Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
комбинированного вида города Тюмени

Как узнать, правша ребенок или левша, и что с этим делать. Как определить левша ребенок или правша в 5 лет


Как определить, ребенок правша или левша: точные тесты для проверки

Правша или левша? Этот вопрос волнует всех родителей, чей ребенок только-только научился держать в руках погремушку или есть с ложки. Как определить, какая рука является ведущей у малыша?

Экскурс в физиологию

Головной мозг каждого человека состоит из двух больших полушарий. В правом полушарии располагаются нервные центры, отвечающие за работу левой половины тела, тогда как левое полушарие управляет правой половиной. С рождения у младенца является более развитым одно из полушарий головного мозга. Если приоритет отдается правому полушарию, то ребенок становится левшой. И, напротив, при выраженном преобладании левого полушария из малыша вырастает правша. Предугадать, какая часть головного мозга станет ведущей, не представляется возможным.

По статистике до 15% всего населения земного шара являются истинными левшами. Среди них есть те, кого в детстве насильно переучили, так и те, кто остался левшой на всю оставшуюся жизнь. Около 1% всех людей являются амбидекстерами. Эти люди одинаково хорошо владеют как правой, так и левой рукой. Остальное население планеты составляют правши.

Правша – это явление, которым никого не удивишь. Куда как больше вопросов возникает у родителей маленьких левшей. Почему ребенок берет игрушку в левую руку, вместо того, чтобы держать ее правой? Однозначного ответа на этот вопрос не существует. Доказано, что леворукость передается по наследству. Если в вашей семье уже рождались левши, весьма высока вероятность, что и ваш малыш станет делать все левой рукой.

Среди других вероятных причин леворукости стоит отметить травмы головного мозга. При повреждении левого полушария правая часть мозга берет на себя все функции поврежденной зоны, и ребенок становится левшой. Аналогичная ситуация возникает при  длительной травме правой руки. Также замечено, что левшой часто становится один из двойни, тогда как второй остается праворуким.

Как определить ведущую сторону?

Проблема адаптации левшей решалась бы гораздо проще, если бы существовали методы для выявления леворуких детей в самом раннем возрасте. Вот только до 3 лет каждый ребенок – амбидекстер по своей природе. Ему одинаково удобно делать привычные вещи как левой, так и правой рукой. Такое явление связано с особенностями развития головного мозга и никакой специальной коррекции в этом возрасте не требует.

Попытаться узнать, правша или левша ваш ребенок, можно и в более раннем возрасте. Вот только любой тест, проведенный у малыша младше 3 лет, не может быть основанием для окончательного «диагноза». Однозначно определить ведущую руку можно после 4-5 лет. В этом возрасте связи между полушариями головного мозга и телом ребенка формируются окончательно, и выяснить, правша или левша ваш малыш, не составит особого труда.

Тест для определения ведущей руки у младенца достаточно прост. Известно, что в возрасте около 3 месяцев исчезают основные рефлексы неврожденных. Исчезновение рефлексов происходит в разное время с правой и левой стороны. Ребенок, который в будущем станет левшой, быстрее теряет эти рефлексы именно на левой стороне. Наблюдая за своим малышом, вы уже в возрасте 3-4 месяцев точно сможете сказать, какая рука будет у него ведущей спустя несколько лет.

Тесты для определения ведущей руки

Каждый тест рассчитан на детей в возрасте 4-5 лет. Именно в этом возрасте можно достаточно точно определить, левша или правша ваш ребенок. Проверить малыша можно в домашних условиях, не отвлекаясь от игры или общения. Проходя тест, ребенок должен будет выполнить простые задания, а его родители – отследить, какой рукой малыш делает те или иные вещи. По преобладанию той или иной руки можно вычислить, какая из них является ведущей у вашего ребенка.

Тест для дошкольников:

  • разрезать бумагу ножницами;
  • стереть ластиком рисунок;
  • нанизать бусины на нитку;
  • разложить карточки на столе;
  • перелить воду из одной емкости в другую;
  • взять стакан в руки;
  • открыть и закрыть замок;
  • намотать нитку на катушку;
  • достать книгу с полки;
  • толкнуть рукой мяч;
  • позвонить в колокольчик;
  • почистить зубы;
  • достать мелкий предмет ложкой из стакана;
  • открыть бутылку с завинчивающейся крышкой.

Есть тест и для детей постарше.

  • Попросите ребенка переплести пальцы в замок. Левша оставит сверху большой палец левой руки, а правша – правой.
  • Предложите ребенку похлопать в ладоши. Ведущая рука окажется сверху.
  • Попросите ребенка скрестить руки перед собой. Ведущая рука снова будет лежать сверху.

Тест для ребенка может быть выбран любой. Можно использовать сразу несколько заданий, позволяющих определить ведущую руку у вашего малыша. Выбирая то или иное упражнение, стоит отдавать предпочтение незнакомым для ребенка действиям. Все дело в том, что когда родители обучают малыша держать кружку, ложку или карандаш, они вкладывают предмет в правую руку. Таким образом родители, сами того не желая, переучивают своего маленького левшу. Тест же предполагает, что ребенок будет делать задания неосознанно. Выполняя непривычное для него действие, малыш сам того не замечая отдаст приоритет ведущей руке и тем самым даст понять, левша он или правша.

Совет

Проводите тесты с ребенком один на один в спокойной и доброжелательной обстановке.

Важный момент: проходя тест, ребенок должен иметь одинаковый доступ ко всем предметам с левой и правой стороны. Кружки, карандаши, нитки – все это должно находиться на одинаковом расстоянии от обеих рук. В противном случае малыш потянется туда, куда ему ближе, и тест будет пройден неправильно.

