Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
комбинированного вида города Тюмени

Как приучить ребенка к самостоятельности. Как приучить ребенка к самостоятельности в 5 лет


Детей с раннего возраста нужно приучать к самостоятельности — Российская газета

Воспитание у ребенка самостоятельности важно начать во-время.

Каждый родитель, любящий своего ребенка, рано или поздно сталкивается с одной и той же проблемой - как воспитывать детей, чтобы с самого детства они имели голову на плечах и учились принимать самостоятельные решения?

Не собственность, а личность

Это воспитание начинается с работы родителей над самими собой. Главное, что вы должны в этот момент для себя уяснить: дети - это не ваша собственность, которую вы растите лишь для того, чтобы они заботились о вас в старости. Ребенок - это личность, которой вы, как никто другой, зная все ее особенности, должны помочь состояться. Сам собой он не повзрослеет - особенно в том случае, если относиться к растущему человеку как некоторые мамы, в животном страхе за детей, стремясь уберечь их от возможных неприятностей, ходящих за своими детьми по пятам, отслеживая и оценивая каждый их поступок, предупреждая все желания, отсекая контакты, которые кажутся им неправильными... Они попросту берут жизнь своих детей на себя. Все это на корню пресекает развитие самостоятельности ребенка, превращая его в невротика, который без мамы не сможет учиться и имеет большие проблемы в общении с ровесниками.

Не меньший вред, чем гиперопека, может принести установка на то, что ребенок повзрослеет сам. Такие родители готовы как можно скорее поверить во "взрослость" своего чада и предоставить ему гораздо больше самостоятельности, чем ребенок может выдержать. Не оправдывая, понятно, родительских ожиданий, получая за это нагоняй, он с раннего возраста начинает привыкать к положению беспомощного, а сталкиваясь с таким отношением регулярно, постепенно разочаровывается в своих способностях предпринимать самостоятельные действия в принципе.

Закон суров, но это закон

Стремление делать все самому - это органический признак взросления, признак пробуждающейся психики человека.

Основные навыки самостоятельности закладываются у него приблизительно в три года. И первый навык, на формирование которого вам следует обратить внимание, - самостоятельность в еде.

Где-то в начале второго года жизни многие дети уже не хотят просто сидеть за столом и открывать рот. А что это такое у мамы в руках? - и маленькие ручки тянутся за ложкой. Пусть в рот на сей раз ничего не попало - радуйтесь порыву! А как только вы - спокойно, ненавязчиво, не раздражаясь на падающую на стол кашу, - покажете, как держать ложку правильно, и у него со временем начнет получаться доносить ее до рта полной, - так человеку и самому станет интересно, и аппетит появится.

Упустишь тут момент, облегчишь себе задачу - и ребенок очень быстро привыкнет к тому, что его постоянно кормят взрослые.

В принципе воспитание самостоятельности - это приучение ребенка к той мысли, что для него - как и для всех в доме - существуют определенные правила и он должен этим правилам соответствовать. Родитель, поначалу обеспечивавший сто процентов жизнедеятельности малыша, должен постепенно, шаг за шагом, начинать дозировать свою помощь ребенку.

Понятно, что в два с половиной года ваша дочь еще не может снимать через голову водолазку или натягивать тугие колготки. Но застегнуть липучки на кроссовках (одетых при этом на "правильные" ноги!) способна вполне - равно как и замотать шею шарфом. Вот и не делайте этого за нее, изобразите, что вы уже одеты и выходите, а она, что, все еще в одном ботинке? Уверяю вас, это подействует, и скоро все всегда будут готовы вовремя. Потом пусть она сама надевает джинсы, учится застегивать молнию на куртке и так далее.

Важным моментом воспитания самостоятельности ребенка становится его ответственность за самое ценное для него - игрушки. Дайте трехлетке понять, что порядок в игрушках - это его вклад в общий порядок в доме, и пусть, скажем, перед приходом гостей он лишний раз проверит, все ли у него лежит на местах.

Маленький ребенок - существо активное, он в этом возрасте постоянно нацелен на действие, созидание, помощь взрослым, от него то и дело слышишь: "Я сам!" Такой порыв к самостоятельности - свойство возраста, потом это уйдет. Излишняя родительская осторожность, опасения, что малыш что-нибудь испортит, а чаще всего просто ваше нетерпение, вечная спешка мешают ребенку проявить себя. Конечно, быстрей самой вытереть случайно пролитый им на столе чай, чем ждать, пока он сам дойдет до тряпки и самостоятельно устранит учиненный беспорядок. Но возьмите-таки себя в руки и не делайте за ребенка то, что он может уже сделать сам!

На равных

Воспитание самостоятельности - работа очень тонкая и деликатная. Вы должны в каждом моменте общения с ребенком думать только о том, как не навредить ему, не помешать его развитию. Будьте терпеливы, если хотите вырастить человека, за которого вам в жизни не будет страшно. Внимание:

1 Никогда не помогайте ребенку в каком-то его деле, пока он вас об этом не попросит сам. Если же он обращается за помощью слишком часто - придумайте предлог, чтобы отложить свою помощь и дать ему еще один шанс.

2 Почаще поручайте ребенку сделать что-нибудь самому. И никогда не переделывайте то, что у него не получилось, - особенно с упреками ему и у него на глазах, иначе за выполнение следующего поручения он возьмется не скоро.

3 Всегда поощряйте достигнутые успехи. Если малыш явится перед вами гордый тем, что сам умылся и оделся, это нельзя оставить без внимания. Сама "наделась" - имеет полное право надеть на прогулку не обыденную серую шапочку, а розовую с бантиком и кататься с горки не десять минут, а пятнадцать.

4 Облегчите маленькому человеку самостоятельное существование в доме. Табуретки на кухне должны быть легкими и устойчивыми, у раковины должен стоять маленький стульчик, ящики с детскими вещами - располагаться на доступном для него уровне.

