Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
комбинированного вида города Тюмени

Ребенок не хочет ходить в детский сад: 5 причин. Ребенок 5 лет не хочет идти в детский сад


Что делать, если ребенок не хочет идти в детский сад? | Дом и семья

Особенно если она работает, отменить работу не может, и, ведя ребенка в сад, чувствует себя самой настоящей предательницей. Казалось бы, можно на один денек отпроситься с работы и оставить малыша дома. Но это не всегда лучший вариант. В первую очередь, нужно разобраться с причинами.

Когда ребенок только-только начал ходить в садик, нежелание идти, страхи и так далее — вполне понятны. Тут действительно требуется много маминого терпения и любви. Очень нежелательно выходить сразу на работу, старайтесь очень постепенно увеличивать время пребывания в саду, пытайтесь чем-то заинтересовать ребенка.

Помогите ему с кем-то подружиться, научитесь дома что-то красиво лепить или рисовать, чтобы на очередном занятии «поразить» детей и воспитателя, принесите в садик интересную игру, в которую можно играть только коллективно. Накапливайте багаж таких «положительных подкреплений», тогда в какой-то момент ребенок станет сам стремиться в детский сад, ведь там столько всего интересного, чего дома нет.

То же касается и перехода в новый детский сад. Хотя адаптация и проходит быстрее, чем в первый раз, но требуются все те же этапы. Желательно маме взять небольшой отпуск и так же постепенно приучать малыша к новому месту.

Другое дело, когда ребенок уже давно ходит в детский сад и вдруг в одно прекрасное утро заявляет: «Не пойду, не хочу, мамочка, оставь меня дома». Такая реакция всегда имеет свои причины, и с ними обязательно нужно разобраться.

В первую очередь, убедитесь, что ребенок выспался и не заболел. Нередко именно физическое самочувствие становится причиной такого нежелания, признаков еще может быть и не видно, а ребенок их не осознает.

Такое же резкое нежелание может быть связано с какой-то конкретной возникшей проблемой. Если вы спросите об этом «в лоб», ребенок, скорее всего, не скажет. Попробуйте мягко угадать. Например, вы можете, как бы между прочим, привести свой пример («Я помню, когда я была маленькой, я однажды сильно поссорилась со своей подругой в садике и потом не хотела туда ходить» или «Однажды на меня накричала воспитательница, и я решила, что в садик больше ходить не буду»). Попробуйте подобрать наиболее вероятную причину. Если вы попадете в точку, ребенок сразу скажет, что и у него так.

Тогда уже действуйте в зависимости от причины, можно продолжить и линию с собственным примером (например, «Но потом я пришла в садик и помирилась со своей подругой» и т. д.). Если причина более серьезна, может потребоваться и сотрудничество с воспитателем. Пообещайте в этот день забрать ребенка пораньше и обсудить, как ему удалось преодолеть проблему.

Если же нежелание идти в сад постепенно нарастало какое-то время и стало хроническим, самая вероятная причина в том, что ребенку скучно, занятия для него неинтересны или их вообще нет, дети предоставлены сами себе.

Представьте себя на месте ребенка, целый день сидеть и не знать, чем себя занять, да еще и в жестких рамках детского сада с его режимом и правилами. Тогда как дома его ждут любимые игрушки, мультфильмы, мама, готовая поиграть в любой момент. Если это и правда ваш случай, если вы не можете изменить объективную ситуацию в саду, учите ребенка, как можно себя занять и развлечь, можно написать целый список интересных дел, можно брать с собой игры или книги. Хотя, конечно, лучше бы, чтобы с детьми в детсаду по-настоящему занимались.

Не переусердствуйте с давлением на совесть ребенка. Слова мамы о том, что она обязана работать, чтобы заработать на жизнь, а он обязан ходить в детский сад, конечно, могут подействовать на 5−6 летнего малыша, но оставят не самый приятный след.

Важно, чтобы ребенок не смирился с детским садом, а, действительно, полюбил его — нашел для себя что-то интересное и не имел никаких серьезных проблем в стенах дошкольного учреждения. В некоторых случаях ради этого даже стоит сменить детсад, хотя это и невероятно сложно в наших условиях.

shkolazhizni.ru

Ребенок не хочет ходить в садик: причины и решение

Любящим родителям просто невозможно спокойно смотреть на страдальческое лицо малыша или слушать хныканье при утренних сборах и по дороге в детский сад. А расставание на пороге группы может стать поистине драматичным. Что же делать, если ребенок не хочет туда ходить – отказаться от садика (временно или совсем) или все-таки настаивать на своем?

