Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
комбинированного вида города Тюмени

Всемирная декларация прав ребенка: краткое содержание. Принцип 5 декларации прав ребенка требует обеспечения детям


Декларация прав ребенка: 10 принципов международной декларации

Права детей строго защищены российским законодательством. Но кроме этого законы одной страны не могут противоречить основным международным положениям, касающихся защиты прав и интересов несовершеннолетних граждан.

В качестве основных международных нормативных актов выступают Конвенция и Декларация прав ребенка.

В различных странах может быть установлен разный возраст полного совершеннолетия человека, с которого он признается полностью дееспособным гражданином той страны.

Но в данных документах этот возраст установлен в пределах 18 лет, то есть он полностью совпадает с российской нормой.

Возникновение

Международная декларация о защите прав ребенка была разработана и принята Генеральной Ассамблеей ООН.

Она возникла по причине того, что преступления против детей совершаются повсеместно и достаточно часто. Законы не каждой страны способны защитить детей из других стран.

Поэтому был необходим нормативно-правовой акт, распространяющий свое действие на всех несовершеннолетних граждан тех стран, которые подпишут данную декларацию.

Первый официальный процесс, связанный с урегулированием вопросов о правах детей прошел в Австралии еще в конце 19 века. Впоследствии суды других стран также поддержали эту деятельность. Это были Канада и США.

Прецедент был создан, но требовалась нормативная база, на основании которой эти суды могли выносить строгие решения в отношении нарушителей детских прав.

Таким образом, в Женеве в двадцатом веке появилась первая декларация прав ребенка. В ней были заложены основные принципы, уберегающие детей от:

  • рабства;
  • проституции;
  • торговли.

Это был первый толчок в мировом законодательстве к созданию таких документов. Позже Генеральная Ассамблея ООН внесла изменения и доработки в этот нормативно-правовой акт.

В новом варианте уже были учтены такие моменты:

  • ответственность лиц за невыполнение своих обязанностей в отношении детей;
  • обязанность родителей и иных представителей обеспечить необходимое воспитание, обучение.

Этот документ зафиксировал в себе основные положения не только о том, что дети имеют право на защиту от самых злостных преступлений, но и зафиксировал обязанности взрослых граждан перед ними.

В нем было указано то, что все, что принадлежит детям, никто не вправе у них отобрать. Это касается не только собственности, но и неимущественных прав.

Основные принципы

В настоящее время существует 10 принципов декларации прав ребенка, согласно которым законодательства разных стран обязаны защищать права детей.

К ним относятся:

  1. Все дети до 18 лет имеют одинаковые права друг перед другом. Они не могут быть ущемлены в зависимости от каких-либо признаков по полу, расе, национальности. Это равенство должно обеспечивать законодательство каждой страны. При этом не только обеспечивать, но и защищать от любых нарушений.
  2. Каждый несовершеннолетний имеет право самостоятельно развиваться, как морально, так и физически. Никто не имеет право ущемлять его собственное достоинство.
  3. Все родившиеся дети в различных странах должны автоматически получать гражданство от этой страны, а от родителей имя. Законные представители или родители обязаны оформить все документы новорожденному, на основании которых рожденный малыш будет иметь собственное имя и принадлежность к определенной стране.
  4. Каждый малыш с момента его зачатия имеет право получать необходимую ему медицинскую помощь и социальный уход. Они должны предоставлять с самого начала, как только зародыш появится в утробе матери. Также сам период деторождения и послеродовый уход должен обеспечиваться государством на должном уровне, чтобы новорожденный малыш не получил никаких отклонений и проблем со здоровьем. Этот принцип содержит не только основы медицины, но и право на жилье и питание. Государство обязано контролировать, каждый ли малыш обеспечен этим и в случае необходимости должно предоставлять это детям на безвозмездной основе. Также государство должно контролировать и психологическое состояние каждого несовершеннолетнего, особенно в переходные периоды, которые считаются наиболее сложными в подростковом возрасте.
  5. Если малыш родился или стал физически или психологически неполноценным, он должен получать необходимую ему поддержку и внимание. Она обязательно должна быть и в психологическом плане и в материальном.
  6. Независимо от имеющегося гражданства у несовершеннолетнего лица, он обязан получать любовь и заботу от родителей и государства, в котором проживает в настоящий момент.
  7. Все дети имеют право на развитие и обучение. Поэтому каждое государство обязано предоставить детям возможность получать бесплатное образование. Также родители должны организовать это обучение. Помимо этого сами родители обязаны приучать несовершеннолетнего к ответственности перед обществом. В этом принципе содержится такое положение, что игра для детей – это способ познания окружающего мира. Поэтому все обучение на ранних стадиях развития ребенка должно осуществляться в игровой форме. Основные понятия и нормы поведения надо закладывать в детей в самого детства.
  8. При необходимости оказания помощи людям, интересы несовершеннолетних являются приоритетными. Помощь несовершеннолетним должна быть оказана в первую очередь.
  9. Этот принцип защищает несовершеннолетних от жестокого обращения с ними. Малыш не должен быть привлечен к работам, которые плохо влияют на его психику или физическое развитие. К детям не должна быть применена физическая сила. Все воспитание должно строиться на пояснении и убеждении несовершеннолетнего. В качестве жестокого обращения может подразумеваться не только физическое насилие, но и психологическое и даже сексуальное.
  10. Каждый несовершеннолетний ребенок имеет право на мирную жизнь, он не должен воспитываться в чувстве расовой или социальной ненависти к определенным группам населения. Взрослые люди, проживающие и воспитывающие малыша должны учить детей гуманности и взаимопонимание того, что все люди на земле равны.

