шипящим. Но он состоит из двух звуков — ТЬ и Щ. То есть, язык должен сначала ударить по альвеолам, а потом расслабиться и пропустить сквозь узкую щель звук Щ. При повышенном тонусе языка у детишек это получается плохо. Нужно прочувствовать сначала ТЬ, а потом соединить с Щ. Сначала медленно, а потом с ускорением, до полного слияния. Ни в коем случае нельзя напрягаться.

А дальше начинается самое интересное, по крайней мере, для меня, как логопеда. Сочиняем и запоминаем скороговорки, двустишья. Придумываем сказки, в которых нашего звука — навалом.

И соблюдаем правило хорошего логопеда: обращаем внимание на произношение только тех звуков, с которыми работали. Остальные пока пропускаем мимо уха. Настанет и их час.

Популярные видео

Постановка шипящих звуков

Обращение к логопеду может понадобиться любому малышу на этапе становления разговорной речи. Даже чисто говорящие дети иногда плохо выговаривают некоторые шипящие звуки, что может стать проблемой в дальнейшем.

Причин, по которым ребенок не выговаривает тот или иной звук, довольно много. Иногда ребенок просто произносит звук так, как у него получается, а значит, неидеально. И здесь на помощь должен прийти грамотный логопед.

Постановка шипящих звуков у детей

Обследование у логопеда призвано выявить перечень звуков, которые ребенок произносит с нарушениями, а также предложить ряд мероприятий по коррекции дикции малыша. Мы можем предложить вам комплекс упражнений, которые обеспечивают верную постановку шипящих звуков и в результате помогают ребенку говорить правильно и свободно. Постановка шипящих звуков у детей – это комплекс мероприятий и упражнений, тесно связанных между собой.

Постановка шипящих Ш и Ж логопедом

Особенно часто дети не выговаривают правильно шипящие звуки. На практике постановка шипящих производится на основе постановки звука ш. Если ребенок научится произносить этот звук, он научится произносить и остальные шипящие. Обычно следом за произношением ш налаживается произношение ж. Поэтому постановка звуков ш и ж производится последовательно, иногда первой идет постановка буквы ж.

Постановка буквы Ш

Постановка буквы ш начинается с произнесения сочетания са. Затем логопед объясняет малышу, как плавно поднять язык к альвеолам, меняя, таким образом, и характер произносимого звука. Когда у малыша будет получаться произносить внятный звук ш, логопед показывает ему положение языка с помощью зеркала. Когда же ребенок произносит этот звук на выдохе, у него получается слог ша. Для того, чтобы закрепить полученные навыки, логопед может при произнесении са регулировать положение языка вручную с помощью введения под язык ребенка специального зонда, чтобы получить полноценный слог ша.

Иногда правильные шипящие, такие как ж и ш, можно получить из правильно произносимого звука р. Если ребенку удается часто произносить р, он должен сказать ра шепотом, а логопед с помощью зонда изменяет вибрацию языка и получает ша. Если же ра произносить громко, в результате получиться жа. Щ получают после постановки звука ч из правильно произносимого ч. Для этого звук ч как бы продолжается, его фрикативность усиливается, и постепенно получается щ.

Таким образом, благодаря опробованным работающим методикам, грамотный специалист научит вашего ребенка говорить внятно и правильно. Обращаясь к нам, вы всегда можете получить полную консультацию логопеда, а также всю необходимую помощь.

Как научить ребенка говорить буквы? Артикуляционная гимнастика.

Примерно с 15–18 месяцев жизни ребенок способен произносить фразы из двух и более слов, а к возрасту 18–20 месяцев в его словарный запас должно входить около 60–100 слов. В этот период у малыша интенсивно развивается артикуляция, и правильность произношения звуков во многом зависит от членов семьи: они должны разговаривать с ребенком и в его присутствии разборчиво, не коверкая слова. Но даже если это правило выполняется, в дальнейшем у ребенка все равно могут возникать сложности с произношением отдельных букв.

Как научить ребенка выговаривать буквы?

Занятия с ребенком для правильной постановки произношения можно проводить дома, не прибегая к услугам логопеда. Однако если у малыша наблюдаются проблемы с проговариванием многих звуков, пройти консультацию у специалиста все же придется, так как некоторые нарушения развития речи могут быть связаны с особенностями артикуляционного аппарата. В этом случае программа занятий для постановки правильного произношения должна быть разработана профессиональным логопедом.

Для самостоятельных занятий с ребенком в домашних условиях вам необходимо подобрать специальные артикуляционные упражнения. Артикуляционная гимнастика включает дыхательные упражнения, а также упражнения на развитие артикуляционного аппарата и отработку определенных положений языка, губ и мягкого неба.

Дыхательные упражнения. Такие занятия можно проводить с ребенком в виде интересных игр. Например, можно дуть на ватные шарики и вместе с малышом загонять их в импровизированные «ворота» (например, в коробку), или надувать воздушные шары.

Упражнения для развития подвижности губ. «Трубочка – Улыбка»: попросите ребенка вытянуть губы трубочкой, а потом растянуть их в улыбку. «Пятачок»: вытянутые в трубочку губы нужно двигать вправо и влево и вращать по кругу. «Рыбки»: хлопать губами друг о друга, произнося при этом глухой звук. «Уточка»: вытянуть губы и сжать их пальцами так, чтобы большие пальцы находились под нижней губой, и вытягивать губы вперед, стараясь изобразить клюв уточки.

