Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
комбинированного вида города Тюмени

Методическая статья «Как научить детей младшего школьного возраста писать сочинение по картине ». Как научить ребенка писать сочинение в 5 классе методика


Как написать сочинение - Сайт учителя начальных классов

Как научить ребенка писать сочинения?

1. Во-первых, перестаньте писать сочинения ВМЕСТО ребенка. Если вы будете писать творческие работы вместо своего сына или дочери - они никогда не научатся делать это самостоятельно. Каждый человек учится ходить, бегать и есть САМ. А если вы будете делать это вместо него? Не жалейте ребенка, позвольте ему самому сделать некоторые ошибки, только немного "подтолкните" его мысли, подскажите, о чем можно сказать в сочинении, но ни в коем случае не делайте "медвежьей услуги".

2. Во-вторых, как наши дети пишут сочинения? Переписывают с литературы, скачивают с Интернета. Можно ли так чему-либо научиться? Конечно, нет! Сочинение НЕ должно быть списано. Готовое сочинение - это только направление движения мысли, поскольку это ЧУЖИЕ мысли. Да, и еще: дети, переписывая, не изменяют "умные" фразы взрослых людей. А, как известно, стилистика текста взрослого человека отличается от стилистики речи ребенка. Поэтому любое, даже самое замечательное сочинение, будет заметно учителю, если оно написано взрослыми или списано с Интернета.

3. В-третьих, чтобы научить писать сочинение, необходимо знать технологию написания каждого вида творческих работ. 

4. Для успешного выполнения творческой работы необходимо внимательно слушать рекомендации учителя к каждому виду творческой работы. А потому, нужно убедить ребенка в том, что слушать учителя на уроке если и не обязательно, то ОЧЕНЬ ЖЕЛАТЕЛЬНО. Ведь от этого будет зависеть успешность ребенка!

Как писать сочинение по картине?

Есть одна основная методика, которая помогает легко справиться с этой задачей. Чтобы написать сочинение-описание картины, нужно внимательно ее рассмотреть. Определить (это очень важно), что находится на переднем плане, что является фоном картины. Далее уточнить мелкие детали, обычно расположенные справа и слева от центра картины. Важный элемент описание - цветовые особенности картины. А еще - как то, что изображено на картине, влияет на ее восприятие и настроение.

Если все это вы уже сделали, приступайте к сочинению. Не забудьте, что любая ученическая творческая работа должна содержать ТРИ основных части: вступление, основную часть и заключение. Что написать в выводах сочинения? Ответ на вопрос: понравилась ли мне картина или нет? Почему?

Вступление как правило содержит одно-два предложения и начинается со слов:"Передо мной картина (художника) (название картины)."

Памятка

1. Внимательно рассмотри репродукцию: кто автор? Какова тема? (Что изображено?)

2. Что изображено на переднем плане? На заднем плане? В центре (слева, справа)?

3. Какие краски использует художник?

4. Вспомни слова-фразы, которые помогут написать сочинение.

5. Составь план описания картины.

6. Подбери подходящий эпиграф.

7. Напиши сочинение.

8. Проверь себя, дай проверить взрослому.

                 

 Фразы-помощники: Словарь:
 "художник изобразил..." художник - живописец - мастер кисти - автор
 "детали сюжета позволяют понять..." картина - полотно - репродукция
 "колорит картины..." изобразил - показал - нарисовал - воплотил - создал
 "краски создают ощущение..."тема - идея - сюжет - колорит - детали - настроение - впечатление
 "создается настроение..."

Еще два вида сочинения, встречающиеся в начальной школе.

Как писать сочинение-описание?

Методика написания творческой работы в виде описания та же, что и в сочинении по картине. Если нужно изобразить какую-то личность, то следует обратить внимание не только на внешность, но и на характер, скрывающийся за этой внешностью. Например, предположить, какой это человек: большие глаза - мечтательный и милый, строгий взгляд - строгий и серьезный, добрая улыбка - отзывчивый и добрый. Сочинение-описание имеет также три основных части. Их при написании желательно выделять абзацами: так  вы покажете свою грамотность и знания.

Как писать сочинение по тексту (сочинение по литературе)?

Сочинения по литературе как правило охватывают события и проблемы одного литературного произведения или один персонаж из этого произведения. Такие сочинения пишутся по составленному развернутому (сложному) плану и требуют знаний произведения. Самый лучший выход из ситуации - это самостоятельное прочтение рассказа, повести или романа. Так как если вы работаете только с критикой, то рискуете быть пойманными "за руку". Пользоваться критикой нужно уметь!

Намного легче просто прочесть произведение и рассказать о своих впечатлениях в творческой работе. Основная часть должна содержать примеры из произведения, желательны небольшие цитаты для подтверждения слов автора сочинения.

Вывод сочинения по литературе не может противоречить вступлению, поскольку в выводе подытоживается (повторяется в краткой форме) все то, что сказано в основной части.

 И, наконец, самое важное. Чтобы уметь писать сочинения, нужно хотя бы захотеть это сделать и начать учиться. А к желанию приложить некоторые усилия и старание.

Успехов вам в учебе!

w3.lyceum3.spb.ru

Методика обучения сочинению в 5 классе

Методика обучения сочинению в 5 классе.

В соответствии с программой в 5 классе школьники учатся писать сочинения-описания предмета, животного, помещения, картины, пейзажа, элементов портрета. Написание обучающего сочинения полностью проходит под руководством учителя в классе.

Перед первым уроком, посвящённым описанию предмета, учитель вместе с учащимися обсуждает, каким будет сочинение-описание предмета, какой предмет они выберут для описания. С одной стороны, учитель должен обеспечить творческую свободу детей, с другой – эта свобода не должна затруднять работу по созданию общего алгоритма сочинения. В этом возрасте ребёнку легче и интереснее описать свою любимую игрушку. Скорее всего, пятиклассники выберут мягкую игрушку.

Учитель даёт задание: внимательно посмотреть на свою любимую игрушку, устно описать её дома, отметив самые характерные особенности, подумать, за что ребёнок любит свою игрушку.

Урок начинается с ответов учащихся, которые рассказывают о своих игрушках (3-4 мин.). Учитель читает пятиклассникам текст-образец. Лучше прочитать отрывок из рассказа В. Драгунского "Друг детства", то место, где Денис Кораблёв, собравшийся стать боксёром, приспосабливает для тренировочной груши своего забытого старого мишку. Учащиеся читали этот текст в начальной школе. Текст рождает эмоциональный отклик и показывает приёмы описания игрушки. Первая часть фрагмента представляет собой описание, по образцу которого дети будут писать центральную смысловую часть сочинения:

…И я устроил мишку поудобнее на диване, чтобы мне сподручней было об него тренироваться и развивать в себе силу удара.

Он сидел передо мной такой шоколадный, но здорово облезлый, и у него были разные глаза: один его собственный –жёлтый, а другой большой белый – из пуговицы от наволочки, я даже помнил, когда он появился. Но это было неважно, потому что мишка довольно весело смотрел на меня своими разными глазами, и он расставил ноги и выпятил мне навстречу живот, а обе руки поднял кверху, как будто шутил, что вот он уже заранее сдаётся…

Вторая часть фрагмента включает элементы повествования, её можно прочитать позже перед работой над второй, основной, смысловой частью, чтобы создать эмоциональный отклик учащихся, усилить мотивацию написания сочинения:

И я вот так посмотрел на него и вдруг вспомнил, как давным-давно я с этим мишкой ни на минуту не расставался, и повсюду таскал его за собой, и нянькал его, и сажал его за стол рядом с собой обедать, и кормил его с ложки манной кашей, и у него такая забавная мордочка становилась, когда я его чем-нибудь перемазывал, той же кашей или вареньем, такая забавная милая мордочка становилась у него тогда, прямо как живая, и я его спать с собой укладывал, и укачивал его, маленького братишку, и шептал ему разные сказки прямо в его бархатный тверденькие ушки, и я его любил тогда, любил всей душой, я за него тогда жизнь бы отдал. И вот он сидит сейчас на диване, мой бывший самый лучший друг, настоящий друг детства. Вот он сидит, смеётся разными глазами, а я хочу тренировать об него силу удара.