Все эти принципы должны быть не только заложены в нормативно-правовых документах различных стран, подписавших эту декларацию, но и строго защищаться.

Несмотря на то, что в России законодательство предусматривает все эти принципы декларации, ежедневно несовершеннолетние сталкиваются с их нарушением.

И судебная система не в силах повлиять на российских граждан в том, чтобы права детей беспрекословно обеспечивались.

Отличия от Конвенции прав ребенка

Многие задаются вопросом, чем отличается декларация прав ребенка от Конвенции прав ребенка.

Основные отличия можно выделит в следующем:

  1. Конвенция была разработана позже. И ее положения возникли на основании Декларации прав ребенка.
  2. Эта Конвенция содержит в своем составе 54 статьи. В ней доработаны основные положения, в том числе добавлены и новые, характеризующие права детей и взрослых.
  3. Декларация была принята странами, входящими в Ассамблею ООН, а Конвенцию поддержали 193 страны, в том числе и Россия.
  4. На основании Конвенции все страны были обязаны пересмотреть свое законодательство, чтобы оно полностью обеспечивало соответствие установленным нормам Конвенции. А после принятия Декларации лишь немногие страны изменили свое законодательство для соответствия с ней.

В качестве итога можно сказать, что данная Декларация стала первым серьезным нормативно-правовым документом, на основании которого в дальнейшем все современные государства изменили свое законодательство в сторону защиты прав детей.

Несовершеннолетние были признаны в ней, как маленькие граждане, требующие защиты от государства и родителей. Помимо этого сами родители и государство получили четкий перечень обязанностей перед своими детьми.

Похожие статьи:

Facebook

Twitter

Вконтакте

Одноклассники

Google+

  • Предыдущая записьКакие документы нужны для выезда с ребенком за границу?
  • Следующая записьКакие документы нужны для вывоза за границу ребенка с бабушкой?

semeinoe-pravo.net

Принципы Декларации прав ребенка. Декларация прав ребенка, 1959 год

Декларация прав ребенка 1959 года впервые закрепила основные и обязательные для всех требования по обращению с детьми. В резолюции прописаны десять основополагающих принципов, которые будут подробно рассмотрены в этой статье.

О правах ребенка

Декларация состоит из преамбулы и ряда самих принципов. В преамбуле сообщается о вере Организации объединенных наций в основные права человека, в ценность и достоинство его личности. ООН преисполнена решимости всячески содействовать общественному прогрессу и улучшению уровня жизни.

Организация ссылается на Декларацию прав человека, принятую в 1948 году. Именно этот документ признается основным источником и правовой базой для введение в действие Декларации прав ребенка 1959 года. ООН принимает во внимание, что ребенок - существо физически и умственно незрелое, нуждающееся в постоянной заботе и охране. Именно поэтому в обязанности взрослых людей входит посильное оказание помощи детям, их воспитание и обучение. В конце документа декларируется знаменитое изречение: "Человечество обязано давать ребенку лучшее, что оно имеет".

Общие принципы

Декларация прав ребенка содержит в себе десять основополагающих и обязательных для исполнения правил. В первом принципе за детьми закрепляются все те свободы и права, что указаны в декларации 1948 года. Каждый ребенок в равной степени наделен правами вне зависимости от цвета кожи, языка, пола, расы, религиозных или политических убеждений, социального или имущественного положения и т.д. Таким образом, Декларация исключает любые формы дискриминации.

Во втором принципе закрепляется норма, согласно которой, ребенку должна быть обеспечена качественная социальная защита. При этом неважно, каким именно образом эту защиту можно реализовать. Нужно лишь, чтобы детям предоставлялись благоприятные условия для физического, умственного или духовного развития. Ребенок должен расти в условиях достоинства и свободы.

Третий принцип Декларации прав ребенка гласит о праве каждого рожденного человека на гражданство и имя. Обеспечиваются этими элементами все дети с самого рождения - без каких-либо исключений.

Социальные блага

Декларация прав ребенка ООН от 1959 года гласит о необходимости качественного социального обеспечения для всех без исключения детей. Закрепляется эта норма в четвертом принципе рассматриваемого документа. Что подразумевается под социальным обеспечением? Декларация гласит об уходе за ростом и развитием ребенка. Медицинское обслуживание, питание, жилище, образование и развлечение являются здесь основными составляющими элементами. Особая забота нужна детям, что родились физически или умственно неполноценными. Декларация гласит о специальном режиме и особой заботе за такими детьми.

Шестой принцип международного акта закрепляет необходимость проявления любви и понимания по отношению к ребенку. Только родительская любовь поможет гармоничному развитию личности. Таким образом, в принципах Декларации прав ребенка закрепляются не только материальные, но и моральные обязанности родителей, попечителей и опекунов.

