Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
комбинированного вида города Тюмени

Как помочь ребёнку написать сочинение. Как научить ребенка писать сочинение в 5 классе


Как научить ребёнка писать сочинения



К сожалению, не каждый учитель литературы правильно учит детей писать сочинения. Чаще всего школьникам рассказывают о том, что писать сочинение нужно по плану типа “Введение - Основная часть - Заключение”, говорят о пропорциях этих частей в тексте, о том, как должна развиваться мысль и т.п. чисто технических моментах. Но редко учат самому главному - как сделать так, чтобы текст сочинения писался с удовольствием, читать его было приятно, и чтобы он обладал самостоятельной художественной ценностью, становясь самостоятельным литературным произведением. Да и не может учитель дать то, что может дать ему семья и родительское воспитание.

Итак, как исправить недостатки школьного образования и научить своего ребёнка писать по-настоящему хорошие сочинения.

Школьнику должно быть интересно

Главное условие успеха в любой творческой деятельности - она должна быть интересна, и сам процесс творчества должен приносить искреннее удовольствие. Заинтересованность не должна заключаться в каких-то грубых материальных поощрениях (“получишь пятерку за сочинение, купим тебе новый гаджет”), интерес должен быть к самому процессу творчества.

Для этого ребенок должен по-возможности с раннего детства воспитываться в уважении к творчеству и интеллектуальному труду. Кроме этого, нужно прививать ему эстетическое чувство к языку и его красоте - на понятных ребенку примерах из литературы стоит демонстрировать, каким красивым может быть литературный слог. Если ребенок научится восхищаться тем, как умеют владеть языком литературные мастера, он захочет подражать им.

Когда ребенок начнет тянуться к красивому слогу, останется лишь показать ему некоторые способы того, как сделать письменную речь красивее. Например, научить его объединять несколько коротких предложений в одно длинное, которое выглядит красивее.

Научите ребенка уважению к литературе

Не стоит насильно пичкать ребенка чтением того, что вы считаете нужным. Произведения ли это школьной программы или же то, что нравилось читать в его возрасте вам. Для того, чтобы ребенок увлекся чтением, ему нужно читать то, что нравится именно ему. Со временем он разовьет навыки чтения и будет быстрее усваивать любые тексты и находить прелесть в тех произведениях, которые читает, потому что это нужно по школьной программе.

Разумеется, чтение развивает словарный запас, но не всегда усвоение новых слов происходит автоматически и они автоматически появляются в тех текстах, которые пишет сам ребенок. Для расширения активного словарного запаса можно предлагать ребенку определенный список новых слов, который он должен использовать в сочиняемом им тексте.

Хорошее сочинение может написать только тот, кто умеет размышлять

Размышление - пожалуй, важнейший навык при написании хорошего сочинения. Собственные мысли в любом случае первичны, поскольку интереснее будет сочинение, написанное с нарушением всех правил композиции, но имеющее в своей основе неожиданные и последовательные рассуждения по теме, чем сухой пересказ школьного учебника, мертвый в своей правильности.

Разумеется, желательно придерживаться плана, по которому обычно пишется сочинение, тем более, что этот план составлен так, что помогает структурировать мысль и ее раскрытие. Но при этом школьник должен говорить о героях произведения как о настоящих живых людях с их неоднозначными поступками. Научите ребенка не бояться выражать собственные мысли, даже если они полностью противоположны тому, что говорится в учебнике и объясняется на уроках учителем. Нет и не может быть единственно верной точки зрения ни на одного героя ни одного произведения, и если ребенок имеет собственный взгляд - это очень ценное качество, и нужно только поощрять школьника иметь свою точку зрения и уметь ее отстаивать. Даже если вам кажется, что ребенок категорически не прав, не возражайте ему - однажды он повзрослеет и тысячу раз переосмыслит свои взгляды на мир, зато с ним останется его привычка мыслить, не озираясь ни на чье мнение.

Помогайте ребенку с написанием сочинения

В первое время пишите сочинение совместно. Вернее, помогайте своему ребенку размышлять, дискутируя с ним по теме сочинения и помогая ему сформулировать свою точку зрения. При этом расскажите ему, что умение мыслить нестандартно - свойство взрослого человека, поэтому размышляя самостоятельно, а не копируя мысли из учебника, ребенок быстрее станет взрослым. Это мощнейшая мотивация для любого ребенка.

