Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
комбинированного вида города Тюмени

Как научить ребенка играть в шашки: правила игры, 2 варианта. Как научить ребенка играть в шашки ребенка 5


Правила игры в шашки для начинающих детей в картинках

Шашки – игра, которая тренирует внимательность, прививает усидчивость и нацеленность на победу. Хорошим возрастом для обучения считается старшая группа детского сада. Именно в возрасте 4 — 5 лет стоит тренировать детей, развивать у них наглядно образную и прогностическую функцию ума, приучать к логическому мышлению. Давайте поговорим в этой статье о том, как научить ребенка играть в шашки с нуля.

Из этой статьи вы узнаете

Польза игры

Психологами установлен факт, что дети, начиная с 5 лет, осваивают и активно используют ассоциативную последовательность «мысль – слово» или «мысль – действие». Именно детсадовский возраст считается самым подходящим для того, чтобы начать поэтапное изучение правил игры в шашки.

Эта интеллектуальная игра стимулирует умственное развитие, внимательность, целеустремленность. Уже через год тренировок полученные сосредоточенность и усидчивость помогут достигать больших успехов в школе. А умение просчитать ситуацию на несколько ходов вперед, принимать важные решения и нести за них ответственность — качества, которые очень пригодятся во взрослой жизни.

Если ваш ребенок еще дошкольник, то обучить его игре можно самостоятельно, для этого необходимо иметь первоначальные навыки или просмотреть обучающие видеоуроки в интернете. Если ребенок младшего школьного возраста, а вы сами новичок в этом деле, то можно отдать его в школьный кружок, где преподавание идет по разным методикам, в зависимости от уровня подготовки юного шашиста.

Совет родителям: семейные вечерние посиделки перед телевизором поменяйте на игру в шашки, это окажет хорошее влияние на сплоченность семьи, доверие друг к другу. Возможно, это станет хорошей домашней традицией.

Правила игры

В мире существует несколько вариаций игры – турецкие, английские, итальянские шашки. Они отличаются цветовой палитрой, вариантами ходов, количеством полей и соответственно количеством фигур. Мы с вами разберем классические русские шашки. Для того чтобы ребенку проще было запомнить правила, можно выучить с ним короткие веселые стишки.

Шашечная доска для русского варианта игры состоит из 64 клеток, окрашенных в черно-белые цвета, шашечки также имеют черную и белую окраску. Перед началом поединка все фигуры выставляются в три нижних ряда на темный фон.

Все ходы в игре осуществляются только на темном фоне:

«Шашки медленно, но метко

Шагают лишь по черным клеткам!»

  • Преимущество первого хода всегда принадлежит белым фигурам:

«Начинать бой можешь смело –

Первый ход всегда за белой!»

  • Фигурка делает ход вперед по диагонали на любую свободную клетку. Если игрок коснулся фигуры, то он обязан ходить именно ей.
  • Ходы между соперниками чередуются. Если перед шашкой стоит фигура противника, а после нее поле свободно, то ее можно убить, делая ход и вперед, и назад:

«Знают все: и стар и млад,

Шашкой бьем вперед – назад!»

  • Ходить в другую сторону при таком положении фигур запрещается, даже если вы подставляете себя по удар:

«Наверно, шашкам не везет,

Ходят шашки лишь ВПЕРЕД!»

  • За один ход, при удачном расположении фигур противника, можно убить сразу несколько шашек:

«Шашка соперника сразу погибнет,

Если твоя ее перепрыгнет!»

  • Если игроку удалось дойти до противоположного конца доски, то он переворачивает свою фигуру, она превращается в дамку:

«Поля вдруг конец настанет,

Сразу шашка дамкой станет!»

  • Теперь она может ходить по диагонали вперед на любое количество клеток. Также дамке становятся доступны ходы назад:

«Чтоб твою дамку не поймали,

Ход ее по всей диагонали!»

  1. Убить дамку, при соответствующем положении, может любая фигура.
  2. Выигрывает тот игрок, кто первый убьет все шашки противника:

«Цель игры – побить «врагов»

И чтоб им не было ходов!»

Совет родителям: если вы испытываете трудности при объяснении правил своему чаду, то воспользуйтесь онлайн-курсами по обучению, где специалисты дают не только инструкцию к игре, но еще проводят онлайн-консультации для родителей.

Как научить

Первый урок должен начаться с ознакомления с игровым полем. Пусть ребенок сначала самостоятельно попробует правильно расставить фигуры, если не получится – придите на помощь. Объясните, что середина должна оставаться свободной для ведения боя, после переходите непосредственно к игре.

На заметку! Попробуйте поиграть с меньшего количества шашек. В первую тренировочную игру их количество можно сократить до 8. Это позволит лучше ознакомиться с правилами и использовать большее количество упражнений.

Добравшись до момента, когда фигуры соперников будут находиться рядом, а клетки сзади будут пустыми, объясните, что, как и в любом бою, пришло время убить противника. Делает первым это тот, чья очередь ходить.

Можно сделать ход назад в том случае, когда можно съесть чужую шашку. Когда кто-то из вас доберется до противоположного края доски, переверните фигуру – теперь это дамка. Для большей наглядности на дамку можно наклеить цветной кружок или картинку, показывая ее значимость и возможность ходить, как ей вздумается: на любое количество клеток как вперед, так и назад.