Можно взять текст-образец – описание куклы наследника Тутти из романа-сказки Ю. Олеши "Три толстяка".

Планирование будущего сочинения предполагает типовой алгоритм работы. Учитель делит доску на две части. Слева записывается план и синонимичные рамочные предложения. Справа – наиболее удачно подобранные пятиклассниками лексические средства описания (эпитеты, метафоры, синонимы, антонимы). Структура записей на доске перед сочинением сохраняется и в дальнейшем: слева – структура будущего сочинения, справа – его словесное наполнение. Основная работа над сочинением, т.е. над его первыми двумя смысловыми частями, должна пройти в классе. Дома пятиклассники дописывают его третью – оценочную – часть.

Начинается работа над сочинением.

Как мы назовём сочинение? Идёт обсуждение вариантов заголовков. Два из них, самые удачные, записываются на доске. Каждый ученик записывает свой понравившийся ему заголовок.

Затем обсуждается вопрос о структуре сочинения. Оно будет состоять их трёх смысловых частей. План-модель носит функциональный характер и записывается только на доске (не в тетрадях):

1. Знакомство с предметом.

2. Описание предмета.

3. Оценка предмета.

Прогнозируя сочинение, мы опираемся на понятие смысловая часть, так как она отвечает основным признакам текста: цельности и связности. Всё сочинение будет занимать максимум страницу (у сильных учащихся). Личностно ориентированное обучение предполагает индивидуальный выбор объёма и его планирование слабыми учащимися.

Прогнозируем объём каждой смысловой части. Первая смысловая часть будет включать два-три предложения (минимум одно). Вторая смысловая часть будет самой объёмной. И третья смысловая часть будет состоять из одного-трёх предложений. Отмечаем эти границы на странице. Планирование объёма смысловых частей носит индивидуальный характер.

Вводим понятие рамка текста.5 Ученики обращают внимание на первое и последнее предложения своего будущего сочинения. Учитель объясняет, что первое предложение является «визитной карточкой» сочинения, оно должно быть самым ярким, привлекающим внимание читателя, поэтому работа над ним должна быть очень тщательной. Учащиеся обсуждают то, как по-разному можно начать сочинение. Это первый мотивированный опыт подбора оптимального предложения из ряда синонимичных, первое знакомство с богатейшей синтаксической синонимией родного языка. Это может быть восклицательное предложение, или вопросительное, или риторический вопрос: Как я люблю своего мишку! Правда, мой мишка самый симпатичный?Какая игрушка мне дороже всего? Почему я выбрал мишку?Как мне забыть своего милого мишку!Мой старый любимый мишка!.. Я думаю о нём даже в школе. Позвольте, я вам расскажу о моём любимом друге. Как, вы ещё незнакомы с моим любимым другом?!

Первое рамочное предложение заявляет тему будущего сочинения и несёт первичное значение оценки. Здесь даётся общая характеристика предмета или впечатления от него. Последнее предложение сочинения должно носить афористичный характер: его можно закончить пословицей или крылатым выражением, подобрать которые дети будут иметь возможность дома. При анализе сочинения можно будет обсудить самый удачный выбор. Уже здесь закладываются навыки написания экзаменационного сочинения-рассуждения, и не только по русскому языку, но и по всем другим предметам гуманитарного цикла.

Наиболее удачные начальные предложения (два) записываются на доске для самых слабых. Важно, чтобы у пятиклассников перед глазами были варианты записей. Многие из них ещё не имеют навыков письменной речи, им легче наработать эти навыки в процессе коллективного обсуждения. Выбранное каждым учащимся начальное предложение записываем все вместе. Учитель даёт 2-3 минуты на то, чтобы развить тему (одно - два предложения).

Учитель обращает внимание детей на то, что они будут писать сочинение, представляющее элементы и другого типа – рассуждения. Как только в сочинении появляется оценка чего-либо, описание предмета, животного и т.д. сочетается с аргументацией этой оценки. Пятиклассники должны знать, что они пишут сочинение-описание с элементами рассуждения. Второе (третье) предложение должно тематически развивать первое.

Вторая смысловая часть – это развитие темы, в ней описывается игрушка, и эта смысловая часть будет занимать самый большой объём в сочинении. Здесь дети должны выбрать самые яркие отличительные признаки предмета. Заполняем правую сторону доски. Пятиклассники подбирают синонимы (может быть, и антонимы), метафоры, сравнения, обсуждают каждое найденное слово, лучшие из них учитель записывает на доске. Полезно выяснить, какое предложение будет нести самую большую смысловую нагрузку во второй части. Думаем вместе, как наиболее удачно закончить вторую смысловую часть, чтобы она органично перетекла в третью.

Внимание пятиклассников обращается на то, какие части речи преимущественно будут использованы в сочинении: существительные, прилагательные. Все вместе под руководством и с помощью учителя пятиклассники записывают вторую смысловую часть.

С первого урока, обучающего писать сочинение, должна быть предусмотрена дифференцированная работа. Сильным учащимся можно предложить написать ещё одну смысловую часть. В третьей смысловой части описывается ситуация, в которой проявляется предмет (потеряли и нашли, сломали – исправили и т.д.).

В третьей смысловой части (для всего класса) содержится вывод-оценка предмета: за что я люблю своего друга. Урок заканчивается высказываниями детей на эту тему. Дописывать сочинение они будут дома.

В более слабом классе сочинение может включать три смысловые части, ситуативная часть может быть опущена.

Учитель обращает внимание детей на варианты связи между смысловыми частями: местоимения, синонимы, союзы.

Сочинение, написанное на первом уроке по развитию речи.

Мой любимый мишка

Как я люблю своего старого мишку! Я знаю его всю жизнь, потому что он всегда со мной.

Мой мишка старый, у него пришита задняя лапа. Носик у него оторвался лет пять назад, и вместо него мама приделала чёрную пуговицу. Но глаза у него зелёные, блестящие, так и смотрят и разговаривают со мной. Животик у него толстенький и тёплый, я его прижимаю к себе, чтобы согреться зимой под одеялом.

Однажды на даче, когда я ещё не ходил в школу, мой мишка упал в колодец. Я заплакал, а папа его достал. Мы сушили мишку на солнышке, и он даже не заболел. Мишка и сейчас сидит на полке и смотрит на меня, таращит свои весёлые глазки.

Вот какой он у меня молодец! (Оля Иванова)

Анализируя сочинения после их проверки, учитель показывает, как "сшиваются" смысловые части при помощи ключевых слов, как соединяются предложения в смысловых частях и смысловые части при помощи синонимов, местоимений и т.д. Уже на этом уроке обращаем внимание детей, насколько удачно выстроена вторая смысловая часть, насколько оптимально она связана с первой и третьей смысловыми частями, достаточно ли раскрыта микротема в третьей смысловой части.

Дополнительный материал.

Для орфографической работы.

1. В эти осенние дни многие птицы готовятся к отлёту. А некоторые от холода и голода поторопились улететь раньше. Уже улетели ласточки и быстрокрылые стрижи… в шумные стайки собираются скворцы, улетают на юг певчие птицы. Осеннее солнце не обжигает лицо. Оно греет мягко, ласково, как будто нежно гладит на прощание кожу… (И. Соколов-Микитов.)

2. У нас был большой лист фанеры. Он лежал на камнях, и пингвины на нём устроили танцы. Пробежит пингвин по фанере, назад вернётся, ещё раз пробежит, да ещё лапкой притопнет! Очередь выстроилась – всем хочется потанцевать.

Один пингвин поскользнулся на гладкой фанере и на брюхе проехал, другие тоже стали падать и кататься. (Г. Снегирёв.)

