Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
комбинированного вида города Тюмени

Развитие личности ребенка от пяти до семи ( Коллектив авторов, 2010). Развитие личности ребенка от 5 до 7 лет


Развитие личности ребенка от пяти до семи

Я давно искала такую книгу. Сейчас очень много научно-популярной литературы о воспитании детей. Но, как правило, это либо советы «бывалых мамочек», либо отдельные зарисовки психологов. Мне же хотелось книгу, где будет собрана вся информация о ребенке определенного возраста. Чтобы все было конкретно и в тоже время универсально. Чтобы, обратившись к книге, можно было найти ответы на все-все вопросы: здоровье, питание, обучение, эмоции, игры и т.д.

Вот эта книга именно то, что я искала. Здесь есть ответы на все вопросы. Конечно, у каждого из нас должно быть свое личное мнение. Невозможно слепо верить специалистам. Поэтому местами можно не соглашаться с авторами. Но, что мне нравится, авторы и сами не категоричны, часто пишут «этот вопрос мало изучен», «здесь нет общего мнения у специалистов» и т.д. то есть, предоставляется информация, а не даются строгие инструкции. И дальше уже личное дело читателя, как этой информацией распорядится.

Книга – коллективный труд психологов из Санкт - Петербурга, Москвы и Екатеринбурга. Что уже само по себе ценно, потому что существуют различия в психологических школах. А при совместном творчестве есть возможность получить более объективный результат.

О чем книга? Пройдусь кратко по содержанию:Глава 1. Раннее детство – открытие большого мира. Здесь дается характеристика ребенка от года до трех лет.Какие задачи решает ребенок в этом возрасте: освоение предметного мира, развитие речи, автономность, самостоятельность.Что требуется от родителей: создание развивающей среды, помощь в развитии речи, поощрения – наказания, воспитание самостоятельности, служить примером для подражания, научить ребенка выражать эмоции адекватно.Подробно описан кризис трех лет! Что для меня лично было очень актуально.

Глава 2. познание и творчество. Развитие предметной деятельности. Как ребенок научается пользоваться предметами и управлять своим телом.Развитие речи.Внимание.ВосприятиеВоображениеМышлениеПамятьПриобщение ребенка к культуре, нормам социального поведения.Одаренность. Художественная, музыкальная, творческая, лидерская, интеллектуальная.

Глава 3. Право быть самим собой. Темперамент ребенка.Акцентуации (выраженные особенности) характера.Эмоции ребенка. Очень важный раздел для этого возраста.Детские страхи.

Глава 4. Здоровье ребенка в период раннего детства.Нормы развития.РежимСонПитаниеЗакаливаниеЗарядка и подвижные игрыНервная система. Нормы развития и нарушения: зрение, слух, моторика, общение.Проблемные дети,(диагностика, причины, методы воспитания):гиперактивные,тревожные,агрессивные.

Глава 5. Малыш и цивилизация.Отлучение от груди. Разные мифы и подходы.Приучение к горшку.Мальчики и девочки. Различный подход к воспитанию, «аисты и капуста».Игры и игрушки. Очень важно! Почему современные дети не умеют играть. Как надо научить играть. Какие игрушки «правильные» в этом возрасте.Книги! что очень нам важно. Как приобщить ребенка к чтению. Как ему читать. Что читать в этом возрасте.

Как мне кажется, заинтересованный родитель найдет ответ на любой вопрос в этой книге. И хоть она «научная», мне было легко читать.

mybook.ru

Книга Развитие личности ребенка от пяти до семи

Язык: Русский

Год издания: 2016 год

Отрывок: скачать бесплатно в a4.pdf, a6.pdf, epub, fb2.zip, fb3, html, html.zip, ios.epub, mobi.prc, rtf.zip, txt, txt.zip Функции для работы с книгой

Аннотация:

Как только ребенку исполняется пять лет, родители всерьез задумываются о его будущей школьной жизни. Все ли он умеет и знает из того, что положено первокласснику? Что делать, если он еще недостаточно хорошо читает, пишет и считает? Как он будет чувствовать себя в новом коллективе и как сложатся его отношения с первым учителем? Как выбрать школу и программу, по которой он будет учиться? Нужно ли с ребенком заниматься самим или достаточно тех знаний, которые он получает в дошкольном учреждении?. Отвечая на эти и многие другие вопросы, издание также помогает понять, насколько существенны изменения, которые происходят в личностном развитии ребенка в возрасте от пяти до семи лет. Как ребенок усваивает социальные нормы и правила, кто и почему для него является авторитетом, что его интересует, почему ему хочется быть взрослым, чувствовать себя значимым и понятым. Книга предназначена для родителей, психологов, педагогов, педиатров, специалистов развивающих центров и всех, кому интересна личность ребенка.

Читать онлайн «Развитие личности ребенка от пяти до семи»

Следующая страница

Другие книги автора:

www.kuchaknig.ru

Читать книгу Развитие личности ребенка от пяти до семи Коллектива авторов : онлайн чтение

Текущая страница: 1 (всего у книги 48 страниц) [доступный отрывок для чтения: 32 страниц]

Коллектив авторовРазвитие личности ребенка от пяти до семи

© ООО «Рама Паблишинг», 2010

* * *
Авторский коллектив

СМИРНОВА Елена Олеговна (Москва), доктор психологических наук, профессор, заведующая лабораторией психического развития дошкольников Психологического института РАО.

СЛОБОДЧИКОВ Илья Михайлович (Москва), доктор психологических наук, профессор Московского государственного городского психолого-педагогического университета.

БЕЛОШИСТАЯ Анна Витальевна (Мурманск), доктор педагогических наук, профессор Мурманского государственного педагогического университета.

МИНЮРОВА Светлана Алигарьевна (Екатеринбург), доктор психологических наук, декан факультета психологии Уральского государственного педагогического университета (УрГПУ).

ЗИНЬКОВСКАЯ Светлана Михайловна (Екатеринбург), доктор психологических наук, заведующая кафедрой общей психологии УрГПУ.

КУСОВА Маргарита Львовна (Екатеринбург), доктор филологических наук, профессор, заведующая кафедрой русского языка и методики его преподавания в начальных классах Департамента педагогики и психологии детства УрГПУ.

КУПРИНА Надежда Григорьевна (Екатеринбург), доктор педагогических наук, доцент кафедры эстетического воспитания УрГПУ.

ЛЮТОВА-РОБЕРТС Елена Константиновна (Лондон), кандидат психологических наук, детский практический психолог, педагог-психолог школы русского языка (Лондон).

МОНИНА Галина Борисовна (Санкт-Петербург), кандидат педагогических наук, детский практический психолог, доцент кафедры «Психология» Санкт-Петербургской академии управления и экономики, ведущий специалист Санкт-Петербургского благотворительного фонда «Дети города».

АРХИПОВА Ирина Анатольевна (Санкт-Петербург), кандидат психологических наук, Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, Институт детства.

ВАСИЛЕНКО Виктория Евгеньевна (Санкт-Петербург), кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии развития и дифференциальной психологии Санкт-Петербургского государственного университета.

ЕРМОЛОВА Татьяна Викторовна (Москва), кандидат психологических наук, старший научный сотрудник Психологического института РАО.

ЕМЕЛЬЯНОВА Марина Николаевна (Екатеринбург), кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии детства Департамента педагогики и психологии детства УрГПУ.

КРИВОЩЕКОВА Марина Сергеевна (Екатеринбург), кандидат педагогических наук, старший преподаватель УрГПУ.

САПОЖНИКОВА Светлана Евгеньевна (Екатеринбург), кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры русского языка Уральского государственного технического университета – УПИ, главный редактор издательства «Рама Паблишинг».

ПАНАСЮК Елена Владимировна (Санкт-Петербург), практический психолог, тренер образовательной программы «Сообщество».