Право на образование

Седьмой принцип Декларации прав ребенка закрепляет права детей на образование. Международный акт гласит, что хотя бы начальные стадии образовательных организаций должны быть обязательными и бесплатными.

Процессы обучения и воспитания положительно сказываются на общем культурном развитии личности. Человек приобретает возможность развить свои способности и суждения. Формируется социальная и моральная ответственность, в результате чего личность становится полноценным членом общества.

Ответственность за образование Декларация возлагает на родителей или законных представителей ребенка. Особое внимание документ уделяет развлечениям и играм, которые также оказывают положительное влияние на формирование личности.

Защита ребенка

Восьмой принцип Декларации прав ребенка (год 1959) закрепляет приоритет детей при оказании населению медицинской или любой другой помощи. Именно ребенку должна быть оказана первая помощь.

Принцип 9 закрепляет защиту детей от небрежного или жесткого отношения, грубости, эксплуатации т.д. Дети не должны работать, пока не достигнут надлежащего возрастного периода. Ребенку запрещается заниматься деятельностью, которая мешала бы его образованию, здоровью, физическому, нравственному или психическому развитию.

Что закрепляет последний из десяти принципов Декларации прав ребенка? Положение провозглашает ограждение детей от занятий или действий, которые могли бы поощрять религиозную, расовую, национальную или иную форму дискриминации. Дети должны воспитываться в духе терпимости, взаимопонимания, дружбы, всеобщего братства и мира. Каждый ребенок обязан понимать, что человеческая энергия должна быть направлена на служение другим людям.

Женевская декларация о детях

Десять принципов Декларации прав ребенка не являются исчерпывающими международными нормами, что регламентируют защиту детей. Существуют и другие нормативные акты, также закрепляющие и провозглашающие интересы и свободы детей всего мира.

Одной из первых деклараций о детях была Женевская конвенция, принятая в 1924 году. Этот документ состоял из пяти принципов, которые запрещали детский принудительный труд, рабство, торговлю детьми и проституцию несовершеннолетних. В Декларации закрепляются хоть и довольно простые, но, в то же время, очень точные формулы. Голодный ребенок должен быть накормлен; больной вылечен;бездомному нужно дать приют, а сироте - поддержку. Конвенция закрепляла знаменитый принцип, согласно которому, ребенок должен расти в атмосфере любви и заботы.

На некоторых положениях Женевской конвенции и была выстроена Декларация детских прав 1959 года.

Конвенция ООН

Конвенция о правах ребенка была принята Организацией объединенных наций в 1989 году. При этом работа над документом началась еще в 1946 году - тогда при ООН образовался специальный детский фонд. Конвенция разрабатывалась на протяжении долгих 30 лет. Периодически в текст документа вносились поправки, нормы многократно изменялись, ликвидировались некоторые положения.

Автором проекта официально считается польский профессор А. Лопаток. Сам документ состоит из трех частей и 54 статей. Первая часть устанавливает общие положения, вторая - права ребенка, а третья регулирует процедурно-правовые проблемы соблюдения Конвенции государствами. Большое внимание в документе уделяется процессам обучения и воспитания детей. В 1993 году Конвенцию приняла Российская Федерация. Чуть позже была принята и Декларация прав ребенка.

Права ребенка в России

Российская Федерация ратифицировала большинство из существующих международных актов о правах детей. Российские законы декларируют верховенство прав и свобод человека. Запрещается ограничение прав на воспитание и обучение. Каждый ребенок имеет право на профессиональную занятость или получение образования, на отдых и охрану здоровья.

Существуют в России и меры по защите детей. Так, национальные федеральные законы ограждают детей от пропаганды неравенства, нетерпимости, вооруженных конфликтов, насилия и т.д.

Существуют ли у национального права по вопросам защиты детей какие-то проблемы с международными договорами? Можно вспомнить, разве что, последний резонансный случай. Совсем недавно в ряде международных инстанций постановили, что Федеральный закон РФ "О запрете пропаганды гомосексуализма среди несовершеннолетних" противоречит десятому принципу Декларации прав ребенка, Конвенции ООН и некоторым другим актам о детях. В ЕСПЧ и ООН уверены, что закон порождает нетерпимость, а именно гомофобию. Все-таки международные нормы направлены на ограждение детей от любых форм дискриминации. Отечественные же законодатели сослались на конституционную норму о нравственности (статья 55). Безусловно, имели место и другие прения, однако представленный случай стал наиболее ярким и показательным.

fb.ru

Декларация прав ребенка — BabyNotes

Декларация прав ребенка

Провозглашена резолюцией 1386 (ХIV) Генеральной Ассамблеиот 20 ноября 1959 года

ПРЕАМБУЛА

Принимая во внимание, что народы Объединенных Наций вновь утвердили в Уставе свою веру в основные права человека и в достоинство и ценность человеческой личности и преисполнены решимости содействовать социальному прогрессу и улучшению условий жизни при большей свободе,