Зачем нужно ходить в сад

Посещать садик необходимо, и не только потому, что родителям нужно работать. В детском саду дети быстрее приобретают навыки самообслуживания, проходят важный этап социализации – учатся взаимодействию со сверстниками и взрослыми, умению подчиняться и отстаивать свое мнение, участвовать в коллективных мероприятиях и играх.

Кроме того, в детском саду с дошкольниками проводят развивающие занятия – познавательные, речевые, музыкальные, творческие, спортивные. Да там попросту интересно: друзья, игрушки, концерты и утренники.

Подробнее о плюсах и минусах – в этой статье.

Как выявить причину нежелания

И все-таки некоторые дети не хотят ходить в детский садик. Проявляется это систематическим нытьем или рыданиями, затягиванием процесса сборов, снижением аппетита, апатией или возбуждением, нежеланием что-либо рассказывать о пребывании в саду или рассказами исключительно «в черных красках», частыми заболеваниями.

Осложняется ситуация тем, что 2-3-летние малыши еще плохо говорят и не могут объяснить, почему им не хочется идти в детский сад. Понаблюдайте за ребенком, поиграйте с ним «в садик», проигрывая с куклами или мишками день полностью, от утреннего прощания и до момента, как вы приходите за крохой. Это поможет выявить причину и успешно справиться с ней.

С ребенком постарше можно поговорить, но не напрямую, а иносказательно: описать возможную проблему от своего лица «Когда я была маленькой...» или другого ребенка «Один мой знакомый мальчик...» и предложить свое решение или спросить его совета. Реакция дошкольника многое прояснит.

Основные причины

Причина 1. Адаптация

Перемены требуют напряжения и психики, и физических сил: необходимо привыкание к четкому режиму и послушанию, постоянному контакту с коллективом, длительному отсутствию родителей.

Некоторые дети легко приспосабливаются к изменившимся условиям уже в 1,5 года, у других даже в 4 года процесс адаптации может растянуться до 3-4 месяцев – кроха плачет, начинает хуже говорить, плохо ест и спит, «теряет» навыки самообслуживания, не идет на контакт с одногруппниками и воспитателем.

Что делать:

  • По возможности не отдавать в детский сад малышей до 3 лет – такие крохи еще с трудом «отрываются» от родителей, имеют слабо развитые бытовые навыки, не умеют подчиняться правилам, играют не с детьми, а возле них, и как следствие отказываются ходить в дошкольное учреждение. Об оптимальном возрасте и психологической готовности читайте здесь.
  • Опытные педагоги помогут крохе влиться в коллектив, а родителям стоит заранее позаботиться об уменьшении стресса адаптации. Можно сходить в садик «в гости», познакомиться с воспитателями, поиграть на площадке, увлекательно рассказать об играх и занятиях, максимально приблизить режим дня и домашнее меню к детсадовским.
  • Когда ребенок начнет ходить в сад, давать ему с собой «частичку дома» – мягкую игрушку или другой талисман, с которым будет не так страшно и одиноко.
  • Придумать и постоянно соблюдать ритуал прощания по утрам (например, поцелуй в щечку), а не уходить быстро или тайком, чтобы малыш не чувствовал себя брошенным.
  • Привыкание должно быть постепенным: сначала оставлять ребенка в саду на 1-2 часа, через несколько дней – до обеда, и так далее. Подробнее о том, как проходит адаптационный период, смотрите тут.

Не надо: демонстрировать ребенку свои переживания, ругать, наказывать, создавать дома тревожную или конфликтную обстановку, менять режим дня в выходные.

Причина 2. Еда и сон

Встречаются дети, которые плохо или мало едят, причем даже самые любимые блюда. Точно так же встречаются воспитатели, которые считают своим долгом накормить малыша во что бы то ни стало.

Еда в детском садике не балует изысками – супы, каши, котлеты, тушеные овощи, запеканки, кисели. Выбора у ребенка нет, и зачастую можно услышать душераздирающие истории о заталкивании ложки в рот и многочасовых сидениях над холодным молоком с пенками или супом с противным луком.