СМИРНОВА Александра Владимировна (Санкт-Петербург), педагог, специалист по адаптивной физической культуре Санкт-Петербургского государственного учреждения «Центр социальной реабилитации инвалидов и детей инвалидов Калининского района».

ПЕЧЕРНИКОВСКИЙ Виктор Евгеньевич (Москва), художник-педагог Детской школы искусств № 1 им. Н. А. Римского-Корсакова.

ИЛЬИНА Валентина Николаевна (Екатеринбург), практический психолог.

ВОРОБЬЕВА Ульяна Трофимовна (Екатеринбург), педагог-психолог высшей категории, специалист муниципального учреждения «Центр психолого-педагогической поддержки несовершеннолетних», гештальт-терапевт.

ЯКОВЛЕВА Юлия Анатольевна (Екатеринбург), медицинский психолог, юрист.

ЖУРБЕНКО Ольга Юрьевна (Екатеринбург), педагог, физиолог, заместитель директора Муниципального учреждения «Информационно-методический центр» Октябрьского района.

ПРИХОДЬКО Екатерина Николаевна (Екатеринбург), логопед, учитель-дефектолог Центра психолого-медико-социального сопровождения «Эхо».

Благодарность читателям

ЗА НЕСКОЛЬКО ЛЕТ жизни серия «Развитие личности ребенка» обрела почитателей в лице десятков тысяч взрослых – родителей, бабушек и дедушек, специалистов из разных городов России и из-за рубежа, в том числе из Германии, Израиля, Великобритании, США.

Письма, в которых читатели делились своими впечатлениями о содержании книг, убедили творческий коллектив в следующем:

1. Книги «Развитие личности ребенка» читает вся семья – большинство писем-откликов приходило от супружеских пар. Особенно приятно, что издания пользуются авторитетом и популярностью у пап – они высоко оценили основательность и энциклопедичность изданий, серьезный научный фундамент.

2. В письмах издателям, в высказываниях на форуме читатели подчеркивали, что книгам «Развитие личности ребенка» можно доверять, ведь они созданы авторитетными специалистами – психологами, педагогами, педиатрами.

3. Книги серии рекомендуют знакомым, родственникам – всем, у кого в семье растет человек.

4. Книги остаются в семье, ведь с таким надежным источником информации не страшно пройти путь молодых родителей еще раз. А потом, когда дети вырастут, подарить книги им.

5. Книги повышают психологическую грамотность родителей, отвечая на многие вопросы, связанные с развитием ребенка и взаимоотношениями с ним.

Благодарим вас, наши дорогие читатели, за то, что уверили нас в необходимости и важности выпуска книг серии «Развитие личности ребенка», и желаем дальнейших успехов в воспитании растущего человека!

Предисловие редактора

ДОРОГИЕ ЧИТАТЕЛИ!

Наша четвертая книга из серии «Развитие личности ребенка» – о детях, которые вот-вот пойдут в школу. Однако это уже не просто дошколята, а старшие дошкольники. Чем же они отличаются от тех, кто немного младше, и тех, кто уже гордо именуется первоклассниками? И насколько готовы мы, мамы и папы, а также воспитатели к изменениям в личности ребенка?

А изменения действительно существенные. Ребенок выходит на качественно иной уровень развития. Опыт, который он приобрел в более ранний период, теперь важен не сам по себе, а как волшебный сундук, из которого наш вчерашний малыш по своему усмотрению достает те или иные знания. Но то, что уже есть, его не удовлетворяет – ему интересно новое, неизведанное. В то же время очень важно проверить: правильно ли то, до чего он сам додумался, что сам создал? Ребенок ждет оценки своих действий, втайне надеясь, что он совершил открытие, которое приведет в восторг взрослых. Свои умозаключения, творения, замыслы малыш отдает на самый праведный, с его точки зрения, суд – нас, взрослых. Волнуясь в ожидании оценки, он жаждет одобрения. А мы…

Далеко не всегда нам удается оправдать ожидания наших детей. Они изо всех сил стараются быть взрослыми, и мы с радостью поддерживаем их, но весьма своеобразно. Вместо того чтобы помочь им укрепить свои позиции в новом для них статусе, мы взваливаем на плечи наших дошколят груз ответственности и предъявляем порой непомерные требования. Поэтому и оценки наши больно ранят детей: мы критикуем их, закладывая кирпичики в стену непонимания, о которую сами же и споткнемся… в подростковом возрасте.

А может, критиковать вовсе не надо? Надо, но грамотно. Ведь на пороге такого ответственного периода, как школьная жизнь, ребенок должен обрести границы своей многогранной деятельности: познавательной и творческой, интеллектуальной и физической. Границы – это понимание «можно», «нужно», «должно» и «нельзя», «недопустимо». Ощущая границы, ребенок чувствует себя свободным и, разумно направляемый авторитетными взрослыми, добивается весьма существенных результатов, а значит, испытывает гордость за свои достижения, осознает свою успешность.

Критика, опережающая одобрение, искажает границы своим негативным содержанием, особенно если направлена на личность ребенка (а не на оценку, скажем, его проступков). Если же критика следует вслед за одобрением, ребенок понимает, что его достижения существенны, но это далеко не предел, а значит, интересные открытия еще впереди.

В период от пяти до семи лет ребенок открывает удивительный многообразный мир человеческих отношений. Он обнаруживает в себе способность испытывать чувства к другим людям и чутко улавливает нюансы отношений других к себе. И это для него важно. Важно также знать, что он уважаем взрослыми и сверстниками, что его есть за что любить, что с ним хотят дружить. От воплощения его потребности быть значимым в глазах сверстников и взрослых зависит его самооценка – залог будущих успехов или неудач во взаимоотношениях с самыми разными людьми, а также умение находить выход из проблемных ситуаций.

И все же мы пока еще позволяем себе иногда сказать о ребенке «наш малыш». От «солидных первоклассников» нашего дошколенка отделяет кризис семи лет – тот самый трамплин, с которого начнется полет ребенка в новую школьную жизнь. Психологический кризис – это вовсе не тот пресловутый кризис в обыденном понимании, который свидетельствует об утере жизненных ориентиров. Наступление кризиса, несмотря на возникающие трудности, – это свидетельство перехода ребенка на качественно иной уровень развития, важнейший показатель его готовности к осознанному обучению в школе.

В книге пять частей, которые познакомят вас с самыми существенными моментами в развитии детей пяти – семи лет, а также расскажут, как правильно подготовить к школе ребенка и – что немаловажно – подготовиться к новому этапу в своей жизни самим.

• «Ваш взрослый… дошкольник» – первая часть книги, которая рассказывает об основных особенностях возраста, о том, как происходит развитие таких значимых процессов, как восприятие, память, мышление, внимание, а также знакомит читателей с понятием «кризис», позволяя найти самые оптимальные пути перехода на новую ступень развития ребенка.

• «Ребенок и социум» – вторая часть, позволяющая увидеть, насколько данный возрастной этап важен для приобретения ребенком навыков комфортного существования среди других людей: своих (близких) и чужих, сверстников и взрослых. Личность ребенка, его лидерские качества, коммуникативные (в том числе речевые) и интеллектуальные способности – все это не только опосредуется его социальным окружением, но в то же время в определенной степени влияет на формирование данного окружения.

• «Творцы настоящего» – третья часть, которая знакомит с важными составляющими творческой жизни ребенка. Живопись и музыка теряют свой развлекательный характер и становятся средством выражения ребенком своего внутреннего мира и, наряду с театральной деятельностью, – способом познания окружающего пространства и адаптации к новым условиям будущей учебной деятельности.

• «Здоровье ребенка: норма и проблемы» – четвертая часть, цель которой – помочь родителям разобраться в том, что важно успеть за оставшееся время, чтобы ребенок пошел в школу физически здоровым и уверенным, готовым к тому, чтобы выдержать школьные нагрузки.