принимая во внимание, что Организация Объединенных Наций во Всеобщей декларации прав человека провозгласила, что каждый человек должен обладать всеми указанными в ней правами и свободами, без какого бы то ни было различия по таким признакам, как раса, цвет кожи, пол, язык, религия, политические или иные убеждения, национальное или социальное происхождение, имущественное положение, рождение или иное обстоятельство,

принимая во внимание, что ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения,

принимая во внимание, что необходимость в такой специальной охране была указана в Женевской декларации прав ребенка 1924 года и признана во Всеобщей декларации прав человека, а также в уставах специализированных учреждений и международных организаций, занимающихся вопросами благополучия детей,

принимая во внимание, что человечество обязано давать ребенку лучшее, что оно имеет,

Генеральная Ассамблея

провозглашает настоящую Декларацию прав ребенка с целью обеспечить детям счастливое детство и пользование, на их собственное благо и на благо общества, правами и свободами, которые здесь предусмотрены, и призывает родителей, мужчин и женщин как отдельных лиц, а также добровольные организации, местные власти и национальные правительства к тому, чтобы они признали и старались соблюдать эти права путем законодательных и других мер, постепенно принимаемых в соответствии со следующими принципами:

Принцип 1

Ребенку должны принадлежать все указанные в настоящей Декларации права. Эти права должны признаваться за всеми детьми без всяких исключений и без различия или дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства, касающегося самого ребенка или его семьи.

Принцип 2

Ребенку законом и другими средствами должна быть обеспечена специальная защита и предоставлены возможности и благоприятные условия, которые позволяли бы ему развиваться физически, умственно, нравственно, духовно и в социальном отношении здоровым и нормальным путем и в условиях свободы и достоинства. При издании с этой целью законов главным соображением должно быть наилучшее обеспечение интересов ребенка.

Принцип 3

Ребенку должно принадлежать с его рождения право на имя и гражданство.

Принцип 4

Ребенок должен пользоваться благами социального обеспечения. Ему должно принадлежать право на здоровые рост и развитие; с этой целью специальные уход и охрана должны быть обеспечены как ему, так и его матери, включая надлежащий дородовой и послеродовой уход. Ребенку должно принадлежать право на надлежащие питание, жилище, развлечения и медицинское обслуживание.

Принцип 5

Ребенку, который является неполноценным в физическом, психическом или социальном отношении, должны обеспечиваться специальные режим, образование и забота, необходимые ввиду его особого состояния.

Принцип 6

Ребенок для полного и гармоничного развития его личности нуждается в любви и понимании. Он должен, когда это возможно, расти на попечении и под ответственностью своих родителей и во всяком случае в атмосфере любви и моральной и материальной обеспеченности; малолетний ребенок не должен, кроме тех случаев, когда имеются исключительные обстоятельства, быть разлучаем со своей матерью. На обществе и на органах публичной власти должна лежать обязанность осуществлять особую заботу о детях, не имеющих семьи, и о детях, не имеющих достаточных средств к существованию. Желательно, чтобы многодетным семьям предоставлялись государственные или иные пособия на содержание детей.

Принцип 7

Ребенок имеет право на получение образования, которое должно быть бесплатным и обязательным, по крайней мере на начальных стадиях. Ему должно даваться образование, которое способствовало бы его общему культурному развитию и благодаря которому он мог бы, на основе равенства возможностей, развить свои способности и личное суждение, а также сознание моральной и социальной ответственности и стать полезным членом общества.

Наилучшее обеспечение интересов ребенка должно быть руководящим принципом для тех, на ком лежит ответственность за его образование и обучение; эта ответственность лежит прежде всего на его родителях.

Ребенку должна быть обеспечена полная возможность игр и развлечений, которые были бы направлены на цели, преследуемые образованием; общество и органы публичной власти должны прилагать усилия к тому, чтобы способствовать осуществлению указанного права.

Принцип 8

Ребенок должен при всех обстоятельствах быть среди тех, кто первым получает защиту и помощь.

Принцип 9

Ребенок должен быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации. Он не должен быть объектом торговли в какой бы то ни было форме.

Ребенок не должен приниматься на работу до достижения надлежащего возрастного минимума; ему ни в коем случае не должны поручаться или разрешаться работа или занятие, которые были бы вредны для его здоровья или образования или препятствовали его физическому, умственному или нравственному развитию.

Принцип 10

Ребенок должен ограждаться от практики, которая может поощрять расовую, религиозную или какую-либо иную форму дискриминации. Он должен воспитываться в духе взаимопонимания, терпимости, дружбы между народами, мира и всеобщего братства, а также в полном сознании, что его энергия и способности должны посвящаться служению на пользу других людей.

babynotes.ru

Всемирная декларация прав ребенка: краткое содержание :: SYL.ru

Права ребенка зафиксированы не только в отечественном законодательстве. Они официально установлены и признаны международными документами. В качестве основных из них выступают Конвенция и Декларация прав ребенка.