С дневным сном та же ситуация: дошкольники часто уже не нуждаются в нем, а педагог настойчиво требует лежать в постелях с закрытыми глазами.

Все это перерастает в ежедневную войну, где нет победителей. И нет ничего удивительного в том, что после таких баталий кроха не хочет ходить в садик.

Что делать:

  • Корректно, но категорично потребовать не принуждать ребенка есть: насильственное кормление глубоко травмирует психику малыша. Если отказывается только от некоторых продуктов, попросить не давать их ему.
  • Не кормить по утрам – так ребенок скорее съест завтрак в саду. Чаще готовить дома «как в садике», чтобы пища не была непривычной.
  • Попытаться договориться о возможности тихо полистать книжку или порисовать в «сонный час».

Не надо: ставить в пример других детей, стыдить, заставлять и наказывать, давать сладости, «чтобы съел хоть что-нибудь».

Причина 3. Воспитатели

Возможные ситуации:

  • В саду скучно – занятия неинтересные или однообразные, дети часто предоставлены сами себе.
  • Воспитатель ведет себя авторитарно, требует безусловного послушания или кричит на детей.

Воспитатель предвзято относится к ребенку – ругает за малейшую оплошность, наказывает несоразмерно проступкам, дает ему нелестные характеристики в присутствии других детей, а успехов, наоборот, не замечает. Такая демотивация приводит к стойкому нежеланию ходить в детский сад.

Что делать:

  • Обязательно поговорить с педагогом – вежливо, один на один, без излишних эмоций.
  • Показать свою готовность к конструктивному диалогу: обсудить ситуацию и постараться достичь такого соглашения, которое защитит интересы ребенка и сохранит мирные отношения с педагогом.
  • Если это невозможно, ребенка придется перевести в другую группу или сад.

Не надо:

  • Сразу обращаться к администрации – это некорректно.
  • Отпускать ситуацию на самотек: проблемы с другими детьми малыш решит сам, но при сложностях в отношениях с воспитателем необходима активная помощь родителей.

Причина 4. Обиды

Застенчивые дети, которые не умеют постоять за себя, не хотят ходить в детский сад, потому что их там дразнят более бойкие сверстники.

Что делать: научить защищаться: игнорировать обидчиков, переводить разговор в шутку, пользоваться отговорками: «Говоришь на меня – переводишь на себя», «Кто обзывается, сам так называется».

Не надо: резко выяснять отношения с пересмешниками или воспитателем – это только усугубит проблему.

Причина 5. Несамостоятельность

Излишняя опека и тревожность родителей играет с детьми злую шутку – они растут несамостоятельными, неприспособленными к быту, безынициативными. Таким малышам трудно вписаться в коллектив, они вызывают нарекания у воспитателей за медленные и неумелые действия.

Что делать:

  • Прежде всего, успокоиться и перестать переживать, как плохо крохе будет в саду.
  • Побеседовать с воспитателями, побывать на занятиях, понаблюдать за другими детьми, чтобы убедиться, что малыш попадет в надежные руки.
  • Постоянно отрабатывать навыки самообслуживания и расширять круг общения ребенка – ходить в гости, на детские площадки, в центры развития.

Не надо: поддаваться на провокации и манипуляции, отказываться от решения о посещении детского сада.

Есть еще группа временных обстоятельств: малыш поссорился с другом в саду, не выспался, у него плохое настроение или начинается болезнь. Здесь придется призвать на помощь родительскую проницательность и действовать по ситуации.

Правильное определение причины проблемы – уже половина ее решения. Немного усилий – и ребенок станет ходить в садик с удовольствием.

Светлана Стяжкина специально для www.kinderok.ru.При использовании материалов активная индексируемая ссылка на www.kinderok.ru обязательна.

www.kinderok.ru

Ребенок не хочет идти в сад

Неприятная ситуация - с утра ребенок упрашивает маму оставить его дома, а по приходу в сад плачет и кричит.

Ребенок не хочет идти в сад

Если ребенок ходит в детский сад, то вряд ли его мама ни разу не оказывалась в сложной ситуации, когда малыш с утра наотрез отказывается отправляться туда, упрашивая оставить его дома.