• «На пороге школьной жизни» – пятая часть, практически значимая для родителей, которые озабочены тем, как выбрать школу, учителя, программу; как и чему научить ребенка до школы; что кроется за понятием «школьная зрелость»; как обрести союзников в лице педагогов, чтобы ребенок чувствовал себя более уверенным; а также как ребенка собрать в школу и подготовить к первому в своей жизни учебному дню.

В этот уникальный возрастной промежуток ребенок постепенно утрачивает детскую непосредственность, но обретает внутренний мир, куда нам, взрослым, нет доступа. Но если мы построим мостик доверия, а не стену непонимания, ребенок поделится с нами самым сокровенным.

А теперь о тех, кто создал для вас эту книгу.

Часть I. ВАШ ВЗРОСЛЫЙ… ДОШКОЛЬНИК

СЛОБОДЧИКОВ Илья Михайлович: «Ребенок от пяти до семи».

МИНЮРОВА Светлана Алигарьевна: «Из „волшебников” в „реалисты”: развитие познавательных процессов».

ВАСИЛЕНКО Виктория Евгеньевна: «Они хотят быть взрослыми! или Снова кризис».

Часть II. РЕБЕНОК И СОЦИУМ

ЕРМОЛОВА Татьяна Викторовна: «Личность старшего дошкольника».

СМИРНОВА Елена Олеговна: «Ребенок и другие: потребность в общении и взаимопонимании».

ЕМЕЛЬЯНОВА Марина Николаевна: «Лидеры и аутсайдеры в коллективе дошкольников».

КУСОВА Маргарита Львовна: «Речь как проводник ребенка в мир социальных отношений».

СЛОБОДЧИКОВ Илья Михайлович: «Освоение языка эмоций и чувств».

Часть III. ТВОРЦЫ НАСТОЯЩЕГО

ЗИНЬКОВСКАЯ Светлана Михайловна: «Что и как творит дошкольник».

ПЕЧЕРНИКОВСКИЙ Виктор Евгеньевич: «Да здравствует живопись!»

КУПРИНА Надежда Григорьевна: «Музыка, движения, эмоции, игра».

Часть IV. ЗДОРОВЬЕ РЕБЕНКА: НОРМА И ПРОБЛЕМЫ

СМИРНОВА Александра Владимировна: «Физическое развитие».

ЖУРБЕНКО Ольга Юрьевна: «Визит к врачу – это тоже подготовка к школе».

ПРИХОДЬКО Екатерина Николаевна: «На что обратить внимание логопеда».

МОНИНА Галина Борисовна, ЛЮТОВА-РОБЕРТС Елена Константиновна: «Если настораживает поведение ребенка».

Часть V. НА ПОРОГЕ ШКОЛЬНОЙ ЖИЗНИ

ПАНАСЮК Елена Владимировна, МОНИНА Галина Борисовна: «Ребенок познает мир, или Легко ли жить почемучкам».

АРХИПОВА Ирина Анатольевна: «Подготовка к школе».

БЕЛОШИСТАЯ Анна Витальевна: «Математика для дошкольников».

ВОРОБЬЕВА Ульяна Трофимовна: «Профилактика школьных трудностей».

ЯКОВЛЕВА Юлия Анатольевна: «Школьные вопросы».

В подготовке тома также приняли участие:

ИЛЬИНА Валентина Николаевна: Рубрика «Азбука для родителей».

САПОЖНИКОВА Светлана Евгеньевна: введение, вступления к частям I–V, заключение.

КРИВОЩЕКОВА Марина Сергеевна: материал для рубрик «Секреты психологии», «В мире мудрых мыслей».

Введение

ДЕЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНОГО возраста на младший и старший в психологии считается условным. Этот период начинается и заканчивается кризисами трех и семи лет. Но все же различия между старшими и младшими дошкольниками весьма ощутимы.

Ребенок растет, то есть развивается физически. Пяти-шестилетний ребенок более ловкий, у него лучше координация, он быстрее бегает, выше прыгает, лучше запоминает последовательность движений. Ему становится интересно участвовать в групповых соревнованиях. Он может болеть за свою команду, радоваться ее победе и бурно переживать поражение.

Ребенок не просто учится чувствовать, он чувствует. Радость и горе, обиду и зависть, разочарование и гордость, любовь и ненависть. Он делит окружающих на своих и чужих. Он мечтает быть лидером, но умеет подчиняться. Он уже готов к таким важным социальным отношениям, как дружба. Мир в этом возрасте предстает ребенку в ярких красках, и отношение ребенка к миру столь же ярко, неоднозначно.

Ребенок открыт миру, ему хочется знать о нем все. Но всем известные «почему» пяти-шестилетних детей качественно иные, чем в более ранний период. «Почему» старшего дошкольника – это выяснение причинно-следственных связей, самостоятельный поиск ответов на придуманные вопросы, стремление разобраться во взаимоотношениях с другими людьми – взрослыми и сверстниками.

Старшему дошкольнику удается предусмотреть, представить в уме результат определенных своих действий и поступков. Он способен концентрироваться на чем-либо, с одной стороны, и переключать свое внимание – с другой. Ему удается удерживать в памяти большой объем информации и извлекать ее в нужный момент в необходимом количестве. Именно поэтому в возрасте от пяти до семи лет начинается период интенсивного обучения ребенка, который традиционно связывается с его переходом на следующую ступень развития – учебной деятельности.

Ребенку нравится учиться, если ему интересно и понятно, а также если у него получается. Но так бывает далеко не всегда. И причины могут быть разные. Низкая самооценка, недостаточная эрудированность, двигательная неразвитость, проблемы в общении, в развитии памяти, речи, физическое нездоровье – каждый случай уникален.

Разобраться в том, что происходит с ребенком сейчас, в пять – семь лет, – значит помочь ему преодолеть приближающийся кризис, перейти на новую – учебную – ступень и предотвратить многие из тех проблем подросткового возраста, которые уходят корнями в период старшего дошкольного детства.

Часть IВаш взрослый… дошкольник
Вступление

«НАШ РЕБЕНОК совсем взрослый…» Не правда ли, парадоксальное сочетание? Но современная жизнь богата парадоксами, и иногда кажется, что наши дети действительно взрослые: они размышляют, пусть и на своем, детском, уровне, о политике и спорте, о природе и культуре, о литературе и окружающем мире.

Парадокс и в том, что взрослыми считают себя и сами дети. Им не нравится, когда с ними разговаривают как с маленькими, они не боятся высказывать свою точку зрения, им хочется поделиться своими чувствами и понять, как оценивается другими их поведение.

Ребенок взрослеет, это объективный процесс. Развивается его психика: память, восприятие, внимание, мышление, воображение, более явными становятся его способности, у кого-то обнаруживается одаренность или талант. Шаг за шагом ребенок приближается к этапу, который именуется кризисом семи лет. Это не период катастроф и бурь, а качественный переход ребенка из одного жизненного цикла в другой, из дошкольного – в младшее школьное детство.

На нас, взрослых, ложится огромная ответственность: старшим дошкольником каждое наше действие, каждое слово воспринимается не так, как раньше. Пытаясь упорядочить свои представления о мире, ребенок ежедневно экзаменует нас. Это не только его многочисленные вопросы, но и поведение, поступки, суждения. И теперь уже наша очередь задавать ответные «почему».

Почему у ребенка получается одно, но ему никак не удается другое? Почему на логике и информатике он был внимателен, а на занятии по развитию речи – нет? Почему он помнит то, что было месяц назад, но забывает о том, что произошло вчера? Почему наивное мнение друга для него важнее, чем правильное мнение мамы или папы? Почему его хвалит воспитательница в школе развития, но недовольны педагоги в детском саду?