Обычно ребенок бывает настолько увлечен и сосредоточен, что не видит всей сложившейся ситуации, не замечает опасностей, которые готовит ему противник, не осознает динамики всей игры. Важный навык, которому вы должны научить юного игрока, – просчитывать свои и чужие ходы, прогнозировать возможные ситуации.

Посмотрите полезные советы от педагога по дополнительному образованию Матвеевой Ирины Владимировны.

Полезные советы

  • Как бы парадоксально это не звучало, но обучение должно проходить в форме игры. Обычное зачитывание правил ни к какому результату не приведет. Превратите все фигуры в воинов и упражняйтесь в стратегии захвата в плен чужаков или коронуйте на царствование самых достойных рыцарей. Придумывайте каждый день новые истории, участниками которых станут ваши знакомые, друзья, любимые герои мультфильмов или сказок.
  • Не позволяйте малышу переутомляться. Как бы интересно ваша партия не проходила, но делать перерывы на физкультминутку, перекус или небольшую прогулку обязательно. Это не только сохранит здоровье, но и не даст игре стать скучной и неинтересной.
  • Хвалите, подбадривайте своего ребенка, указывайте на наиболее удачные комбинации, вдохновляйте на победы и новые свершения. Не ругайте, если ребенок в чем-то не разобрался или сделал неверный ход, будьте терпеливее. Покажите своему чаду интересный и понятный видеоматериал с великими гроссмейстерами.
  • Не поддавайтесь! Если ребенок будет все время выигрывать благодаря тому, что вы все удачно «подстроили», то толка от такой игры не будет. Достаточно лишь изредка дать ему фору, чтобы прибавить уверенности в своих силах. Конечно, проигрыш расстроит малыша, могут даже появиться слезы, но это послужит стимулом для следующих побед. Просто объясните, что проиграть не стыдно и не страшно, стыдно ничего не пробовать, а страшно не стараться сделать лучше в следующий раз.
  • Когда игра в русские шашки будет понятна и доступна, можно сыграть в «Поддавки», «Чапаева», «Уголки». Эти разновидности шашек не менее интересны и увлекательны. Когда осилите эти забавы – значит пришло время обучать ребенка играть в шахматы.

Джентльменские правила

Наличие джентльменских правил – это особенность турецких шашек. Однако использование их в русском варианте игры не только уместно, но еще и вполне оправданно.

  • В знак уважения друг к другу в начале и в конце партии соперники пожимают руки. Таким образом, в начале игры это способствует дружелюбному настрою, а в конце, несмотря на то, что есть победитель и проигравший, снимается напряжение.
  • Отвлекать внимание партнера по игре, подсказывать – строго запрещено. Шулерство, как и всякого рода махинации не в почете в приличном обществе.
  • Играть тихо, размеренно, не швыряя фигурки, переставляя их без лишнего шума – признаки воспитанного человека.
  • Смеяться над проигрышем соперника – неприемлемо. Уважение к человеку в любой ситуации – признак благородства.

Важные термины

  • Простая – обычная, не являющаяся дамкой шашка.
  • Бортовая шашка – фигура, находящаяся на краю игрового поля.
  • Дамочное поле – последний, 8-й ряд игрового поля.
  • Дамка – фигура, дошедшая до дамочного поля.
  • Ход, или тихий ход – передвижение шашечной фигуры из одной клетки в другую.
  • Ударный ход – ход, при котором происходит захват шашки противника.
  • Поддача – постановка обычной шашки таким образом, чтобы соперник мог ее убить.
  • Размен – ход, при котором оба игрока теряют одинаковое количество фигур.
  • Проходная шашка – шашка, которая при следующем ходе займет место дамки.
  • Прорыв – комбинация приемов, обеспечивающая проход в дамки.
  • Столбняк – поражение дамки определяет очередность хода.
  • Решето – такое расположение фигур, при котором свободные поля чередуются с занятыми через одно.
  • Запирание – шашка находится в таком положении, что закрыта фигурами противника и не имеет хода.

ВАЖНО! *при копировании материалов статьи обязательно указывайте активную ссылку на первоисточник: https://razvitie-vospitanie.ru/intellect/pravila_igir_v_shashki_dlya_nachinaushih_detei.html

Если вам понравилась статья — поставьте лайк и оставьте свой комментарий ниже. Нам важно ваше мнение!

razvitie-vospitanie.ru

Шашки для детей: как научить ребенка играть

Многие родители стремятся найти для своих детей интересное и полезное занятие, способствующее развитию ребенка.

Вряд ли кто-нибудь сомневается, что одним из хороших способов развития ребенка является его увлечение интеллектуальными играми, самыми известными и популярными из которых, конечно же, являются шахматы и шашки.

Шашки для детей – это отличное средство развития в ребенке важных качеств и в первую очередь – памяти и логического мышления. Помимо этого игра шашки для ребенка — это еще и интуиция, целеустремленность, умение принимать верные решения и другие полезные для жизни качества. Поэтому те родители, которые понимают всю пользу от занятий их ребенка шашками, уже нашли для себя ответ на вопрос, для чего учить детей шашкам.