Основные положения

В соответствии с международными документами, ребенком признается гражданин, которому нет 18 лет. Государство принимает на себя обязанность по защите детей. Ребенок имеет право на:

  1. Равенство.
  2. Семью.
  3. Образование.
  4. Государственную заботу и защиту, если ее нет (постоянно либо временно) от родителей.
  5. Свободу выражения мыслей.
  6. Собственное мнение.
  7. Гражданство и имя.
  8. Получение информации.
  9. Защиту от жестокого обращения и насилия.
  10. Медицинское обслуживание.
  11. Досуг и отдых.
  12. Дополнительную государственную поддержку при наличии особых потребностей.

Нормативная база

На национальном и международном уровнях принято большое количество специальных актов. В 1989 году была принята Конвенция. Она состоит из 54 статей. Все положения, включенные в нее, распространяются без исключения на всех детей. В России в качестве основного нормативного документа выступает ФЗ № 124. Его положения устанавливают гарантии прав ребенка в РФ. Они приняты в соответствии с международными актами.

Женевская Декларация прав ребенка

Впервые она была принята в 1924 году. Ее содержание сводилось к описанию пяти положений, обеспечивавших защиту детей от торговли, проституции и рабства. Первая Декларация ООН о правах ребенка стала серьезным прорывом в международном законодательстве. Однако необходима была несколько иная защита несовершеннолетних. Принципы Декларации прав ребенка были доработаны. Новая редакция была принята в 1959 году. В этом документе основные гарантии были зафиксированы в расширенном варианте. Разработчиками была определена ответственность тех, кто обязан обеспечивать, воспитывать, учить несовершеннолетних, но не делает этого. Международная Декларация прав ребенка излагает, таким образом, обязательства взрослых перед детьми.

Преамбула

В этой части провозглашаются основания, по которым принимается Всеобщая Декларация прав ребенка. Этот документ базируется на:

  1. Утверждении народами Объединенных Наций в своем Уставе веры в ценность и достоинство личности.
  2. Решимости содействовать общественному развитию и улучшению качества жизни при большей степени свободы.
  3. Декларации о правах человека, в которой установлено равенство людей вне зависимости от их пола, религии, цвета кожи, расы, политических и прочих убеждений, социального или национального происхождения, имущественного положения и иных обстоятельств.
  4. Том факте, что ребенку вследствие его умственной и физической незрелости требуется социальная забота и охрана, надлежащая правовая защита и до и после рождения. Эта необходимость была зафиксирована в акте от 1924 года и признана в других документах международных организаций и специализированных учреждений, занимающихся вопросами, касающимися благополучия детей.
  5. Утверждении, что ребенок должен получать лучшее, что имеет человечество.

Равенство

Декларация прав ребенка распространяет свое действие на всех детей. Положения документа должны признаваться за всеми несовершеннолетними без исключений и каких-либо различий либо дискриминации по признаку пола, религии, цвета кожи, языка, социального/национального происхождения, рождения, имущественного положения и прочего обстоятельства, относящегося к самому малолетнему или к семье.

Защита

Декларация прав ребенка утверждает необходимость обеспечения специальной охраны законами и прочими средствами. Для несовершеннолетних должны быть созданы благоприятные условия и предоставлены возможности, позволяющие развиваться нравственно, умственно, духовно, физически, здоровым в социальном отношении. Этот процесс должен идти нормальным путем в условиях достоинства и свободы. В ходе принятия законодательных актов для реализации этих задач главным должно быть намерение наилучшего обеспечения интересов несовершеннолетних.

Социализация и блага

Декларация устанавливает требование о том, что с рождения человек должен иметь право на гражданство и имя. Несовершеннолетнему необходимо предоставлять блага социального обеспечения. Ребенку принадлежит право на здоровое развитие и рост. Для этого специальная охрана и уход (дородовой и послеродовой в том числе) должны обеспечиваться и ему, и его матери. Несовершеннолетнему принадлежит право на надлежащее жилище, питание, медицинское обслуживание и развлечение. Декларация прав ребенка устанавливает требование о том, что неполноценным в социальном, психическом, физическом отношении гражданам до 18 лет должен обеспечиваться специальный уход, забота и образование, необходимые ввиду особенностей состояния.

Гармоничное развитие

Несовершеннолетний нуждается в понимании и любви. В тех случаях, когда это возможно, ребенок должен расти под ответственностью и на попечении родителей в атмосфере любви, материальной и моральной обеспеченности. Малолетний не может быть, кроме ситуаций с исключительными обстоятельствами, разлучен со своей матерью. На публичных структурах власти и обществе лежит обязанность обеспечивать особую заботу детям, не имеющим семьи и достаточных средств для существования. Желательно, чтобы законодательства государств прописывали предоставление многодетным семьям пособия на поддержку несовершеннолетних.

Образование

Декларация прав ребенка устанавливает обязанность государств обеспечить бесплатное и обязательное обучение, по крайней мере, на начальных этапах. Несовершеннолетний должен получить образование, которое будет способствовать его культурному развитию, совершенствованию его личного суждения и способностей, сознанию социальной и моральной ответственности, становлению полезным для общества. Руководящим суждением для лиц, на которых лежит обязанность за обучение, должно быть наилучшее обеспечение интересов детей. Эта ответственность в первую очередь налагается на родителей. Несовершеннолетнему должна обеспечиваться полная возможность развлечений и игр, которые были бы ориентированы на цели, преследуемые обучением. Способствовать реализации права на образование должны органы власти и общество.