Множество вопросов свидетельствуют о том, что объектом нашего внимания становится очень непростой человек. Как он устроен? Что им движет, когда он продумывает свои действия, совершает поступки, объясняет происходящее? Можно и нужно ли ускорять его развитие? Что творится в голове у нашего исследователя?

Каждый раздел этой части, с одной стороны, делает акцент на новых приобретениях возраста, убеждая нас в том, что ребенок действительно взрослеет. С другой – напоминает, что мы тоже должны изменяться, приспосабливаясь к возможностям и потребностям нашего дошкольника и не забывая о том, что все-таки он – ребенок.

Ребенок от пяти до семи

Пять лет – именно тот возраст, когда ребенок перестает в собственном развитии повторять кого бы то ни было, приобретая свои личные особенности характера, поведения, даже развития психических функций и процессов. Как известно, двух одинаковых и даже близко похожих людей не бывает, еще более верно это по отношению к детям, а особенно пятилеткам.

С пяти лет ребенок начинает быть активным и равноправным участником социальных отношений. Это возраст лучшей дипломатии – ребенок способен договариваться на основе неких собственных понятий и представлений о мире.

Чем же таким особенным начинает обладать ребенок, если ему позволительна совершенно иная, нежели прежде, система отношений?

Раньше мы, взрослые, шли рядом и чуть впереди, а он следовал за нами, в большей степени играя по нашим «правилам», нежели вырабатывая свои. Теперь впереди он, и не всегда «чуть» – отрыв порою может достигать весьма существенных расстояний. Пройдет еще два-три года, и ребенок окажется у порога школы. Что он может, что он уже умеет, наш старший дошкольник (именно так принято называть детей возраста от пяти до семи)?

Ребенок теперь способен не только выполнять весьма сложные действия, но и самостоятельно воплощать свои замыслы в играх, рисовании, конструировании. Он овладел значительным кругом знаний, умений и навыков: научился считать (по крайней мере, в пределах десяти), решать элементарные арифметические задачи, познакомился с буквами. Его восприятие, память, мышление начали приобретать произвольность, управляемость: появилась возможность слушать, рассматривать, запоминать, обдумывать не только то, что само по себе интересно, привлекательно, но и то, что нужно понять, усвоить ради достижения той или иной цели (получить одобрение сверстников, похвалу воспитателя).

Все эти изменения носят не случайный, а закономерный характер, имеют свои причины. Если у того или иного ребенка они происходят иначе, можно говорить об отклонениях в развитии – опережении, задержке или неправильности развития, которые тоже всегда имеют определенные причины.

Дети разного возраста с точки зрения психического развития различаются между собой прежде всего по доступным и характерным для них видам деятельности. Так, если годовалый малыш в основном манипулирует предметами – стучит, трясет чем-то, громоздит одну игрушку на другую, то дошкольник занимается конструированием, возводя сложные здания из кубиков, рисует, лепит, воссоздает в играх сюжеты любимых сказок, события окружающей жизни.

Важную сторону психического развития составляет возникновение, изменение и совершенствование психических процессов и качеств детей – восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления, речи, чувств, начальных форм волевого управления поведением. Например, дети второго-третьего года жизни еще не в состоянии наметить в уме план своих действий. Они не теоретики, а практики: ребенок изо всех сил дергает застрявшую под шкафом лошадку, не догадываясь, что с другой стороны она могла бы пройти свободно. Возникающие задачи дети решают в процессе самого манипулирования предметами. Пятилетние дети могут уже заранее придумать и согласовать между собой несложный сюжет игры, распределить роли, игровой материал. Отмечается переход от мышления в действии к мышлению в уме, которое начинает направлять и регулировать практические действия.

Старший дошкольный возраст – это возраст, в котором начинает уже не только складываться, но и в полной мере проявляться личность ребенка.

Итак, какой он, наш старший дошкольник?

iknigi.net

Развитие личности ребенка от пяти до семи. Введение ( Коллектив авторов, 2010)

ДЕЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНОГО возраста на младший и старший в психологии считается условным. Этот период начинается и заканчивается кризисами трех и семи лет. Но все же различия между старшими и младшими дошкольниками весьма ощутимы.

Ребенок растет, то есть развивается физически. Пяти-шестилетний ребенок более ловкий, у него лучше координация, он быстрее бегает, выше прыгает, лучше запоминает последовательность движений. Ему становится интересно участвовать в групповых соревнованиях. Он может болеть за свою команду, радоваться ее победе и бурно переживать поражение.

Ребенок не просто учится чувствовать, он чувствует. Радость и горе, обиду и зависть, разочарование и гордость, любовь и ненависть. Он делит окружающих на своих и чужих. Он мечтает быть лидером, но умеет подчиняться. Он уже готов к таким важным социальным отношениям, как дружба. Мир в этом возрасте предстает ребенку в ярких красках, и отношение ребенка к миру столь же ярко, неоднозначно.

Ребенок открыт миру, ему хочется знать о нем все. Но всем известные «почему» пяти-шестилетних детей качественно иные, чем в более ранний период. «Почему» старшего дошкольника – это выяснение причинно-следственных связей, самостоятельный поиск ответов на придуманные вопросы, стремление разобраться во взаимоотношениях с другими людьми – взрослыми и сверстниками.

Старшему дошкольнику удается предусмотреть, представить в уме результат определенных своих действий и поступков. Он способен концентрироваться на чем-либо, с одной стороны, и переключать свое внимание – с другой. Ему удается удерживать в памяти большой объем информации и извлекать ее в нужный момент в необходимом количестве. Именно поэтому в возрасте от пяти до семи лет начинается период интенсивного обучения ребенка, который традиционно связывается с его переходом на следующую ступень развития – учебной деятельности.

Ребенку нравится учиться, если ему интересно и понятно, а также если у него получается. Но так бывает далеко не всегда. И причины могут быть разные. Низкая самооценка, недостаточная эрудированность, двигательная неразвитость, проблемы в общении, в развитии памяти, речи, физическое нездоровье – каждый случай уникален.

Разобраться в том, что происходит с ребенком сейчас, в пять – семь лет, – значит помочь ему преодолеть приближающийся кризис, перейти на новую – учебную – ступень и предотвратить многие из тех проблем подросткового возраста, которые уходят корнями в период старшего дошкольного детства.

kartaslov.ru

Развитие личности ребенка от пяти до семи лет

Из книги:

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Авторский коллектив    

Благодарность читателям ............................................................

Предисловие редактора ...............................................................

Введение ....................................................................................

Часть I. ВАШ ВЗРОСЛЫЙ... ДОШКОЛЬНИК .......................................

Вступление..................................................................................

Ребенок от пяти до семи..............................................................

Исследователь-«практик» и эспериментатор-«теоретик»

Полноправный участник общения..................................................

Человек с потребностями, эмоциями и характером........................

Свободный субъект в мире запретов..............................................

Покоритель настоящего................................................................

Будущий ученик...........................................................................

Из «волшебников» в «реалисты»:

развитие познавательных процессов..............................................

Память........................................................................................

Воображение.............................................................................

Мышление....................................................................................

Они хотят быть взрослыми! или Снова кризис...............................

Зачем ребенку кризис.................................................................

Что происходит до и во время кризиса ........................................

Разрешение кризиса и обучение в школе......................................

Как вести себя родителям...........................................................

Часть II. РЕБЕНОК И СОЦИУМ........................................ ....................

Вступление................................................................................

Личность старшего дошкольника..................................................

Вчера и сегодня: как и почему меняется личность

дошкольника .............................................................................

От человека действующего к человеку общественному.

Как развивается чувство социальной компетентности..Ребенок и другие: потребность в общениии взаимопонимании.....................................................................

Общение ребенка с взрослым......................................................

Общение дошкольника со сверстниками.......................................

Лидеры и аутсайдеры в коллективе дошкольников .

Избирательные взаимоотношения между детьми...............................

Доминирование и подчинение .......................................................