Возникает следующий вопрос: как научить ребенка играть в шашки. На первый взгляд этот процесс не предполагает сложностей. Ведь правила шашек настолько просты, что понять их и следовать им сможет даже маленький ребенок.

Но на практике выясняется, что научиться правилам игры мало. Для того, чтобы шашки стали приносить пользу, нужны занятия шашками. При этом необходимо, чтобы ребенок сам хотел и стремился к этим занятием, иначе ничего не получится. Другими словами, наиболее важным является вопрос: как увлечь ребенка шашками.

Ответ на этот вопрос находят далеко не все, нередко в адрес сайта также приходят письма с просьбами посоветовать, как сделать интересными шашки для детей. Достичь этого не просто, и принуждение здесь не поможет, а, безусловно, только навредит.

Несмотря на то что, тема о шашках для детей, очень актуальна, подобные вопросы почти не освещались на  сайте “Шашки всем”, поскольку вопросы занятий с маленьким ребенком (дошкольником или учеником младших классов) имеют в большинстве своем педагогический характер. И здесь, конечно, нужна большая обучающая практика и опыт занятий с детьми. Ведь каждый ребенок индивидуален и то, что понравится одному, может  быть неинтересно для  другого.

Однако, есть общие важные моменты, без которых не добиться успеха в приобщении детей к шашкам да и другим полезным развивающим играм.

Самый важный и действенный способ увлечь ребенка шашками – это увлечься вместе с ним! То есть, не рассказывать ребенку о том, как ему будет интересно и полезно играть в шашки, а проявить и разделить этот интерес вместе с ребенком. Достичь этого Вам помогут такие действия:

1. Изучайте литературу по шашкам, интересные шашечные сайты с целью:

  • получения новостей о шашках, изучение творчества знаменитых шашистов,
  • самостоятельного изучения приемов игры (на сайте есть полезные книги по шашкам и книжные новинки),
  • умения решать и объяснять ребенку простейшие задачи по шашкам (хорошее пособие для этих целей можно получить бесплатно, для этого достаточно стать подписчиком нашей группы ВКонтакте)
  • изучения интересных и красивых шашечных позиций и партий (много такой информации есть в журналах «Шашки», в том числе и в специальной рубрике для начинающих)

2. Старайтесь играть в шашки: с человеком или (если нет другой возможности) с компьютером.

Достаточно простой шашечной программы (бесплатную программу можете скачать здесь). Но гораздо больший эффект будет от программы, способной сохранять и анализировать Ваши партии, подсказывать Вам ошибки и т.п. (узнайте об отличной шашечной программе)

3. Рассказывайте ребенку интересные шашечные истории (в некоторых книгах Вы можете найти такие истории с участием хорошо знакомых детям персонажей)

4. Демонстрируйте ребенку простые, но показательные и увлекательные фрагменты игры в шашки (особенно впечатляют детей эффектные шашечные комбинации)

5. Хвалите ребенка за успехи в игре и занятиях шашками, не ругайте за неудачи.

6. Выражайте в присутствии ребенка свою гордость тем, что он занимается шашками, хвастайтесь его успехами.

7. Не принуждайте, а заинтересовывайте ребенка!

8. Не форсируйте события! Главное чтобы процесс проходил интересно и ненавязчиво.

Louis-Léopold Boilly "Семейная игра в шашки"

Надеемся, что эти важные секреты и советы помогут Вам  не только научить ребенка играть в шашки, но и увлечь шашками. Не забывайте, что если Вы сумеете показать ребенку свой собственный интерес к шашкам, и не будете принуждать к занятиям, то ребенок тоже заинтересуется шашками.

Следует отметить, что указанные выше советы в полной мере применимы и для обучения детей другой популярной игре — шахматам. А  тем родителям, которые не уверены в своей способности привлечь ребенка к полезной развивающей игре, рекомендуем познакомиться с удивительной историей маленького 4-х летнего шахматиста, который при помощи своего папы в очень короткий срок добился серьезных успехов.

Не вызывает сомнений, что идеи и подходы, примененные в этой реальной истории шахматных побед, можно смело применить и к шашкам для детей. Найденные и проверенные методики обучения одинаково будут работать как для шахмат, так и для шашек. Не смотря на то, что речь идет о шахматах, подобных результатов можно достичь и, поставив для себя цель научить детей играть в шашки.

Ну а для тех, кто хочет увлечь своих детей именно шахматами, лучших способов, чем те, что изложены в представленном ниже видеокурсе, не найти!

Для любителей шашек такого удобного курса, объединяющего в себе максимум информации для начального обучения шашкам пока нет, но без него можно успешно обойтись. Следуйте советам, приведенным выше, найдите необходимую литературу для занятий (многое можно найти на сайте “Шашки всем”) и двигайтесь к намеченной цели.

Полезный материал для того, чтобы родители, которые совсем немного знают о шашках, смогли сделать шашки для ребенка интересными, при желании найти можно. Например, рекомендуем прочитать эту шашечную книгу – очень поможет для совместных занятий шашками детей и их родителей, делающих в шашках первые шаги.

В комментариях к статье поделитесь с другими своим опытом и советами о том, как научить ребенка играть в шашки и  об известной Вам пользе шашек для детей.