3. Уже выкопали в поле картошку. На огороде собрали красную морковку и жёлтую сладкую репу. Всех позже срезают капусту – тяжёлые светло-зелёные кочаны.

В деревне и в городе приготовились к холодной зиме люди. Утеплили дома и скотные дворы. Собрали богатый урожай. Картофель, свёклу, морковь спрятали в подвалы. (И. Соколов-Микитов.)

4. Спит Маша в постельке и видит чудесный сон. Идёт она будто лесом дремучим. Смотрит: перед ней сидит старичок, Мороз Иванович, седой-седой. Сидит он на ледяной лавочке да снежные комочки ест; тряхнёт головой – от волос иней сыплется; духом дыхнёт – валит пар густой. (В. Одоевский.)

Текст параллельной структуры.

Выделяем ключевые слова.

Повествование.

Перед зимой.

Все в поле и в лесу себе на зиму дома построили.

Под ёлочкой, под зелёной еловой лапой, строит свой дом заяц-беляк. Пока шубку серую на белую не поменяет, ему ёлка защитой будет.

Белкапеременила на зиму шубку, починяет гаюшку-гнездо. Лисичка-сестричка бегает по полям, ищет мышиные норы… Ёж-ежович накрылся палым листом, заснул на целую зиму.

Крот глубоко ушёл в землю, застыл до весны. Белые ласточки и лесные мышки – поглубже в мох, под древесные корни спрятались.

Лягушки-квакушки зарылись в мох, в ил на прудах. Будут лежать до самой весны недвижно. (И. Соколов-Микитов.)

2. Сначала она ничего не слышала. Внутри у неё шумела буря. Потом она наконец услышала, как поёт ранним утром пастуший рожок и в ответ ему сотнями голосов, чуть вздрогнув, откликается струнный оркестр. Мелодия росла, подымалась. Бушевала, как ветер, неслась по вершинам деревьев, срывала листья. Качала траву, била в лицо прохладными брызгами. Дагни почувствовала порыв воздуха, исходившего от музыки, и заставила себя успокоиться. (К. Паустовский.)

Описание.

1. Я остался на озере на целый день. Вечером ездили удить рыбу и ставили сети на ночь. Хорошо Светлое озеро, и недаром оно названо светлым. Вода в нём совершенно прозрачная, так что плывёшь на лодке и видишь всё дно на глубине нескольких сажен. Видны и пёстрые камешки, и жёлтый речной песок, и водоросли. Видно, как рыба ходит «руном», то есть стадом. Таких горных озёр на Урале сотни, и все они отличаются необыкновенной красотой. (Д. Мамин-Сибиряк.)

2. Старик Тарас был высокого роста, с окладистой седой бородой и строгими большими серыми глазами. Он всё лето ходил босой и без шляпы. Замечательно, что у него все зубы были целы и волосы на голове сохранились. Загорелой широкое лицо было изборождено глубокими морщинами. В жаркое время он ходил в одной рубахе из крестьянского синего холста. (Д. Мамин-Сибиряк.)

3. Чечевицын был такого же возраста и роста, как Володя, но так пухл и бел, а худ, смугл. Покрыт веснушками. Волосы у него были щетинистые, глаза узенькие, губы толстые, вообще был он очень некрасив, и если б на нём не было гимназической куртки, то по наружности его можно было бы принять за кухаркиного сына. Он был угрюм, всё время молчал и ни разу не улыбнулся. (А. Чехов.)

1. Самые интересные места были за городом – там, где находился Дворец Трёх Толстяков. Доктор чаще всего посещал эти места. Дворец Трёх Толстяков стоял посреди огромного парка. Парк был окружён глубокими каналами. Над каналами висели чёрные железные мосты. Мосты охранялись дворцовой стражей – гвардейцами в чёрных клеёнчатых шляпах с чёрными перьями. Вокруг парка до самой небесной черты находились луга, засыпанные цветами, рощи и пруды. Здесь было отличное место для прогулок. (Ю. Олеша.)

2. Три раза ударили в колокол, и занавес поднялся.

На маленькой сцене справа и слева стояли картонные деревья. Над ними висел фонарь в виде луны и отражался в кусочке зеркала, на котором плавали два лебедя, сделанные из ваты, с золотыми носами.

Из-за картонного дерева появился маленький человечек в длинной белой рубашке с длинными рукавами.

Его лицо было обсыпано пудрой, белой, как зубной порошок. (А. Толстой)

С виду кролик совсем как заяц. Такие же у него длинные уши, такой же короткий хвост-цветок, такая же морда. Но повадками кролик на зайца не похож…

Родились крольчата. Совсем маленькие. Голые – без шерсти, слепые, глухие. Едва ползают. Недели через две только глаза у них откроются.

Мать-крольчиха детей своих почти не покидает. Побежит, листочков каких-нибудь поест и опять спешит в нору к своим малышам. (И. Акимушкин.)

Задание 219. Прочитайте текст.

Незнайку разбудили какие-то голоса. Открыв глаза, он завертел ими в разные стороны и увидел, что лежит в чужой комнате. По углам стояли маленькие креслица. На стенах висели коврики и картины с изображением разных цветов. У окна стоял круглый столик на одной ножке. На нём возвышалась куча разноцветных ниток для вышивания и лежала подушечка, вся утыканная иголками и булавками, словно ощетинившийся ёжик. неподалёку был письменный стол с принадлежностями для письма. Рядом стоял книжный шкаф. У самой дальней стены, возле дверей, было большое зеркало. (Н. Носов.)

Повествование.

1. Гроза в лесу.

Когда я был маленький, меня послали в лес за грибами. Я дошёл до лесу, набрал грибов и хотел идти домой. Вдруг стало темно, пошёл дождь и загремело. Я испугался и сел под большой дуб. Блеснула молния, такая светлая, что моим глазам больно стало, и я зажмурился. Над моей головой что-то затрещало, загремело, потом что-то ударило меня в голову. Я упал и лежал до тех пор, пока перестал дождь.

Когда я очнулся, по всему лесу капало с деревьев, пели птицы и играло солнышко. Большой дуб сломался, и из пня шёл дым. Вокруг меня лежали щепки от дуба… (Л. Толстой.)

СТАРИК-ГОДОВИК

Вышел старик-годовик. Стал он махать рукавом и пускать птиц. Каждая птица со своим особым именем. Махнул старик-годовик первый раз – и полетели первые три птицы. Повеял холод, мороз.

Махнул старик-годовик второй раз – и полетела вторая тройка. Снег стал таять, на полях показались цветы.

Махнул старик-годовик третий раз – полетела третья тройка. Стало жарко, душно, знойно. Мужики стали жать рожь.

Махнул старик-годовик четвёртый раз – и полетели ещё три птицы. Подул холодный ветер, посыпался частый дождь, залегли туманы. (В.Даль.)

Определите тему и стиль текста.

На какие вопросы отвечают сказуемые в предложениях? Какую картину они изображают – застывшую или движущуюся?

Определите тип текста. Аргументируйте своё мнение.

Задание . Спишите, расставляя пропущенные буквы и недостающие знаки препинания.

Кузнеч..ки умолкли. Лягушки квакать перестали. Не слышно и соловья.

И тут вдруг: "Топ-топ-топ!" – чьи-то неторопливые и безбоязненные шаги.

Лисица насторожилась, махнула хвостом, скрылась в кустах. Волк ухом повёл и продолжал свой путь. Сова вспорхнула бе..шумно и ч..рной тенью метнулась подальше в лес. Жук зажужжал, застряв в траве.

На миг стихло "топ-топ-топ". И вот уже хрустит жук во рту у ежа-топотуна.

И снова, раздвигая носом росистые травы, бр..дёт куда-то ночной топотун. (И. Акимушкин.)

Урок 16, 17, 18. Имя прилагательное.

Роль прилагательного в речи. Грамматические признаки прилагательного. Беседа по теоретическому материалу. Выписывание из стихотворения словосочетаний «прилагательное + существительное». З. 42, 43, 44. работа над сочинением начинается в классе и продолжается дома.