Любой тест проводится с ребенком в виде игры. Не стоит акцентировать внимание малыша на том, что вы его тестируете. Пусть все задания выполняются легко и непринужденно. Если малыш не настроен на игру, стоит отложить проведение теста до следующего раза.

Ваш ребенок – левша

Что делать, если ваш малыш оказался леворуким? В прежние времена считалось, что от подобного состояния нужно обязательно избавляться. Левшей переучивали, создавая маленькому человечку множество проблем. Современные педиатры и психологи не разделяют эту точку зрения. Специалисты считают, что левша – это вариант нормы. Нет никакого смысла переучивать ребенка и ломать его истинную природу в угоду социальным нормам прошлого столетия.

Узнав о том, что ваш малыш – левша, не спешите его переучивать. Даже привыкнув все делать правой рукой, ребенок будет тратить на это гораздо больше сил и времени, чем его сверстники. У переученных левшей по-прежнему доминирует правая половина мозга, и все действия проходят через правое полушарие. В результате большие ресурсы организма тратятся на то, чтобы выполнить простое действие. Не по той ли причине левши, следующие своей природе, зачастую обгоняют в развитии своих переученных сверстников?

Доминирование левой руки, несомненно, может создавать определенные сложности в адаптации ребенка к окружающему миру. Все устройства на этой планете, начиная от простейших бытовых приборов и заканчивая сложной техникой, рассчитаны на правшей. Ели ваш малыш – левша, ему придется привыкать жить в не слишком комфортных для себя условиях. К счастью, сейчас для леворуких людей создано множество вещей, существенно упрощающих жизнь в мире правшей. Стоит ли переучивать ребенка, если можно создать вполне удобные условия для его существования?

agushkin.ru

тесты для определения ведущей руки ребенка

Правша или левша: как узнать, в каком возрасте определяется ведущая рука ребенка, показательны ли тесты для определения ведущей руки, как их проводить и как оценивать результаты.

Очень важно перед обучением рисованию, лепке, аппликации и особенно  перед обучением письму в школе или подготовке к письму в детском саду определить ведущую руку ребенка. Левши составляют примерно 5-12 %, но часто ли их особенность принимается во внимание в обучении? Чаще всего левшей переучивают или просто сразу же учат: «Держи карандаш/ ручку в правой руке». Некоторые педагоги и родители отвергают даже предположение о том, что ребенок  не правша, а левша т.к. считают левшей « не такими» или даже с более низким уровнем развития, что совершенно не соответствует истине. Левшами были Александр Македонский, Юлий Цезарь, Жанна Д’Арк, Эйнштейн, Наполеон, Леонардо да Винчи, Джеймс Клерк Максвелл, И. Павлов, Чарли Чаплин и многие другие знаменитые люди.

Переучивание или неправильное обучение левшей вызывает у многих детей  повышенную тревожность, утомляемость, страхи, протесты , капризы и нежелание  заниматься. неврозы. Так, есть факт – среди подростков с девиантным поведением (т.е. с отклонящимся поведением) очень много переученных левшей. Но это скорее связано с тем стрессом и давлением, которые они испытывали при обучении и переучивании и с возникшим у них протестом против мира праворуких взрослых. Ведь леворукость – это не просто преобладание левой ведущей руки у ребенка, а еще и другое распределение функций между правым и левым полушариями головного мозга, которое нужно учитывать. И вмешательство в природное распределение функций полушарий грозит не только неловкостью малыша в движениях, но и негативным влиянием  на его самооценку, познавательные способности, характер, настроение, поведение, здоровье. Поэтому к нежеланию ребенка рисовать или писать правой рукой и его словам «мне левой удобнее» нужно относиться с вниманием и пониманием.

Тесты для определения ведущей руки ребенка

Определять ведущую руку ребенка, по мнению большинства исследователей,  можно с 4-5 лет. Есть специальные тесты по определению ведущей руки даже для младенцев, но их результаты нельзя назвать надежными. До возраста 4 лет дети достаточно хорошо владеют двумя руками и предпочтение одной ведущей руки еще очень трудно выявить.

Обычно, когда детей обучают держать ложку, карандаш, фломастер, кисточку, ножницы, то всем им одинаково вкладывают эти предметы в правую руку. Так природный левша начинает незаметное для него переучивание и превращается в скрытого левшу. Сначала проблем не видно, но они проявляются очень бурно, когда ребенок начинает писать или делать графические задания по подготовке руки к письму в детском саду. Поэтому лучше всего узнать ведущую руку ребенка уже в дошкольном возрасте – в 4 года. Тем более что это легко сделать даже в домашних условиях.

Существуют различные методики определения ведущей руки ребенка. Это опросники, батареи тестов, отдельные тесты. Но не все из них являются точными для детей дошкольного возраста.

Все тесты по определению ведущей руки ребенка дошкольного возраста должны выполняться быстро, без подготовки. Ребенок не должен знать и даже догадываться о том, что сейчас определяется его ведущая рука.

Во время тестирования ребенок выполняет игровые, графические или бытовые задания. Так, полный набор теста для определения ведущей руки ребенка М. Озьянс включает 20 заданий:

  • завинтить крышку на бутылке, 
  • разрезать бумагу ножницами, 
  • нанизать бусины, 
  • почистить обувь щеткой,
  •  стереть ластиком крестики, 
  • намотать нитку на катушку, 
  • перелить воду из одного сосуда в другой, 
  • разложить карточки, 
  • отвинтить гайку рукой и ключом, 
  • проколоть дырочки дыроколом, 
  • продеть нитку в иголку, 
  • почистить одежду от пыли, 
  • капнуть из пипетки в узкое отверстие бутылки, 
  • достать бусинку ложкой из стакана, 
  • позвонить колокольчиком, 
  • закрыть и открыть молнию на сумке, 
  • взять стакан и выпить несколько глотков воды). 