Читать по теме:

Обучение игре в шашки: полезные материалы и советы

Польза спорта для играющих в шашки

www.shashkivsem.ru

Как научить ребенка шашкам? | Мамины шпаргалочки

Некоторые дети уже в 5 лет проявляют интерес к игре в шашки. Игра способна развить логическое мышление, внимательность, память, интеллект. И здесь многое зависит от взрослых. Важно дать первоначальные знания о правилах, показать, как надо делать ходы. Если вы не уверены в том, что занятия проходят правильно, шпаргалочка подскажет, как научить ребенка игре в шашки.

О правилах

Правила шашечной игры крайне просты (несмотря на то что сама игра таит в себе глубочайшее содержание). Их легко усваивают малыши даже четырех-пяти лет. Игра в шашки очень полезна, так как развивает у ребенка (и не только у него!) внимательность, умение сосредоточиться, настойчивость, самокритичность, способность логически рассуждать.

С чего же следует начать? Разумеется, с правил. Объясните их в таком порядке:

  • 1) игра в шашки — это сражение двух армий, двух полководцев;
  • 2) численность армий и их начальное расположение;
  • 3) как ходят простые шашки, превращение в дамку, как ходят дамками;
  • 4) как бьют простые шашки и как бьют дамки;
  • 5) кто считается победителем (выигрыш партии) и что такое ничья.

Все это можно объяснить за один-два «урока». Старайтесь сопровождать рассказ легкими, посильными для малыша вопросами и заданиями. Правила усвоены — переходите к игре.

Обучение шашкам детей

Первое время ваш маленький противник будет хватать любую свою шашку и двигать ее независимо от того, подставляет он ее под удар или нет. Тут-то вы и должны убедить его, показать, что перед ходом лучше посмотреть, не погибнет ли твоя шашка, а нельзя ли что-то захватить самому у противника? Одновременно напомните, что в шашках бить обязательно, если такая возможность представляется. Когда вы добьетесь того, что малыш начнет задавать себе вопрос: «А что последует за таким вот моим ходом?», считайте, что дело с мертвой точки сдвинулось.

Но успех следует закрепить. Нужно объяснить, что ходы должны делаться не куда попало, не на авось, а с целью. Такой целью может быть выигрыш шашки или проход в дамки. (Тут уже многое зависит от самого полководца, который ведет за собой армию: сумеет ли он придумать такой план, чтобы разгромить противника.) Средством для этого — оружием в игре — является комбинация. Например, искусно поддать собственные шашки, чтобы затем одним ударом забрать у противника больше шашек, чем отдал сам. Поддать одну шашку, чтобы побить две… Поддать две, чтобы побить три… Поддать три и побить три, но зато пройти в дамки… Все это шашечные комбинации.

Конечно, сначала нужно предлагать для решения самые элементарные комбинации. Расставьте на доске шашки так, чтобы можно было, поддав одну, побить две или три. Вот подобные примеры:

Белые: c1, d2. Черные: b4, f4, f6, (1. d2-c3х).Белые: f4, g3, h3. Черные: а7, b4, d4, h6, (1. f4-g5х).

Затем чуть усложните решение — сделайте его двухходовым. Возьмите, скажем, последний пример и черную шашку h6 переставьте на f8, а белым добавьте шашку на h6. Теперь уже комбинация будет такая — 1. h6—g7 f8:h6 2. f4— g5. Подобные примеры вы сумеете составлять сами (и увидите, что это доставит вам удовольствие!). Если малыш окажется в затруднении, помогите ему, но так, чтобы ему казалось, будто он нашел заданную комбинацию вполне самостоятельно.

Показ комбинаций закрепите сыгранной партией. Помните, что при игре темп ее полезно искусственно замедлять. Почаще напоминайте, что нужно сперва обдумать ход, а потом уже пойти. Лишний раз скажите: «Ты тут поторопился, и зря…»; объясните, почему.

Когда ваш маленький противник проигрывает, ни в коем случае не смейтесь и не поддразнивайте его. Для него проигрыш и так большое огорчение, которое не раз будет вызывать и слезы. Поэтому убеждайте, что ничего страшного, обидного, позорного в поражении нет.

Хорошо, если ваши победы будут чередоваться с победами малыша — пусть он не чувствует себя в игре проигравшим. Но не проигрывайте умышленно, а лучше играйте с форой: условьтесь что если вы выигрываете партию, то перед началом следующей снимете у себя шашку, две, три или сколько требуется, чтобы игра шла «на равных».

И наконец, о пособиях для занятий:

В. Городецкий. «Романтика шашек»;А. Рокитницкий. «В помощь любителю шашек»;Ю. Барский, Г. Герцезон. «Приключения на шашечной доске».

Пособия помогут родителям научить ребенка шашкам.

Похожие статьи:

mamotvet.ru

«Учите детей играть в шашки». Рекомендации для воспитателей детских садов

Девчонки и мальчишки:Никитки и Наташки,Грызут гранит науки,Зовут который «шашки».

Не легкая задача,Не куклы – неваляшки!Познать хотят игрушкуС названьем «чудо – шашки»!