Цель уроков – вспомнить сведения об имени прилагательном как части речи и систематизировать их, повторить основные правила правописания прилагательных, показать роль прилагательного в речи, особенно в художественном стиле, поэтому повторение этой темы начинается с задания 68. Сопоставляя тексты, дети делают вывод о том, что прилагательные украшают язык, делают его точным, образным, индивидуальным.

Правописание окончаний прилагательных (с. 23). З. 46, 47, 45. РТ з. 12, 13, 14.

Р Фразеологизмы.

Выпишите фразеологизмы:

весёлый разговор, синие глаза, разговор с глазу на глаз, зелёный огурец, красная лента, для красного словца, зелёная улица, больной зуб, больное место, большой дом, большое сердце, медный таз, медный лоб.

Пользуясь Школьным фразеологическим словарём, подберите похожие пары словосочетаний и фразеологизмов.

Подберите ситуации, к которым они могли бы быть приложимы.

З. 48, 49. Н/д. з. Сочинение на основе фразеологизма. РТ з. 15, 18.

Орфографическая работа. Диктант-игра "Какой звук спрятался?"

Прекрасная, ненастная, радостный, праздник, чувствуется, участвует, чудесная, прелестная.

Можно усложнить задание, предложив детям в процессе записи слов под диктовку подбирать к ним другие и записывать словосочетания. Эту работу можно индивидуализировать.

Р Подготовка к домашнему сочинению-миниатюре "Какое сегодня небо?" проходит в классе. Определяется объём сочинения, его заголовок, первое и последнее предложения. Подбираются определения к опорным словам и записываются в тетради. Особое внимание уделяется подбору синонимов- прилагательных, определяющих сегодняшнее небо. Работа над сочинением-описанием проводится по алгоритму.

Можно поработать и с сочинением-рассуждением "Какого человекаможно назвать добрым?".

Задание. На чём основана шутка?

Учитель: Приведи пример прилагательного в сравнительной степени.

Ученик: Один стол деревяннее другого.

К каким частям речи можно отнести слова: жаркое, звонок, мелок?

Докажите своё мнение.

Урок 19. РСочинение-рассуждение.

В классе проводится предварительная работа по отбору и обсуждению тем сочинений, подбору опорных слов, композиции. Заканчивают сочинения пятиклассники дома.

Примерные темы: "Что делает жизнь человека счастливой?", "Почему люди бывают недовольны собой?", "В споре ли рождается истина?", "Слово – ключ, который открывает сердца", "Почему нужно держать данное слово?", "Кто для меня самый родной человек?"

Проводится тщательная работа по формулированию тезиса. Тезис записывается на доске. К нему необходимо сформулировать два аргумента.

Вывод должен иметь обобщающий характер. С этого урока начинается работа по подбору пословиц, крылатых выражений. Фразеологизмов в особых тетрадях.

textarchive.ru

Как научить ребенка писать сочинение

Рано или поздно в обязанности школьника начинает входить выполнение домашних заданий, среди которых самым сложным и ответственным можно считать написание сочинения. Как правило, на начальном этапе ребенок без помощи взрослых воспроизвести сочинение не может, поэтому родителям очень важно знать, как научить школьника красиво излагать сочинение, ведь оно помогает ребенку широко мыслить и правильно излагать свои анализы по тексту.

Из этой статьи вы узнаете, как научить ребенка писать сочинение, а также о том, как научить ребенка писать изложение.

Как научить ребенка писать сочинение?

Рекомендации, по написанию сочинения:

Помочь ребенку написать сочинение совсем непросто, а научить его это делать самостоятельно - еще сложнее. Для начала следует сделать четкую установку на то, что ребенок должен будет писать сочинение самостоятельно, то есть вы ему будете только помогать, а не писать за него. Этот важный момент сразу расставит все точки над "i" и напомнит ребенку, что в сочинении должны использоваться исключительно его мысли и знания. Кроме того, педагог даже с небольшим опытом сможет отличить сочинение, написанное ребенком и взрослым. В помощь ребенка можно дать примерные сочинения по русскому языку, однако, следует четко отличать чужие мысли от мыслей ребенка. Многочисленные примеры сочинений должны дать ребенку направление, но не основой. Также не позволяйте ребенку списывать сочинения с ресурсов Интернета и даже не думайте облегчить его задания, каким бы занятым он ни был. Раз сочинение есть в школьной программе, значит, ребенок может с ним справится.

Рекомендаций по тому, как научить ребенка писать сочинение, может быть много. В частности, вам необходимо проследить за тем, чтобы ребенок прочитал текст-оригинал, о котором в сочинении необходимо писать. Далее помогите ребенку выбрать тему для сочинения, которых обычно дается несколько на одно произведение. Если тема уже выбрана, поработайте с ребенком над планом и основными акцентами. То есть, например, если вы пишете сочинение о каком-либо персонаже произведения, то в плане укажите, какие именно его черты вы хотели бы выделить в хронологическом порядке, как они проявляются в тексте. Если же вы пишите о времени, затронутом в произведении, то целесообразно будет дать собственную оценку обстановки и сюжета. Также не забывайте, что сочинение является оригинальной работой школьника, поэтому в изложении материала постарайтесь не вносить своих корректировок, а только указать ребенку, где, по вашему мнению, есть слабые места. После составления плана и определения хронологической последовательности изложения останется только написать сочинение.

Как дети пишут сочинение в школе?

Необходимые организационные навыки: начало работы, устойчивое внимание, планирование, организация, управление временем, метапознание.

Возраст: 8-14 лет; обычно дети не пишут сочинений и докладов до третьего класса, и для малышей они не длиннее пяти абзацев. Если вашему ребенку всего 8 лет, возможно, придется сократить форму чтобы научить ребенка писать сочинение.

Методы обучения написанию сочинения

1

Шаг. Работа над темой.

Если ребенку нужно придумать тему сочинения, убедитесь, что вы понимаете требования к заданию. Возможно, придется позвонить учителю или другу ребенка, чтобы уточнить детали. По правилам мозгового штурма на первом этапе принимаются и записываются все идеи. Чем более безумными они будут, тем лучше: безумные идеи часто ведут к хорошим и пригодным для использования. На этом этапе не допускается критика ни со стороны ребенка, ни со стороны родителя. Если ребенку сложно предложить идеи самостоятельно, подбросьте ему пару своих чтобы написать сочинение. Как только у вас закончатся идеи, изучите весь список и обведите самые стоящие. Возможно, уже сейчас ребенок решит, на какую именно тему будет писать работу. Если нет, обсудите с ним, что ему нравится и не нравится в каждой идее. Так будет проще сделать правильный выбор.

2

Шаг. Работа над содержанием.

После выбора темы опять начинается мозговой штурм. Попросите ребенка: «Расскажи мне все, что ты знаешь или хотел бы знать об этой теме». Снова запишите все идеи и вопросы, какими бы безумными они ни казались.

3

Шаг. Организация содержания.

Теперь посмотрите на все идеи и вопросы. Подумайте вместе с ребенком, можно ли организовать этот материал чтобы написать сочинение. Если задание - сделать доклад, вероятно, вы организуете информацию в такие группы: как они выглядят, где живут, что едят, кто их враги, как они себя защищают. Придумайте заголовки к каждой теме и запишите под ними все детали. Некоторым родителям на этом этапе удобно пользоваться стакерами. Во время мозгового штурма каждая идея или вопрос записываются на отдельном стикере. Затем бумажки организуются на столе под заголовками, и таким образом формируется структура работы. В соответствии с этой структурой можно уже писать (или диктовать) текст.

4

Шаг. Первый абзац.

Часто это самая сложная задача. В первом абзаце должно быть лаконично описано, о чем будет работа. Например, в докладе об аардварках вступительный абзац мог бы быть таким:

Этот доклад посвящен странному животному, которое называется аардварк. Прочитав его, вы узнаете, как они выглядят, где живут, что едят, кто их враги и как они себя защищают.