5 Старайтесь общаться с ребенком на равных и чаще не говорите, а спрашивайте. Подчеркивайте ваш интерес к происходящему с ним и важность его мнения: "Как ты думаешь, что еще нам нужно купить?", "Может, нам стол на кухне переставить сюда - что ты об этом думаешь?".

И не забывайте: самому что ни на есть самостоятельному ребенку всегда нужны родительское внимание, забота, совет и просто присутствие. Недаром один мудрый педагог однажды сказал: "Ребенок подобен бумажному змею - он жаждет свободного полета и вместе с тем нуждается в прочной веревке".

Вниманию родителей

Воспитывать у детей ответственность и самостоятельность можно и в игровой форме. Вот несколько несложных игр, которые могут помочь вам.

"Добрые ручки"

В эту игру можно поиграть. Положите нашкодившие ручки на лист бумаги. Раскрашивая их вместе с ребенком, нарисуйте им глазки и улыбающийся ротик. Говорите ребенку о том, что ручки очень добрые, хорошие, ими можно погладить кого-то, сделать что-то полезное и т.д. А потом предложите ребенку договориться с ручками, чтобы они делали в течение, например, получаса, только добрые дела. Через полчаса похвалите ручки ребенка, погладьте их. Потом время увеличивайте до часа, дня, недели и т.д.

Малышу приятно слышать похвалу и получать мамину ласку. И вскоре ваше чадо перестанет буянить.

Поваренок

В эту игру лучше играть с несколькими детьми и ведущим. Водящий называет какой-либо овощ (или показывает картинку с ним). Дети по очереди называют блюда, в которых этот овощ используют, демонстрируя свою осведомленность в домашних делах. За каждый правильный ответ - конфета. У кого больше конфет - тот и выиграл. К этой игре стоит подготовиться заранее: составить список блюд или подобрать картинки.

rg.ru

Как приучить ребенка к самостоятельности

Если вы хотите, чтобы ваш ребенок в нужное время превратился в самостоятельного человека, стоит начать об этом думать буквально с его младенчества.

Нам некогда

«Ой, ты надел штанишки задом наперед. Иди-ка сюда, переоденемся, нам уже давно пора выходить».

Подобные ситуации неизбежны: в самом деле, у вас на переодевание ребенка уйдет ровно 3 секунды, а для него это серьезная работа. Нам проще покормить малыша с ложечки, чтобы потом не пришлось полчаса отмывать пол и потолок; нам нередко хочется решить за школьника задачку по арифметике, чтобы вы оба, наконец, смогли отдохнуть от приготовления домашнего задания. Все родители иногда так поступают. Но если такой стиль заботы становится привычным, то в итоге вам придется опекать 25-летнего ребенка или сопровождать его на любовные свидания.

Младенец рождается целиком и полностью зависимым существом, затем проходит не один десяток лет, пока он не достигнет автономности. Мудрые родители помогают ему обрести самостоятельность. Это сложно: ребенка очень хочется оградить от суровых реальностей жизни. Но существует простой закон воспитания самостоятельного человека: не надо делать за ребенка то, что он способен сделать сам. Да, это иногда доставит ему неприятности, но он сможет научиться справляться со стрессом только на своем собственном опыте и никак иначе. А если его упорно оберегать от любых сложностей, вырастет человек, который недостаточно верит в себя и любой ценой избегает риска. Такой ребенок начнет страдать уже в первых классах школы, где проблемы неизбежны, а родителей рядом нет. Поэтому, ради светлого будущего ребенка, не делайте за него лишнего. Такой подход, несомненно увеличит затраты времени. Однако, в общении с детьми не существует удачных «экспресс-методов». Пусть вас утешит то, что это время будет потрачено не напрасно.

Чем больше общения, тем лучше

Предположим, девушка лет тринадцати говорит родителям: «Я сегодня иду на день рождения к подруге — можно, я останусь там ночевать?». Предположим, родители ничего не знают об этой подруге и о тайной жизни своей дочери. В такой ситуации есть два плохих ответа. Консервативный плохой ответ: «Ни в коем случае! Не смей вообще туда идти». Либеральный плохой ответ: «Что за вопросы! Ты уже взрослая девочка».

Мудрые родители поступят иначе, они не ответят сразу ни «да», ни «нет», а начнут расспрашивать ребенка и вместе с ним перебирать варианты: «Что тебе даст эта ночевка? Нельзя ли придумать альтернативы: мы, например, можем тебя встретить? Почему тебе хочется остаться?». В итоге любое решение, к которому придут обе стороны, окажется разумнее и ответственнее для обеих сторон.

Общения никогда не бывает слишком много. Это относится к ребенку любого возраста. Поэтому перед тем как принять решение, с ребенком надо поговорить.

Допустим, малыш заявляет: «Я не хочу завтра идти в садик». Нельзя проигнорировать это сообщение, надо исследовать, что происходит. Но в равной мере глупо было бы моментально согласиться с ребенком и срочно искать няню. Когда маленький человек переживает беспомощность, он часто начинает испытывать страх и не всегда понимает, чего именно боится. И тут родители служат естественными психотерапевтами, если принимают детские чувства всерьез и дают ребенку шанс о них поговорить. Чем больше он выражает свои страхи, тем меньше они владеют ребенком. Стоит также показать малышу, что бояться (а также — чувствовать себя одиноким, виноватым, сердитым) — это нормально. Расскажите ему о каком-нибудь своем страхе. Можно задавать открытые вопросы (но не такие, которые требуют односложных ответов): «А что в садике тебе не нравится? Что тебя там пугает?».

Называя свои чувства словами, ребенок учится их распознавать и контролировать. И тогда страхи в меньшей степени влияют на его решения.