Ф. Кречмер предлагает детям для определения ведущей руки такие задания как:

  • полить цветы, 
  • почистить зубы, 
  • перемешать песок лопаткой, 
  • толкнуть палкой шарик, 
  • достать книги с полки, 
  • вынуть пробку из ванной, 
  • положить фишки в коробку и другие.

Очень важно обратить внимание в оценке результатов тестов на новые для ребенка действия, которым его еще не обучали. Это позволяет получить более точные данные, т.к. если ребенка уже обучали действию, то скорее всего, он его будет делать так, как ему показывали и как он привык это делать.

Тесты для определения ведущей руки у детей дошкольного возраста были разработаны и другими исследователями – М.Г. Князевой и В. Ю. Вильдавским. Это серия тестов, которые взаимно дополняют друг друга. Условия проведения данных тестов:

  • Тесты проводятся с ребенком один на один в спокойной обстановке.
  • Ребенку предлагают поиграть или поработать вместе, чтобы он не догадывался об истинной цели заданий.
  • Взрослый должен сидеть за столом напротив ребенка.
  • Все предметы для тестов должны помещаться в центр стола на равном расстоянии от левой и правой руки ребенка.
  • Все предметы для тестирования нужно заранее положить в одну коробку, а по мере надобности доставать их и выкладывать на стол. Коробка с предметами не должна быть видна ребенку и не должна стоять на столе, на котором проводится тестирование.

Тест 1. Рисование.

Предложите ребенку нарисовать то, что он хочет. Дайте ему на это столько времени, сколько нужно и не поторапливайте. Как только ребенок закончит рисовать, попросите его нарисовать то же самое другой рукой. Если ребенок откажется, то ответьте: «Я знаю, что это трудно, но ты постарайся».

Результат теста: обращаем внимание на то, какой рукой ребенок сам начал рисовать рисунок. И сравниваем,  какой рисунок лучше получился. Рисунок ведущей руки с более четкими и ровными линиями, более пропорционален, меньше дрожания руки, нет разорванных линий. Также посмотрите на поведение ребенка – какой рукой он рисовал с напряжением, как держал в обоих случаях карандаш. Если рука сильно напряжена, ребенок держит карандаш или ручку у самого кончика, рука дрожит, напряжены мышцы плеч, рука трудно передвигается по бумаге, линии неровные – это скорее всего это не ведущая рука для графических работ. Если рука расслаблена, зажимов нет, движения хорошо скоординированные, в четком ритме, то скорее всего это ведущая рука.

Тест 2. Открывание спичечного коробка.

Дайте ребенку несколько пустых спичечных коробков. И скажите : «Найди спичку в одной из коробок» (спичка должна быть с обломанным концом). Ребенок будет выполнять задание двумя руками. Но ведущей будет та рука, которой малыш станет открывать и закрывать выдвигающуюся часть коробка.

Тест 3. Построй домик из палочек.

Ведущей рукой в этом тесте считается та рука, которой ребенок работал более активно.

Тест 4. Игра в мяч. Возьмите теннисный мячик или любой другой мячик маленького размера, который можно бросать и ловить одной рукой. Положите его на стол перед ребенком на равном расстоянии от его левой и правой руки. Попросите взять мяч, бросить мячик Вам одной рукой, подкинуть и поймать мяч несколько раз.

Тест 5. А) Вырезание ножницами силуэта фигуры из любой открытки (зайчик, домик, цветочек и т.п).

Ведущая рука при вырезании ножницами та, которая совершает более активные действия. Например, ребенок держит ножницы в правой руке, но совершает движения не ножницами, а крутит бумагу вокруг неподвижных ножниц. Бумагу он держит в левой руке. В данном случае получается, что более активная левая рука, хотя ножницы ребенок держал в правой.

Б) Раскладывание карточек лото.

Ребенок берет все карточки лото (10-15 штук)  в одну руку. А затем раскладывает их на столе. Как правило, раскладывает ребенок ведущей рукой.

Тест 6. Нанизывание бусин/бисера на шнурок/иголку с ниткой.

Не обращаем внимания на то, какой рукой малыш держит шнурок или иголку с ниткой. Для нас главное – та рука, которая выполняет активные движения.

Тест 7. Выполнение вращательных движений – отрывание 2-3 пузырьков с завинчивающимися крышками.

Ведущей опять же считается та рука, которая более активна. Например, если ребенок правой рукой держит крышку, а бутылочку взял в левую руку и при этом крутит не крышку, а бутылку, то ведущая рука – левая, а не правая.

Тест 8. Развязывание узелков.

А) Дайте ребенку шнур с завязанными несколькими узлами. Шнур должен быть средней толщины. Узлы должны быть завязаны неплотно и легко развязываться. Одной рукой ребенок держит шнур, а другой развязывает. Ведущая рука – та, которая развязывает узел.

Б) Если во варианте А) малыш действовал обеими руками с одинаковой активностью, то тогда делаем другой вариант этого теста для определения ведущей руки ребенка дошкольного возраста. Просим его составить цепочку из канцелярских скрепок. Одной рукой ребенок держит скрепку, а другой пытается присоединить вторую скрепку. Ведущая рука – та, которой он пытается присоединить скрепку.