Еще одна функция вступительного абзаца - привлечь внимание читателя, дать ему интересную информацию, чтобы раззадорить его любопытство. Например, к абзацу, приведенному выше, можно было бы добавить два таких предложения:

Читатель также узнает о значении слова «аардварк» и о том, из какого языка оно пришло. А если и это не подогрело ваш интерес, я расскажу о том, почему у них липкий язык - хотя, возможно, вы совсем не хотите это узнать!

Для детей, которым нелегко даются письменные задания, создание первого абзаца сочинения может быть очень трудной задачей. Им, скорее всего, понадобится ваша помощь. Вы можете задавать общие вопросы вроде «Что читатель узнает из твоего сочинения?» или «Как ты думаешь, почему читателю будет интересно ознакомиться с твоей работой?» Если этого недостаточно, можно дать ребенку готовую модель. Вы можете написать вступительный абзац на тему, схожую с той, над которой работает ребенок, или использовать в качестве примера абзац, приведенный здесь. Если ребенку нужна более конкретная помощь, обеспечьте ее. Затем посмотрите, нужна ли ему такая поддержка в дальнейшей работе над сочинением. Помните, часто первый абзац - самый сложный.

5

Шаг. Оставшаяся часть работы.

Чтобы направить ребенка, предложите остаток работы разбить на части, каждая из которых будет иметь заголовок (примерно так же структурировано наше руководство). Помогите составить список заголовков и посмотрите, сможет ли ребенок дальше работать самостоятельно. Каждый абзац должен начинаться с главного предложения, которое отражает основную мысль. За ним следуют 3-5 предложений, раскрывающих или поясняющих основную мысль. Для связи предложений или абзацев полезно использовать слова-связки. Простые примеры таких слов: и, поскольку, также, вместо этого, однако, итак. Примеры более сложных слов-связок: хотя, более того, с другой стороны, таким образом, в результате, наконец, в заключение.

На ранних этапах обучения детям необходима существенная помощь. Может показаться, что фактически половину работы делаете вы. Со временем ситуация должна улучшиться, особенно если в конце каждого занятия вы хвалите ребенка за то, что у него хорошо получилось. Особо отмечайте то, что стало получаться именно в этот раз. Можно сказать: «Мне очень понравилось, как сейчас ты сам справился с заголовками: все придумал сам, и моя помощь не понадобилась».

Если вы не видите никаких улучшений - или понимаете, что вам не хватает времени или навыков, чтобы научить ребенка писать сочинения и доклады, - поговорите с учителем о том, можно ли организовать дополнительную поддержку в школе. Даже если вы можете помогать ребенку, обратиться за помощью стоит, если вы видите, что ребенок сильно отстает по сравнению со сверстниками.

Как научить ребенка писать изложение?

Изложение является одним из видов письменной работы, которая отражает восприятие и осмысление текста ребенком и последующего его изложение. Как правило, изложение бывает повествовательно, описательного и рассудительного характера. В текстах обычно наблюдается сочетание нескольких типов, поэтому ребенка следует учить всему сразу. В школьной программе изложение занимает промежуточное состояние между диктантом и сочинением, и нередко школьникам оно дается с трудом. Причин тому может быть несколько, начиная от скромного словарного запаса ребенка и его невнимательность, заканчивая плохой памятью и непоседливостью.

Советы о том, как ребенку научиться писать хорошие изложения:

Для того чтобы ребенок научился писать хорошее изложение необходимо подготавливать его по нескольким дисциплинам.

1.

В частности, необходимо развить его память, научить его кратко фиксировать содержание и расширить его словарный запас. Чтобы улучшить память ребенка, вам следует начать с ним учить небольшие стихотворения и чаще просить его пересказывать тексты. При этом пересказ текста базируется в основном на хорошем знании материала и частом чтении. То есть вам следует научить ребенка читать осмысленно и пересказывать суть.

2.

Чтобы научить ребенка писать изложение и кратко фиксировать содержание произведения, вам необходимо показать ему, что любой текст можно разбить на смысловые блоки, суть которых кратко записывается в нескольких словах. Так, хорошо помогает упражнение на кратковременную память. Вам необходимо прочитать ему отрывок, который вы далее вместе с ним разобьете на несколько смысловых блоков. Потом вы должны будете по одному разу зачитать эти блоки, при этом после каждого из них дайте ему несколько минут, чтобы он смог в нескольких словах зафиксировать смысл, то есть выделить суть блоков.

3.

В результате проделанной работы ближе подойдете к решению вопроса о том, как научить ребенка писать изложение, если попросите с помощью его записей воспроизвести текст. Такая тренировка позволит ему выделять в тексте самое существенное и научиться пересказывать, что для письменного изложения является половиной успеха. Также не забывайте работать над его словарным запасом, а именно стимулировать частое чтение книг, соответствующих его уровню развития, на различные темы.

Теперь вы знаете, как научить ребенка писать изложение.

www.medmoon.ru

«Как научить ребенка писать сочинение: советы учителям и родителям»

«Как научить ребенка писать сочинение:

советы учителям и родителям»

Не каждый ребенок мечтает стать поэтом и не каждый станет писателем. Но грамотно излагать свои мысли на бумаге должны все. И в школьной программе для этого предусмотрены сочинения. Что делать, если у ребенка никак не получается? Можно ли помочь научить ребенка писать сочинение? Конечно, можно. Как же это сделать правильно?

В школе задали написать сочинение. Ребенок просит: "Мама, помоги. Я не знаю, что писать". Что делает мама? В лучшем случае старается объяснить, что должно быть в сочинении. Но чаще просто надиктовывает предложения.

Вот и первая ошибка. Никогда не пишите за ребенка — так он ничему не научится.

Предлагаю алгоритм работы.

Алгоритм работы над сочинением

1. Обсудите тему. Вместе с ребенком попробуйте обозначить главную мысль: о чем будет его сочинение? Какой именно случай или событие он будет описывать? Какое настроение он хочет передать?

Например, тема: "Мой любимый рассказ" ( фильм, книга, картина и т.д.). Здесь не надо пересказывать его содержание. Важно другое — написать, почему он выбрал именно этот рассказ? (понравился главный герой, потому что он честный, смелый, добрый, отзывчивый). Что именно привлекло в рассказе? (несмотря на все трудности, герой нашел в себе силы преодолеть препятствия, не сдался). Какие эмоции вызывает этот рассказ? (радость, потому что все закончилось благополучно; грусть- закончилось, как не предполагал ).

2. Соберите материал. Например, тема сочинения "Наш парк". Понятно, что ребенок часто гулял в парке, но не всегда обращал внимание вокруг . Что делать? Собираетесь и совершаете прогулку в такой знакомый, любимый уголок. Обращайте внимание, что встречается по пути: красивая, раскидистая береза, вечнозеленые ели, рябина с ярко-красными ягодами и т.д. Попробуйте описать солнечную погоду, птиц, которых вы увидели на ветках. Если сложно запоминать, возьмите на прогулку блокнот и записывайте свои впечатления.

Совет: Конечно, ради сочинения "В деревне" в деревню вы не поедете. В этом случае подберите картинки по теме, пересмотрите свои фотографии, вспомните и расскажите о своих поездках.

3. Составьте план. Без плана не получится логически последовательного изложения мыслей, поэтому он просто необходим. И чем подробнее будет план, тем легче будет написать сочинение. Все опытные журналисты пишут план статьи, прежде чем начать писать ее. Конечно, потом можно отступить от плана, но сначала его нужно написать.

Что обязательно должно отразиться в плане сочинения?

Вступление

Основная часть

Заключение.

Во вступлении обычно указывается, почему выбрана эта тема, о чем будет сочинение. В основной части — описание, рассказ. Обсудите, о чем ребенок будет писать в сочинении, а что можно не упоминать. В заключении — подводится итог размышлениям, высказывается своя точка зрения.

Каждый вид сочинения (рассуждение, описание и пр.) предполагает свое наполнение этих пунктов. Об этом чуть ниже.