И вскоре от победыЗабегают мурашки,В восторге скажут детки:« Ох уж эти шашки!»

Корчагина Ирина 

В дошкольной педагогике одним из самых актуальных вопросов является планирование и проведение в детском саду досуга и кружковой работы. Несколько лет я являюсь организатором кружка, который назвала « Ох уж эти шашки !», и моя многолетняя работа в этом направлении имеет немалый успех, о котором я хочу рассказать в данной статье и поделиться своим опытом.

Из разнообразия всех видов деятельности в свободное время в детском саду ( творческая, игровая, чтение художественной литературы и прочее ), я отдаю предпочтение настольной игре в шашки, которую считаю одной из самых интересных и всесторонне развивающих игр для детей .Поэтому начну именно с того, что расскажу, какую пользу в развитии дошкольников несет с собой эта игра.

Шашки по праву признана одной из самых интеллектуальных игр , поэтому, прежде всего, она стимулирует мыслительную деятельность детей, способствует их логическому мышлению, развивает пространственное воображение, память и внимание, что очень важно для подготовки к школе. Поскольку большая часть детей в дошкольном возрасте по своей природе очень подвижны и активны и им трудно сосредоточить свое внимание на продолжительное время, то эта волшебная игра ненавязчиво формирует у них такое качество, как усидчивость.

А также эта игра воспитывает в детях такие немаловажные для их будущей жизни качества, как умение самостоятельно думать и нести ответственность за принятое решение, адекватно относиться к неудачам и поражениям .Более того, работа в кружке предусматривает совместную деятельность детей, что совершенствует навыки общения, воспитывает доброжелательное отношение детей друг к другу, тем самым создавая благоприятный эмоциональный фон в группе.

Начинать обучение детей игре в шашки я рекомендую в старшей группе детского сада ( с 5 лет ). Именно в этом возрасте внимание детей становится более устойчивым и произвольным, развивается прогностическая и наглядно – образная функции мышления, которые позволяют решать уже более сложные задачи. К пяти годам дети становятся больше усидчивы ( могут заниматься одним видом деятельности в течение 20 – 25 минут ) и способны играть по установленным правилам.

При обучении игре в шашки, прежде всего, важно знать , что детей ни в коем случае нельзя заставлять, они должны сами этого захотеть. В группе всегда найдутся активные и любопытные дети, которые любят «что – то новенькое», сначала они включаются в работу, затем и другие дети, глядя на них, тоже начинают увлекаться игрой в шашки.

Главное, чтобы процесс обучения детей проходил ненавязчиво и интересно. Знакомить детей с новым для них материалом необходимо в простой и очень доступной для их понимания форме. Например, рассказывать детям о правилах игры в шашки можно в виде сказки или в стихотворном варианте,заучив который, дети быстро начнут в них ориентироваться и перестанут путаться ( самая распространенная ошибка – ход назад простой шашкой при отсутствии «безопасных» ходов вперед ).

Правила игры в шашки на первый взгляд кажутся несложными, но, как показывает мой опыт работы с детьми, для игры в шашки не достаточно просто знать правила, так как эта игра содержит в себе много разного рода трудностей, тонкостей и хитросплетений. Для того, чтобы дети хорошо научились играть в шашки, нужны систематические занятия, которые заключают в себе минимум теории и максимум практики.

Знакомство и обучение детей игре в шашки происходит поэтапно, по принципу : от простого к сложному.Сначала детей нужно познакомить с историей возникновения этой игры, затем продемонстрировать им доску, фишки черного и белого цветов, после чего научить правильно расставлять шашки на игровом поле, объяснить, почему все шашки ставятся только на темные клеточки ( это необходимо для того, чтобы шашки соперников встретились в игре ) и так далее .Необходимо также четко сформулировать суть игры, которая заключается в том, чтобы при продвижении своих шашек вперед, уничтожить шашки соперника или перекрыть ему все ходы. После того, как дети усвоили общие сведения о шашках, можно приступать к знакомству с основными правилами игры. Я предлагаю свой стихотворный вариант, который очень помогает детям быстро освоить правила этой умной игры.

1) Начинать бой можешь смело –Первый ход всегда за белой!2) Шашки медленно, но меткоШагают лишь по черным клеткам!3) Наверно, шашкам не везет,Что ходят шашки лишь ВПЕРЕД!4) Знают все : и стар, и млад,Шашкой бьем вперед – назад!5) Шашка соперника сразу погибнет,Если твоя ее перепрыгнет!6) Поля вдруг конец настанет,Сразу шашка «дамкой» станет!7) Чтоб твою «дамку» не поймали,Ход ее по всей диагонали!8) Цель игры – побить «врагов»И чтоб им не было ходов!

Дети, как правило, увлекаются также быстро, как и теряют потом интерес. Поэтому задача воспитателей не только как можно дольше удерживать этот интерес, но и с каждым занятием подпитывать его и все больше увеличивать. Для этого я рекомендую не затягивать занятия ( продолжительность не должна превышать 25 минут ), чтобы у детей не было переутомления, результатом которого может стать снижение мозговой активности и внимания.