Право выбора

Было бы нелепо предложить пятилетнему малышу выбирать себе няню, продукты в супермаркете или расписание дня. Тем не менее даже маленькие дети должны учиться делать выбор. Маленькому ребенку следует предоставить так называемый «выбор в рамке». Нечто похожее с нами проделывает реклама, задавая вопрос, какие гамбургеры мы предпочитаем, круглые или квадратные? Волей-неволей приходится задумываться, даже если мы особо не жалуем эти гамбургеры.

Точно так же и с ребенком: не стоит читать ему продолжительные лекции о пользе движения и свежего воздуха, достаточно спросить: «Куда мы пойдем сегодня: на детскую площадку у дома или в дальний парк?»; «Что будешь пить: воду или сок?»; «Ты уберешь игрушки сейчас или после прогулки?».

Такие вопросы ставят рамки: они не позволяют ребенку решать, скажем, будет ли он убирать игрушки или нет. Но они позволяют принимать решения, причем ребенок возьмется за уборку ответственнее, если сам выбрал для нее время. В целом детям до 5 лет лучше предлагать выбор одного из двух вариантов, а в дальнейшем их количество постепенно увеличивать.

Поступки с последствиями

Вы можете сказать: «Ну, хорошо, пускай ребенок выбирает сам. Но что если он выберет какую-нибудь ерунду?». Вопрос, конечно, правомерный. Если какие-то действия ребенка несут риск для его здоровья или семейного благополучия, родителям надо сказать твердое «нет». Впрочем, большинство детских поступков оказываются все-таки безобидны. Важнее другое: чтобы ребенок осознавал, что у каждого поступка есть последствия.

Девочка пытается походить в маминых тапочках: это интересно смотрится, но не слишком удобно. Малыш пробует есть суп с помощью соломинки для сока — оказывается, это утомительное занятие. Мудрый родитель не станет восклицать: «Перестань заниматься глупостями!». Ведь это просто ценный урок. А заодно ребенок учится не бояться ошибок, действуя самостоятельно, и узнает, что у поступков есть последствия. Так, вам не придется бранить ребенка, который забыл в песочнице любимую машинку и наутро ее там не обнаружил, — он уже сделал свои выводы.

Когда ребенка ругают и наказывают, это снижает его самооценку и приучает к безответственности: «Я — плохой, потому я себя плохо веду». Куда разумнее использовать для решения проблем последствия его поведения. Так, в одной семье сборы на прогулку затягивались до бесконечности, потому что малыш постоянно отвлекался. Наконец, однажды мама сказала: «Видишь в окне солнышко? Когда оно спрячется вон за то дерево, на прогулку идти будет уже поздно. Собирайся поскорей, а я пока пойду попью кофе». Одна пропущенная прогулка, один скандал — и сборы стали происходить быстрее и спокойнее.

В подобных случаях ребенок, даже самый маленький, не чувствует себя «плохим» или наказанным. Он просто начинает понимать, что его судьба зависит от его собственного поведения. И это невозможно ему объяснить никакими назидательными беседами, но только поступками.

Он требует помощи

Малыш, попытавшись застегнуть пуговицы на рубашке, приходит в отчаяние и начинает злиться, кричать и кусать свою непослушную одежду. Таким образом, он признал себя беспомощным, чтобы включить маму в трудную ситуацию. Действительно: чтобы застегнуть одну пуговицу, нужны сотни тонких моторных навыков, просто мы, взрослые, об этом давно забыли. Роль беспомощного не полезна ни для самооценки ребенка, ни для ваших отношений. Поэтому не стоит верить, что у него действительно «ничего не получается». Лучше пускай он привыкнет просить: «Помоги мне, пожалуйста!». Затем надо дать ему шанс сделать все, что он может сделать сам (пусть наденет рубашку, сопоставит нужные пуговицы с нужными петельками, мама застегивает одну пуговицу – «А следующую — попробуешь сам?». Этот процесс может повторяться много раз, пока навык не будет освоен.

Ребенок постарше, играя роль беспомощного, может спрашивать совета: «Что мне делать?». Лучше задать ему в ответ встречный вопрос: «А ты сам как думаешь?». Часто он выдаст самое разумное решение. «Ничего не получается» — это ложное обобщение, хоть что-то ребенок всегда способен сделать — и надо дать ему такую возможность. Когда он выполнит хотя бы часть задачи самостоятельно, у ребенка остается ощущение компетентности.

Не забудьте оценить то, что у него получилось, — или хотя бы его старания.

Чья это проблема?

Итак, если ваш ребенок столкнулся со сложной проблемой, всегда стоит думать: чья это проблема — его или ваша? На самом же деле, пока он не стал самостоятельным, это всегда проблема общая. Пусть он сделает все, что может сделать сам, а родитель придет ему на помощь во всем прочем. По мере взросления ребенка мудрый родитель решает и делает за него все меньше и меньше, но лет примерно до двадцати находится неподалеку и готов прийти на помощь, если его попросят.

Михаил Завалов

medportal.ru

Как приучить ребенка к самостоятельности

Каждый возрастной период ребенка сопровождается новыми умениями и навыками. Подготовка ко взрослой жизни начинается с малого: самостоятельного приема пищи. Малыш должен чувствовать любовь и поддержку родителей. Важно, чтобы мама и папа с детства прививали своему чаду качества, которые пригодятся ему в будущем.

Как приучить ребенка самостоятельно кушать

Умение пользоваться ложкой — первый навык самообслуживания малыша. Вначале ребенок получает пищу из рук родителей, но в дальнейшем возникает необходимость научить его кушать самостоятельно. Как только крохе исполнится 8-9 месяцев, нужно постепенно показывать ему, как пользоваться ложкой. Однако не стоит ждать, что непоседливый карапуз освоит навык за несколько дней. Родителям придется запастись терпением. Пройдет не одна неделя, прежде чем их чадо научится есть самостоятельно.