4. Соберите лексический материал. Главный недочет всех сочинений — "бедная" лексика: повторы слов, "куцые" предложения. Чтобы этого не произошло, нужно заранее подобрать слова, которые будут описывать предметы, явления и ваши впечатления.

Самое удобное — заполнить таблицу:

Теперь подробно записываем все в таблицу. Например, тема сочинения "Зимний лес".

Существительные

Прилагательные (эпитеты, сравнения)

Глаголы

Слова, выражающие ваше отношение, эмоции

Лес

 Елочки

Снег и иней россыпи.

Ковер

  

    Березки

Ягоды. шишки

Белый, заснеженный грустный

Зеленые, запорошенные

бриллиантовые

,

Белоснежном лесном

Тонкие, стройные

Мерзлые, еловые

Стоит, шумит

 сверкает

 Стоят, покачивают верхушками

Мне нравится, я восхищен, мне грустно

5. Используйте черновик. После того, как вы составили план и обсудили основные моменты, которые будут описаны в сочинении — попросите ребенка написать сочинение на черновике. После этого сочинение нужно проверить, внести коррективы, исправить ошибки.

Важно! Не исправляйте ошибки сами! Просто укажите (подчеркните слова) в которых они обнаружены. Ребенок должен сам найти ошибку и исправить. Для этого нужно воспользоваться словарем, вспомнить правило.

Бывают и стилистические ошибки. Когда предложение кажется вам "корявым" — попросите ребенка переделать его, составить по-другому.

Совет: Попросите ребенка прочитать сочинение вслух, с выражением. Обычно все недостатки и недочеты становятся более явными. Если есть время, то прочитайте сочинение и на следующий день — на свежую голову можно найти и другие ошибки. Причем, хорошо не когда ошибок мало (или вовсе нет), а когда ошибки есть, вы их замечаете и можете исправить. Умение находить ошибки приходит с опытом.

Особенности разных видов сочинения. Как написать сочинение того или иного типа?

Сочинение по картине

Во вступлении обычно пишутся 2-3 предложения об авторе: его имя, годы жизни, в каком жанре работал.

В основной части должны присутствовать три пункта:

Что изображено на переднем плане.

Что изображено на заднем плане (фон, мелкие детали).

Особенности картины (палитра, точность изображения деталей и пр. Как эти особенности влияют на восприятие картины).

      3) В заключении — вывод: понравилась картина/не понравилась, и почему. 

Сочинение — миниатюра

Для написания такого вида сочинения нужно сформулировать тезис. Например, тема "Как я провел Новый год". Тезис: "Мне было интересно/ весело/скучно/великолепно" Все остальное в таком сочинении — пояснение тезиса. Почему было весело? Здесь можно описать какой-то случай, который запомнился во время этого события

Сочинение-рассуждение

Это совершенно особый вид сочинений, которые подразумевают свою структуру.

Вступление. Здесь приводится заданный тезис и пишется сразу ответ на поставленный вопрос: согласен или не согласен ребенок с приведенным текстом, темой и т.д.

В основной части следует изложение аргументов (2-3). Хорошо, если аргументы в доказательство своей правоты будут подобраны не только из литературы, но и из обычной жизни.

В заключении пишется вывод — итог всего размышления. Важно! Вывод не должен противоречить вступлению.

Сочинение по литературе.

Самое главное условие — знать содержание произведения. Невозможно описать Буратино, не прочитав повесть сказку "Золотой ключик".

Этот вид сочинений — один из самых сложных. Для него требуется составить подробный, развернутый план (обычно это делают на уроке). Но, по сути, общая схема останется прежней.

1) Во вступлении обозначают тему сочинения.

2) В основной части — излагаются примеры, доказательства, характера героя как это раскрыто в произведении. Можно подобрать 3-4 строчки, в которых писатель по-разному описывает этого героя.

3) В конце сочинения подводится итог всему рассуждению, ответ на главный вопрос или подтверждение основной мысли, главной темы.

В заключении хотелось напомнить учителям и родителям, что ребенок не научится писать сочинения, если он не будет читать и работать над совершенствованием своей речи.

multiurok.ru

Методическая статья «Как научить детей младшего школьного возраста писать сочинение по картине »

МБОУ «Георгиевская средняя общеобразовательная школа»

Методическая статья

«Как научить детей младшего школьного возраста писать сочинение по картине »

Учитель начальных классов:

Дугарова Анжела Борисовна

Работа по развитию речи учащихся в школе многогранна. Одно из ее направлений – написание сочинений разных видов. Я же хочу поделиться с вами опытом обучения написанию сочинения по художественной картине.

Чрезвычайно велика роль картины в развитии речи учащихся. Для развития речи следует использовать художественные картины (репродукции). Известно, что ребенок познает мир в пространственных и временных отношениях, и этот процесс овладения различными отношениями между предметами реальной действительности является важным этапом в умственном развитии ребенка. Предметы, изображенные на картине, предстают перед детьми в иных отношениях, чем в окружающей действительности (другая величина, другие масштабные сопоставления, иное отношение между главным и второстепенным, расположение на плоскости). В результате знакомства с живописью дети учатся сопоставлять изображенное на картине с тем, что они наблюдали в действительности, а это, в свою очередь, способствует развитию логического мышления.

В методике обучения сочинению по картине можно наметить три этапа:

I. Подготовка преподавателя к уроку по картине.

1.Выбор картины с учетом возраста учащихся, степени подготовленности класса и цели, поставленной преподавателем.

2. Изучение содержания картины.

3. Знакомство с биографией, творчеством художника, историей создания картины и средствами реализации замысла художника.

4. Формулировка вопросов для беседы.

5. Составление плана урока.

II. Урок обучающего сочинения по картине (типа описания виденного).

1. Ознакомление учащихся с темой и целью работы.

2. Вступительное слово преподавателя о художнике (его творческом пути и отдельных произведениях) или беседа, содержание и объем которой определяется уровнем подготовленности класса, степенью трудности восприятия картины, наличием литературы по данному вопросу.

3. Молчаливое рассматривание картины.

4.Беседа по поводу картины с одновременным анализом ответов учащихся.

5. Коллективное или самостоятельное составление плана сочинения в зависимости от подготовленности класса.

6. Устное сочинение одного-двух учащихся с последующим рецензированием его другими учащимися со стороны содержания и языкового оформления (такой анализ может быть сделан и преподавателем).

7. Выяснение написания некоторых слов и выражений.

8. Самостоятельная письменная работа учащихся над сочинением по картине.

III Анализ сочинений учащихся и исправление допущенных в них ошибок.

  1. Подготовка преподавателя к уроку по картине.

Этот этап включает следующие подпункты:

1.  Выбор картины с учетом возраста учащихся, степени подготовленности класса и цели, поставленной преподавателем.

2. Изучение содержания картины.

3. Знакомство с биографией, творчеством художника, историей создания картины и средствами реализации замысла художника.

4. Формулировка вопросов для беседы.

Цель этого подпункта – углубить первоначальное восприятие, помочь учащимся понять образный язык искусства и сформировать умение анализировать картину как произведение искусства в единстве содержания и формы.

Формулировка вопросов должна отвечать следующим требованиям: 1) быть точной, лаконичной и понятной учащимся, то есть соответствовать уровню их подготовки; 2) помогать учащимся рассматривать картину в единстве содержания и средств художественной выразительности, видеть и понимать образный язык изобразительного искусства; 3)способствовать организации наблюдения учащихся по картине, фокусированию их внимания, как на выделение главного, так и на "говорящие" детали; 4) активизировать мышление и речь учащихся путем приемов сопоставления, сравнения, обобщения, установления причинно-следственных связей; 5) выявлять авторскую позицию в картине, формировать у учащихся самостоятельное суждение о произведении, собственное эстетическое переживание.

Восприятие и глубина понимания картины зависит не только от характера поставленных вопросов, но и от их последовательности.

  1. Составление плана урока.