Упражнения для губ и щек. «Хомячок»: надуть обе щеки, а затем надувать их по очереди. Сильно втянуть щеки. Затем снова надуть щеки и бить по ним кулачком таким образом, чтобы воздух выходил с шумом.

Статические упражнения для языка. «Птенчики»: расслабленный язык лежит в ротовой полости, рот широко открыт. «Чашечка»: рот широко открыт, боковые и передний края языка подняты и не касаются зубов. «Трубочка: рок открыт, боковые края языка подняты. «Лопаточка»: расслабленный язык лежит на нижней губе. «Стрела»: рот открыт, узкий язык выдвинут вперед.

Динамические упражнения для языка. «Конфетка»: рот закрыт, напряженный язык упирается то в одну, то в другую щеку. «Чистим зубки»: рот закрыт, язык круговыми движениями обводит пространство между губами и зубами. «Змейка: рот широко открыт, узкий язык с силой выдвигается вперед и резко убирается обратно. «Часики»: губы растянуты в улыбку, рот приоткрыт, кончик языка по очереди тянется к уголкам рта.

Проводить упражнения артикуляционной гимнастики следует каждый день по 2–4 раза. Упражнения для развития губ, щек и языка выполняются перед зеркалом. Для одного занятия достаточно 3–5 минут, в течение которых рекомендуется выполнять с ребенком не больше 2–3 упражнений. Каждое упражнение следует выполнять по 5–7 раз, а статические упражнения, при которых ребенку необходимо удерживать определенное артикуляционное положение, делают по 10–15 секунд.

Как научить ребенка говорить буквы Р, Л и Ш?

Звуки, которые никак не поддаются ребенку, следует прорабатывать по отдельности. Как правило, самые большие проблемы у ребенка могут возникать с такими буквами, как Р, Л и Ш. Научиться выговаривать букву Р ребенок должен в возрасте 4–6 лет, а задумываться о том, как научить ребенка говорить букву Л, следует когда ему будет 5–6 лет. Учить малыша правильному произношению шипящих звуков необходимо тогда, когда он уже достаточно хорошо произносит другие согласные звуки. Как научить ребенка выговаривать буквы, которые сложны для произношения? Помимо проговаривания слов с этими буквами необходимо делать специальные артикуляционные упражнения.

Как научить ребенка говорить букву Р? «Чистим зубки»: рот широко открыт, кончик языка «чистит» верхние зубы с внутренней стороны, при этом губы растянуты в улыбке так, что видны верхние и нижние зубы, а нижняя челюсть неподвижна. «Маляр»: рот приоткрыт в улыбке, кончик языка двигается по нёбу, делая движения вперед и назад, при этом губы и нижняя челюсть неподвижны. «Барабанщик»: рот приоткрыт в улыбке, кончик языка стучит по верхним альвеолам, произносится твердый звук «д», при этом темп произношения постепенно увеличивается.

Как научить ребенка говорить букву Л? «Варенье»: рот слегка приоткрыт, широкий передний край языка облизывает верхнюю губу движениями сверху вниз. «Пароход»: рот приоткрыт, ребенок произносит долгий звук «ы», при этом кончик языка должен находиться в глубине рта и быть опущенным вниз, а спинка языка поднята к нёбу. «Лошадка»: приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка сначала медленно, а потом быстрее (следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной).

Как научить ребенка говорить букву Ш? «Лопатка»: рот приоткрыт в улыбке, широкий передний край языка лежит на нижней губе от 5 до 10 секунд. «Мячик»: рот слегка приоткрыт в улыбке, широкий передний край языка лежит на нижней губе. Ребенок должен сдуть ватку на другой конец стола узкой струей воздуха, произнося при этом длительный звук «ф». «Гармошка»: рот приоткрыт, язык «приклеен» к нёбу, ребенок при этом закрывает и открывает рот, не меняя положения языка. Выполняя этот комплекс упражнений, вы легко справитесь с шипящими звуками и быстро разберетесь, как научить ребенка говорить буквы Ш, Щ, Ж и Ч.

Источники: http://shkolazhizni.ru/school/articles/4568/, http://logopedkirov.ru/uslugi/postanovka-shipyashhikh-zvukov/, http://mezhdunami.net/dety/kak-nauchit-rebenka-govorit-bukvy-artikulyatsionnaya-gimnastika.html

Комментариев пока нет!

orebenkah.ru

Если ребенок не выговаривает букву Ш и Ж

4 Август 2017       ditim      Главная страница » Бабушкин архив      Просмотров:   527

Что делать, если ребенок в 5 — 6 лет не выговаривает шипящие — Ш и Ж. О том, как научить ребенка правильно произносить буквы Ш и Ж, мы прочитали в одном из выпусков «Семьи и школы»:

Звуки «ш» и «ж» сложны по своей артикуляции, поэтому малыши осваивают их сравнительно поздно и нередко даже к концу дошкольного возраста выговаривают неправильно или неясно. Есть много вариантов неправильного произношения этих звуков: их или вовсе опускают, или произносят нечетко, или заменяют другими (чаще всего «с» и «з»). Не останавливаясь на причинах этих искажений, расскажем кратко о том, как научить ребенка правильно произносить «ш» и «ж».