Охрана

Дети должны быть при любых обстоятельствах в числе тех, кто первыми получает помощь и защиту. Несовершеннолетних необходимо оградить от всех форм жестокости, небрежного отношения и эксплуатации. Ребенок не может быть объектом торговли ни в каком ее виде. Малолетнего не допускается принимать на работу до достижения им установленного возрастного минимума. Ответственные лица не вправе поручать ребенку занятие или трудовую деятельность, вредные для его образования и здоровья, препятствующие нравственному, умственному и физическому его развитию.

Заключение

Преступления против подростков и детей совершаются повсеместно. Эта проблема стоит перед мировым сообществом в числе первых. Декларация провозглашает требование оградить детей от практики, в рамках которой может поощряться религиозная, расовая или иная форма дискриминации. Несовершеннолетнего надлежит воспитывать в духе терпимости, взаимопонимания, международной дружбы и братства. Ребенок должен пребывать в полном сознании того, что его способности и энергия должны быть посвящены служению на пользу общества. Все лучшее, что присутствует на планете, принадлежит детям, равно как и взрослым. Оно не может быть отнято у несовершеннолетних ни по чьей прихоти. Взрослые несут полную ответственность за обеспечение защиты, заботу, воспитание, материальное содержание, здоровое развитие детей.

www.syl.ru

Декларация прав ребенка

Развитие международных отношений в современном мире позволяет говорить о том, отношения внутри каждого государства, касающиеся сферы человеческих прав, стали объектом международно-правового регулирования. Это регулирование затрагивает многие новые аспекты этих отношений, и государства берут на себя конкретные юридические обязательства по обеспечению основных прав и свобод человека, что в свою очередь, способствует обеспечению стабильности и устойчивости правопорядка.

В мире часто и повсеместно совершаются преступления против детей и подростков. Однако проблема отдельного рассмотрения прав ребенка возникла сравнительно недавно. Как известно, ребенком признается лицо, не достигшее восемнадцати лет.

Демократические движения за реформы в XIX веке оказали свое влияние на общество, вследствие которого многие государства взяли на себя ответственность за защиту ребенка от произвола родителей. В тот период, однако, права детей рассматривались, в основном, в качестве мер, которые необходимо было принять в отношении рабства, детского труда, торговли детьми и проституции несовершеннолетних.

Первый официальный процесс по урегулированию прав ребенка прошел в Австралии в конце XIX в. После этого аналогичные суды начали свою деятельность в Канаде и США. Однако судебной системе требовалась некая юридическая основа, такой документ, по которому можно выносить соответствующие решения и постановления.

В связи с этим Лига Наций в 1924 году приняла Женевскую декларацию прав ребенка, которая стала первым международным документом по правам ребенка.

Само слово «декларация» в переводе с латинского языка означает провозглашение. Такой документ представлен в виде рекомендаций и не имеет обязательной силы, но в нем утверждены основные принципы и программные положения.

Краткое содержание Декларации 1924 года сводилось к описанию пяти главных принципов, которые берегли детей от рабства, проституции и торговли. Это был существенный прорыв в мировом законодательстве, но требовалась и иная защита для несовершеннолетних.

Содержание Декларации

Основное положение принятой Декларации заключалось в том, что «человечество обязано давать ребенку лучшее, что оно имеет». Документ провозглашал 10 социальных и правовых принципов, касающихся защиты и благополучия детей на международном уровне.

Впервые отмечалось, что забота о детях и их защите являются больше исключительной обязанностью семьи и даже отдельного государства. Всё человечество должно заботиться о защите прав детей.

Разработчики Декларации определили ответственность лиц, которые должны обеспечивать, учить, воспитывать несовершеннолетних, но не делают этого. 10 принципов отражают главные обязанности взрослых перед детьми.

1-й принцип. Все дети имеют равные со своими сверстниками права, которые не могут быть ущемлены, занижены или отменены вовсе.

2-й принцип. Каждый ребенок имеет право на собственное достоинство и возможность развиваться нравственно, физически, духовно.

3-й принцип. Государство обязано обеспечить проживающих на его территории детей гражданством, а родители обязаны дать им имя.

4-й принцип. Дети имеют право на социальный уход и медицинскую поддержку, которые должны быть предоставлены его матери во время беременности и послеродовый период. Каждый ребенок имеет право на жилье и питание. Весьма подробно Декларация характеризует школьный возраст. Кроме того, разъясняется необходимость постоянного контроля за состоянием детей, особенно из неблагоприятных семей.

5-й принцип. Неполноценные (физически или психически) дети должны быть обеспечены особой заботой и вниманием.

6-й принцип. Каждый ребенок имеет право на любовь со стороны родителей и государства, чьим гражданином он является.

7-й принцип. Всем детям предоставляется бесплатное обучение. Они имеют право играть и развиваться. Родители же должны учить их ответственности и полезности своему обществу.

8-й принцип. Права ребенка определяются как первостепенные в возможности получить помощь.

9-й принцип. Декларация защищает детей от жестокого обращения и эксплуатации. Ребенок не должен привлекаться к выполнению работ, приносящих вред его развитию и эмоциональной стабильности. К детям нельзя применять силу.