Важно на уроке использовать несколько репродукций. Репродукция картины должны быть на доске и репродукции картины у каждого ученика  на столе.

второй этап:

II. Урок обучающего сочинения по картине (типа описания виденного).

1. Ознакомление учащихся с темой и целью работы.

2. вступительное слово преподавателя о художнике (его творческом пути и отдельных произведениях) или беседа, содержание и объем которой определяется уровнем подготовленности класса, степенью трудности восприятия картины, наличием литературы по данному вопросу.

3. Молчаливое рассматривание картины.

Это один из важных этапов в работе с картиной – рассматривание репродукции произведения живописи. Молчаливое, неторопливое рассматривание картины имеет большое значение для развития мышления учащихся, поскольку мышление взаимосвязано с восприятием. Образы, непосредственно воспринятые нами из внешнего мира, являются единственным материалом, над которым и посредством которого работает наша мысль.

В процессе рассматривания картины у учащихся развивается способность наблюдать, образно мыслить, целостно воспринимать произведение живописи, адекватно замыслу художника. Это нерасчлененное восприятие проходит на уровне подсознания, через чувство, поэтому учителю не следует чрезмерно вмешиваться в этот сложный индивидуальный процесс. Как и при восприятии любого произведения искусства, человек видит в картине в первую очередь то, что созвучно ему, его мыслям и чувствам. Ученик, рассматривая картину, обращает, прежде всего, внимание на то, что его больше волнует, интересует. В этот момент определяется отношение учащихся к картине, формируется его индивидуальное понимание художественного образа, нравственной позиции художника.

Общее беглое знакомство с картиной, давая толчок чувству и воображению учащихся, порождает у них желание высказаться. Однако эти высказывания иногда носят случайный характер, учащиеся затрудняются самостоятельно устанавливать связи между частями картины и составлять речевое произведение. Поэтому необходим анализ картины под руководством учителя.

4. Беседа по поводу картины с одновременным анализом ответов учащихся.

5. Коллективное или самостоятельное составление плана сочинения в зависимости от подготовленности класса.

Составление плана или композиционной предстоящего высказывания является обязательным элементом урока с использованием картины, поскольку этот прием обучения, тесно связанный с умением систематизировать собранный материал, подготавливает учащихся к составлению собственного речевого произведения.

На начальной ступени обучения целесообразно составлять коллективный план под руководством учителя.

6. Устное сочинение одного-двух учащихся с последующим рецензированием его другими учащимися со стороны содержания и языкового оформления (такой анализ может быть сделан и преподавателем).

7. Выяснение написания некоторых слов и выражений.

В процессе работы по картине обогащается словарный запас учащихся, поскольку осмысление содержания картины сочетается с подбором необходимой лексики для выражения своих мыслей и чувств.

При проведении словарной работы учитель организует ее в определенном направлении так, чтобы лексика следовала в той последовательности, в которой нужно описывать картину, он стремится не только к расширению словаря, но и к активизации пассивного словаря, чтобы учащиеся понимали и умели употреблять слова, которые уже имеются в их лексическом запасе.

В ходе беседы учащиеся осуществляют коллективный поиск слов, необходимых для точного и яркого описания произведения живописи, подбирают образные языковые средства, эпитеты, синонимы, эмоционально-окрашенные слова.

Следует отметить, что если учитель умело организует словарно-стилистическую работу, помогает ученикам в отборе необходимых слов, то в классе устанавливается творческая атмосфера, учащиеся как бы соревнуются в подборе нужных определений, эпитетов, синонимов, сравнений. При этом важно направлять внимание учащихся на отбор таких слов и языковых средств, которые характеризуют конкретный, непосредственно изображенный на картине предмет (явление), чтобы у учащихся не было расхождений между словом и реалией (понятием), чтобы у них воспитывалось умение выражать воспринимаемое средствами языка адекватно содержанию картины.

8. Самостоятельная письменная работа учащихся над сочинением по картине.

Написание сочинений.

Редактирование текста.

Написание окончательного варианта.

III Анализ сочинений учащихся и исправление допущенных в них ошибок.

Сочинение по картине – одно из наиболее значимых и продуктивных упражнений по развитию речи учащихся.

Искусство в жизни человека играет большую роль. Оно учит видеть и познавать  окружающую действительность, вносит подлинную красоту в нашу жизнь. Именно поэтому сочинения по картинам занимают видное место среди школьных сочинений. Они приобщают к прекрасному, учат понимать, любить и ценить произведения искусства, формируют художественный вкус. Также сочинения по картинам служат одним из эффективных средств развития речи, обогащения словарного запаса учащегося, развивают внимание, наблюдательность и творческую фантазию.

infourok.ru

Статья "Как научить младшего школьника писать сочинение"

Как научить младшего школьника писать сочинение учитель нач. кл. Щербакова О.В.

Работа по развитию творческих способностей ребенка – это прежде всего рождение в его внутреннем мире желание созидать, сочинять, придумывать новое. Одно из её направлений – написание сочинений разных видов.

Когда ребенок создает то, чего раньше не делал, не сочинял, не писал , у него рождаются новые эмоции. Его чувства приобретают новые оттенки. Творческая деятельность способствует развитию высших психических функций, таких как память , мышление, восприятие, внимание.

Кроме того, сочинительство, развивая личность ребенка, помогает ему усвоить нравственные нормы, учит чувствовать добро и зло, делать выбор в разрешении какой-то жизненной ситуации, предлагаемой в творческом задании. Создавая новые тексты, ребенок отражает в них индивидуальное отношение к жизненным ценностям.

Опираясь на знание природы детского воображения мы с вами должны постараться помочь ребенку создать желаемые для него образы средствами слова, речи, языка.

Обучение сочинению – это актуальный вопрос . Посредством сочинений, учителю легче окунуться во внутренний мир ребёнка..

Сочинение заставляет ученика упорядочить свои мысли в соответствии с требованиями времени, учит красиво высказываться, кроме этого обогащает язык и учит грамотности.

Методика работы над сочинением

За год обучения в первом классе ученики приобретают

первоначальный опыт связного изложения собственных мыслей, т.е. опыт работы над сочинением.

Письменным сочинениям в 1-м классе предшествуют различные обучающие устные упражнения: составление предложений, объединённых темой, восстановление деформированного текста по серии сюжетных картинок, устные ответы на вопросы, объединённые темой, составление предложений по сюжетным картинкам, устные рассказы по прочитанному.

Выполняя эти упражнения, учащиеся под руководством учителя учатся излагать мысли в определённом порядке, последовательно. Подготовительная работа к сочинению продолжается на протяжении всего года.

Сочинения первоклассников – это  коллективно составленные рассказы об играх, забавах, работе, и работая над ними дети учатся осмысливать свою деятельность. При подборе тематики сочинений нужно исходить из интересов учащихся и продумывать последовательность работы:

  1. Устное рассказывание по теме сочинения. Дети высказывают свои личные впечатления по теме.

  2. Чтение плана с доски или коллективная работа над планом.

  3. Составление ответов на каждый вопрос плана, коллективное обсуждение, запись на доске слов, необходимых для составления сочинения, предупреждение орфографических ошибок.

  4. Связный рассказ по плану, при этом уделяется большое внимание построению простого предложения: правильно расположить в нём слова, видеть границы предложения.

  5. Запись предложения с доски или под руководством учителя.

  6. Проверка записанного.

Сочинения во втором классе – это уже небольшие сюжетные рассказы, в которые вводятся элементы описания.

Сочинение-описание способствует развитию точности в выборе слов, словосочетаний, предложений, чёткому выражению мыслей.

Ученики же, давая художественное описание предмета, учатся наблюдать, выделять его основные признаки, выделять по этим признакам предмет среди других предметов.

Первым по времени и по значению шагом в работе над сочинением является выбор темы.

Прежде всего – это чёткая, формулировка темы. Следует отказаться от неконкретных, расплывчатых тем, чтобы не ставить детей перед неосуществимой задачей – объять необъятное.