Лидерский потенциал ребенка-дошкольника ....................................

Лидером рождаются — или становятся? ..........................................

Эффективный способ развития лидерского потенциала.

Речь как проводник ребенка в мир социальных отношений

Речевой багаж вашего дошкольника..................................................

Грамотная речь — пропуск в социум.................................................

Звуки — буквы — слова — предложения: чему и как учить

до школы........................................................................................

Освоение языка эмоций и чувств......................................................

Часть III. ТВОРЦЫ НАСТОЯЩЕГО.............................................................

Вступление.....................................................................................

Что и как творит дошкольник...........................................................

Творчество и импровизация.............................................................

Откуда берется замысел..................................................................

Эстетическое отношение к окружающему.........................................

Творчество, экспериментирование и конструированиеДа здравствует живопись!................................................................

От цветного рисунка к живописи......................................................

Как заниматься с ребенком живописью.............................................

Картинная галерея дошкольника..................................................

Музыка, движения, эмоции, игра......................................................

Телесный опыт — основа интеллекта и здоровья ребенка .

Движения, музыка... и подготовка к школе........................................

Музыкальные двигательные игры-диалоги..........................................

Музыкотерапия в движении.............................................................

А что же детский сад?....................................................................

Часть IV. ЗДОРОВЬЕ РЕБЕНКА: НОРМА И ПРОБЛЕМЫ ...................................

Вступление...................................................................................

Физическое развитие.....................................................................

Что умеет ребенок пяти — семи лет ..............................................

Как развивать физические качества.................................................

Если дома есть спортивный уголок..................................................

Подвижные игры............................................................................

Как выбрать спортивную секцию.....................................................

Визит к врачу — это тоже подготовка к школе.................................

Гигиена органов дыхания и речи.....................................................

Сердечно-сосудистая система........................................................

Зрение и слух................................

Опорно-двигательный аппарат.....................................................

Пищеварительная система..,........................................................

Кожа. Закаливание......................................................................

Особенности нервно-психического развития.................................

На что обратить внимание логопеда.............................................

Как ребенок произносит звуки.....................................................

Какой у ребенка голос и темп речи..............................................

Как ребенок использует слова ....................................................

Как ребенок рассказывает............................................................

Если настораживает поведение ребенка......................................

Застенчивый — замкнутый — аутичный.........................................

Подвижный — холерик — гиперактивный......................................

Часть V. НА ПОРОГЕ ШКОЛЬНОЙ ЖИЗНИ ..............................................

Вступление................................................................................

Ребенок познает мир, или Легко ли жить почемучкам...................

Условия развития познания.........................................................

Как создается развивающая среда................................................

Подготовка к школе.....................................................................

Что такое школьная зрелость.......................................................

Как определяется готовность ребенка к школе.............................

Кому легко учиться в первом классе............................................

Надо ли готовить ребенка к школе ..............................................

Математика для дошкольников.....................................................

О математических способностях..................................................

Почему возникают сложности......................................................

Арифметика? Алгебра?? Геометрия!!!...................................................

Что можно успеть за два года перед школой.................................

Профилактика школьных трудностей............................................

Когда ребенка учить читать.........................................................

Тренировка произвольного внимания...........................................

Подготовка к овладению навыком письма......................................

Развитие пространственно-временных представлений

О социальной готовности к школе................................................

Школьные вопросы......................................................................

Выбор школы..............................................................................

Экипировка первоклассника.........................................................

Первый раз в первый класс..........................................................

Заключение................................................................................

Список использованной литературы.............................................

Предметный указатель................................................................

www.knigi-psychologia.com

Развитие личности ребенка от пяти до семи ( Коллектив авторов, 2010)

Предисловие редактора

ДОРОГИЕ ЧИТАТЕЛИ!

Наша четвертая книга из серии «Развитие личности ребенка» – о детях, которые вот-вот пойдут в школу. Однако это уже не просто дошколята, а старшие дошкольники. Чем же они отличаются от тех, кто немного младше, и тех, кто уже гордо именуется первоклассниками? И насколько готовы мы, мамы и папы, а также воспитатели к изменениям в личности ребенка?

А изменения действительно существенные. Ребенок выходит на качественно иной уровень развития. Опыт, который он приобрел в более ранний период, теперь важен не сам по себе, а как волшебный сундук, из которого наш вчерашний малыш по своему усмотрению достает те или иные знания. Но то, что уже есть, его не удовлетворяет – ему интересно новое, неизведанное. В то же время очень важно проверить: правильно ли то, до чего он сам додумался, что сам создал? Ребенок ждет оценки своих действий, втайне надеясь, что он совершил открытие, которое приведет в восторг взрослых. Свои умозаключения, творения, замыслы малыш отдает на самый праведный, с его точки зрения, суд – нас, взрослых. Волнуясь в ожидании оценки, он жаждет одобрения. А мы…

Далеко не всегда нам удается оправдать ожидания наших детей. Они изо всех сил стараются быть взрослыми, и мы с радостью поддерживаем их, но весьма своеобразно. Вместо того чтобы помочь им укрепить свои позиции в новом для них статусе, мы взваливаем на плечи наших дошколят груз ответственности и предъявляем порой непомерные требования. Поэтому и оценки наши больно ранят детей: мы критикуем их, закладывая кирпичики в стену непонимания, о которую сами же и споткнемся… в подростковом возрасте.

А может, критиковать вовсе не надо? Надо, но грамотно. Ведь на пороге такого ответственного периода, как школьная жизнь, ребенок должен обрести границы своей многогранной деятельности: познавательной и творческой, интеллектуальной и физической. Границы – это понимание «можно», «нужно», «должно» и «нельзя», «недопустимо». Ощущая границы, ребенок чувствует себя свободным и, разумно направляемый авторитетными взрослыми, добивается весьма существенных результатов, а значит, испытывает гордость за свои достижения, осознает свою успешность.

Критика, опережающая одобрение, искажает границы своим негативным содержанием, особенно если направлена на личность ребенка (а не на оценку, скажем, его проступков). Если же критика следует вслед за одобрением, ребенок понимает, что его достижения существенны, но это далеко не предел, а значит, интересные открытия еще впереди.

В период от пяти до семи лет ребенок открывает удивительный многообразный мир человеческих отношений. Он обнаруживает в себе способность испытывать чувства к другим людям и чутко улавливает нюансы отношений других к себе. И это для него важно. Важно также знать, что он уважаем взрослыми и сверстниками, что его есть за что любить, что с ним хотят дружить. От воплощения его потребности быть значимым в глазах сверстников и взрослых зависит его самооценка – залог будущих успехов или неудач во взаимоотношениях с самыми разными людьми, а также умение находить выход из проблемных ситуаций.

И все же мы пока еще позволяем себе иногда сказать о ребенке «наш малыш». От «солидных первоклассников» нашего дошколенка отделяет кризис семи лет – тот самый трамплин, с которого начнется полет ребенка в новую школьную жизнь. Психологический кризис – это вовсе не тот пресловутый кризис в обыденном понимании, который свидетельствует об утере жизненных ориентиров. Наступление кризиса, несмотря на возникающие трудности, – это свидетельство перехода ребенка на качественно иной уровень развития, важнейший показатель его готовности к осознанному обучению в школе.

В книге пять частей, которые познакомят вас с самыми существенными моментами в развитии детей пяти – семи лет, а также расскажут, как правильно подготовить к школе ребенка и – что немаловажно – подготовиться к новому этапу в своей жизни самим.

• «Ваш взрослый… дошкольник» – первая часть книги, которая рассказывает об основных особенностях возраста, о том, как происходит развитие таких значимых процессов, как восприятие, память, мышление, внимание, а также знакомит читателей с понятием «кризис», позволяя найти самые оптимальные пути перехода на новую ступень развития ребенка.