8 советов, который помогут малышу освоить новый навык:

1. Ложка, предназначенная для кормления ребенка, должна быть неглубокой, прорезиненной и удобной. Лучше всего, если она будет куплена в специальном детском магазине.

2. Не позволяйте крохе играть с ложкой, однако во время каждого кормления давайте ему подержать ее. Непоседа должен усвоить, что между ложкой и едой имеется причинно-следственная связь.

3. Показывайте малышу, как правильно пользоваться столовым прибором.

4. Первое время ребенок не сможет правильно обращаться с ложкой. Он будет стучать ею по столу, толкать к себе в рот. Это позволит карапузу познакомиться с новым предметом.

5. Когда ребенок будет кушать ложкой в первый раз, он наверняка пронесет ее мимо рта и уронит еду. Ни в коем случае не ругайте его за это! Напротив, окажите крохе поддержку: направляйте его ручку во время обеда.

6. Не торопите ребенка. Если он научился захватывать еду столовым прибором, то подождите, когда он сможет отправить ее в рот. Даже если кроха слишком долго держит ложку в руке, то запаситесь терпением. Вскоре он поднесет ее ко рту сам.

7. Давайте своему чаду возможность отдохнуть, ведь умение кушать самостоятельно — это новый навык, который требует концентрации внимания. Время от времени предлагайте ребенку, например, вытереть щечки.

8. Почаще кушайте вместе с ребенком. Он будет наблюдать за вашими действиями и со временем начнет им подражать.

Как приучить ребенка самостоятельно одеваться

В период с 2 до 3 лет можно научить ребенка самостоятельно одеваться. Понять, что он готов освоить этот навык, достаточно легко. Необходимо обратить внимание на поведение малыша. Если он проявляет самостоятельность, часто говорит родителям фразу «Я сам», то можно попробовать научить его одеваться и застегивать пуговицы.

8 советов, которые помогут карапузу освоить новый навык:

1. Ребенку легче научиться раздеваться, чем одеваться. Малыш, которому уже исполнилось 1,5 года, может самостоятельно снять с себя шапку и носки. На начальном этапе обучения вы можете помочь ему расстегнуть сложные застежки, вывернуть вещи с изнанки, объясняя необходимость своих действий. Положите детскую одежду на видное место, чтобы ребенок в любой момент мог ее одеть.

2. Не ругайте малыша, если у него не получается одеться самостоятельно. Помогите ему освоить навык. Например, начните надевать на него штанишки и предложите завершить действие самому. Не пытайтесь сразу научить свое чадо одевать одежду со сложными элементами.

3. Предложите малышу поиграть в игру «Кто быстрее оденется». Купите ему игрушки с пуговицами, липучками, карманами и молниями. Это поможет ему развить мелкую моторику и научит его справляться с деталями одежды.

4. Пришейте на один кусочек ткани пуговицы, а на другом — сделайте петли под них. Предложите малышу вдеть все пуговицы в петли, предварительно показав ему, как это делать.

5. Чтобы научить ребенка правильно одевать кофточку или штанишки, покупайте ему одежду с рисунками и карманами спереди.

6. В гардеробе ребенка должна быть одежда, которая ему нравится. Не заставляйте свое  чадо носить неудобные футболки, например, с узким вырезом горловины, поскольку это затруднит освоение им навыка одевания.

7. Не покупайте крохе обувь на шнурках. Отдайте предпочтение детским ботиночкам на липучках. Так малыш быстрее научится застегивать обувь.

8. Когда малыш одевается, пойте ему песенки или рассказывайте смешные истории. Непривычный для карапуза процесс должен сопровождаться положительными эмоциями.

Как приучить ребенка самостоятельно засыпать

Приучать ребенка к самостоятельному засыпанию можно, когда ему исполнится 2-3 года. До 2 лет кроха не мыслит себя без матери и ложиться спать одному — большой стресс для него. По достижении этого возраста у малыша появляется осознание собственного «Я». В грудном возрасте приучать карапуза засыпать в одиночестве еще рано.

9 советов, которые помогут ребенку научиться засыпать самостоятельно:

1. Следуйте распорядку дня. Малыш должен засыпать и просыпаться примерно в одно и то же время. Чтобы научить кроху отходить ко сну, родителям необходимо каждый день на ночь выполнять какой-либо ритуал, например, петь своему чаду песенку, делать ему расслабляющий массаж или читать сказку. Вскоре ребенок привыкнет к тому, что отход ко сну сопровождается определенным действием и начнет засыпать самостоятельно.

2. Объясните малышу, что он уже взрослый, поэтому должен научиться спать один. Поймите, что ребенку страшно ложиться спать в одиночестве, ведь раньше перед сном мама всегда была рядом. Укладывая кроху спать, обязательно посидите с ним в комнате и дождитесь, когда он уснет.

3. Создайте в спальне ребенка уют. Купите красивый комплект детского постельного белья, обязательно поставьте рядом с кроваткой ночник. Восторженные отзывы родственников о том, какая уютная у карапуза постелька, помогут ему научиться засыпать самостоятельно.

4. Некоторые дети просыпаются посреди ночи и, если родители спят в другой комнате, приходят к ним. Причина проста: детские страхи. Поговорите с малышом о том, что его беспокоит. Придумайте какой-нибудь ритуал для борьбы с его страхами, например, напишите на бумажке то, чего боится ребенок, а затем порвите ее. Если это не поможет, то обратитесь к детскому психологу.

5. Съездите с малышом 2-3 лет в гости с ночевкой. Вне дома постоянно развлекайте его. Ваш карапуз не должен поскорее захотеть домой. Скажите ребенку, что в силу сложившихся обстоятельств ему придется спать одному.

6. Поставьте рядом с кроваткой карапуза ночник. Скажите своему чаду, что «волшебный свет» будет оберегать его от кошмаров.