Больше практики

В любом творчестве главное - практика. Как нельзя научиться виртуозно играть на музыкальных инструментах, если не практиковаться ежедневно, выполняя упражнения и играя гаммы, так и с владением языком - постоянная практика развивает умение писать. Даже в самом крайнем случае, когда все предыдущие советы не помогли, и ребенку не нравится и не хочется писать сочинения, их регулярное написание просто потому, что это нужно и потому, что родители установили на этот счет строгую дисциплину, в конце концов даст результаты, и ребенок будет писать пусть и не выдающиеся, но в целом неплохие сочинения, достойные хорошей оценки.

five-points.ru

Как научить ребенка писать сочинение?

Как научить ребенка писать сочинение?

Далеко не все дети обладают литературным талантом, но абсолютно всем необходимо в школе писать сочинения. Для того чтобы сочинения были яркими и интересными, а дети получали хорошие оценки, необходимо немного помочь им научиться самостоятельно выражать свои мысли. Как научить ребенка писать сочинение без помощи интернета и родителей? Могут ли в этом помочь родители? Конечно, могут!

На самом деле все намного проще, чем кажется на первый взгляд! Для того чтобы писать сочинение, нужно, прежде всего, фантазировать. Многие родители, занимают неправильную позицию, сталкиваясь с заданием написать сочинение.

Когда ребенок просит помощи, не зная, как подойти к этому заданию, они начинают злиться, ругаться, давить на ребенка, говоря, что это задание не для родителей, а для ученика. Конечно, задание получил ребенок, но к кому он должен обратиться за помощью, если подобное задание перед ним стоит впервые. Необходимо научить ребенка, а не отбить у него желание творить навсегда. За несколько раз написания сочинений под вашим чутким руководством он все поймет и будет пользоваться всем, чему Вы его научили, самостоятельно.

Именно в процессе написания сочинений, учитель оценивает, насколько ученик владеет родной речью, что думает о том, что видит и слышит, как видит мир, в каких красках.

 Как научить ребенка писать сочинение?  Общий подход

Ребенок получил задание не просто переписать упражнение из учебника, а написать сочинение. Первое, на что необходимо обратить внимание, это знание предмета сочинения. Невозможно описать весенний лес, ни разу не побывав в весеннем лесу! Нельзя рассказать об отдыхе в деревне, ни разу не побывав в деревне!

Как правило, первые темы для сочинений очень простые, но в то же время необходимо описать привычные обыденные вещи не только перечисляя последовательность действий или качества предмета, но и окрасить это эпитетами. Например, учитель задал описать свою дорогу в школу, по которой ребенок ходит каждый день. Вот здесь и возникает проблема! Проделывая один и тот же путь ежедневно, мы, как правило, ничего не замечаем вокруг, а иногда вообще бежим, потому что опаздываем. Что делать? Одеваться и идти изучать дорогу в школу вместе с ребенком. Все вокруг кажется таким знакомым и обыденным. Присмотритесь не только к окружающим предметам, но и к людям, которые вам встречаются на пути. Пусть ребенок расскажет обо всем, что может помочь найти дорогу домой: круглая клумба с цветами, оживленный перекресток, высокая пышная береза и так далее. Посоревнуйтесь, кто назовет больше предметов с эпитетами, которые вы видите вокруг. Попробуйте сами составить рассказ о дороге в школу, скажите что-нибудь неправильно, пусть ребенок Вас исправит. Это заодно развивает и наблюдательность. Можно взять с собой блокнот и делать записи.

Например, вот как одна мудрая мама, помогала дочери подготовиться к написанию сочинения «На почте». В субботу после окончания уроков в школе, они отправились в центральное почтовое отделение. Там они внимательно изучили все, что происходит: как подписываются письма и посылки, как посылки принимают и выдают, как принимают телеграммы, как вынимают письма из больших почтовых ящиков, как люди получают корреспонденцию «до востребования», как продают открытки и так далее. И дочь, и мама делали в блокнотах записи, каждая в своем. Дома они сравнили свои наблюдения и выбрали самое интересное и важное.

Как писать сочинение

Когда материал изучен и собран, следующим этапом является составление плана сочинения.

Обычно сочинение состоит из:

1.  Вступления

2.  Основной части. Описания

3.  Заключения

Объясните ребенку, что любое литературное произведение, и сочинение в том числе, имеет структуру. Если излагать мысли хаотично, то читатель вряд ли что-то поймет, а тем более трудно будет раскрыть тему. Вводная часть (вступление) – это объяснение, почему выбрана данная тема, о чем пойдет речь. Основная часть – это само описание, изложение сути того, что описывается. А заключение – выводы автора, подведение итога. Вы можете обсудить, что описывать детально, а на чем внимание акцентировать не стоит.