Как научить ребенка произносить звук Ш

Нормальное положение органов речи при произнесении «ш» таково: рот раскрыт, губы слегка округлены и выпячены, выдвинуты вперед (образуя «рупор»). Зубы несколько сближены (расстояние между ними 1—2 миллиметра). Широкий кончик языка приподнят к передней части нёба, но не касается его; при этом образуется узкая щель, в которую направляется выдыхаемая сильная струя воздуха. Боковые края языка приподняты, плотно прижаты к верхним коренным зубам. Спинка языка опущена (положение языка в целом можно сравнить с лопатой, чашечкой, ковшиком).

В отличие от глухого «ш» при произнесении звонкого «ж» участвуют голосовые связки. Выдыхаемая струя и напряжение языка при этом звуке слабее, чем при «ш». Кончик языка под действием струи воздуха немного дрожит, вибрирует. Прежде чем приступать к занятиям, надо проверить, достаточно ли развит у малыша фонематический слух, то есть умеет ли он отличать шипящие от других, сходных звуков (именно недостаток такого умения часто оказывается причиной различных дефектов речи). Для проверки и тренировки фонематического слуха полезно предложить ребенку придумать слова со звуками, о которых идет речь, отобрать картинки, в названиях которых есть эти звуки, разобрать с ребенком смысл слов, отличающихся одним звуком (например: Мишка — миска, Машка — маска, крыша — крыса, кушать — кусать и т. д.). Подобные упражнения подготовят правильное произнесение звуков.

Если язык ребенка недостаточно подвижен, вял, то необходимы специально подобранные подготовительные упражнения. Вот некоторые из них:

  • высовывать широко распластанный язык с загнутым кончиком и приподнятыми боковыми краями,
  • поднимать и опускать лопатообразно высунутый язык к верхним и нижним зубам, к верхней и нижней губам и т. п.

Полезно, чтобы ребенок не только выполнял определенные движения языком, но и чтобы он удерживал некоторое время определенные артикуляционные положения. Все упражнения ребенок должен делать перед зеркалом, чтобы он мог контролировать положения языка, зубов, губ.

После этих подготовительных упражнений можно приступать и к основным:

  • Прежде всего, можно попытаться выработать у малыша правильное произношение «ш» и «ж» по подражанию. Вы несколько раз четко произносите слова с этими звуками, подчеркивая голосом звучание «ш» и «ж», и предлагаете малышу тут же повторить. Иногда этого достаточно, чтобы ребенок начал произносить правильно.
  • Если не получилось, можно использовать специальные приемы постановки звука «ш». Ребенок должен высунуть язык, поставить его в «позицию», а затем медленно втягивать. При сочетании такой артикуляции с сильным выдохом звучит «ш».
  • Можно добиться правильного звука «ш» от звука «с». Для этого в момент произнесения звука «с» кончик языка постепенно поднимается и отодвигается несколько назад. Для подъема языка используются шпатели, конец ложки, ручка зубной щетки (разумеется, все должно быть чистым). При такой механической помощи звук «с» превращается в «ш». Одновременно с подъемом и отодвиганием языка необходимо губы слегка выдвинуть вперед — это делается легким нажимом пальцев на щеки. Само собой разумеется, если у ребенка есть какие-либо недостатки произношения свистящих звуков (с, з, ц), то они должны быть устранены до начала работы над шипящими (ш, ж, ч, щ).
  • Исправление звука «ж» после устранения недостатка произнесения «ш» не представляет трудности: в правильное произнесение глухого «ш» включается голос, а с механической помощью звук «ж» получается от «з».
  • Правильное звучание закрепляется в слогах, словах, фразах. С ребенком разучиваются стихотворения, песни, потешки, скороговорки, богатые звуками «ш» и «ж». Закрепление звуков идет быстрее, если оно происходит в игре.

Нарушение звуков «ш» и «ж» в большинстве случаев исправимо, и часто недостаток устраняется сравнительно легко. Но непременным условием всегда является регулярность, систематичность упражнений и желание самого ребенка исправить речь и начать выговаривать Ш и Ж правильно. И ребенок, и родители должны быть терпеливы и настойчивы. Если результаты самостоятельных занятий невелики, то надо обратиться к логопеду.

Похожие статьи

    Метки: дети, досуг, семья     

babudacha.ru

ребенок не говорит шипящие и свистящие звуки - Логопедия

анонимно (Женщина, 30 лет)

Не говорит буквы р и шипящие

Здравствуйте, ребёнку 4 года исполнилось 2 недели назад, не говорит букву р и шипящие. Может ли она начать говорит, или потребуется логопед. К какому времени начинают все говорить

анонимно (Женщина, 35 лет)

У ребенка утром не разгибаются безымянные пальцы

Здравствуйте, подскажите пожалуйста, сыну 6,5 лет.Совсем недавно после сна перестали разгибаться одновременно безымянные пальчики. Через несколько минут все проходит, и пальчики разгибаются и работают как остальные. Подскажите к какому доктору...