7. Не играйте с ребенком перед сном в шумные и подвижные игры. Если вы видите, что ваше чадо перевозбудилось, то расскажите ему сказку, сделайте расслабляющий массаж или спойте колыбельную. На ночь обязательно проветривайте комнату, где спит кроха.

8. С раннего действа не приучайте малыша к укачиванию, иначе в дальнейшем ему трудно будет научиться засыпать самостоятельно. По этой же причине не укладывайте кроху спать в свою постель.

9. На ночь положите в детскую кроватку любимую игрушку карапуза или превратите укладывание спать в интересную игру, каждый раз предлагая непоседе ложиться спать вместе с какой-нибудь плюшевой «зверушкой».

Как приучить ребенка самостоятельно играть

Умение играть самостоятельно — один из признаков взросления малыша. Как правило, трехлетний ребенок уже может придумать себе занятие на час. Самостоятельная игра развивает в детях важные черты характера, например, инициативу, умение справляться с трудностями, целеустремленность, логику и терпение.

10 советов, которые помогут малышу научиться играть самостоятельно:

1. Создайте своему чаду безопасные условия для игр. Уберите подальше от детской зоны все массивные, острые и стеклянные предметы. Если ребенок совсем маленький, то установите защиту на розетки, дверцы шкафов.

2. Организуйте для непоседы специальную игровую зону, отвечающую требованиям комфорта и безопасности. Украсьте стены детскими наклейками с изображениями любимых героев или фотообоями. Ребенку должна нравиться обстановка для игр.

3. Предложите крохе игрушки, с которыми он сможет играть один, например, кубики, фломастеры, машинку, раскраску, детские музыкальны инструменты. Девочке старше трех лет понравятся куклы и «домики».

4. Периодически спрашивайте у малыша во что он играет и нравится ли ему этот процесс. Интересуйтесь его успехами, особенно если он строит что-то из кубиков или собирает конструктор.

5. Отвечайте на вопросы ребенка, даже если вы очень заняты. Это позволит ему не чувствовать себя одиноким во время игры.

6. Развивайте в малыше любопытство. Предлагайте ему новые игры или занятия.

7. Если вашему карапузу не удается справиться с конструктором или собрать кубики, то помогите ему. В противном случае он забросит игру, потеряв к ней интерес.

8. Не заставляйте ребенка беспрекословно следовать правилам игры. Если ему нравится катать на велосипеде кукол, то не надо доказывать, что детский транспорт предназначен для других целей.

9. Стимулируйте в малыше умение доводить начатое дело до конца, в том числе и в отношении игр.

10. Не прерывайте игру необоснованными запретами, например, не говорите крохе, что нельзя бросать кубики на пол или бегать. Лучше объясните своему чаду как правильно себя вести, не используя частицу «не».

Детство пролетает очень быстро. Задача родителей — научить ребенка всему тому, что ему пригодится во взрослой жизни. Делать это проще всего «играючи». Малыш должен чувствовать, что его маме и папе интересно, как он проводит время.

Понравилась статья? Подписывайтесь на обновления сайта по RSS, или следите за обновлениями В Контакте, Одноклассниках.

Подписывайтесь на обновления по E-Mail: 

Расскажите друзьям об этой статье в любимой социальной сети с помощью кнопок. Спасибо!

womens-blog.ru

Как приучить ребенка к самостоятельности?

Здравствуйте, дорогие читатели! Часто родителям сложно найти вопрос на ответ "Как развить самостоятельность у ребенка?". Навыки самостоятельности нужно развивать, но как?! Что же сделать для того, чтобы ребенок научился делать "САМ"?!

Сегодня именно об этом и пойдет речь. Хочу написать вам свой алгоритм действий, поделиться с вами опытом и знаниями.

Дети уже в период раннего детства начинают делать первые шаги к самостоятельности. После года ваш ребенок уже может сам исследовать помещение, сам доползти до интересующей его игрушки и многое другое. Я думаю, что о кризисе 3-ех лет многие слышали, но на самом деле, ведь это тоже важный момент в формировании самостоятельности у вашего малыша.

Как помочь ребенку стать самостоятельным:

  1. Право выбора (это относится к развитию ответственности). Если не давать свободу ребенку, то и самостоятельности речи идти не должно. Если вас не устраивает выбор ребенка, то предлагайте ребенку альтернативные варианты, которые устраивают вас.При этом в зависимости от возраста ребенка количество возможных вариантов либо уменьшается (для деток от 1-3 не более 2 вариантов), либо увеличивается (детям от 4 лет можно предложить 4-6 варианта на выбор). То есть, если ваш ребенок не хочет одевать джинсы, но на улице холодно. Мы предлагаем ему альтернативу, которая устраивает нас. Лично в нашей семье такой метод частенько срабатывает.
  2. НЕ кричать, не ругать, не наказывать, не оценивать за попытки помочь вам. Создайте необходимые условия ребенку. Если будете ругать его, то в следующий раз возможно он не захочет уже помыть посуду. Еще важный момент, не переделывайте работу ребенка при нем. Это обесценивает его труд.
  3. Необходимо создавать условия дома для того, чтобы ребенок при желании мог что-то сделать по дому. Купите маленький совочек, тряпочку, полотенце, пуллеризатор, щетку, перчатки и т д. При этом ребенку нужно объяснять, что его предметы и вещи для уборки лежат в определенном месте. Что это дает? Во-первых, он будет приучаться к порядку. Взял-убрал-отнеси. Во-вторых, его средства должны быть безопасными. Ребенок будет знать, что этим можно мыть полы, ванну и посуду, а тем чем мама нельзя (предварительно нужно об этом поговорить).
  4. Поощряем, хвалим. Про похвалу подробно можно почитать тут. Ребенку достаточно "Спасибо!", не нужно из него героя делать от того, что он тряпочкой пол протер. Необходимо назвать вслух его достижения, обнять, поцеловать, назвать ваши чувства и поблагодарить за помощь. Можно еще использовать метод похвалы, как мотиватор на будущее. Например: спасибо за помощь, мне очень приятно. Такой интересный способ мыть посуду, интересно, а в следующий раз у тебя получится также или будет какой то особый метод?"
  5. Поддержка. Не нужно быть с ребенком постоянно, важно быть недалеко и, если, он попросит вас о помощи, то ответить на его просьбу. При этом тут важно помнить о зоне ближайшего развития, можно почитать тут.
  6. Вера в своего ребенка. Да, самооценка играет важную роль в развитии навыков самостоятельности. если ребенок не верит в свои силы, то он и не начнет что-то делать. А дети до определенного возраста воспринимают себя через призму взрослых.
  7. Расширяем полномочия. Если ребенок уже хорошо справляется с определенной работой и задачей, то можно ее усложнить
  8. Делегируем управление, а не обязанности (этот метод для детей 4+). Тут на помощь приходят домашние животные. Именно так, ведь за ними нужно ухаживать, заботиться и любить. При этом, вы, научите ребенка не банально выполнять поручения, а делать все без ваших "Покорми кошку. Убери у нее горшочек". Ребенок несет ответственность за своего питомца, достаточно просто спросить "Как дела у кошечки? Все получается?". Ребенок сам будет принимать решения.
  9. НЕ забывайте, что ребенок это не маленький взрослый. Но при этом нужно уважать его мнение и желание. Если сегодня он готов сделать уборку, а завтра помыть посуду - значит пусть будет так.
  10. При формировании самостоятельности для меня лично играют важную роль организационные навыки. Их нужно развивать. Но об этом я попозже подробно напишу.
  11. Семейные дела. Да, вот прям можно список составить и ставить галочки, если все выполнено. Притом список не обязательно для одного ребенка, а можно для всей семьи.
  12. Мотивируем. У детей есть врожденный интерес к новому, задача родителей привлечь их внимание и показать, как это может быть увлекательно. Мотиватором может служить и ваше одобрение, и лист бумаги, куда можно наклеить любую наклейку и т д. ТОЛЬКО НЕ ДЕНЬГИ!
  13. Самостоятельности нужно учить, показывая личным примером, как нужно поступить или сделать. Навык самостоятельности - это довольное всеобъемлющее понятие. Ведь сюда входит и общение с детьми, и труд, и игровая деятельность, и многое другое.
  14. НЕ делайте за ребенка. Ваша задача помочь ему самому научиться, если будете делать за него, то вряд ли поспособствуете этому)
  15. Объяснения. Это тоже важный пункт в развитии самостоятельности у ребенка. ребенок должен понимать и знать следующее: как это сделать? зачем это нужно? почему мне нужно это выполнить? какие будут результаты?
  16. Учите преодолевать трудности. У ребенка есть внутренний контроль ошибок. Если ошибся - поддержите, если не получилось и нужна помощь - помогите и покажите, если он сидит и сам все переделывает - не мешайте.

Хочу отметить о важности не наказывать тем, что ребенок должен любить, тем, что ему дорого, вашей любовью и вниманием. Подробнее о наказаниях  тут.

Развивайте себя и своих детей. Но при этом оставайтесь любящими родителями, цените ваших крох и любите их просто за то, что они есть! Всем успехов и хорошо дня)

babyday24.ru

Как приучить ребенка к самостоятельности

Иногда бывают такие ситуации, когда ребенок уже подрос, но он не умеет без помощи матери совершать элементарные действия: заправлять постель, одеваться, собирать портфель, мыться. Самостоятельность – это важное качество, без которого человеку в современном мире существовать крайне тяжело. Чем раньше ребенок научится быть самостоятельным, тем легче в будущем будет ему и его родителям. Поэтому важно приучить малыша к самостоятельности.

Многие простые действия, на которые родители не обращают должного внимания, стимулируют развитие головного мозга, мелкой моторики. К примеру, это происходит, когда малыш сам застегивает рубашку, завязывает шнурки. Рано приученные к самостоятельности дети становятся организованными, дисциплинированными и успешными взрослыми людьми, умеющими нести ответственность за свои действия, принимать решения, рассчитывать только на себя. Когда ребенок решает те или иные задачи, не прося родителей ему помочь, он становится уверенным в себе, с большей охотой проявляет инициативу и развивается, как личность.

Мысль «я сам» у малыша впервые появляется в возрасте 2-3 лет. В этот период он активно исследует поведение окружающих, копирует их действия, стремясь самостоятельно их воспроизвести и понять. Со временем подобное рвение исчезает, поэтому важно начинать учить ребенка быть самостоятельным с 2 лет.

Советы по приучению ребенка к самостоятельности

Самостоятельным ребенка можно назвать тогда, когда он может сам решать ежедневные бытовые задачи, преодолевать некоторые трудности без помощи взрослых. Ребенок должен уметь сам себя обслуживать и проявлять заботу к окружающим вещам (чистить зубы, убирать за собой грязную посуду, одеваться, наводить порядок в детской, поливать цветы). Ребенок должен быть знаком с настоящими предметами быта. Для приучения к самостоятельности игрушки не подходят. В первые несколько раз лучше всего выполнять действие вместе со своим чадом, к примеру, мыть посуду. Как только родители убедятся в том, что ребенок освоился, необходимо дать ему свободу действий. Это поможет ему создать свой стиль поведения, а не повторять за взрослыми постоянно.

Советоваться с ребенком

Чтобы ребенок почувствовал себя самостоятельным, он должен ощущать, что его мнение имеет значение для родителей и других членов семьи. Важно принимать решения, касающиеся его лично, посоветовавшись с ним и услышав его мнение. К примеру, можно спросить у ребенка, что он хочет съесть на завтрак: омлет, кашу или чай с бутербродом? Малыш поймет, как важно иметь свое мнение и быть независимым.