Тест 9. Построй из кубиков дом, сложи рисунок по образцу.

Ведущая рука чаще берет кубики, поправляет детали.

Для теста 9 лучше использовать новую для ребенка мозаику или конструктор и дать конкретное задание – сделать по образцу.

Тест 10. Есть ли в семье левши? Просто отвечаем на этот вопрос «да» или «нет».

Анализ результатов тестов на определение ведущей руки ребенка.

Все полученные результаты записываем в таблицу из 4 столбцов. В первом столбике записываем все десять заданий-тестов для определения ведущей руки ребенка по порядку. Во втором – четвертом столбике будем вписывать результаты выполнения тестов ребенком. Во втором столбике ставим плюс, если  в данном задании определена ведущая правая рука или она была более активной. В третьем столбике ставим  плюс, если ребенок выполнил задание с одинаковой активностью правой и левой руки. В третьем столбике ставим плюс, если определилась ведущая левая рука или она была наиболее активна.

Если в семье были левши, ставим плюс во второй столбец таблицы. Если в семье только правши, то в четвертый столбец.

Если во втором столбике получилось семь и более плюсов, то скорее всего Ваш малыш – левша.

Для уточнения результатов теста дайте малышу дополнительные задания (см. выше в статье – тесты М. Озьянс) – причем отберите для тестирования неизвестные малышу действия. Они наиболее информативны.

Если получилась такая ситуация: в рисунке (тест 1) явно определена ведущая правая рука, а в бытовых действиях явно видна ведущая левая рука, то это тоже один из вариантов «левшей». В этом варианте человеку легче выполнять графические работы (письмо, рисование) правой рукой, а бытовые действия – левой рукой. То есть есть «графические правши» и «графические левши», «бытовые правши» и «бытовые левши».

Есть и дети – амбидекстры, т.е. дети, одинаково хорошо владеющие и левой и правой рукой. При этом может быть вариант «бытового амбидекстра» в сочетании с «графическим правшой» (т.е в быту ребенок очень хорошо владеет обеими руками, но в письме и рисовании у него явно ведущая правая рука). Или вариант «бытового амбидекстра» в сочетании с «графическим левшой» (т.е. ребенок в быту одинаково хорошо владеет обеими руками, но в письме и рисовании у него явно обнаруживается ведущая левая рука).

Дополнительные тесты для уточнения результатов и определения ведущей руки у ребенка дошкольного возраста.

Тест-проба на одновременное рисование обеими руками с закрытыми глазами.

Очень информативный тест для определения ведущей руки, т.к. скорее всего, ребенка специально этому заданию никто не обучал. В этом случае нивелируется эффект обучения ребенка и его переучивания в правшу.

Дайте ребенку в каждую руку по карандашу и попросите закрыть глаза и нарисовать одновременно двумя руками круг, затем квадрат, треугольник. Рисунок, выполненный ведущей рукой, будет отличаться от другого рисунка: линии более четкие и ровные, движения более медленные, плавные и точные, меньше дрожание руки, углы четкие и не сглаженные, точки соединения линий не расходятся. Если фигуры получились на рисунке одинаково хорошими, то обратите внимание на: 1) точность передачи формы – она выше у ведущей руки, 2) точность соединений линий – она выше у ведущей руки.

Тест для оценки скорости движений ведущей руки.

Посчитайте число постукиваний указательным пальцем по столу за 10 секунд. Сделайте упражнение три раза и высчитайте среднее значение. Сравните его у правой и левой руки. Скорость всегда выше у ведущей руки ребенка.

Тест «Переплетение пальцев рук»

Быстро попросите ребенка сделать замок. У левшей сверху ложится большой палец левой руки. Тест очень известен, но не всегда дает надежный информативный результат.

Тест «Поза Наполеона» — скрещивание рук на груди.

У левшей сверху находится кисть левой руки, а правая  находится под левым преплечьем.

Тест «Апплодирование»

Тест подходит только для взрослых, так как дети обычно апплодируют обеими ладонями. У взрослых левшей при апплодировании более активная левая рука.

Что делать, если ребенок левша, а уже два года как пишет правой рукой?

Повторное переучивание «обратно в левшу» очень травматично для ребенка и потому нежелательно. А лучше всего позаботиться о малыше в 4-5 лет, внимательно наблюдая за ним и выявляя его ведущую руку.

Сейчас для левшей выпускаются даже специальные ручки, ножницы, компьютерные мыши и клавиатуры, швейные машинки и многие другие приспособления.

Всем родителям детей – левшей и всем педагогам очень советую познакомиться с книгами Марьяны Михайловны Безруких о детях-левшах:

М.М. Безруких — это физиолог, психолог, доктор биологических наук, профессор, академик РАО, лауреат Премии Президента РФ в области образования, директор Института возрастной физиологии РАО.

  • Безруких М.М., Безруких М.В. Леворукий ребенок. Тетрадь для занятий с детьми.
  • Безруких М.М. Прописи для детей с трудностями обучения и леворуких. – М.. 2001.
  • Безруких М.М., Князева М.Г. Если Ваш ребенок  левша.
  • Безруких М.М. Трудности обучения в начальной школе. Причины. Диагностика, комплексная помощь.
  • Безруких М.М., Филиппова Т.А. Азбука и рабочие тетради.

Предлагаю всем педагогам и родителям прослушать видео —  очень содержательную и интересную беседу с профессором, доктором медицинских наук Ириной Галиной о детях — левшах. Из нее Вы узнаете:

  • Почему ребенок рождается левшой?
  • Существует ли ген леворукости и когда он проявляется?
  • Что такой скрытая леворукость?
  • Кто такие дети — левши?