Далее перед родителями стоит очень серьезная задача – не поддаться искушению и не писать сочинение за ребенка. Конечно, это проще, быстрее и результат гарантирован. Но разве таким образом можно научить ребенка писать сочинение? Ваша задача — помочь, проверить, направить, подсказать, но не написать. Написание сочинения за ребенка приводит к тому, что он не учится самостоятельно мыслить, формулировать эти мысли и излагать их на бумаге. Рано или поздно сочинение он будет писать в классе и попадет в неловкую ситуацию, мама или папа не смогут ему помочь. Не позволяйте или отучайте от использования статьей в интернете. Даже если ребенок эти статьи и читает, то перерабатывать и излагать мысли должен сам, как бы ни было все красиво написано в чужой статье.  Объясните, что каждый автор имеет свой стиль изложения, и если малыш излагает иначе, то  это совершенно не значит, что его сочинения плохи.

Очень полезно выписать сначала все предметы, людей, которые будут описаны и задействованы в сочинении, потом к каждому подобрать эпитет, а далее подобрать  глаголы и на основании полученных словосочетаний описать происходящее, изложить суть на черновике (обязательно). Приучите ребенка использовать черновик и, вообще, думать с ручкой в руке. Это очень полезная привычка для учебы. Далее черновик необходимо проверить и проработать, внести коррективы. Для исправления ошибок пусть ребенок использует орфографический словарь. Так он учится пользоваться словарем и лучше запоминает правописание слов. Когда все проверено и отредактировано, можно переписывать в тетрадь. Работа выполнена!

Означает ли все вышеизложенное, что такая работа ребенка не самостоятельна? Нет. Родители помогают и объясняют, как писать сочинение, направляют ребенка, а основную часть работы ребенок выполняет сам. Ваш мудрый совет, опыт необходимы юному писателю для того, чтобы подсказать, книгу, словарь, которые можно использовать, в которых можно найти объяснения.

Учитесь играя

Конечно, не все дети гуманитарии. Им намного сложнее написать собственное хорошее сочинение. Но нет ничего невозможного! Значит необходимо уделить написанию сочинений больше внимания, выбрать интересную для ребенка форму обучения. Вообще, я считаю, что именно тому, что получается у ребенка не очень хорошо, необходимо уделить больше времени. Учить ребенка излагать свои мысли необходимо начинать задолго до школы. Советы о том, как научить ребенка красиво говорить, вы можете найти здесь. А изложение мыслей на бумаге напрямую связано с красивой и грамотной устной речью. Конечно, еще и грамотность имеет большое значение. Советы по развитию грамотности ученика вы найдете здесь.  Для первоклашек и младшеклассников очень хорошо подойдет игровая форма работы над сочинением. Пишите сочинение вместе. Пишите по строчке по очереди так, чтобы получилось сочинение. Начать придется Вам. Вы будете задавать тон, придумывать события, а ребенок будет описывать и продолжать Ваши мысли. Два – три таких совместных творения, и ребенок начнет брать лидерство в свои руки, придумывать и задавать тон самостоятельно. Главное, что малыш понял принцип, увидел, что ничего сложного нет.  А это то, чего Вы и добивались!

Старайтесь приучить ребенка не обманывать ради красного словца. Например, тема сочинения «Как я помогаю маме». Ну, так уж сложилось, то  Ваш малыш освобожден от домашних обязанностей. Вы, конечно, понимаете, что это не совсем правильно и готовы приучать ребенка к труду, но за один день ведь ситуацию не исправишь! Как быть? Думаю, не стоит предлагать малышу писать о том, чего нет на самом деле. Начните реформы прямо сегодня. Поручите ему посильные домашние дела. Например, полив цветов, мытье посуды после ужина или уход за хомячком. Ну, уж игрушки за собой убирает каждый школьник, я надеюсь. Пусть сегодня ребенок и приступит к выполнению своих обязанностей.  А потом правдиво опишет это в сочинении. Но в дальнейшем возложенные на ребенка  обязанности должны выполняться регулярно, иначе получится, что в сочинении была не совсем правда. Этот прием можно даже использовать для приучения  к труду детей, которые оказывают сопротивление и не хотят что-либо делать по дому.