анонимно

Ухудшение чистоты произношения звуков

Здравствуйте, Елена Николаевна. Мы живем в Испании, нашей девочке 4 года 3 месяца. Родной язык для нее -русский. Хорошо осваивает еще два - испанский и немецкий. Она вполне прилично произносит...

анонимно

1год 11 мес и почти не говорим

Здравствуйте !моей дочке 1г 11 мес, а она почти ничего не говорит. У нее хорошо получается мама, папа, деде, катя, бай, папай, ка-ка,пись, бобой и ням-ням,га-га, ко-ко,ку-ку,бе .физ развитие нормальное,...

Оксана Юшкова

не четко говорит шипящие и свистящие

Здравствуйте!! моему ребенку 4г7 мес.говорит много,словарный запас очень большой.в этом году в сад пришла логопед-сказала что он не выговаривает шипящие и свистящие звуки и р.сказала что ребенок очень запущен и...

Надежда Живаева

не выговаривает буквы

Здраствуйте моей доченьке 3г9м разговаривать начала рано в 1г5м уже разговаривала но сейчас все ее сверсники уже выговаривают буквы и говорят букву р. А у нее никак не получается не...

НАТАЛЬЯ ПАШКО

Ребенок мало говорит

Здравствуйте.Моей дочке 2года 8мес.У нас такая проблема:говорит девочка намного меньше слов ,чем положено в этом возрасте.Элементарная фраза сформирована -типа мама дай,папа на,дай вот это и т.д.Когда просишь повторить какое-то слово...

health.mail.ru

Как научить ребенка выговаривать буквы

Большинство детей к 5—7 годам говорит правильно. Однако бывают случаи, когда ребята приходят в школу с еще не чистой речью. Обычно дети искажают шипящие звуки и звук «р». Недостатки произношения порой приобретают устойчивый характер и трудно поддаются исправлению. Поэтому за речью детей следите с самого раннего детства, не допускайте, чтобы ребенок шел в школу с неправильным произношением. Это особенно важно, так как недостатки произношения являются иногда причиной неуспеваемости детей.

Нередко недостатки произношения появляются в результате неправильного воспитания. В некоторых семьях взрослые при разговоре с малышом лепечут и сюсюкают. Этим самым они закрепляют неправильное произношение ребенка.

Говорите с ребенком всегда спокойно, четким, грамотным языком. Следите за речью детей и вовремя пресекайте замеченные недостатки произношения, так как исправлять их позже, когда они укоренятся, будет значительно труднее. Особое внимание развитию речи надо уделять в дошкольном возрасте, когда процесс идет наиболее интенсивно, а речь очень гибкая и податливая.

Некоторые родители считают, что разговорная речь развивается самостоятельно, без помощи взрослых. Это совсем не так. Невмешательство в процесс формирования детской речи приводит иногда к отставанию общего развития. Используйте всякого рода потешки, песенки, прибаутки, чтобы научить ребенка правильно произносить звуки. Большое влияние на развитие речи малышей оказывает пример старших детей. Но не для всех детей достаточно простого подражания правильной речи, и малыши все-таки часто неправильно произносят отдельные звуки. К таким ребятам проявите особое внимание.

Дети с недостатками в произношении стесняются говорить, избегают слов с трудными для них звуками, становятся раздражительными и неохотно идут в школу. У ребят возникает чувство неполноценности, боязнь «поправок» и насмешек. Поэтому создайте в семье правильное отношение к ребенку, имеющему недостатки речи, не допускайте, чтобы над ним смеялись, передразнивали его. Помогите спокойно, без стеснения преодолевать недостатки, дайте ребенку почувствовать, осознать всю важность правильного произношения и необходимость устранения картавости или шепелявости, заинтересуйте его этой работой.

Если ребенок к 5—6 годам неправильно произносит некоторые звуки, обратитесь к специалисту-логопеду, который поможет исправить произношение. Если нет этой возможности, занимайтесь с ребенком сами.

Приемов по постановке правильного произношения очень много. Приведем некоторые из них.

Во всех случаях исправления произношения попытайтесь сначала получить звук непосредственно путем подражания. Предложите ребенку произнести звук, показав сначала на себе. Потом добейтесь того, чтобы ребенок все повторил за вами. Занятия по постановке звуков проводите перед зеркалом: ребенок не только будет видеть свою артикуляцию, но и сравнивать ее с вашей.

Имейте в виду, что не всегда удается получить правильный звук на первых же занятиях. Эта работа требует терпения и большой настойчивости. При произнесении звука «ш» губы округлены и слегка выдвинуты вперед, зубы чуть-чуть приоткрыты, кончик языка поднят вверх и образует щель с небом в передней его части. Звук произносится без голоса. Выдыхаемая струя воздуха теплая.

Если ребенок не картавит, то легко можно научить его произносить звук «ш». Предложите ребенку произнести «р» сначала громко, затем шепотом, немного отодвинув при этом язык шпателем (или ручкой ложечки) от альвеол к передней части неба,— получится звук «ш».

Точно так же ставится и звук «ж». Только он произносится с участием голоса, что легко ощутить, приложив руку к гортани.

Звук «р» ставится следующим образом: предложите ребенку произносить звук «д» сначала медленно, а потом все быстрее. В момент произнесения «дддддддд…» положите под язык указательный палец ребенка и быстро передвигайте его вправо и влево. Таким образом вырабатывается вибрация кончика языка и правильное звучание «р».