Если эта статья была интересна и полезна Вам, буду благодарна за комментарий. А есть ли у Вас знакомые — левши — и как им живется в мире правшей? Кто Ваш ребенок — правша или левша?

Интересную и полезную информацию о развитии детей дошкольного возраста Вы найдете в статьях:

Развитие мелкой моторики — мифы и правда о пальчиковых играх, как правильно проводить пальчиковую гимнастику и пальчиковые игры с дошкольниками, упражнения для развития мелкой моторики, массаж рук и пальчиков для самых маленьких.

Настольная игра — ходилка для развития мелкой моторики детей «Путешествие» — своими руками.

Пальчиковая гимнастика: как определить уровень развития мелкой моторики у ребенка,  упражнения для пальчиков в картинках и стихах, упражнения Марии Монтессори.

Игры в песочнице: развиваемся, играя.

Дары Фребеля: первый в мире развивающие и обучающие  игры для детей дошкольного возраста.

Как определить индивидуальные особенности развития ребенка?

 

Получите  НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС  С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

"Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей"

Кликните на ссылку или на обложку курса ниже для бесплатной подписки

Автор курса - Валасина Ася, кандидат педагогических наук, автор сайта "Родная тропинка"

rodnaya-tropinka.ru

Как определить левша или правша ребенок

Здравствуйте, уважаемые родители. Вам будет интересна данная статья, если вы хотите выяснить, как узнать левша или правша ребенок. Также мы рассмотрим вероятные причины, разберемся, есть ли необходимость в переучивании, а также познакомимся с ценными рекомендациями.

Причины леворукости

Люди, у которых доминирует левая верхняя конечность, составляют приблизительно 10% всего населения нашей планеты. Но на сегодняшний день все еще достоверно неизвестно, в чем причина данного явления.

Ученые смогли выделить три основных фактора, которые, по их мнению, играют важную роль в становлении леворукости:

  • наследственная предрасположенность;
  • компенсаторная латеральность — возникает вследствие родовой травмы левого полушария головного мозга;
  • вынужденная леворукость — развивается при невозможности использовать правую верхнюю конечность.

Положительные стороны

Детки, которые используют левую кисть чаще правой, не только не являются ущербными, но еще имеют и ряд преимуществ над правшами.

  1. Способность создавать уникальные творческие объекты.
  2. Глубокий эмоциональный мир.
  3. Высокая скорость мышления, умение совершать несколько дел одновременно.

Нужно ли переучивать

Многие родители начинают паниковать, когда узнают, что их малыш несколько отличается от большинства деток в классе или в группе садика, рабочей рукой является левая, а не правая. На самом деле, в этом нет ничего плохого.

У таких деток лучше развито правое полушарие, они не склонны к точным наукам, зато достаточно сильные творческие личности. Родители должны принимать своего малыша таким, какой он есть. Попытки насильно переучить не приводят ни к чему хорошему.

Помнится, в моем классе была девочка, которая писала левой рукой. Ее мама спокойно к этому относилась. Переучивать не стала. У Иры был красивый почерк. Кроме того, со второго класса, она отправилась в художественную школу и начала создавать истинные шедевры. А вот, мальчика из нашего дома папа пытался силой переучить. Он бил сына по руке, если тот брал ручку левой кистью. В итоге, ребенок стал замкнутым, начал писать правицей, однако, почерк был ужасным и неразборчивым, и учиться он стал очень плохо.

Тестируем малыша

 

Если у родителей возникает вопрос, ребенок левша или правша, то достаточно провести несложные действия, чтобы узнать истину. Однако, стоит учитывать возраст малыша.

Дело в том, что детки до пяти лет могут в равной доле использовать, как левую, так и правую руку, а иногда, малыш, который все делает левой, после пятилетнего возраста полностью переходит на правую.

  1. Скажите малышу, чтоб он скрестил перед собой руки, располагая их на груди. Если сверху оказалась левая, то, скорее всего, он левша.
  2. Предложите ребенку нарисовать круг с завязанными глазами. При этом предварительно вручите в каждую руку по карандашу. Ведущая рука с поставленной задачей справится лучше.
  3. Пусть малыш сложит кисти в форме замка. Большой палец, оказавшийся сверху, будет указывать на рабочую конечность.
  4. Попросите открыть бутылку или зубную пасту. 90% случаев ребенок будет действовать ведущей рукой.
  5. Пусть малыш похлопает в ладошки. Обратите внимание, какая рука более активная.
  6. Предложите ребенку кинуть вам мяч одной рукой. Наверняка, он это сделает лидирующей конечностью.
  7. А вот способ, при котором карапуза просят вырезать что-то из бумаги, является недостаточно достоверным. Дело в том, что, несмотря на то, левша у вас или правша, практически все дети держат ножницы правой рукой.

Особенности проведения проверки

  1. Можно выбирать, как один тест, так и комбинировать несколько вариантов.
  2. Выбирая задание для проверки, исключите те упражнения, которые малыш делает в повседневной жизни. Вам важно, чтоб действия ребенка были неосознанными.
  3. Если вы собрались проводить тест, чтоб понять, левша ли ребенок, позаботьтесь о спокойной обстановке и хорошем настроении своего малыша.
  4. Если вы просите карапуза дать вам какой-то предмет, рассчитывая, что он будет действовать ведущей рукой, обеспечьте одинаковое расстояние данного объекта от обеих верхних конечностей. В противном случае, малыш будет использовать ту руку, которая будет находиться ближе к требуемому предмету.
  5. Тестирование должно проходить в виде игры. Ни в коем случае, не заостряйте внимание ребенка на том, что он проходит проверку.