• «Ребенок и социум» – вторая часть, позволяющая увидеть, насколько данный возрастной этап важен для приобретения ребенком навыков комфортного существования среди других людей: своих (близких) и чужих, сверстников и взрослых. Личность ребенка, его лидерские качества, коммуникативные (в том числе речевые) и интеллектуальные способности – все это не только опосредуется его социальным окружением, но в то же время в определенной степени влияет на формирование данного окружения.

• «Творцы настоящего» – третья часть, которая знакомит с важными составляющими творческой жизни ребенка. Живопись и музыка теряют свой развлекательный характер и становятся средством выражения ребенком своего внутреннего мира и, наряду с театральной деятельностью, – способом познания окружающего пространства и адаптации к новым условиям будущей учебной деятельности.

• «Здоровье ребенка: норма и проблемы» – четвертая часть, цель которой – помочь родителям разобраться в том, что важно успеть за оставшееся время, чтобы ребенок пошел в школу физически здоровым и уверенным, готовым к тому, чтобы выдержать школьные нагрузки.

• «На пороге школьной жизни» – пятая часть, практически значимая для родителей, которые озабочены тем, как выбрать школу, учителя, программу; как и чему научить ребенка до школы; что кроется за понятием «школьная зрелость»; как обрести союзников в лице педагогов, чтобы ребенок чувствовал себя более уверенным; а также как ребенка собрать в школу и подготовить к первому в своей жизни учебному дню.

В этот уникальный возрастной промежуток ребенок постепенно утрачивает детскую непосредственность, но обретает внутренний мир, куда нам, взрослым, нет доступа. Но если мы построим мостик доверия, а не стену непонимания, ребенок поделится с нами самым сокровенным.

А теперь о тех, кто создал для вас эту книгу.

Часть I. ВАШ ВЗРОСЛЫЙ… ДОШКОЛЬНИК

СЛОБОДЧИКОВ Илья Михайлович: «Ребенок от пяти до семи».

МИНЮРОВА Светлана Алигарьевна: «Из „волшебников” в „реалисты”: развитие познавательных процессов».

ВАСИЛЕНКО Виктория Евгеньевна: «Они хотят быть взрослыми! или Снова кризис».

Часть II. РЕБЕНОК И СОЦИУМ

ЕРМОЛОВА Татьяна Викторовна: «Личность старшего дошкольника».

СМИРНОВА Елена Олеговна: «Ребенок и другие: потребность в общении и взаимопонимании».

ЕМЕЛЬЯНОВА Марина Николаевна: «Лидеры и аутсайдеры в коллективе дошкольников».

КУСОВА Маргарита Львовна: «Речь как проводник ребенка в мир социальных отношений».

СЛОБОДЧИКОВ Илья Михайлович: «Освоение языка эмоций и чувств».

Часть III. ТВОРЦЫ НАСТОЯЩЕГО

ЗИНЬКОВСКАЯ Светлана Михайловна: «Что и как творит дошкольник».

ПЕЧЕРНИКОВСКИЙ Виктор Евгеньевич: «Да здравствует живопись!»

КУПРИНА Надежда Григорьевна: «Музыка, движения, эмоции, игра».

Часть IV. ЗДОРОВЬЕ РЕБЕНКА: НОРМА И ПРОБЛЕМЫ

СМИРНОВА Александра Владимировна: «Физическое развитие».

ЖУРБЕНКО Ольга Юрьевна: «Визит к врачу – это тоже подготовка к школе».

ПРИХОДЬКО Екатерина Николаевна: «На что обратить внимание логопеда».

МОНИНА Галина Борисовна, ЛЮТОВА-РОБЕРТС Елена Константиновна: «Если настораживает поведение ребенка».

Часть V. НА ПОРОГЕ ШКОЛЬНОЙ ЖИЗНИ

ПАНАСЮК Елена Владимировна, МОНИНА Галина Борисовна: «Ребенок познает мир, или Легко ли жить почемучкам».

АРХИПОВА Ирина Анатольевна: «Подготовка к школе».

БЕЛОШИСТАЯ Анна Витальевна: «Математика для дошкольников».

ВОРОБЬЕВА Ульяна Трофимовна: «Профилактика школьных трудностей».

ЯКОВЛЕВА Юлия Анатольевна: «Школьные вопросы».

В подготовке тома также приняли участие:

ИЛЬИНА Валентина Николаевна: Рубрика «Азбука для родителей».

САПОЖНИКОВА Светлана Евгеньевна: введение, вступления к частям I–V, заключение.

КРИВОЩЕКОВА Марина Сергеевна: материал для рубрик «Секреты психологии», «В мире мудрых мыслей».

kartaslov.ru

Читать книгу Развитие личности ребенка от пяти до семи Коллектива авторов : онлайн чтение

Текущая страница: 4 (всего у книги 48 страниц) [доступный отрывок для чтения: 32 страниц]

Покоритель настоящего

Что такое будущее для пяти-, шести-, семилетнего ребенка?

Во-первых, это завтрашний день, то есть в прямом смысле тот, который следует за «сегодня», и еще послезавтрашний, и в лучшем случае, если дело происходит не в выходные, – воскресенье. В этом будущем вполне конкретные дела и заботы и очень даже представляемые, уже запланированные действия. Во-вторых, это лето или зима, то есть мамин-папин отпуск и «мы куда-нибудь поедем отдыхать» или Новый год и подарки. В-третьих, «это когда я вырасту и буду большим и…» – на этом детская мысль, как правило, заканчивается.

Японцы, с точки зрения своих философских представлений, утверждают, что действительная жизнь человека происходит только в настоящий момент времени, который он проживает. Согласно одному из их высказываний, прошлое мертво, будущего не существует, значение имеет только сегодняшний день. Представление пяти-семилетнего ребенка о будущем некоторым образом сходно с приведенным высказыванием. Утверждать, что в представлении ребенка будущего нет совсем, было бы неправильно. Однако говорить о том, что к описываемому нами возрасту это представление есть, тоже неверно. Будущее в глазах ребенка носит характер фантазийного развития сюжета, это вовсе не значит, что оно может быть каким угодно. Но тем не менее достаточно очевидно, и это подтверждено неоднократными исследованиями, реальным это будущее практически никогда не представляется. Перспектива будущего нередко связывается с системой социальных стереотипов и нормативных понятий, усвоенных ребенком. Так, вполне логично и разумно звучит высказывание ребенка, что он вырастет (при этом обязательно следует сравнительно-оценочная характеристика: буду таким же большим, как папа, или взрослой, как мама), получит образование, профессию, заведет семью. Вся эта логика не более чем игра воображения. Ребенок по-настоящему сам не верит в то, что говорит, просто в силу того, что этого не представляет. Любопытным является наблюдение, сделанное одним из польских психологов по отношению к старшим дошкольникам: дети хорошо помнят вчерашний день ровно до момента наступления дня завтрашнего, о завтрашнем дне они могут сказать только то, что он будет.

Период от пяти до семи лет – именно тот возрастной промежуток, в который неопределенность любых представлений о чем-либо, их бесконечная изменяемость и неустойчивость постепенно завершается, приобретая более или менее четкие черты, относительно законченный образ.

С представлениями ребенка очень тесно связано развитие его речи.

Рассматривая вопросы развития детской речи, Жан Пиаже в свое время выделил три условные разновидности речевых операций: внутреннюю речь, эгоцентрическую речь и внешнюю речь. Период эгоцентрической речи, то есть речи, обращенной только к себе самому, заканчивается именно к пятому – седьмому году развития. До этого момента рассуждения ребенка в большей степени носили не связанный с пониманием ситуации характер. Ребенок в своей речи отражал те явления мира, которые непосредственно представлялись его глазам.

Развитие речи приводит к усложнению общения и появлению уникального образования – разговора с собой, внутреннего диалога.