Главное, все советы, как научить ребенка писать сочинение, будут абсолютно бессмысленны, если Вы сдадитесь и напишите сочинение сами. Это самый быстрый и простой способ написания, но только ребенок из этого извлечет не пользу, а вред. Ничему он так не научится, но будет знать, что мама всегда наготове, она все изложит в лучшем виде. Наберитесь терпения, научить ребенка намного сложнее, чем сделать что-то самостоятельно! А в процессе подготовки есть очень приятные моменты совместной работы, а положительный результат окрыляет и вдохновляет любого человека.

У ВАС все получится!  Желаем ВАМ приятной работы и отличных оценок!

Пусть наши детки всегда будут здоровы и успешны!

Если Вы хотите быть в курсе наших новостей,  подпишитесь на рассылку блога! 3аполните форму ниже и получайте наши новости на свою электронную почту!

Друзья! Не забудьте поделиться с друзьями! Жмите на кнопочки соцсетей!

Вам также будет интересно:

nashydetky.com

Как научить ребенка писать сочинение в школе

Когда ребенок идет в школу, у него появляется множество новых обязанностей. И родители должны сделать все возможное, чтобы как можно лучше подготовить к этому своего сына или дочку.

Подготовка к написанию сочинения начинается уже в садике

В частности, у вас может возникнуть вопрос, как научить ребенка писать сочинение. Ведь не каждый школьник от рождения имеет литературный талант, и это не должно стать причиной появления в его дневнике плохих оценок.

Как можно научить ребенка писать сочинение: с чего начать?

Делайте задания вместе с ребенком

Если у вашего ребенка возникла проблема с выполнением домашней работы, не отмахивайтесь от него. Помогите сыну или дочери понять суть задания и разобраться, как нужно писать подобные тексты. Причем будьте готовы, что придется проявить терпение. Не нервничайте, не торопите своего отпрыска, старайтесь объяснять ему все максимально доступно. Только таким образом вы сможете научить ребенка правильно выражать свои мысли на бумаге.

Рекомендуем прочитать

Действовать в процессе обучения нужно следующим образом:
  1. Выберите тему, которая была бы близка и понятна вашему сыну или дочери.
  2. Обсудите, что именно и как можно написать по этой теме.
  3. Если ребенок путается или забывает важные детали, освежите его впечатления. Например, собираясь писать о лесе, желательно предварительно погулять там. А если школьнику нужно рассказать на бумаге, как он помогает родителям, придумайте несколько простых заданий, которые ребенок сможет выполнить прямо сейчас.
  4. Составьте план будущей работы.
  5. Пусть ребенок напишет сочинение на черновик, а потом вы вместе его проверите.
  6. Только после тщательной проверки и исправления всех ошибок можно писать работу начисто.

Важные советы для заботливых родителей

От игры к серьезным заданиям

По словам профессиональных педагогов, технику обучения школьника необходимо выбирать в зависимости от того, к какой возрастной группе он принадлежит. Например, если ваш ребенок ходит во 2 класс, с ним можно заниматься в игровой форме. Пишите изложение в две руки – по очереди. Составьте первое предложение, задав тон и стилистику текста, а ребенок пусть продолжает. Поступите так несколько раз подряд и заметите, что сын или дочь начинает писать лучше, фантазирует, предлагает какие-то свои идеи.

Как писать сочинение на ЕГЭ: мастер-класс

Сочинение. Как писать сочинение ?

Как Писать Эссе? Американский Университет | Влог Обыкновенный

КАК ПРОСТО НАПИСАТЬ СОЧИНЕНИЕ НА 5?

📝 Как научить ребенка писать сочинение? Методика на базе интеллект-карт [Школа скорочтения]

КАК ПИСАТЬ СОЧИНЕНИЕ на ЕГЭ? ПЛАН сочинения, НОВОВВЕДЕНИЯ, советы

Если же ребенок немного постарше, например, он учится в 5 классе, подход к выполнению домашней работы может быть более серьезным. Обговорите в деталях, каким будет сочинение. Обозначьте введение, основную часть теста и заключение, обсудите, что ребенок будет писать в каждой из них. Ответьте на все его вопросы, поделитесь собственными идеями и наблюдениями.

Однако в каком бы классе ни учился ваш отпрыск и к какой бы возрастной категории он ни относился, ни в коем случае не выполняйте домашнюю работу вместо него.