При произнесении звука «с» губы слегка растянуты, как при легкой улыбке, зубы чуть-чуть раскрыты (1—1—1,5 мм) и немного обнажены, кончик языка касается нижних зубов; посредине языка образуется желобок, по которому идет выдыхаемый воздух. При произнесении звука «с» выдыхаемая струя воздуха холодная. Это легко проверить, подставив тыльную сторону руки ко рту.

Звук «з» произносится так же, как и «с», только с участием голоса. (Сравните «ш» и «ж».) Вибрацию гортани легко почувствовать, приложив к ней руку.

Прежде чем приступить к постановке звука «л», научите ребенка четко и отрывисто произносить звук «ы». Сначала добейтесь, чтобы он быстро высовывал между губами широкий язык и убирал его назад. Такое упражнение проводите много раз. При этом получаются звуки «бл-бл-бл-бл-бл…». Затем переходите к следующему приему — просовывать широкий язык между зубами, слегка прикусывая кончик языка и «лллллл…у», «лллллл…ы». Так постепенно вырабатывается правильное произношение «л».

После того как вы добились верного произношения звука, закрепите этот звук в речи. Например, при закреплении звука «ш» предложите ребенку долго и четко произносить «ш-ш-ш-ш», подражая выпускающему пар паровозу; звук «ж» закрепляется при подражании жужжанию пчелы «ж-ж-ж-ж», звук «р» при подражании рокоту мотора «р-р-р». Затем переходите к произнесению прямых («ша», «шо», «шу», «шы», «ра», «ро», «ру», «ры») и обратных; («аш», «ош», «уш», «ыш», «ар», «ор», «ур», «ыр») слогов. Подберите ряд слов, предложений, стихотворений для упражнений, в которых часто встречается закрепляемый звук и, с наоборот, отсутствует тот, которого еще нет у ребенка.

Например, для закрепления звука «ш» разучите стихотворение:

«Мишка милый,Мишка славный,Неуклюжий и забавный,—Весь из плюша мишка сшит,Ватой пышною набит».

Для закрепления звука «р»:

Рано, рано мы встаем,Громко сторожа зовем:«Сторож, сторож, поскорейВыходи кормить зверей».

Для закрепления звука «с»:

«В лесу темно, все спят давно.Одна сова не спит, на суку сидит».

Очень часто дети испытывают затруднения не только в произношении звуков, но и в различении и узнавании их. Это впоследствии осложнит обучение детей чтению и письму. Поэтому с ребятами старшего дошкольного возраста (6—7 лет) проводите различные упражнения. Когда ребенок научится правильно произносить, например, звук «с», предложите ему отобрать картинки с изображением предметов, в названиях которых есть этот звук (сани, собака, бусы, усы, нос и т. д.), и произносить названия картинок. Затем поручите ему самому придумать слова с этим звуком. Такие упражнения помогут закреплению звука в речи.

От родителей во многом зависит, чтобы ребенок 7 лет пришел в школу с совершенно чистым произношением. Выдержка и терпение, длительный, кропотливый труд принесут свои плоды — дети с чистой правильной речью будут правильно развиваться и успешно овладевать знаниями.

— Н. Чевелева, логопед

mediinfa.ru

Как помочь своему ребенку правильно произносить звук «Ш»

Как помочь своему ребенку правильно произносить звук «Ш»

Шипящие звуки (Ш, Ж, Щ, Ч) не всегда получаются даже у шестилетнего ребёнка. Вместо слова «шишка» можно услышать «сыска», «фыфка», «тытка», «хыхка». Это разные варианты неправильного произнесения звука Ш. 

Для того, чтобы правильно произнести звук Ш, язык должен занять определенное положение в ротовой полости. Он непременно широкий, передний край языка поднят вверх и образует щель с твердым нёбом возле верхних передних резцов, боковые края языка плотно прижимаются к верхним коренным зубам. Важно, чтобы язык был абсолютно симметричен, в противном случае может получиться боковое произношение шипящих.

Звуки речи усваиваются ребенком в определенной последовательности. Причем первыми ребенок начинает произносить не те звуки, которые он чаще слышит, а те, которые ему легче произнести. Подъем кончика языка вверх становится возможным для ребенка в возрасте около трех лет. Поэтому шипящие звуки появляются в речи в 3-4 года.

Прежде чем пытаться самостоятельно научить шипеть своего ребенка, мы рекомендуем пройти логопедическое обследование у специалиста. Возможно, укороченная подъязычная уздечка не позволяет языку подниматься вверх. Тонус мышц языка может быть причиной бокового произношения. С такими особенностями органов артикуляции может справиться только специалист.

Если органы артикуляции вашего малыша в порядке, предлагаем вам следующий план действий. Последовательность работы строго определена. Не стоит спешить переходить от одного пункта к следующему.

1. Артикуляционная гимнастика. (см. Приложение 1)

Самая важная и длительная работа. Рекомендуем очень тщательно и основательно подойти именно к этому этапу работы, т. к. от качества выполнения этого периода будет зависеть дальнейшая работа.