Конкретность темы – залог правильного её раскрытия в сочинении. Например, не “Весна”, а “Первый весенний цветок”. Не “Осень”, а “Краски осеннего леса”. Не “Зима”, а “Первый снег.

Учимся с детьми наблюдать, вглядываться в природу ,замечать: цвет осенних листьев, первый снег, первые проталины и многое другое. Можно делать с ребятами записи в индивидуальных дневниках, своеобразные “заготовки” будущего сочинения.

В качестве дополнения к наблюдениям можно использовать репродукции картин художников: “Первый снег” В.Д. Поленова, “Зимний пейзаж” И.Э. Грабаря, “Золотая осень” И. Левитана, “Опавшие листья” М. Остроухова. Слушать отрывки из альбома П.И. Чайковского “Времена года”.

Учим детей вдумываться в каждое слово темы, предваряя сочинение выяснением, все ли дети осмыслили до конца тему. Надо помочь детям отобрать и привести в систему материал, осмыслить его . Проводится свободное устное рассказывание по теме с последующим обсуждением.

Все сочинения в начальных классах как устные, так и письменные составляются по плану. От готовых планов в первый год обучения дети подводятся к коллективному составлению плана сочинения, а затем и к самостоятельной работе над ним. Что является важной целью в обучении выражения своих мыслей в разных видах сочинений.

Сочинения в начальной школе носят обучающий характер. Но, обучая детей, как писать и что писать, руководя их действиями, направляя детскую мысль, хорошо бы постараться не заглушить и не подавить инициативу, фантазию, творческую мысль ребёнка. Хорошо, если в работах будет звучать удивительное, неожиданное, живое детское слово:

Весеннее солнышко слизывает последний снег, словно мороженое.

На заснеженных ветках берёзы зажглись красные огоньки. Это снегири – птицы зимы.

Медведь улёгся в спячку и лапу вкусную сосёт.

Работа над сочинениями во втором классе предусматривает обогащение словаря учащихся, т.е. усвоение новых слов, углубление понимания уже известных слов, различие между синонимами, подбор антонимов, многозначность слов, фразеологизмы, усвоение сочетаемости слова с другими словами, уместность их употребления, культура речи (ударение, произношение). Дети учатся работать с орфографическим и толковым словарями.

Методика создания нового текста в начальной школе

В работе над сочинением можно использовать новый прием: «делать запрос» мастерам слова – обращаться за поиском средств создания образа к классическим и современным произведениям. Авторы в данном случае «будут помогать» слышать и видеть текст, различать оттенки слов, придающие особую выразительность художественным образам.

Ученикам предлагается прочитать отрывок из сказки Э.Ю.Шима «Весна», в котором автор описывает весеннюю природу.

На первом этапе обращения с текстом главное для читателя – увидеть подаваемый автором сигнал.

Прочитав отрывок из сказки, читатели обращают внимание на то, каким словом автор ее начинает: «Слышите?». Все повествование подчинено этому началу. Предложите детям выполнить задание: доказать, что наступление Весны действительно можно услышать.

А после чтения отрывка и его разбора можно переходить к творческому заданию: «Сочини историю о весне, которая начинается вопросом: «Видите?».

Важно знать, что письменная речь отличается от устной способом функционирования. Нельзя писать ,если не осознаешь и не различаешь в речи звуки, слова, технику соединения слов в предложения и т.п. Это осознание вырабатывается в процессе чтения, изучения грамматики, в практике письма.

Ученик, который пишет первые сочинения , сталкивается с проблемами: как начать писать? о чем писать? Поэтому стоит предложить ученикам писать свою работу для кого-то.

Перед написанием сочинения можно дать ученикам подсказку: вспомнить то, что можно увидеть весной ,когда она только наступает. Пусть дети пробуют писать маленькие тексты. Такая творческая работа будит в ребенке внутренние ассоциации, учит видеть одно-два мгновения весны ,которые отпечатаются в его памяти. Можно провести такие уроки по написанию сочинения: в 1 кл. 1.Вслед за авторским замыслом.(сочинение по сказке Ф.Д.Кривина «Мечта») 2.Описание весеннего цветка.(сочинение по произведению Э.Ю. Шима «Подснежник» и др.)

2кл. В чем секрет продолжения рассказа? (сочинение продолжения рассказа М.М.Пришвина «Летний дождь») и др.

3кл.Как «оживить» неживой предмет ?(сочинение о предмете как живом существе)

4кл.1.Особенности отзыва о книге, произведении(способы написания отзыва) 2.Путь осмысления поступка героя (сочинение по рассказу А.Т.Аверченко «Сережкин рубль», отзыв о герое, его постуках) и др.

Заключение

Первые школьные сочинения должны отражать детское видение мира, его личные впечатления и, пусть крохотный, но свой жизненный опыт, а не быть сухим перечнем признаков времён года, набором общих фраз и штампов.

Учителю начальной школы приходится решать одну из основных и трудных задач – научить школьника писать сочинения содержательные и логичные, самобытные и эмоциональные, образные и грамотные.

infourok.ru

Как научить ребенка грамотно и быстро писать сочинение.

Для многих родителей школьная успеваемость их детей занимает не последнее место в жизни. Стараясь добиться лучших результатов, многие папы и мамы начинают не просто помогать своему взрослеющему ребенку, а попросту выполнять задания за него. Особенно часто родители берут на себя написание творческих работ. Сочинения по литературе, эссе по обществознанию отнимают много времени. Если школьник не работает над ними сам, а просто переписывает в чистовик готовый вариант, он значительно экономит время. Однако в таком случае его подготовка к итоговой аттестации просто сводится на нет. Если выпускник в течение школьного обучения не научился писать сочинения, у него обязательно возникнут проблемы на ОГЭ и ЕГЭ. Поэтому не стоит жалеть времени на то, чтобы научить ребенка работе над сочинением. Приведенные ниже рекомендации помогут каждой семье правильно организовать домашнюю работу по обучению написанию творческих работ.

  1. Нужно разъяснить ребенку, что в школе он должен письменно фиксировать все рекомендации педагога по написанию сочинения. Одной только темы недостаточно, чтобы правильно написать текст. Переработанные рекомендации педагога станут основой будущего текста.
  2. Родителям надо полностью отказаться от самостоятельного написания сочинения, даже если катастрофически не хватает времени. Школьник должен изначально понимать, что его домашнее задание касается лишь его и он сам должен с ним справляться. Дети очень быстро схватывают, где можно полениться, и единичные поблажки со стороны родителей приведут к тому, что в старших классах им придется все выполнять за своего ученика. Иначе он просто ничего не будет делать и «зарастет» двойками.
  3. Не стоит работу над сочинением сводить к списыванию с интернета. Во-первых, это не разовьет самостоятельности мышления и умения строить предложения. Во-вторых, учитель сразу заметит грамотный стиль работы и поймет, что это писал не его ученик. В таком случае все усилия приведут к низкой отметке.
  4. Надо вместе с ребенком обсудить, как раскрыть заданную тему. Поразмышлять над этим можно во время чаепития или на совместной прогулке. Решив, какова будет композиция (построение) будущей работы, можно вместе зафиксировать на бумаге план сочинения.
  5. Можно помочь ребенку собрать материал для сочинения: фразы, набор уместных слов, синонимичные ряды. Ведь за однообразную лексику, за тавтологию отметки снижаются.
  6. Далее надо проследить, чтобы был написан черновик. Его надо вместе прочитать и обсудить. После доработки, после подкрепления заявленных положений соответствующими цитатами можно все переписывать в чистовик. Хорошо также поработать над качеством речи, проследить наличие изобразительно-выразительных средств.

Результат правильной работы над сочинением проявляется довольно быстро. Девочкам легче научиться писать сочинения, чем мальчикам. Но в любом случае затраченное время не пройдет даром. Все вложения сил в образование детей – это самые перспективные инвестиции.

Автор: IvanKostin

Дата публикации: 03.11.2015

nedeli-beremennosti.com