Ведь вы должны не просто помочь ребенку, но объяснить ему, как это делается. В противном случае у школьника могут возникнуть проблемы на контрольных, ведь в тот момент родителей рядом не будет.

aranetta.ru

Как научить ребенка писать сочинение

Мир литературы знакомит детей с яркими героями, учит представлениям о добре и зле, развивает воображение. Каждая книга - новые впечатления и опыт. Но дети не только благодарные читатели, они и писатели. Правильно излагать мысли на бумаге непросто. Поэтому писательскому мастерству нужно учиться со школьной скамьи. Для этого в программе предусмотрены сочинения (по картине, вопросам, опорным словам, на литературные темы), изложения, миниатюры.

Способность красиво писать есть не у каждого. Но этому можно научиться. Чтобы школьные сочинения хорошо получались без помощи интернета и взрослых, ребенку придется потрудиться. Задача внимательных родителей - быть рядом на первых порах, помочь преодолеть возможные трудности и разбудить интерес к литературному творчеству.

Почему детям трудно писать сочинения?

Первые сочинения дети пишут во 2-3 классе. Выдавая задание, не каждый педагог способен объяснить, какими приемами и правилами нужно руководствоваться при его выполнении. Отсюда - первые стрессы и нежелание ребенка приступать к работе. Обычно за неумением писать сочинение кроются:

  • проблемы с фантазией;
  • слабое образное мышление;
  • незнание темы;
  • отсутствие представлений о четкой структуре текста.

Родителям не следует отворачиваться от просьб ребенка о помощи или писать работу за него. Важно быть рядом и разъяснить, как пишется сочинение. Освоив базовые навыки, в дальнейшем ребенок научится писать хорошие тексты. Чтобы они были грамотными, следует развивать фантазию, воображение, речь. В этом помогут хорошие книги, путешествия, новые впечатления.

Первое сочинение - вместе!

Сочинение - изложение собственных мыслей на заданную преподавателем тему. Оно демонстрирует знания в определенном вопросе, умение повествовать, описывать, высказывать личный взгляд последовательно, убедительно и грамотно.

Признак хорошей работы и умственной зрелости автора - четкая структура, правильный литературный язык, глубина содержания. Добиться этого на первых порах непросто. Именно поэтому младшие школьники нуждаются в помощи родителей.

Выбор темы и структуры повествования - первое, что следует обсудить с ребенком. Можно составить план-шпаргалку, где будут прописаны основные этапы работы над текстом:

  1. Заголовок - слова, которые отражают содержание работы в целом.
  2. Введение - знакомит с темой сочинения, подводит читателя к основной части. Можно начать текст со слов повествования «я хочу рассказать вам…», вопроса «знакомо ли вам…», определения «счастье - это…».
  3. Основная часть - раскрывает главную мысль произведения и состоит из нескольких тезисов. Все абзацы и предложения в тексте следует связать между собой с помощью слов «если бы», «поэтому» и других.
  4. Заключение - подведение итогов и выводы.

Работа с черновиком и бедным словарным запасом

Вначале необходимо набросать опорные ключевые фразы и выстроить их логически - это будет первоначальным планом. Затем придерживаясь этого плана и структуры сочинения, ребенок сможет написать текст в черновом варианте. Теперь осталось проверить грамотность и переписать работу в чистовик. Во время проверки может возникнуть еще одна проблема - бедный словарный запас школьника. Если это так, на этапе подготовки к работе нужно составлять красочные портреты героев или описания предметов, которые фигурируют в тексте.

Ребенка следует научить работать с черновиком, где он может играть с образами, выражениями, фразами. Обязательно использование орфографического словаря, который позволит найти синонимы, исправить ошибки.

Советы профессиональных педагогов

Оценивая сочинения школьника, педагог определяет уровень владения литературным языком, широту кругозора, умение дать объективную оценку событиям, сделать собственные выводы. Техника обучения этому зависит от возраста:

  • Воспитанников младших классов следует учить в игровой форме. Можно договориться писать предложения по очереди, вместе обсуждать каждое из них. Со временем ребенку будет легче проявлять свои мысли, фантазировать. Он сможет писать интересные, легкие и структурированные тексты.
  • Помощь старшеклассникам заключается в обсуждении деталей работы со взрослыми. Можно проговорить, каким будет вступление, основной текст и заключение, выслушать идеи друг друга, найти компромисс. Старшие школьники могут самостоятельно анализировать свои работы, оценивать их стиль, вносить коррективы.