10-й принцип. Каждый ребенок имеет право на мирную жизнь, в которой взрослые люди, в частности, родители, учат его заботе и взаимопониманию.

Значение Декларации прав ребенка

Декларация прав ребенка провозглашает равные права детей в области воспитания, образования, обеспечения, физического и духовного развития независимо от расы, цвета кожи, родного языка, религиозных, политических или иных убеждений, национальной принадлежности и других критериев. Декларация призывает родителей, общественные организации, правительства признать права детей и всемерно содействовать претворению их в жизнь.

Этот документ оказал значительное влияние на политику и дела правительств и отдельных лиц во всех частях мира. Многие государства закрепили принципы Декларации в своих конституциях и документах различных государственных и общественных организаций.

Безусловно, Декларация не является совершенным документом с точки зрения юридической техники. В ней не определено понятие «ребенок», а принципы, из которых декларация состоит, представляют собой не столько права ребенка, сколько обязанности взрослых по отношению к детям. Следует отметить, что декларация не была обязательной для подписавших ее государств. Тем не менее, значение этого документа трудно переоценить, ведь именно Женевская декларация положила начало закреплению прав детей в международно-правовых актах и на ее принципах строятся и современные документы, охраняющие права детей.

spravochnick.ru

Декларация прав ребенка (1959) принцип 1

скачать ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ РЕБЕНКА (1959)

ПРИНЦИП 1

Ребенку должны принадлежать все указанные в настоящей Декларации права.

Эти права должны признаваться за всеми детьми без всяких исключений и без

различия или дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка,

религии, политических или иных убеждений, национального или социального

происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства,

касающегося самого ребенка.

ПРИНЦИП 2

Ребенку законом и другими средствами должна быть обеспечена специальная защита и предоставлены возможности и благоприятные условия, которые позволили бы ему развиваться физически, умственно, нравственно, духовно и в социальном отношении здоровым и нормальным путем и в условиях свободы и достоинства.

При издании с этой целью законов главным соображением должно быть наилучшее обеспечение интересов ребенка.

ПРИНЦИП 3

Ребенку должно принадлежать с его рождения право на имя и гражданство.

ПРИНЦИП 4

Ребенок должен пользоваться благами социального обеспечения. Ему должно принадлежать право на здоровые рост и развитие, с этой целью специальный уход и охрана здоровья должны быть обеспечены как ему, так и его матери, включая дородовой и послеродовой уход. Ребенку должно принадлежать право на надлежащее питание, жилище, развлечения и медицинское обслуживание.

ПРИНЦИП 5

Ребенку, который является неполноценным в физическом, психическом или социальном отношении, должны обеспечиваться специальные режим, образование и заботы, необходимые ввиду его особенного состояния.

ПРИНЦИП 6

Ребенок для полного и гармоничного развития его личности нуждается в

любви и понимании. Он должен, когда это возможно, расти на попечении и под ответственностью своих родителей и во всяком случае в атмосфере любви и моральной и материальной обеспеченности; малолетний ребенок не должен, кроме тех случаев, когда имеются исключительные обстоятельства, быть разлучен со своей матерью. На обществе и на органах публичной власти должна лежать обязанность осуществлять особую заботу о детях, не имеющих семьи, и о детях, не имеющих достаточных средств к существованию. Желательно, чтобы многодетным семьям предоставлялись государственные и иные пособия на содержание детей.

ПРИНЦИП 7

Ребенок имеет право на получение образования, которое должно быть

бесплатным и обязательным, по крайней мере на начальных стадиях. Ему должно даваться образование, которое способствовало бы его общему культурному развитию и благодаря которому он мог бы на основе равенства возможностей развивать свои способности и личное суждение, а также сознание моральной и социальной ответственности и стать полезным членом общества. Наилучшее обеспечение интересов ребенка должно быть руководящим принципом для тех, на ком лежит ответственность за его образование и обучение; эта ответственность лежит всего прежде на его родителях.

Ребенку должна быть обеспечена полная возможность игр и развлечений, которые были бы направлены на цели, преследуемые образованием; общество и органы публичной власти должны прилагать усилия к тому, чтобы способствовать осуществлению указанного права.

ПРИНЦИП 8

Ребенок должен при всех обстоятельствах быть среди тех, кто первым

получает защиту или помощь.

ПРИНЦИП 9

Ребенок должен быть защищен от всех форм небрежного отношения,

жестокости и эксплуатации. Он не должен быть объектом торговли в какой бы то ни было форме.

Ребенок не должен приниматься на работу до достижения надлежащего возрастного минимума; ему ни в коем случае не должны поручаться или разрешаться работа или занятия, которые были бы вредны для его здоровья или образования или препятствовали его физическому, умственному или нравственному развитию.

ПРИНЦИП 10

Ребенок должен ограждаться от практики, которая может поощрять расовую, религиозную или какую-либо иную форму дискриминации. Он должен воспитываться в духе взаимопонимания, терпимости, дружбы между народами, мира и всеобщего братства, а также в полном сознании, что его энергия и способности должны посвящаться служению на пользу людям.