Сами занятия по шашкам нужно проводить не более двух раз в неделю, чтобы дети ими не пресытились , потому что это может повлечь за собой быстрое надоедание и потерю интереса. Планировать занятия нужно таким образом, чтобы чередовались несколько видов деятельности: теоретическая ( знакомство с новым материалом), практическая ( демонстрация простых, но показательных и увлекательных фрагментов игры в шашки и решение простых шашечных задач) и игровая (игры соревновательного характера ).

Необходимо помнить, что играть в шашки ребенку нужно не только с игроками сильнее, но также и слабее него ( победы в игре будут стимулировать его, подогревать интерес, а вот частый проигрыш может отрицательно повлиять на дальнейшее желание ребенка играть в шашки ). Важно каждого ребенка время от времени хвалить ( за победу, даже за один верно сделанный им ход ), и никогда нельзя его критиковать за проигрыш — это отобьет у него желание вообще когда – либо в будущем заниматься не только шашками, но и, быть может, другими играми соревновательного характера.

Играя в шашки, ребенок учится логически и абстрактно мыслить, принимать важные решения, продумывать на несколько ходов вперед. Поэтому в ходе игры никогда нельзя его торопить, потому что правильные решения, которые влияют на итог игры, должны приниматься не спеша, ибо он сам несет за них ответственность. В случае поражения в игре, необходимо научить ребенка относиться к данной ситуации спокойно и выдержано, не огорчаться, а делать выводы, учить анализировать ошибки.

Поражение в игре, это тоже результат, пусть и со знаком минус, но он тоже является своего рода уроком, опытом. При поражении надо приободрить ребенка, сказав, что у него обязательно все получится, что вы в него верите. Воспитатель на протяжении всего времени занятий должен доносить и подчеркивать мысль о том, что для достижения успешных результатов в игре в шашки, нужно много тренироваться и относиться к этому делу серьезно и ответственно.

По окончанию всех занятий обучения детей игре в шашки дети должны уметь мысленно рассуждать в ходе игры при каждом очередном шаге, анализировать правильные и ошибочные ходы, предвидеть ходы соперника на несколько шагов вперед, строить хитроумные шашечные комбинации, а также из множества ходов выделять самый верный и целесообразный. Подвести итог всего курса обучения необходимо проведением итогового соревнования по шашкам между детьми, где им вручаются дипломы и подарки.

Шашки – это волшебная игра . Она одновременно и простая, и сложная .Она подразумевает под собой соревнования, борьбу, и это закаляет детскую психику и характер, а также положительно влияет на такие человеческие качества, как организованность , ответственность, способность доводить до конца начатое дело, не унывать и не падать духом в случае неудач, помогает поверить в себя. Игра в шашки в детском саду – интеллектуальный досуг, который направлен на формирование предпосылок учебной деятельности и на развитие интегративных качеств детей, обеспечивающих им социальную успешность.

Автор:  Корчагина Ирина Владимировна воспитатель,МБДОУ « Детский сад комбинированного вида № 85»г. Астрахань, Россия 

Статья размещена в авторской редакции

planetadetstva.net

Как научить ребенка играть в шашки с нуля

Каждый знает, что обучиться игре в шашки можно в любом возрасте. Поэтому сегодня разберемся, как научить ребенка играть в шашки с нуля, взяв для примера русскую игру.

Изучаем правила

Этот шаг большинству из вас может показаться достаточно скучным и малоинтересным, тем более ребенку. Но это необходимость, ведь без правил ваш малыш не сможет играть. Но если вдуматься, они не так уж и сложны, легко поддаются пониманию и запоминанию.

Не будет лишним припадать ребенку уроки некоторых специальных приемов, и приоткрыть секретные особенности. Здесь уже рассказы не помогут, только практические занятия. Одним из подобных шагов считается игровая комбинация в шашках. Основной натиск, выполняемый за игрой, даст вашему ученику возможность получить необходимый результат и позволит насладиться приятностью момента от полной победы.

Итак, начинаем с азов. Поле для игры в шашки имеет шестьдесят четыре клетки, окрашенные в два цвета – белый и темный. Игра организована только по темным, играющих – двое. Шашки выставляются на трех нижних рядах. Ход — по диагональному направлению, на одну клеточку. Первым начинает игру обладатель белых шашек. Ходы далее между соперниками чередуются. Касание игроком шашки, имеющей возможность маневра, означает то, что он ей обязан ходить. Если на впереди находящейся клетке расположена шашка противника, а за ней имеется свободное игровое место – шашка «бьется». В игре она больше участия не принимает и убирается с доски. При наличии такой ситуации ход в сторону игрок делать не имеет права – обязан бить. В случае, если таковых возможностей несколько – выбирать следует наиболее удобную для вас. Шашка, доведенная до края поля противника, превращается в дамку и может ходить по диагонали на любое количество клеток.

Еще немного о стратегии

Ребенок должен научиться определять игровой уровень соперника. Начиная игру, необходимо сосредоточиться на проведении шашки в дамки. Важно не давать этого сделать сопернику. Полученная дамка даст начинающему игроку большие преимущества. Ведя игру, необходимо стремиться достичь численного преимущества над противником, стараться захватить центр доски, предоставляя сопернику для маневра участки по краям. Таким образом всегда будет больше шансов для выигрыша. Необходимо следить за игрой соперника, чтобы своими ложными ходами он не смог увлечь в приготовленную ловушку. Успех подобных маневров не редко приводит к полной победе. Свои ходовые комбинации необходимо продумывать на несколько пунктов вперед и стремиться их осуществить полностью.