Прежде всего необходимо подготовить органы артикуляции к правильному произношению. В этом вам поможет специально подобранный комплекс артикуляционной гимнастики. В ходе выполнения артикуляционных упражнений малыш должен научиться делать язык широким, поднимать его вверх, выдувать воздух посередине языка, удерживая при этом вытянутыми губы. Все упражнения следует выполнять без принуждения, в игровой форме, весело и интересно. Дети учатся только по подражанию. Поэтому, прежде чем приступить к занятиям, сами перед зеркалом разучите все необходимые упражнения. Упражнения разучиваются постепенно, добавляя новые. Артикуляционную гимнастику следует выполнять ежедневно, используя любые режимные моменты (умываемся, чистим зубы, одеваемся, гуляем, играем). Важно добиться четкого и правильного выполнения. Маленький ребенок достаточно быстро переключается с одного вида деятельности на другой, поэтому лучше выполнять упражнения по 2-3, но чаще в течение дня. Главное, поддерживать интерес и не переутомлять малыша. Гимнастику можно выполнять под музыку, либо сопровождая упражнения стихотворными текстами. После того, как упражнения будут с легкостью выполнятся, можно приступать ко второму шагу.

2. Вызыванию звука Ш.

Обращаем ваше внимание на соблюдение «тайны» звука. Не говорите какой звук вы собираетесь вызывать. Мы не будем учиться говорить звук Ш, мы будем учиться шипеть как змея.

Предлагаем вам несколько способов вызывания звука Ш.1. Шипение, это привилегия змеи. Поэтому стоит изобразить её, используя руку. Она будет змеёй: кисть – голова, всё остальное – гибкое тело. Вот «змея» ползёт по столу. Потом приподнимает голову, делает стойку (опора на локоть), вытягивает голову вперёд, и, раскрывая пасть, шипит: «Ш-ш-ш-…. При этом стоит обратить внимание ребёнка на то, что язык – «чашечка» поднят вверх, а губы вытягиваются вперёд трубочкой. Если малыш затрудняется вытянуть губы, помогите ему — нажмите большим и средним пальцами на его щеки в районе коренных зубов, язык изнутри плотнее прижмется к коренным зубам, а губы выступят вперед «рупором». Обучаем змею разговаривать — используем карточки с символами или буквами гласных звуков (ШШШ - ША, ШШШ - ШЭ, ШШШ - ШО, ШШШ -ШУ).2. Просим ребенка сделать из языка «чашечку». Прислоняем «край чашечки» - широкий кончик языка, к остриям верхних зубов. В чашечке очень горячий чай, надо подуть на край чашечки, чтобы остудить чай. Выдох надо ощущать на подставленной ко рту ладони. Будет слышен неясный свистящий звук. Теперь чашечку нужно аккуратно занести в рот, так, чтобы не расплескать чай. «Край чашечки» скользит от остриев верхних зубов по внутренней стороне резцов, потом по нёбу до альвеол. Все это время не перестаем дуть «на край чашечки». Свистящий звук перейдет в шипящий. Когда услышите звук Ш, скажите ребенку, что так «шипит змея». В дальнейшем пусть ребенок сразу приставляет «край чашечки» к альвеолам и «шипит». «Шипение ложится» на ладонь, оно «горячее». Округляем и вытягиваем губы — выйдет полноценный Ш. Учим змею разговаривать слогами.3. Если у ребенка есть правильный звук С, просим его «посвистеть как комар». Губы находятся в улыбке, видны верхние и нижние резцы. Не прерывая свиста, язык ребенка перемещается от внутренней поверхности нижних резцов к внутренней поверхности верхних резцов, и дальше к альвеолам. Комар должен ползти, непрерывно ощупывая дорогу хоботком, чтобы не сбиться с пути, ведь во рту темно. Комар должен превратиться в другое существо, предлагаем вместе выяснить, в кого он превратится. Сначала послышится нечеткий шипящий звук. Когда язык достигнет альвеол, получится почти полноценный звук Ш. Комар превратился в змею и шипит. Остается только округлить и вытянуть вперед губы (самостоятельно или с помощью пальцев). Обучаем змею разговаривать.4. Ребенок приставляет широкий кончик языка к внешней поверхности альвеол и длительно тянет звук Т. За ним идет шипящий звук. Пусть ребенок этим звуком целится себе в ладонь. Пока ребенок тянет звук Т и следующий за ним шипящий, рот приоткрытю. Просим поставить верхние резцы на нижние. Возникнет почти полноценный Ш. Шипение должно ложиться на ладонь широкой горячей струей. Затем нужно сразу шипеть как змея без опорного звука Т. Губы находятся в широкой улыбке, открывающей верхние и нижние резцы. Пока ребенок «шипит», большим и средним пальцами нажмите на его щеки, тем самым выдвигая губы вперед «рупором». Звук Ш станет совсем точным. В дальнейшем ребенок научится сам выговаривать звук без вспомогательных средств. Обучаем «змею» разговаривать.5. Если ваш ребенок правильно произносит звук Р, т. е., широкий язык находится за верхними зубами и вибрирует только кончик языка, можно использовать Р для вызывания звука Ш. Губы находятся в широкой улыбке, видны верхние и нижние резцы, ребенок тянет звук Р. Просим произнести этот же звук, но шепотом, чтобы язык прекратил свою вибрацию. Послышится звук Ш. Говорим ребенку, что так «шипит» змея. Округляем губы. Закрепляем звук в слогах.Научившись произносить изолированный звук Ш, вспоминаем и ищем, что и кто еще умеет шипеть. Шипит проколотая шина, рассерженная кошка и гусь, шелестят листья деревьев на ветру, осенние опавшие листья под ногами, скребется мышь под полом.