Советы

  1. Если стало понятно, что ваш карапуз леворукий, не стоит расстраиваться и укорять ребенка, что он «не такой». Таким образом, вы только добьетесь снижения самооценки, повысите риск неврозов.
  2. Не вздумайте переучивать малыша, предупредите учительницу, чтобы она тоже этого не делала.
  3. Будьте готовы к тому, что ваш карапуз может оказаться излишне эмоциональным. Не ругайте его за это.
  4. Если вы занимаетесь упражнениями для общего развития, используйте специальные схемы и наглядное пособие. Помните, что левши видят целостные образы, им так легче изучать новый материал.
  5. Знайте о том, что малыш, который использует левую конечность для написания уроков, устает значительно быстрее, чем другие детки. Позаботьтесь о том, чтоб было достаточно времени на отдых, а уроки писались с перерывами.
  6. При выборе спортивной секции, отдавайте предпочтение тем, где одинаково задействованы обе верхние конечности. Так, вашему малышу подойдут:
  • плавание;
  • лыжные гонки;
  • баскетбол.
  1. Если вы решаете, куда отдать ребенка, то в первую очередь выбирайте творческие направления, например:
  • рисование;
  • классы по игре на инструментах;
  • вокальные студии;
  • хореографические школы.
  1. Не забывайте хвалить своего карапуза за любые достижения. Похвала очень важна, особенно для таких творческих натур.

Теперь вам известно, как определить левша или правша ребенок. Но не забывайте и о том, что всегда есть вероятность ошибки. Помните, что нельзя насильно переучивать ребенка. Никогда не унижайте малыша, не говорите, что он хуже других.

zdorovyemalisha.ru

Как определить, что ребенок левша в 1.5-2 года

Уже с самого раннего детства малыши берутся за ложку, пытаются самостоятельно кушать или играются игрушками. В такие моменты, как определить, что ребенок левша в 1,5-2 года?

На заметку родителям

Полностью определить левша ребенок или правша можно только после 5 лет. Так как до этого возраста малыш может менять руки. Но все-таки можно сделать достаточно правильные выводы и предположения в более раннем возрасте.

Отчего же зависит правша ребенок или левша? В первую очередь от того, какое полушарие головного мозга более активно. Если это правое, то скорее всего, ребенок будет левшой. В возрасте до 3 лет полушария развиваются переменно.

Правое полушарие отвечает за эмоции. Поэтому ребенок с активным правым полушарием будет более раним и эмоционален. Он может расплакаться от прочитанной ему сказки, искренне переживая за ее героев. Его жесты активны, а настроение переменчиво. Также такие дети обладают очень бурной фантазией. Если все это присуще ребенку, то можно смело делать предположение, что он левша.

Для определения, какая рука у ребенка активнее можно провести несколько тестов:

  • Попросить ребенка сложить руки на груди в скрещенном состоянии. В такой позе верхней будет та рука, которая является ведущей.
  • Попросить ребенка сложить руки в замок. Опять же таки, если палец левой руки будет сверху, то вероятнее всего, ребенок – левша.
  • Попросить ребенка выложить из кубиков пирамиду. Рука, которой он будет это делать, вероятно, станет ведущей.
  • Можно посмотреть, какой ногой ребенок будет пинать мяч.

Ученые выяснили один интересный факт, что активность руки зависит от того, какой грудью мама кормит младенца. Если кормить малыша правой грудью, то скорее всего, активной станет левая рука. Поэтому, если при прохождении различных тестов все еще не получается определиться, можно просто задуматься, какой грудью чаще всего кормился младенец.

Если все-таки выяснится, что ребенок растет левшой, переучивать его не стоит. Не нужно ломать те процессы, которые были заложены природой. Правильнее будет помочь ребенку справиться со своей индивидуальностью, дать ему понять, что он особенный. Такому ребенку потребуется больше отдыха, внимания и заботы. Возможно, когда он вырастит, станет великим человеком. Не зря существует мнение, что тот, кто родился левшой – гений (как, например, Альберт Эйнштейн, Леонардо да Винчи т. д.).

o-kroha.com

Как определить левша или правша ребенок и стоит ли переучивать ребенка левшу

Как понять, ребенок правша или левша, в каком возрасте это можно узнать достоверно и от чего это зависит, читайте в нашем материале.

До сих пор некоторые родители начинают паниковать, когда видят, что их полугодовалый ребенок тянется левой рукой к своей погремушке. Но делать этого, пока ребенок находится в столь раннем возрасте, абсолютно не стоит, ведь определение доминирующей руки проявляется намного позже.   

Как определить, левша или правша ребенок 

Большинство детей начинают проявлять четкое предпочтение той или иной руки к 2–3 годам, но есть и те, которые уже к полуторагодовалому возрасту показывают, правши они или левши. Не стоит волноваться, если ребенок использует обе руки в равной степени — некоторые дети до 5–6 лет владеют двумя руками одинаково.

Одним из действенных способов для родителей определить, правшой или левшой будет ребенок — это спокойно понаблюдать какое-то время за малышом во время выполнения им простых ежедневных заданий, а также во время игр. Существует несколько способов определения, ребенок правша или левша.   