Большую значимость имеют и другие приемы – заход в «любки» и нападение, прорыв в дамки, запирание шашек соперника, не давая им возможности для хода, поддавки.

Поясним по каждому приему:

  •  поддавки – задуманная ловушка на начальном этапе игры. Фигуры приносятся в жертву сознательно, чтобы в дальнейшем провести молниеносную комбинацию по нападению;
  •  «любки» — шашка ставится между двумя вражескими, чтобы на следующем ходу вы могли гарантированно одну из них «съесть»;
  • дамки – здесь все понятно, главное – быстрота;
  •  блокировка – не дать противнику возможности ходить, лишать его маневра. Но при этом следует остерегаться и повторения ситуации уже на себе.

Чтобы ребенок хорошо научился играть, он должен постоянно тренироваться. Лучше всего для этого можно воспользоваться компьютерными играми. Здесь можно выполнять сохранение, проводить анализ игр, выявлять ошибки и избегать их в последующих играх. Всегда помните, что игра в шашки – интеллектуальная.

 

razvitiedetei.info

Как научить ребёнка играть в шашки

Здравствуйте, уважаемые родители. Сегодня мы затронем вопрос обучения детей логическим играм, а в частности шашкам. Рекомендуется уделить особое внимание этому вопросу, если вашему малышу уже исполнилось четыре годика. Это самое подходящее время для начала обучения. В данной статье вы узнаете, какую пользу для развития малыша несёт эта игра, каковы её правила, получите рекомендации по обучению.

В чём польза

Оказывается, эта игра влияет на развитие многих способностей ребёнка:

  1. У малыша развивается образное, трёхмерное мышление.
  2. Карапуз совершенствует навыки логики.
  3. У ребёнка развивается память.
  4. Малыш учится мыслить абстрактно.
  5. Происходит развитие фантазии и творческого мышления.
  6. Ребёнок становится более терпеливым и сообразительным.
  7. Малыш учится концентрироваться на одном занятии, что благоприятно влияет на его самодисциплину.

Правильная мотивация

Прежде, чем заинтересовать малыша игрой, родителям необходимо самим убедиться в том, что они достаточно ознакомлены с этой игрой и её правилами, не помешает изучить дополнительную литературу и сыграть не один раз с взрослым или компьютерной программой.

Как же себя вести, чтоб игра пробудила интерес в глазах ребёнка:1. Расскажите своему карапузу сказку, в которой два, например зверя, решили сыграть в шашки, как они были увлечены игрой.

  1. Покажите малышу, как вам интересно играть с его дядей, тётей или старшим братиком. Пусть понаблюдает со стороны.
  2. Предложите присоединиться к игровому процессу. Скажите, что вашему партнёру пора заниматься другими делами, и не хочет ли карапуз поиграть с вами вместо него. Практически все дети с радостью отреагируют на такое предложение.
  3. Начинать нужно с элементарного и не забывать хвалить малыша за каждое достижение, а если что-то не получается, поддерживать и в спокойной форме объяснять, что именно не получилось.

Как научить ребёнка играть в шашки с нуля

Правильное обучение ребёнка должно включать в себя несколько этапов:

  1. Первым делам необходимо познакомиться с правилами игры.
  • объясните малышу, что есть ваши и его фигурки, и вы, как-бы, должны сражаться на игровом поле;
  • рассмотрите доску, она имеет 64 клеточки, одни белые, другие чёрные; расскажите, что фигуры выставляем только на чёрные, и только по ним можно передвигаться;
  • покажите, как необходимо располагать шашки по клеточкам – в три ряда с каждой игровой стороны; фигуры своего цвета ставятся на своей половине поля;
  • обратите внимание ребёнка на одинаковое количество фигур у каждого игрока на момент начала игры;
  • теперь можно показать, как шашки ходят, и что происходит, когда фигура добирается до первой полосы противника – превращается в дамку; объясните, как она ходит;
  • не забудьте упомянуть, что первый ход делает игрок, у которого белые шашки;
  • объясните, в какой ситуации шашка может бить фигуру противника; малыш должен понять, что это обязательно делать, если предоставляется такая возможность, для того, чтобы приблизить себя к победе;
  • стоит обратить внимание ребёнка на то, что он должен оберегать свою «первую линию» и преждевременно не открывать эти клеточки, чтоб не дать противнику превратить свои фигуры в дамки;
  • расскажите, что проигрывает тот, у кого побили все фигуры, также расскажите о ситуации, когда игра заканчивается ничьёй;
  • никогда не смейтесь над малышом, если он проиграл; поблагодарите ребёнка за хорошо проведённое время и совместную игру; если малыш победил – похвалите его; поддаваться можно только на первых порах и то незначительно.
  1. Ознакомьте малыша с секретами, хитростями, а также особыми приёмами игрового процесса.
  2. Теперь самое время рассказать о том, что собой представляет комбинация шашек.