К пяти годам ребенок начинает все чаще переключаться на конкретного субъекта общения, то есть его обращение носит в большей степени направленный характер. В дальнейшем это приводит к формированию действительной системы общения: ребенок получает обратную реакцию на свои слова и поступки и в свою очередь отвечает уже на нее. Постепенно речь ребенка все более и более принимает характер не разорванных рассуждений-картинок, отражающих видимое и представляемое, а цепь причинно-следственных обращений и формулировок. В конечном итоге из внешней речи через эгоцентрическую речь ребенок приходит к особой форме самообщения – внутреннему диалогу.

Есть еще одна крайне важная сторона представлений ребенка. В детском понимании жизнь вообще, и в частности его жизнь, закончиться никогда не может. Даже в тех случаях, когда у ребенка есть опыт травматического переживания факта смерти кого-либо из родных и близких, это не является основанием для изменения собственной позиции, хотя абстрактный страх смерти у детей нередко наличествует.

Представляемый возраст вообще чрезвычайно богат на возникновение страхов социального характера. Именно в этот период нередко формируются и закрепляются страхи, связанные с боязнью «страшилок», внешней агрессии, появляется боязнь ошибок, что является уже прямым следствием системы взаимодействия с миром.

В период от четырех до семи лет глубинные переживания ребенка постепенно начинают осознаваться, нередко проявляясь именно в виде страхов. В возрасте пяти – семи лет образуется своеобразный перекресток, на котором сходятся проросшие ощущения, чувства и эмоциональные реакции, оформляются очертания будущего характера ребенка. Многие переживания, такие как чувство вины, неполноценности, зависимости, аутоагрессия, приобретают значимость в силу того, что ребенок начинает осознавать их, проявляя это в соответствующем поведении.

Заметим, что пяти-семилетний ребенок в существенно меньшей степени «срисовывает» эмоциональное состояние взрослого человека, по сравнению с предыдущими возрастами. Однако детская чувствительность все равно остается чрезвычайно высокой, и любое изменение настроения и состояния взрослого (значимого, находящегося рядом взрослого) будет влиять на настроение и состояние ребенка.

Некоторые детские страхи носят преходящий характер, например страх новизны. Особое место занимает один из самых трудновыводимых страхов – страх-комплекс, состоящий из боязни потери близких, боязни отторжения, боязни собственной ненужности близким ребенку людям. На основе именно этого страха во всех последующих возрастах мы будем говорить о боязни остаться одиноким. Пятилетний ребенок едва ли еще способен выразить сложную мысль о том, что он одинок. При этом переживание и ощущение этого состояния могут быть очень сильны. «Мама, почему они не хотят со мной играть?» – звучит вопрос пятилетнего мальчика, и за этим вопросом как раз и стоит непонимание происходящего и… одиночество.

Рассказ о ребенке от пяти до семи будет неполным, если не затронуть вопрос о норме поведения в этом возрасте. Кроме «трудного» характера есть еще ряд трудностей в поведении детей, которые носят возрастной характер и связаны с переживанием ребенком кризиса развития.

Вот некоторые из нормативов, соответствующих возрастным особенностям и половой принадлежности ребенка.

1. Ряд особенностей поведения является нормальным только для детей определенного возраста. Так, мокрые простынки младенцев и даже детей до четырех-пяти лет мало тревожат родителей, в то время как для шестилетнего ребенка рассматриваются как отклонение от нормы.

2. Что касается вопросов, связанных с половыми различиями, то даже в позднем детстве поведение мальчиков и девочек во многом совпадает, и это нормально. Однако достаточно редко у мальчиков (девочек) встречается весь «набор» женских (мужских) особенностей поведения, и поэтому такой случай не является нормативным.

3. У детей довольно часто отмечаются различные страхи, в частности боязнь темноты, «страшилок», неизвестности. Однако случаи длительного сохранения этих состояний редки и должны вызывать тревогу у взрослых.

4. Одни отклонения в развитии бывают обусловлены неверным воспитанием ребенка, другие – психическим расстройством. Так, грызение ногтей – привычка, одинаково часто встречающаяся как у нормальных, так и у психически больных детей, поэтому сама по себе хотя и настораживает, но еще ни о чем не говорит. В то же время нарушение отношений со сверстниками значительно чаще бывает связано именно с психическим расстройством и поэтому требует более пристального внимания.

5. Умеренные, изредка возникающие трудности поведения для детей более обычны, нежели серьезные, часто повторяющиеся расстройства. Очень важно выяснить частоту и длительность проявления неблагоприятных симптомов.

6. Временные колебания в поведении и эмоциональном состоянии детей – явление обычное и нормальное, как и временный регресс (поведение, соответствующее более раннему возрасту), который встречается довольно часто. Подобные колебания в одних условиях происходят чаще, чем в других, поэтому важно принимать во внимание обстоятельства жизни ребенка. Вообще, стресс усиливает имеющиеся у ребенка эмоциональные или поведенческие трудности.

В процессе анализа следует сравнивать поведение ребенка не только с теми чертами, которые характерны для детей вообще, но и с теми, которые являются обычными для данного ребенка. Следует относиться внимательно к любым изменениям в поведении ребенка, особенно к тем, которые трудно объяснить законами нормального развития и созревания.

Будущий ученик

К концу дошкольного возраста ребенок уже представляет собой в известном смысле личность. Он хорошо осознает свою половую принадлежность. Он знает, в какой стране живет, в каком населенном пункте находится его дом; имеет некоторое представление о материках и других странах. Он отдает себе отчет в том, какое место среди людей занимает, будучи дошкольником, и какое место ему предстоит занять в ближайшем будущем, когда он пойдет учиться в школу. Одним словом, он находит себе место в пространстве и времени. Он уже ориентируется в семейно-родственных отношениях и умеет занять соответствующее своему социальному статусу место среди родных и близких. Он умеет строить отношения с взрослыми и сверстниками: имеет навыки самообладания, умеет подчинить себя обстоятельствам, быть непреклонным в своих желаниях. Он уже понимает, что оценка его поступков и мотивов определяется не столько его собственным отношением к самому себе («я хороший»), но прежде всего тем, как его поступки выглядят в глазах окружающих людей. У ребенка дошкольного возраста уже развита рефлексия. В качестве важнейшего достижения в развитии личности ребенка выступает преобладание чувства «я должен» над мотивом «я хочу». К концу дошкольного возраста особое значение приобретает мотивационная готовность к учению в школе.

Один из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства – психологическая готовность ребенка к школьному обучению.

Психологическая готовность ребенка к школьному обучению заключается не в том, что у него уже к моменту поступления в школу складываются психологические черты, которые отличают школьника. Они могут сложиться только в самом ходе школьного обучения под влиянием присущих ему условий жизни и деятельности.

Важная сторона психологической готовности к школе – достаточный уровень волевого развития ребенка. У разных детей этот уровень оказывается различным, но типической чертой, отличающей семилетних детей, является соподчинение мотивов, которое дает ребенку возможность управлять своим поведением и которое необходимо для того, чтобы сразу же, придя в первый класс, включиться в общую деятельность, принять систему требований, предъявляемых школой и учителем.

Что касается произвольности познавательной деятельности, то к моменту поступления в школу она еще не достигает полного развития: ребенку трудно длительное время сохранять устойчивое произвольное внимание, заучивать значительный по объему материал и т. п. Обучение в начальной школе учитывает эти особенности детей и строится так, что требования к произвольности их познавательной деятельности возрастают постепенно, по мере того как в самом процессе учения происходит ее совершенствование.

Готовность ребенка к школе в области умственного развития включает несколько взаимосвязанных сторон. Ребенку, поступающему в первый класс, необходим известный запас знаний об окружающем мире: о предметах и их свойствах, о явлениях живой и неживой природы, о людях, их труде и других сторонах общественной жизни, о том, «что такое хорошо и что такое плохо», то есть о моральных нормах поведения. Но важен не столько объем этих знаний, сколько их качество – степень правильности, четкости и обобщенности сложившихся в дошкольном детстве представлений.