Признаки того, что ребенок левша или правша

  1. Понаблюдайте, какую руку чаще поднимает грудничок и в какую сторону чаще поворачивает головку — это самое раннее определение доминирующей руки. Но не делайте сразу поспешных выводов.  
  2. Малышу в возрасте от 6 до 9 месяцев предложите игрушку и посмотрите, какой именно рукой он к ней потянется.  
  3. В возрасте от 1 до 1,5 года ребенок будет чаще перекладывать в доминирующую руку свою игрушку, чтобы лучше ее ухватить и рассмотреть.  
  4. Детки от 1,5 года уже более четко могут показывать, правши они или левши. Поиграйте с ребенком в мячик и понаблюдайте, какой рукой он будет ловить его и бросать обратно.  
  5. Когда малыш начинает кушать самостоятельно, держать свою ложечку он будет в ведущей руке. Также как и тянуться к разным предметам.  
  6. Самостоятельное открывание и закрывание бутылочек для детей в возрасте от 2 лет — отличный способ определения, ребенок правша или левша.  
  7. Для детей от 3 лет показательным является держание карандаша или мелка в ведущей руке.  
  8. В более старшем возрасте дети четко отдают предпочтения той или иной руки в рутинных делах: когда чистят зубки, расчесываются, переворачивают страницы книг, поднимают игрушку.  
  9. Чтобы окончательно убедиться, правша ваш ребенок или левша, поиграйте со своим дошкольником в дартс — какой рукой он бросает дротики, та и доминирующая.

Переучивать ли ребенка-левшу

Преобладание одной руки над другой во многом зависит от генетики. Если оба родителя левши, шансы ребенка лучше владеть именно левой рукой равняются 45–50%, ведь леворукость передается по наследству. Напоминаем, что около 10% людей — левши.

В любом случае не старайтесь повлиять на то, какой рукой ребенок владеет лучше. И если только генетикой выбор более активной руки не объяснишь, то вот закрытостью и фиксированностью нервной системы — вполне можно. Переучивая малыша есть и писать правой рукой, когда он на самом деле является левшой, в конечном итоге дело бессмысленное и сбивающее ребенка с толку.

Есть парочка вещей, которыми вы все же можете помочь ребенку-левше в развитии: если ваш ребенок таки левша, купите ему специальные ножницы для левши и выберите удобное место за обеденным столом, где он не будет биться локтями с соседом. 

Читай также: Особенности воспитания ребенка-левши

Читай также: Левши мыслят иначе: учимся понимать своего ребенка

Читай также: Не стоит переучивать ребенка-левшу

Загрузка...

www.uaua.info

Как определить левша ребенок или правша

Многие родители стараются переучивать свои леворуких детей, заставляя их писать и пользоваться преимущественно правой. Однако, такой подход к ребенку является неверным и может загубить способности ребенка, ведь левши рождаются с более развитым левым полушарием мозга, это значит, что переучивание загубит весь его потенциал. Родителям необходимо ценить ребенка и самостоятельно поспособствовать развитию его способностей, но как определить правша или левша ребенок заранее? Для этого есть несколько несложных методик.

Левша или правша — как узнать в младенчестве?

Узнать предрасположенность ребенка к тому, чтобы пользоваться левой или правой рукой можно уже в 3-4 месяца. В это время дети начинаю терять рудиментарные рефлексы и начинают более осмысленно пользоваться руками. Та рука, которая начинает терять такие рефлексы раньше обычно является ведущей, но для того, чтобы это определить следует иногда показывать ребенка специалисту.

Тесты для определения левши

Как определить левша или правша ребенок в более позднем возрасте? Для этого не понадобятся специалисты, несколько простейших тестов можно сделать и дома. Необходимо просто попросить ребенка в игровой форме выполнить несколько простых тестов:

Мамам на заметку:

Девочки привет! Сегодня я расскажу вам, как же мне удалось прийти в форму и, наконец, избавиться от жутких комплексов полных людей. Надеюсь, информация окажется для вас полезной - Минус 20 килограммов за месяц? Легко!

  • Попросить ребенка переплести пальцы рук «замком». Та рука является ведущей, большой палец которой находится сверху.
  • Попросить ребенка скрестить руки на груди. Рука, лежащая сверху потенциально является ведущей.
  • Попросить похлопать в ладоши. Ведущей является та рука, которая выполняет при этом активную роль.
  • Дать ребенку два карандаша (в каждую руку), завязать глаза и попросить нарисовать два круга. Ведущая рука нарисует более аккуратный круг.
  • Дать посмотреть в видоискатель фотоаппарата. Ведущим глазом является тот, которым ребенок будет смотреть в дырочку.
  • Попросить открутить крышку с бутылочки с водой. Скорее всего, он сделает это ведущей рукой.
  • Попросить вырезать фигурку из листа бумаги ножницами. Он сделает это ведущей рукой, однако, левша или правша ребенок, большинством ножниц удобнее пользоваться правой рукой, поэтому многие левши вырезают правой.
  • Попросить сесть и закинуть одну ногу на другую. Ведущая нога в большинстве случае окажется сверху.

Подобных тестов можно придумать множество!!!

Переучивать ли?

При помощи таких несложных тестов можно выяснить, правша или левша ребенок, но стоит помнить, что переучивание — это сложный процесс для ребенка, который может негативно сказаться на его развитии. Необходимо развивать то, что заложено в ребенка природой, к примеру, покупать для него вещи в магазине для левшей, тетради, прописи и ручки для леворуких. Тогда ребенку будет максимально комфортно.

razvitie-krohi.ru

Как определить, правша ваш ребёнок или левша

Нельзя выбрать, кем будет ваш ребёнок – правшой или левшой. По мере взросления дети сами определяются с тем, какой рукой им удобнее совершать различные действия. Когда это произойдёт, уже можно будет судить о том, праворукий или леворукий у вас ребёнок. Некоторые дети могут делать все дела одинаково хорошо обеими руками – таких называют амбидекстрами. И небольшая группа детей использует попеременно то правую, то левую руку для разной деятельности.