Ошибки родителей

Родители совершают ошибки, которые не только мешают малышу стать самостоятельным, но и порождают множество комплексов и страхов. Не следует постоянно исправлять ребенка. Он должен научиться сам находить свои ошибки и исправлять их. Ребенок, которого часто исправляют, становится зависимым от мнения взрослых и нуждающимся в их одобрении.

Многие родители не дают своему чаду возможность стать самостоятельным. Они мешают ему проявлять инициативу. К примеру, если ребенок хочет сам помыть голову, родители сопротивляются, уверенные в том, что взрослым лучше знать, как правильно настраивать температуру и массировать голову. Пусть ребенок на первых порах будет ошибаться. Это совершенно нормально, главное, что у него будет свой опыт. Задача родителей – находиться рядом, следить, подбадривать и направлять, не забывая хвалить малыша за его маленькие успехи и инициативу.

slyxi.com

Как научить ребенка самостоятельности: от 1 года до 3 лет

Как научить ребенка самостоятельности? Любую работу нужно начинать с начала, в нашем случае — с рождения ребенка.

Родившись, ребёнок постепенно, пробует проявлять свою самостоятельность: раскачивает игрушки над кроваткой, пытается брать бутылочку в руку, потом — ложку, позже — пробует пользоваться горшком.

Однако возможности малыша ограничены. По мнению некоторых родителей, подобная активность вредна для ребёнка и даже опасна. Поэтому вместо того, чтобы разрешить ему пробовать свои силы, они стараются делать всё сами.

Это не всегда оправдано. Естественно, что малышу трудно, например, удерживать долгое время в руке ложечку, но почему не предоставить ему возможность съесть две ложки овощного пюре самому? Пусть он испачкается, зато сколько радости принесёт ему настоящее взрослое действие.

В этом возрасте ребенку трудно концентрировать внимание на каком-то одном действии, в связи с этим не ждите от него собранных игрушек и застегнутых пуговиц.

Но любые попытки самостоятельных действий поощряйте проявлением искренней родительской радости. Для детей постарше самообслуживание и самостоятельность разные понятия, но в возрасте трех лет самостоятельность выражается именно стремлением к самообслуживанию, пока не всегда качественному.

Дозвольте ребенку пробовать. Пусть сам себе одевает футболку, ботинки, берет на прогулку игрушку на свой выбор, моет руки. Убирайте игрушки вместе с ним, пусть он активно участвует в процессе, а не наблюдает за вами. Приучайте не шуметь, когда кто-то отдыхает. Хвалите и одобряйте всякое действие, направленное на выражение самостоятельности.

В периоде от 1 года до 3 лет ребенок в первую очередь учится мыслить. Это время первых построений логики последовательности действий. Конечно пытаясь вымыть пол или пропылесосить, как это делает мать, ребенок не думает, что эти действия направлены устроение порядка в квартире. Сейчас это только подражание, пока больше разрушительные действия.

Родителям которые хотят научить ребенка самостоятельности, следует не запрещать, а помочь малышу осознать результат собственной самостоятельной деятельности. Конечно не все сразу будет у него получиться, это в возрасте до 3 лет и не столь важно, важно другое — первые попытки сознания собственного действия. К сожалению, в современном мире, все мы куда-то бежим, торопимся, вместо того чтобы остановиться и подождать, пока ребенок самостоятельно оденется или пообедает, мы вынуждены выхватывать у него из рук ложку, быстро одевать его, собирая в детский сад, для того чтобы не терять драгоценного времени.

Читайте также:

Как научить ребенка убирать игрушки?

Как отучить ребенка от «памперсов»

Развитие навыков общения у ребенка 

 Два примера неправильного, весьма популярного поведения родителей.

Рано утром мать собирает дочь в детский сад. Девочка хочет одеться сама. Спросонья у нее это не получается: она путается в последовательности надевания вещей, не попадает головой в ворот платья.

Мама, наблюдая «за этой неспешностью», не выдерживает, выхватывает из ее рук трусики, колготки, всё это быстро надевает на девочку и торопится на выход.

Расстроенная девочка отказывается от дальнейших самостоятельных действий, ждёт, пока мама наденет на нее сапоги и куртку. В детский сад они приходят вовремя, но обе расстроены — мама от того, что накричала на малыша, а ребёнок — от обиды на маму.

Такое же раннее утро, те же утренние сборы. Мальчик категорически отказывается от помощи мамы в одевании, при этом тоже путает порядок надевания вещей, делает всё крайне медленно.

Спокойно наблюдая за происходящим, мама не торопит, ждёт, пока сын соберётся, чтобы выйти из дома. В результате пусть и медленно, ребенок со своей задачей справляется, но в детский сад они опаздывают.

Казалось бы, мама во второй ситуации поступила абсолютно правильно — она не стала торопить сына, терпеливо ждала, пока он оденется, чтобы пойти в садик. Разве этим она не помогла ему приблизиться к пониманию самостоятельности?

Всё бы так, да вот только в детский сад они опоздали, не предусмотрели будущий выговор воспитателей. Какими должны быть выводы ребенка? Он долго одевался, поэтому и опоздал, следовательно, он не способна к самостоятельным действиям.

Вот и первый комплекс, подаренный мамой. А ведь в обоих ситуациях можно было бы поступить по-другому: достаточно было разбудить ребёнка на 15 минут раньше, помочь ему одеться почти самостоятельно, подавая вещи в нужной последовательности.