Грамотная помощь родителей

Навыки работы над сочинением остаются с ребенком на всю жизнь. Развивая его литературные способности, родители должны помнить о следующем:

  • нельзя писать сочинения за школьника;
  • важно помогать ребенку в творческих поисках, если он об этом просит;
  • не следует разрешать переписывать чьи-то тексты;
  • необходимо стимулировать ученика больше читать, размышлять над книгами.

Не маловажным аспектом в формировании красивой литературной речи является умение ребенка рассказывать об увиденном, услышанном, прочувствованном. Поэтому просите ребенка рассказать о прочитанном произведении, о просмотренном фильме (мультфильме), об экскурсии, о путешествии. Во время рассказа поправляйте, корректируйте ребенка, задавайте вопросы, уточняйте и со временем его речь будет более гладкой и правильной, а следовательно написание сочинений станет обычным, а потом и легким делом.

Воспитание грамотности и способности правильно излагать свое мнение – шаг к успешному будущему ребенка. Умение писать сочинения пригодится в школе, ВУЗе, поможет в карьере. Доверяя бумаге мысли и чувства, ребенок сможет развить уникальные личностные качества. Кто знает, возможно именно в его лице мир получит удачливого адвоката, хорошего беллетриста или талантливого писателя.

myintelligentkids.com

Как научить ребёнка писать сочинение

Навыки письма – очень важны для образовательного и эмоционального развития ребёнка. И каждому человеку этот вид деятельности даётся по-разному: одни знают, как писать сочинение за сочинением без трудностей, с удовольствием сочиняют стихи, а у других могут возникнуть существенные проблемы даже с написанием пары строчек. Именно поэтому родителям стоит задуматься, как научить писать сочинения и следует начать подготовку ещё в начальных классах. Если планируете самостоятельно делать шаги на этом нелёгком пути, то для этого следует самим работать над навыком написания сочинений или эссе.

СодержаниеРаскрыть

  1. Основы написания сочинения
  2. Как научить писать сочинение?

Основы написания сочинения

Во-первых, для того, чтобы успешно написать сочинение, ребёнок должен владеть базовыми знаниями орфографии и грамматики изучаемого языка в соответствии со своим возрастом. Если ребёнку не хватает этого, то вы будете ещё больше смущать его, обучая одновременно нескольким навыкам. Но, к сожалению, реалии современной жизни не всегда позволяют нам соблюдать эту последовательность обучения. Также необходимо учитывать, что детям младшего и среднего школьного возраста несколько труднее выражать свои мысли согласно каким-либо правилам, структуре или плану. Письменная сторона речи не имеет качество спонтанности, как, например, устная речь, поэтому у детей есть возможность задуматься над тем, что будет «сказано» и это помогает ребёнку развиваться.

Особенно важно, чтобы учитель или родитель, который ставит целью научить писать сочинения, знали о чём будет сочинение, а не только как надо его писать. Самой лучшей подготовкой к написанию сочинения для ребёнка будет организация поездки, экскурсии или похода для большей наглядности и формирования реальных впечатлений, а также сбора материала. В противном случае, дети не смогут высказывать своё мнение, а будут пользоваться заученными фразами, избитыми штампами речи, только описывая картину перед собой.

Как научить писать сочинение?

  • В зависимости от темы следует подобрать возможный список слов, которыми дети смогут пользоваться при написании текста, а также с целью обогащения речи новыми лексическими единицами. Также хорошей идеей будет дополнительное чтение по заданной теме в качестве подготовки (стихи или рассказы) или прослушивание музыки, они предоставят больше возможностей для реализации себя и вдохновят. Ведь мы знаем, что все дети разные и они имеют особенности того, как лучше воспринимают информацию (визуально, на слух или на ощупь) и особое значение имеет развитие воображения;
  • Обратить внимание детей на те предметы или людей, о которых будет идти речь во время экскурсии. Задавать вопросы детям, попросить описать то, что они видят;
  • По возвращении домой или в класс предложить высказать своё мнение и поделиться впечатлениями. Одновременно необходимо писать план сочинения, рассмотреть возможные трудности с пониманием новых слов;
  • Также следует обратить внимание учащихся, что письменная речь отличается от устной стилистически. При работе над написанием будет не лишним научить различиям в стилистике русского языка. Выслушайте устные ответы детей и исправьте возможные стилистические недочёты;
  • Послушать детей и помочь каждому найти самые точные и запоминающиеся слова для описания своих эмоций;
  • Поговорить о синтаксическом оформлении. Если ребёнок учится в начальной школе, то все предложения будут короткими и простыми. С возрастом и развитием речи, следует научить как усложнять конструкции и вводить сложноподчинённые предложения;
  • Избегать повторения слов. Для этого необходимо предварительно поговорить о синонимах для того или иного слова или других способах, как ещё можно передать эту мысль;
  • Чтобы предупредить повторы на первых этапах обучения, рекомендуется начинать с коллективного написания одного общего сочинения, затем писать по два индивидуальных с дальнейшим разбором. Если научить ребёнка тому, что может испортить его сочинение и работать с самых первых текстов над типичными ошибками, то успешные результаты труда не заставят себя ждать;
  • В некоторых случаях важно проработать целые предложения. Для этого можно использовать групповую работу, когда весь класс думает о том, как исправить и улучшить это конкретное сочинение. Коллективная работа над текстом помогает избежать типичных ошибок в дальнейшем и сможет научить критическому отношению к написанному;
  • Для детей старшего возраста будет далеко не лишним объяснить, что огромное количество эпитетов, метафор и цитат, взятых из других источников напрямую (книги, Интернет), в особенности дословное копирование чужих мыслей, не будет расцениваться как успешное выполнение этого творческого задания.