скачать

nenuda.ru

Декларация прав ребенка

Провозглашена резолюцией 1386 (ХIV) Генеральной Ассамблеи  от 20 ноября 1959 годаПРЕАМБУЛАПринимая во внимание, что народы Объединенных Наций вновь утвердили в Уставе свою веру в основные права человека и в достоинство и ценность человеческой личности и преисполнены решимости содействовать социальному прогрессу и улучшению условий жизни при большей свободе, принимая во внимание, что Организация Объединенных Наций во Всеобщей декларации прав человека провозгласила, что каждый человек должен обладать всеми указанными в ней правами и свободами, без какого бы то ни было различия по таким признакам, как раса, цвет кожи, пол, язык, религия, политические или иные убеждения, национальное или социальное происхождение, имущественное положение, рождение или иное обстоятельство, принимая во внимание, что ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения, принимая во внимание, что необходимость в такой специальной охране была указана в Женевской декларации прав ребенка 1924 года и признана во Всеобщей декларации прав человека, а также в уставах специализированных учреждений и международных организаций, занимающихся вопросами благополучия детей, принимая во внимание, что человечество обязано давать ребенку лучшее, что оно имеет, Генеральная Ассамблея провозглашает настоящую Декларацию прав ребенка с целью обеспечить детям счастливое детство и пользование, на их собственное благо и на благо общества, правами и свободами, которые здесь предусмотрены, и призывает родителей, мужчин и женщин как отдельных лиц, а также добровольные организации, местные власти и национальные правительства к тому, чтобы они признали и старались соблюдать эти права путем законодательных и других мер, постепенно принимаемых в соответствии со следующими принципами:Принцип 1Ребенку должны принадлежать все указанные в настоящей Декларации права. Эти права должны признаваться за всеми детьми без всяких исключений и без различия или дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства, касающегося самого ребенка или его семьи.

Принцип 2Ребенку законом и другими средствами должна быть обеспечена специальная защита и предоставлены возможности и благоприятные условия, которые позволяли бы ему развиваться физически, умственно, нравственно, духовно и в социальном отношении здоровым и нормальным путем и в условиях свободы и достоинства. При издании с этой целью законов главным соображением должно быть наилучшее обеспечение интересов ребенка.Принцип 3Ребенку должно принадлежать с его рождения право на имя и гражданство.Принцип 4Ребенок должен пользоваться благами социального обеспечения. Ему должно принадлежать право на здоровые рост и развитие; с этой целью специальные уход и охрана должны быть обеспечены как ему, так и его матери, включая надлежащий дородовой и послеродовой уход. Ребенку должно принадлежать право на надлежащие питание, жилище, развлечения и медицинское обслуживание.

Принцип 5

Ребенку, который является неполноценным в физическом, психическом или социальном отношении, должны обеспечиваться специальные режим, образование и забота, необходимые ввиду его особого состояния.

Принцип 6

Ребенок для полного и гармоничного развития его личности нуждается в любви и понимании. Он должен, когда это возможно, расти на попечении и под ответственностью своих родителей и во всяком случае в атмосфере любви и моральной и материальной обеспеченности; малолетний ребенок не должен, кроме тех случаев, когда имеются исключительные обстоятельства, быть разлучаем со своей матерью. На обществе и на органах публичной власти должна лежать обязанность осуществлять особую заботу о детях, не имеющих семьи, и о детях, не имеющих достаточных средств к существованию. Желательно, чтобы многодетным семьям предоставлялись государственные или иные пособия на содержание детей.

Принцип 7

Ребенок имеет право на получение образования, которое должно быть бесплатным и обязательным, по крайней мере на начальных стадиях. Ему должно даваться образование, которое способствовало бы его общему культурному развитию и благодаря которому он мог бы, на основе равенства возможностей, развить свои способности и личное суждение, а также сознание моральной и социальной ответственности и стать полезным членом общества.

Наилучшее обеспечение интересов ребенка должно быть руководящим принципом для тех, на ком лежит ответственность за его образование и обучение; эта ответственность лежит прежде всего на его родителях.

Ребенку должна быть обеспечена полная возможность игр и развлечений, которые были бы направлены на цели, преследуемые образованием; общество и органы публичной власти должны прилагать усилия к тому, чтобы способствовать осуществлению указанного права.

Принцип 8

Ребенок должен при всех обстоятельствах быть среди тех, кто первым получает защиту и помощь.

Принцип 9

Ребенок должен быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации. Он не должен быть объектом торговли в какой бы то ни было форме.

Ребенок не должен приниматься на работу до достижения надлежащего возрастного минимума; ему ни в коем случае не должны поручаться или разрешаться работа или занятие, которые были бы вредны для его здоровья или образования или препятствовали его физическому, умственному или нравственному развитию.

Принцип 10

Ребенок должен ограждаться от практики, которая может поощрять расовую, религиозную или какую-либо иную форму дискриминации. Он должен воспитываться в духе взаимопонимания, терпимости, дружбы между народами, мира и всеобщего братства, а также в полном сознании, что его энергия и способности должны посвящаться служению на пользу других людей.

 

< Предыдущая Следующая >
 

doshkolnik.ru