Такое поведение вызывает у любой мамы растерянность – с одной стороны, вовсе не хочется чувствовать себя извергом, отправляя куда-то малыша помимо его воли, с другой, работу и другие дела никто не отменял. Да и как различить - стоит за протестом что-то серьезное или это лишь очередной каприз дошкольника?

Когда ребенок только-только начал ходить в садик, нежелание идти, страхи и так далее – вполне понятны. Даже если ребенок в первые дни ходил в садик с удовольствием и не хотел по вечерам возвращаться домой, через какое-то время и у него может случиться кризис адаптации. Когда новизна ощущений утихнет, а понимание того, что с мамой теперь общения стало намного меньше, наоборот, придет.

И в этой ситуации требуется много маминого терпения и любви. Очень нежелательно оставлять ребенка в саду на целый день, старайтесь очень постепенно увеличивать время пребывания в саду, пытайтесь чем-то заинтересовать ребенка. Помогайте ему с кем-то подружиться, научитесь дома что-то красиво лепить или рисовать, чтобы на очередном занятии «поразить» детей и воспитателя, принесите в садик интересную игру, в которую можно играть только коллективно. Накапливайте багаж таких «положительных подкреплений», тогда в какой-то момент ребенок станет сам стремиться в детский сад, ведь там столько интересного, чего нет дома.

Протесты и капризы также нормальны в период перехода в новый детский сад или новую группу. Хоть адаптация проходит и быстрее, чем в первый раз, но требуются все те же этапы. Желательно маме взять небольшой отпуск и также постепенно приучать к новому месту.

Другое дело, когда ребенок уже давно ходит в детский сад и вдруг однажды заявляет «не пойду, оставь меня дома». Такая реакция всегда имеет свои причины и с ними обязательно нужно разобраться.

В первую очередь, убедитесь, что ребенок выспался и не болен. Нередко именно неважное физическое самочувствие становится причиной утренних капризов, притом что других признаков недомогания еще нет, а ребенок внятно поведать о своем состоянии не может в силу возраста. Померьте температуру, проанализируйте аппетит ребенка с утра и вчерашним вечером, посмотрите горло, расспросите малыша, не болит ли у него что-нибудь (задавая при этом конкретные вопросы).

Резкое нежелание идти в детсад может быть связано с какой-то конкретной возникшей проблемой. Но если вы спросите об этом малыша напрямую, ребенок, скорее всего, не сможет ничего объяснить. Но вы можете, например, привести свой пример: «Я помню, когда я была маленькой, я однажды сильно поссорилась со своей подругой в садике и потом не хотела туда ходить» или «Однажды на меня накричала воспитательница, и я решила, что в садик больше ходить не буду». Попробуйте подобрать наиболее вероятную причину. Если вы попадете в точку, ребенок сразу скажет, что и у него так. Тогда уже действуйте в зависимости от причины, можно продолжить и линию с собственным примером, например: «Но потом я пришла в садик и помирилась со своей подругой» и т.д. Если причина более серьезна, может потребоваться и сотрудничество с воспитателем. Пообещайте в этот день забрать ребенка пораньше и обсудить, как удалось преодолеть проблему.

И, наконец, иная ситуация, когда нежелание идти в сад постепенно нарастало и стало уже «хроническим». Наиболее вероятная причина в таком случае — ребенку скучно в детском саду, занятия для него неинтересны, дети предоставлены сами себе. Представьте себя на месте ребенка, целый день сидеть и не знать, чем себя занять, да еще и в жестких рамках детского сада с его режимом и правилами. Тогда как дома его ждут любимые игрушки, мультфильмы, мама, готовая поиграть в любой момент. Не всегда можно повлиять на ситуацию в группе, хотя поговорить с воспитателем и методистом учреждения определенно стоит. Но ребенка постарше уже можно учить, как занять себя самостоятельно, это же, кстати, пригодится и дома. Можно написать целый список интересных дел, можно брать с собой игры или книги.

Важно, чтобы ребенок не смирился с детским садом, а действительно полюбил его – нашел для себя что-то интересное и не имел никаких серьезных проблем в стенах дошкольного учреждения. В некоторых случаях ради этого даже стоит сменить детсад, хотя это и невероятно сложно в наших условиях.

domashniy.ru