Ведь написание сочинений – это процесс обогащения не столько речи, сколько души и мыслей человека. Это – ключ к красивой и богатой речи в будущем.

Педагог – преподаватель Лебедь Евгения

Мастер-класс по написанию сочинения от преподавателя МПГУ:

marypop.ru

Как научить ребенка писать сочинение

Далеко не каждый ребенок врожденный литератор. Но, при правильном подходе, даже ученика, который не любит уроки русского языка, можно научить писать сочинения.

Такие умения пригодятся ему в школе и помогут развить фантазию, творческий подход. Все, что требуется от родителей, – это показать юному литератору, как выражать свои мысли самостоятельно. О том, как научить ребенка писать сочинение и на что именно нужно обратить внимание родителей, расскажем в этой статье.

Из этой статьи вы узнаете

Почему это важно

Придя в школу в первый класс, малыши только учатся писать, но уже здесь учителя работают над умением маленьких учеников выразить свои мысли по тому или иному поводу.

Умение писать сочинения – это одна из форм проверки знаний учеников, которое используется в общеобразовательных школах, начиная с четвертых классов и заканчивая выпускными экзаменами.

Кроме того, формирование навыка писания сочинения помогает детям развить такие умения:

  • фантазирования;
  • владения красивым литературным языком;
  • правильно и грамотно выражать свои мысли;
  • расширения кругозора;
  • развития воображения;
  • владения навыками грамотного написания.

Чтобы не потерять желание у ребенка на весь период учебы писать сочинения, следует правильно подойти к этому, и вам, как родителям, не нужно упустить момент, когда ребенок попросит вас о помощи, и все правильно ему объяснить. Наберитесь терпение и доходчиво разъясните процесс написания сочинения, и совсем скоро ученик будет писать самостоятельно.

С чего следует начать

Первое, что очень важно при написании изложения, – это знание предмета. Тяжело писать о том, чего совсем не понимаешь или просто незнаком. Поэтому темы сочинений в школе подбираются соответственно тому, что дети проходят.

Это же касается и требованиям к сочинению. Начальный класс – это простое описание предметов, события или окружающей природы. При этом задание не состоит в простом перечислении предметов, но и украшении их красочными эпитетами.

Постепенно, по мере взросления, расширяется и словарный запас, поэтому сочинение в старших классах уже будет более сложным, и требования к нему будут значительно выше.

Так, ученик, должен уметь формировать сложные предложения, описывать предметы более красочно, сравнивая и оценивая, уметь выражать свое мнение и аргументировать его по тому или иному вопросу. Очень важно учитывать эти критерии, и в зависимости, в какой класс ходит ребенок, формировать и следить за его развитием.

  • План сочинения – это первое, на что должен быть сориентирован ученик. Начните с того, что сформируйте на листе бумаги или в голове краткий план того, о чем вы будете писать в своей работе. Он поможет правильно собрать мысли и в логической цепочке по нему выстроить текст.

Если малыш ходит в начальный класс, и это его первое изложение, то обычно учителя дают примерный план написания. И вам нужно просто его придерживаться. В дальнейшем ученик должен составлять его самостоятельно. Структура любого текста состоит из трех основных частей (вступление, основная часть, заключение).