3. Автоматизация звука в слогах и словах.

При автоматизации звука в словах следует исключать те слова, в которых встречаются звуки, которые не выговаривает ваш малыш. Т.е. если ребенок не говорит звук Р, мы не предлагаем ему слово ШАРИК.

= прямые слоги (ША, ШО, ШУ, ШЭ, ШИ, ШУ)= в интервокальной позиции (АША, ОШО, УШУ, ЭШЕ, ИШИ, УШУ)= обратные слоги (АШ, ОШ, УШ, ЭШ, ИШ, УШ)

4. Автоматизации звука в предложениях, стихах и связной речи.

Данная работа осуществляется постепенно, по принци­пу: от простого к сложному.

5. Дифференциация звуков.

Данный этап работы необходим, если изначально ваш малыш заменял звук Ш на какой-то другой (как правило, это звук С - «сапка», «масина»).

Для автоматизации и дифференциации звуков вам помогут логопедические тетради (см. Приложение)Приложение 1.

Комплекс артикуляционной гимнастики для шипящих звуков

1. Окошко.

Широко открыть рот, язык свободно лежит во рту, кончик находится у нижних зубов. Удерживать рот в таком положении на счет от 1 до 5. Закрыть рот, удерживать закрытым на счет от 1 до 5. Повтор 3-5 раз.

2. Заборчик.

Губы в улыбке, зубы сомкнуты в естественном прикусе и видны. Удержать под счет от 1 до 10.

3. Трубочка.

Зубы сомкнуты. Губы вытянуты вперед. Удержать под счет от 1 до 10.

4. Хоботок (Бублик).

Зубы сомкнуты. Губы вытянуты вперед и округлены. Верхние и нижние резцы видны. Удержать под счет от 1 до 10.

5. Чередование «Улыбочки», «Трубочки», «Бублика»  в разной последовательности. Удержание каждой артикуляционной позы 4-8 сек., до 5 повторов.

6. Накажем непослушный язычок + блинчик.

Улыбнуться. Приоткрыть рот. Спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить звуки пя-пя-пя. Удерживать расслабленный язык в спокойном положении под счёт от 1 до 10. Рот чуть приоткрыт. Губы не напряжены, не растягиваются в широкую улыбку. Нижняя губа не натягивается на нижние зубы. Язык не высовывается далеко, он только накрывает нижнюю губу. Повтор 3-5 раз.

7.Блинчик + вкусное варенье.

Улыбнуться. Приоткрыть рот. Широкий язык положить на нижнюю губу. Поднять широкий язык на верхнюю губу. Движением сверху вниз убрать язык за верхние зубы. Закрыть рот. Язык не сужается. Нижняя челюсть неподвижна. 5-10 повторов.

8. Качели.

Большие качели. Язык высунуть изо рта. Широ­кий кончик языка поднимать к носу, а затем опускать к подбородку.Маленькие качели. Рот открыт, но язык двигает­ся внутри ротовой полости. Широкий кончик языка прикасается ко внутренней стороне верхних резцов, затем ко внутренней стороне нижних резцов. Повтор 5-10 раз.

9. Чашечка.

Рот широко открыть. Сделать «Блинчик», кончик языка и боковые края поднять вверх, придавая языку форму «Чашечки». Удержать под счет от 1 до 10. Завести «Чашечку» в рот за верхние зубы и удержать под счет от 1до 5.

10. Маляр.

Открыть рот, широким кончиком языка погла­дить нёбо, делая движения вперед-назад (от зубов вглубь ротовой полости и обратно). Язык- «кисточка» красит «потолок». Повтор 6-8 раз.

11. Больной пальчик.

Положить широкий плоский кончик языка между губами (т. е. губы слегка придерживают кончик языка) и подуть на палец. Воздух должен идти по середине языка через ма­ленькую щель между языком и верхней губой. Делать глубокий вдох и долгий плавный выдох. Щеки не надуваются. Повтор 3-5 раз.

12. Лошадка.

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык прижать к нёбу, со щелчком оторвать. Следить, чтобы губы были в улыбке, нижняя челюсть не двигалась. Темп цоконья лошадки то замедляется, то ускоряется.

13. Грибок.

Рот открыт. Губы в улыбке. Прижать широкий язык всей плоскостью к нёбу (язык присасывается) и удержать в таком положении под счёт от 1 до 10. Подъязычная уздечка языка — это «ножка» гриба, язык — его «шляпка». Боковые края языка плотно прижаты к нёбу, губы не натягиваются на зубы. Повтор 3-5 раз.

14. Гармошка.

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык прижат к нёбу (язык присасывается) и, не опуская языка, раскрывать и закрывать рот. При открывании рта губы в улыбке и остаются неподвижными, язык не провисает. 5-10 повторов.

15. Фокус.