Что такое ведущая рука

Доминирование одной руки означает, что человек предпочитает выполнять этой рукой задания, включающие как крупную, так и мелкую моторику. Сюда относятся письмо, вырезание ножницами, игра с мячом. Нельзя сказать, что человек выбирает доминирующую руку, потому что на самом деле это происходит неосознанно ещё в детстве. Какая рука окажется ведущей, зависит от наследственных факторов и особенностей работы мозга каждого конкретного человека.

Можно ли переучить левшу

Не рекомендуется пытаться переучить ребёнка писать и рисовать другой рукой – в этом нет никакой необходимости. Также не волнуйтесь, если малыш попеременно пользуется то правой, то левой рукой, и пока не может определиться, какой рукой ему удобнее выполнять все действия. Позвольте делу идти своим чередом, а если это вас сильно беспокоит, то поговорите с компетентным психологом или педиатром. В давние времена бытовал варварский обычай переучивать левшей на правшей. Те, кто это пережил, с содроганием вспоминают то время. К сожалению, всего 20-30 лет назад наука не обладала такими обширными знаниями о работе мозга, и феномен леворукости виделся как нарушение, отклонение, которое необходимо устранить. Но на самом деле леворукость – это не причина, а следствие определённого порядка нейронных связей в головном мозге. Переучивание нарушает сложившийся порядок и всегда становится стрессом. К тому же, в процессе ребёнок нередко переносит унижения: за ним пристально следят, наказывают, если он в задумчивости взял карандаш «запретной» рукой, его стыдят.

Всё это не проходит бесследно для психики маленького человека. Часто наблюдаются признаки сильного стресса: ребёнок становится раздражительным, замкнутым, теряет аппетит, может даже начать мочиться в постель. Стоит ли сомнительное преимущество праворукости таких жертв?

Многие учителя пытаются переучивать левшей, потому что им удобнее, когда все дети в классе всё делают одинаково. Левшу надо сажать на определённое место, ему надо по-другому класть тетрадь и держать ручку при письме. С почерком у левшей тоже приходится работать дольше. Эти дети часто режутся ножницами на уроках труда. Учителей отчасти можно понять: никому не хочется делать дополнительную работу. Однако здесь речь идёт не просто о привычке школьника, а об особенностях его головного мозга. Современная наука однозначно утверждает, что переучивать леворуких детей нет никакой необходимости, и это даже вредно. Поэтому учителям стоит посвятить один-два вечера изучению материалов по теме, зато в классе будет на одного счастливого ребёнка меньше. Кто знает, возможно, со временем этот ученик проявит себя на олимпиадах  конкурсах, ведь правое полушарие мозга, задействованное при письме левой рукой, отвечает также за креативность и нешаблонное мышление.

Когда у ребёнка начинает доминировать правая или левая рука

Некоторые дети довольно рано начинают отдавать предпочтение одной руке. Вы можете заметить, что ваш сын или дочь пользуется намного чаще правой или левой рукой даже в таком раннем возрасте, как 7-9 месяцев. Однако помните, что всё ещё может поменяться. В большинстве случаев ведущая рука проявляется у детей в возрасте 1,5-2 лет, хотя некоторые дети не могут «определиться» до 6-летнего возраста. Это могут подтвердить школьные учителя: они хоть раз, да замечали, что кто-то из учеников попеременно пишет то правой, то левой рукой. У малой доли детей это явление сохранится на всю жизнь, и они пополнят ряды амбидекстров.

Любопытный факт: среди близнецов в примерно 20% парах один будет леворуким, а другой – праворуким.

4 варианта доминирования правой или левой руки

  1. Правши: это люди, которые предпочитают все дела (или подавляющее большинство дел) делать правой рукой. Ходовые инструменты, такие как ножницы, консервные ключи и даже блокноты устроены так, чтобы ими было удобно пользоваться праворуким людям.
  2. Левши: небольшая, но растущая доля людей, которая выполняет большинство действий левой рукой. В повседневной жизни леворукие люди порой сталкиваются с трудностями, поскольку все инструменты, станки и оборудование рассчитаны на правшей. Однако в последнее время появляется всё больше товаров для левшей.
  3. Люди, использующие разные руки для разных дел: небольшая группа людей, которая меняет руки в зависимости от выполняемой задачи. Например, ребёнок может писать левой рукой, а ловить мяч – правой.
  4. Амбидекстры: 1% населения, одинаково хорошо делающий любое дело как правой, так и левой рукой.

Две руки – одно общее дело

Хотя большинство дел мы делаем ведущей рукой, есть задачи, для решения которых требуются две руки. Это называется двусторонняя координация, и она играет значимую роль при выполнении многих дел. Например, мы задействуем обе руки, когда печатаем на клавиатуре, играем на фортепиано или гитаре, ведём автомобиль. Есть мнение, что такие занятия развивают мозг, улучшают память и логику.

Часто родители, замечая, что кроха тянется к погремушке левой рукой, огорчаются: «Левша растёт!» Однако поводов для огорчения нет никаких. Просто такова особенность маленького человека, и задача мамы и папы – отнестись с уважением и безусловной любовью к своему чаду. Тогда ребёнок сможет уверенно познавать мир и жить в гармонии с самим собой.

По материалам verywell.com

legkopolezno.ru