При этом средина текста может быть разделена на несколько подпунктов. Во вступлении обычно указывается, почему взята эта тема для написания сочинения, а в заключении делается краткий вывод.

Эти основные правила написания сочинения разъясняются детям довольно рано и становятся им понятными на примерах, поэтому постарайтесь на любом тексте объяснить ученику, где именно находится тот или иной раздел.

  • Дайте возможность ребенку самому написать и развиваться самостоятельно. Никогда не пишите сочинение сами. Ваша задача состоит в подсказках и направлении мыслей в нужное русло. После написания можно подправить текст, но и здесь лучше, чтобы ребенок сам понимал и исправлял свои ошибки.
  • Используйте черновик. Сочинение – это творческий подход малыша, и написать его чисто сразу не получится. Кроме того, психологами доказано, что при написании в чистовик ученик концентрируется на желании не допустить ошибок и помарок, совсем забывая о структуре и теме самого текста.

Только после вычитки и исправления всех возможных ошибок, можно переписать с черновика в чистую тетрадь. Приучайте к этому ребенка еще с начальных классов.

Основные ошибки, которые допускают родители

Уже говорилось, что умение грамотно написать сочинение – это важные навыки в развитии ребенка, поэтому не стоит относиться к этому процессу без особого внимания.

Не позволяйте ребенку при написании пользоваться интернетом или дополнительной литературой. Если ребенку тяжело дается изложение, то лучше помогите ему, направьте его мысли в нужное русло.

Перед написанием поговорите о теме заданного изложения. Подчеркните и укажите на важные моменты и о тех, которые нужно и можно упустить. Удержитесь от желания взять ручку и сделать все самому. Этим вы не поможете, а сделаете только хуже.

Только так у ребенка смогут развиться необходимые навыки. И уже перейдя в старший класс, он сможет самостоятельно писать грамотные и интересные сочинения без помощи взрослого, качественно и понятно излагать свои мысли и отстаивать свое мнение.

Умение писать сочинение – это такой же навык, как и разговаривать или читать. Чтобы оно развилось и формировалось, важно практиковаться и упражняться, работать над своими ошибками.

Стоит подбирать темы исходя из того, в какой класс ходит ребенок. Не опускайте руки и не отказывайте в помощи, даже если у ребенка не получается сформировать правильные предложения долгое время. Просто помогайте ему, и очень скоро у него все получится.

razvitie-vospitanie.ru

Учимся писать сочинение - Сайт учителя

Как научить ребенка писать сочинения?

1. Во-первых, перестаньте писать сочинения ВМЕСТО ребенка. Если вы будете писать творческие работы вместо своего сына или дочери - они никогда не научатся делать это самостоятельно. Каждый человек учится ходить, бегать и есть САМ. А если вы будете делать это вместо него? Не жалейте ребенка, позвольте ему самому сделать некоторые ошибки, только немного "подтолкните" его мысли, подскажите, о чем можно сказать в сочинении, но ни в коем случае не делайте "медвежьей услуги".

2. Во-вторых, как наши дети пишут сочинения? Переписывают с критической литературы, скачивают с Интернета, а еще проще - друг у друга на перемене. Можно ли так чему-либо научиться? Конечно, нет! Сочинение НЕ должно быть списано с критики. Критика - это только направление движения мысли, поскольку критика - это ЧУЖИЕ мысли. Да, и еще: дети, переписывая критику, не изменяют "умные" фразы взрослых людей. А, как известно, стилистика текста взрослого человека отличается от стилистики речи ребенка. Поэтому любая, даже самая замечательная критика будет заметна учителю, а оценка результата может пострадать именно из-за критики.

3. В-третьих, чтобы научить писать сочинение, необходимо знать технологию написания каждого вида творческих работ. Если сочинение-описание имеет только три основные части, которые обязательно должны быть в сочинении (вступление, основная часть и вывод), при этом структура каждой части не оговаривается отдельно, то в сочинении-рассуждении каждая из частей работы должна иметь специфические, свойственные только этой творческой работе особенности. Чтобы написать сочинение правильно, нужно знать все эти моменты. Об этом в нашей статье, но немного позже.

4. Для успешного выполнения творческой работы необходимо внимательно слушать рекомендации учителя к каждому виду творческой работы. А потому, нужно убедить ребенка в том, что слушать учителя на уроке если и не обязательно, то ОЧЕНЬ ЖЕЛАТЕЛЬНО. Ведь от этого будет зависеть успешность ребенка!

sites.google.com