Положить на кончик носа маленький кусочек ватки, высунуть изо рта язык, придать ему форму чашечки и подуть на кончик носа так, чтобы ватка подлетела высоко вверх. Воздушная струя при дуновении направляется вверх с языка. Повтор 4-5 раз.

Приложение 2.

Список рекомендуемой литературы:

Полякова М.А. Самоучитель по логопедии. Универсальное руководство. М.: Т.Дмитриева, 2015. - 160 с.Жихарева-Норкина Ю.Б. Домашняя тетрадь для логопедических занятий с детьми : пособие для логопедов и родителей. Выпуск 7. Звуки Ш, Ж. М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2005. — 136 с.Комарова Л.А. Автоматизация звука Ш в игровых упражнениях. Альбом дошкольника. М.: Гном, 2015.- 32 с.Азова Е.А., Чернова О.О. Домашняя логопедическая тетрадь. Учим звуки Ш, Ж. М.: ТЦ Сфера, 2010.- 32 с.Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Домашняя тетрадь №3 для закрепления произношения шипящих звуков. М.: Гном, 2007.- 36 с.

Статью подготовила Степанова Елена Александровна учитель – логопед центра коррекции речи «Логопед и Я» г. Ульяновск

logoped73.ru

Неправильное произношение звуков у ребенка провоцируется родителями!

Неправильное произношение звуков у ребёнка очень часто является результатом «сюсюканий» родителями…  Об этом и хочет сообщить логопед читателям «Семья на 5»

14 ноября, свой профессиональный праздник отмечали логопеды. Многие считают, что логопед работает над исправлением только неправильного произношения звуков у детей.

Однако очень часто он работает с целой семейной системой, ведь детские проблемы с речью (а это и произношение отдельных звуков, и нарушение голоса, темпа и тембра речи, и заикание), часто является следствием патологий беременности или родов, нюансов воспитания и тому подобное.

Сегодня поговорим об одном из самых распространённых речевых нарушений у детей — дислалию. У дошкольников нередко встречается нарушение произношения отдельных звуков — чаще всего это шипящие (ж, ч, ш, щ), свистящие (с, с, ц) и сонорные звуки р и л.

До 5 лет эти нарушения считают нормой, однако после 5 лет речь ребёнка уже должна быть без дефектов. А что делать, когда ребёнок их не произносит?

— Тогда можно говорить о дислалии — нарушении произношения звуков при нормальном развитии слуха, — объясняет Нина Винничук, врач-логопед. — В общем, уже в возрасте 6-7 лет, когда ребёнок идёт в первый класс, он должен произносить все звуки. Поэтому если слышите, что ребёнок шепелявит, имеет проблемы со звуками «л» и «р», желательно ещё до школы обратиться к логопеду — именно в этом возрасте коррекция является наиболее эффективной.

Читаем: Нужно ли заставлять ребенка заниматься и учиться?

— А почему ребёнок не выговаривает те или иные звуки?

— В зависимости от стадии развития речи, ребёнок осваивает разные звуки в разное время. До 5 лет артикуляционный аппарат ещё формируется, а потому затруднения в произношении некоторых сложных звуков — шипящих, свистящих — является нормой.

Однако бывает органическая дислалия, обусловленная анатомическими дефектами. Это может быть коротковата подъязычная уздечка (при этом усложняются движения языка), неправильное строение челюстей или зубов — например, аномалия прикуса (когда между зубами верхней и нижней челюстей при их смыкании остаётся промежуток), большие промежутки между зубами, неправильное строение неба (слишком высокое или слишком низкое, плоское небо) и т. подобное.

Родители формируют неправильное произношение звуков у ребёнка

Но очень часто дислалию вызывают… родители. И это самое обидное. При полном отсутствии отклонений ребёнок неверно произносит звуки через усвоение неправильных привычек — такое случается, когда родители долго сюсюкают с ребёнком, говорят с ним «детским языком» вместо того, чтобы приучать к правильной речи. Ситуация усугубляется тем, что современные дети общаются гораздо меньше, чем раньше — ведь вместо игр в песочнице или разговоров с родителями сидят за компьютерами. Вот и не умеют говорить.

Читаем: Пальчиковые игры для самых маленьких: Топ-5

— Какие звуки, как правило, являются самыми трудными для произнесения?

— В 3 года ребёнок должен произносить все свистящие звуки, к 4 — шипящие, к 5 — «р» и «л». Дислалия бывает простой (когда страдает один звук или несколько звуков из одной группы-С-З-Ц или Ш-Ж-Ч) и сложной (когда не произносится несколько звуков из разных групп — С-Г-К-Ш). Если нарушено произношение более трёх звуков, ставится диагноз «дислалия».

— Легко ли ее преодолеть?

— Коррекция зависит от причин неправильного произношения. Например, при дефектах зубов или челюстей не обойтись без помощи ортодонта, который исправит прикус или выровняет зубы. Порой есть необходимость подрезать подъязычную уздечку.

Однако если причина в привычке, то придётся перестроить общение всей семьи. Родители должны знать, что с ребёнком надо разговаривать по-взрослому, а не сюсюкать и не последовать его произношение. Звуки надо произносить чётко и выразительно, учить стихи и скороговорки с акцентом на проблемные звуки.

 

Новости

Похожие записи:

Post Views: 5 607

family-perfectly.ru