Мы уже знаем, что образное мышление старшего дошкольника дает достаточно богатые возможности для усвоения обобщенных знаний и что при хорошо организованном обучении дети овладевают представлениями, отображающими существенные закономерности явлений, относящихся к разным областям действительности. Такие представления и являются наиболее важным приобретением, которое поможет ребенку перейти в школе к усвоению научных знаний. Вполне достаточно, если в итоге дошкольного обучения ребенок познакомится с теми областями и сторонами явлений, которые служат предметом изучения разных наук, начнет их выделять, отличать живое от неживого, растения от животных, природное от созданного руками человека, вредное от полезного. Систематическое ознакомление с каждой областью знаний, усвоение систем научных понятий – дело будущего.

Особое место в психологической готовности к школе занимает овладение некоторыми специальными знаниями и навыками, традиционно относящимися к собственно школьным, – грамотой, счетом, решением арифметических задач.

Начальная школа рассчитана на детей, не получивших никакой специальной подготовки, и начинает обучать их грамоте и математике с самого начала. Поэтому нельзя считать соответствующие знания и навыки обязательной составной частью готовности ребенка к школьному обучению. Вместе с тем значительная часть детей, поступающих в первый класс, умеет читать, а счетом в той или иной мере владеют почти все дети. Овладение грамотой и элементами математики в дошкольном возрасте может влиять на успешность школьного обучения. Положительное значение имеет образование у детей общих представлений о звуковой стороне речи и ее отличии от содержательной стороны, о количественных отношениях вещей и их отличии от предметного значения этих вещей. Поможет ребенку учиться в школе и усвоение понятия числа и некоторых других первоначальных математических понятий.

Что касается навыков чтения, счета, решения задач, то их полезность зависит от того, на какой основе они построены, насколько правильно сформированы. Так, навык чтения повышает уровень готовности ребенка к школе только при условии, что он строится на базе развития фонематического слуха и осознания звукового состава слова, а само чтение является слитным или послоговым. Побуквенное чтение, нередко встречающееся у дошкольников, затруднит работу учителя, так как ребенка придется переучивать. Так же обстоит дело со счетом: опыт окажется полезным, если опирается на понимание математических отношений, значения числа, и бесполезным или даже вредным, если счет усвоен механически.

О готовности к усвоению школьной программы свидетельствуют не сами по себе знания и навыки, а уровень развития познавательных интересов и познавательной деятельности ребенка. Общего положительного отношения к школе и к учению недостаточно для того, чтобы обеспечить устойчивую успешную учебу, если ребенка не привлекает само содержание получаемых в школе знаний, не интересует то новое, с чем он знакомится на уроках, если его не привлекает сам процесс познания.

Познавательные интересы складываются постепенно, в течение длительного времени и не могут возникнуть сразу при поступлении в школу, если в дошкольном возрасте их воспитанию не уделяли достаточно внимания. Исследования показывают, что наибольшие трудности в начальной школе испытывают не те дети, которые имеют к концу дошкольного возраста недостаточный объем знаний и навыков, а те, которые проявляют интеллектуальную пассивность, у которых отсутствуют желание и привычка думать, решать задачи, прямо не связанные с какой-либо интересующей ребенка игровой или житейской ситуацией. Так, один первоклассник никак не мог ответить на вопрос, сколько будет, если к одному прибавить еще один. Он отвечал то «три», то «пять», то «десять». Но когда перед ним поставили практическую задачу: «Сколько будет у тебя денег, если папа дал тебе один рубль и мама – один рубль?» – мальчик, почти не задумываясь, ответил: «Конечно два!»

Мы знаем, что формированию устойчивых познавательных интересов способствуют условия систематического дошкольного обучения. Однако даже в этих условиях часть детей обнаруживает интеллектуальную пассивность, и для ее преодоления требуется углубленная индивидуальная работа с ребенком.

Уровень развития познавательной деятельности, который может быть достигнут детьми к концу дошкольного возраста и который достаточен для успешного обучения в начальной школе, включает в себя кроме произвольного управления этой деятельностью, о чем говорилось раньше, и определенные качества восприятия и мышления ребенка.

Ребенок, поступающий в школу, должен уметь планомерно обследовать предметы, явления, выделять их разнообразные свойства. Ему необходимо владеть достаточно полным, точным и расчлененным восприятием, так как учение в начальной школе в значительной мере основано на выполняемой под руководством учителя собственной работе детей с различным материалом. В процессе такой работы происходит выделение существенных свойств вещей. Важное значение имеет хорошая ориентировка ребенка в пространстве и времени. Буквально с первых дней пребывания в школе ребенок получает указания, которые невозможно выполнить без учета пространственных признаков вещей, знания направлений пространства. Так, например, учитель требует провести линию «наискось от левого верхнего к правому нижнему углу» или «прямо вниз по правой стороне клетки» и т. п. Представление о времени и чувство времени, умение определить, сколько его прошло, – важное условие организованной работы ученика в классе, выполнения заданий в указанный срок.

Особенно высокие требования предъявляет обучение в школе к мышлению ребенка. Ребенок должен выделять существенное в явлениях окружающей действительности, уметь сравнивать их, видеть сходное и отличное; он должен научиться рассуждать, находить причины явлений, делать выводы.

Еще одной стороной психического развития, определяющей готовность ребенка к школьному обучению, является развитие его речи – овладение умением связно, последовательно, понятно для окружающих описать предмет, картинку, событие, передать ход своих мыслей, объяснить то или другое явление, правило.

Наконец, психологическая готовность к школе включает то качество личности ребенка, которое помогает ему войти в коллектив класса, найти свое место в нем, включиться в общую деятельность. Это общественные мотивы поведения, те усвоенные ребенком правила поведения по отношению к другим людям и то умение устанавливать и поддерживать взаимоотношения со сверстниками, которые формируются в совместной деятельности дошкольников.

Основное место в подготовке ребенка к школе занимает организация игры и продуктивных видов деятельности. Именно в этих видах деятельности впервые возникают общественные мотивы поведения, складывается иерархия мотивов, развиваются социальные навыки взаимоотношений. Конечно, это происходит не само собой, а при постоянном руководстве деятельностью детей со стороны взрослых, которые передают подрастающему поколению опыт общественного поведения, сообщают необходимые знания и вырабатывают нужные навыки. Некоторые качества могут быть сформированы только в процессе систематического обучения дошкольников на занятиях – это элементарные умения в области учебной деятельности, достаточный уровень производительности познавательных процессов.

В психологической подготовке детей к школе немалую роль играет специальная воспитательная работа, которая ведется в старшей и подготовительной группах детского сада. В этом случае дети получают обобщенные и систематизированные знания. Их обучают ориентироваться в новых областях действительности, организуют овладение навыками на этой широкой основе. В процессе такого обучения у детей вырабатываются те элементы теоретического подхода к действительности, которые дадут им возможность сознательно усваивать любые знания.

Субъективно готовность к школе нарастает вместе с неизбежностью первого сентября идти в школу. В случае здорового, нормального отношения близких к школе и к учению ребенок готовится к школе с нетерпением.

Из «волшебников» в «реалисты»: развитие познавательных процессов

Из «волшебников» в «реалисты» – такое превращение плавно и незаметно, но необратимо происходит с детьми старшего дошкольного возраста. Казалось бы, еще вчера это был трех-четырехлетний малыш, который заставлял предметы исчезнуть, закрыв глаза. А сегодня перед нами шестилетний исследователь, который стремится открыть для себя все особенности окружающего мира, действуя, наблюдая, воспринимая, представляя, запоминая, воображая, сравнивая и обобщая.

Как происходит это превращение? Благодаря развитию основных психических познавательных процессов, о которых пойдет речь в этой главе.

iknigi.net