Как научить ребенка самостоятельности: рекомендации родителям

  • Поощряйте каждые попытки малыша проявить самостоятельность.
  • Старайтесь наглядно показать будущие последствия поступков малыша (липкий пол от пролитого сока, чистота на кухне после того как пол вымыт и т. д.).
  • Наберитесь терпения.
  • Не кричите на ребёнка — это не придаст малышу уверенности в себе, а, наоборот, только навредит ему в будущем.
  • Помогайте, но не навязывайте свою помощь активными действиями, старайтесь, по возможности позволить малышу действовать абсолютно самостоятельно, создавать у него ощущение участия в принятии решения.
  • Не ждите сиюминутных результатов: ребёнок ещё слишком мал.

Первые 3 года — это период пассивного накопления знаний. Для того что бы успешно научить ребенка самостоятельность возьмите себе на вооружение следующий лозунг: «Уважаю, помогаю, не спешу».

razvitie-rebenka24.ru

Как приучить ребенка к самостоятельности правильно?

Дети рождаются беспомощными и зависимыми от своих родителей и это абсолютно нормально. А когда ребёнок подрос, он на физическом и психологическом уровне вполне может делать некоторые вещи самостоятельно: ходьба, бег, использовать столовые приборы, умывание, одевание. Часто бывает так, что дети не всегда хотят этим заниматься.

Имеется всего лишь два способа, которыми следует руководствоваться родителям, желающим научить своё дитя самостоятельности. 

Способ первый: «Научить ребенка заниматься всем самостоятельно». Данное правило является ключевым. Дети рождаются абсолютно без навыков, у них есть лишь безусловные рефлексы. Всякие умения ребёнок получает и усваивает, взаимодействуя с родителями. Дети узнают что нужно делать с теми или иными предметами, наблюдая как эти предметы используют взрослые. 

Достаточно важный момент, чтобы родители выступали не только в качестве наставников, но и помощников своему ребенку, участвуя в совместном действии. Дети нуждаются в том, чтобы взрослые сотрудничали с ними в делах, помогали в трудных моментах, подбадривали и хвалили. Родители не должны злиться на своего ребенка за разбитую чашку и тарелку, разлитое молоко, оторванные пуговицы. Ребенок и без того расстраивается этими неприятностями, не следует его упрекать, а лучше помочь ему успокоиться и дать возможность попробовать ещё один раз. 

Умение аккуратно сложить игрушки, убрать после себя – важный момент, чтобы ребёнок стал самостоятельным. Если его приучить к аккуратной уборке своих игрушек, то он сможет запомнить, что наводить порядок дома – это так же важно, как, к примеру, приём пищи. Когда дома все находится на своём месте, убрана пыль и чистая посуда, а занимается уборкой вся семья, то ребёнок начнёт ценить порядок, потому что родители показали, что они также порядком дорожат. 

Способ второй: «Не делать вместо ребенка то, что он сможет сделать самостоятельно». С задачей, посильной его возрасту, ребенок справиться сам, при наличии желания. 

С 1 года до 3 лет дети переживают особо важное время в своей жизни. За 2 года они совершают большой прыжок в развитии. Дети учатся заниматься всем сами: одеваться, справляться с шнурочками на обуви, кушать с помощью ложки, умываться и т.д. Но не всегда всё у них получается. Если на этих этапах у ребенка «опустятся руки», то дальше будет только труднее привыкать к самостоятельности. 

Тут всё испортить могут сами родители. Спеша куда-то, они сами делают за ребёнка то, что у него не выходит, чтобы было быстро и аккуратно. К тому же, между делами, родители могут сказать, какой растяпа (неряха, неумеха, лентяй и т.д.) их ребенок. Подобное поведение родителей формирует  у детей много комплексов и может стать причиной серьезной психологической проблемы. 

Другая крайность, в которую впадают родители – это позиция «Сделай всё сам, ты уже большой!». Но маленький ребёнок еще не обладает качеством лени, поэтому, он не может сделать что-то правильно не из-за того что ему не хочется, а потому что просто не получается справиться с заданием. 

Мотивация. 

Можно дать ребенку право выбирать, но в определённых границах. К примеру, предложить ему не «Желаешь ли ты сложить игрушки?», а «Желаешь ли ты сложить игрушки прямо сейчас либо после прогулки на улице?». В первом варианте по сути не предусматривается выбор. Даже если ребёнок не захочет убрать игрушки, то его заставят этим заняться. Он в недоумении, а зачем же задавать такой вопрос? Следует подчеркнуть, что второй способ предусматривает уборку игрушек при любом исходе, но ребёнок сам решает, когда ему удобно будет этим заняться. Таким способом он ощущает, что с его мнением считаются, его желания имеют значение. 

Чтобы научить детей самостоятельности, необходимо дать им понять, что любые поступки влекут за собой свои последствия, а именно от ребёнка зависит какими они окажутся. Именно поэтому не нужно отбирать у детей соломинку, когда они пытаются кушать ею кашу. Они сами поймут, что это очень неудобно. Совершая самостоятельные действия, дети учатся не бояться ошибаться. 

Если ребенок с чем-то пока не справляется самостоятельно, то не стоит огорчаться. Он может бросать ботинки, которые не удаётся одеть, бросаться одеждой и громко кричать. Родители должны научить ребёнка обращаться за помощью правильно, к примеру, произнеся фразу: «Помоги мне пожалуйста!». Но, не стоит тут же бежать делать все за него. Сначала необходимо дать ему возможность разобраться самостоятельно, только слегка подтолкнуть его к этому. Можно показать ребёнку как сопоставляются пуговицы с петельками, застегивая лишь одну, а дальше пусть попробует это сделать сам. Все старания вашего ребенка непременно нужно хвалить. 

Кричать, шлепать ребёнка, взывать к его совести при попытках родителей научить его самостоятельности, всегда не эффективно. Приучая детей к самостоятельности, необходимо быть последовательным и спокойным. Наличие уверенности в собственных силах и терпеливость родителей непременно помогут ребёнку в освоении всех необходимых навыков.

ymadam.net