Мой сын впервые узнал о том, что такое шашки, когда ему исполнилось четыре года. Я решила, что пора начать знакомство ребёнка с игрой, которая и в моём детстве пользовалась большой популярностью. Вместе с Никитушкой мы отправились в магазин, чтоб приобрести шашки. Придя домой, распаковали коробку, я обратила внимание сына на наличие белых и чёрных фигур. Никита сразу понял, что предметы определённого цвета будут принадлежать ему, а другие — мне. Объяснила ребёнку, как следует расставлять фигуры по клеточкам, он довольно быстро всё понял, рассказала сынишке правила игры. Полноценно играть он научился спустя полтора месяца и до сих пор любит это занятие.

Советы

Помните, для того чтобы игра приносила малышу удовольствие и он не потерял к ней интерес, необходимо соблюдать определённые правила:

  1. Запаситесь терпением, процесс обещает быть долгим.
  2. Не навязывайте ребёнку игру, если она не вызывает у него никакого интереса.
  3. Поддаваться малышу можно, но только чуть-чуть и на первых порах. Иначе он так и не научится правильно играть.
  4. Если ваш карапуз не понимает, что вы от него хотите, лучше на время отложить обучение. Возможно, ваш ребёнок ещё не дорос для такой игры и можно будет повторить попытку спустя какое-то время.
  5. Не забывайте хвалить карапуза за каждое правильное решение, верный ход.
  6. Никогда не ругайте ребёнка, если он делает неправильные движения, спокойно повторите правила игры. Ваши крики не только не помогут малышу осознать свою ошибку, но и вызовут отвращение к данной игре.
  7. Не забывайте говорить своему ребёнку, как вы гордитесь его успехами. Также в присутствии малыша рассказывайте другим взрослым о его достижениях. Это будет его мотивировать заниматься усерднее, будет способствовать дальнейшим победам.

Вы уже поняли, что впереди непростой путь и может потребоваться немало усилий, пока малыш полностью овладеет навыками данной игры, хотя некоторые детки довольно быстро осваивают это занятие. Помните, впереди ещё обучение не менее увлекательной игрой – шахматами. По сути, шашки являются своеобразной подготовкой к более сложным интеллектуальным занятиям. Не забывайте о важности и необходимости знакомства карапуза с играми подобного рода. Желаю, чтобы ваш процесс обучения прошёл успешно, и ребёнку понравилась новая забава!

zdorovyemalisha.ru

Как научить ребенка играть в шашки: правила игры, 2 варианта

(2 голоса: 5 из 5)

Шашки для детей: правила в картинках

Шашки — разновидность древней игры алькерк. Они были очень популярны в средневековой Европе. Как и в шахматы, играть в шашки сегодня можно с компьютером. Но для этого надо хотя бы научить ребенка правилам этой настольной игры. Освоить правила игры в шашки помогут картинки. Есть разные версии этой игры. Они различаются ходами, фигурами, количеством полей на доске.

Английские шашки

Что нужно для игры: доска 8 на 8 квадратов и по 12 шашек на каждого игрока

Фигуры на доске надо расставить так, чтобы правый нижний угол был белым и пустым.

Игру начинают белые фигуры. Шашка перемещается по диагонали на ближайшее свободное поле.

 

 

Чтобы съесть фигуру противника, нужно перепрыгнуть через нее на свободное поле. Если есть возможность съесть фигуру, это обязательно надо сделать.

 

 

За один ход можно съесть несколько шашек.

 

 

Если игрок довел свою фигуру до противоположного края доски, он переворачивает шашку (а). Она становится дамкой и может двигаться по диагонали вперед или назад (б).

 

 

 

Съесть дамку может любая шашка.

Выигрывает тот, кто убрал с доски все шашки противника.

Есть два правила шашек, которые обычно соблюдаются, хотя они и неофициальные.

1. Игрок обязан съесть шашку противника, если у него есть такая возможность. Если он этого не делает, его шашку убирают с доски.

2. Дамку можно передвигать на любое количество полей. Но, съев шашку противника, дамка должна занять поле позади съеденной фигуры.

Атланбадж (турецкие шашки)

Восточная Европа

Количество игроков: 2

Что нужно для игры: доска 8 на 8 квадратов и по 16 шашек на каждого игрока

Игроки по очереди передвигают шашки вперед или вбок. Ходить назад или по диагонали нельзя.

 

 

Когда шашка попадает на противоположный край доски, она становится королем.

 

 

Чтобы внешне выделить короля, на него ставят шашку такого же цвета. Король может двигаться вперед, назад или вбок на любое количество квадратов.

 

 

Чтобы съесть фигуру противника, надо перепрыгнуть через шашку на свободное поле позади нее. За один ход можно съесть несколько фигур. Обычным фишкам не обязательно есть фигуры противника, но король должен съесть столько фигур, сколько может.

 

Выигрывает тот, кто убрал с доски все шашки противника.

Бельгийские шашки (поддавки)

Франция и Англия

Правила такие же, как в английских шашках, с одним важным отличием: выигрывает тот, кто первым потерял все свои шашки!

Итальянские шашки

Италия, конец XVI века

Правила такие же, как в английских шашках, но с одним отличием: дамку может съесть только другая дамка. Побеждает тот, кто съест все чужие фигуры.

Если перед игроком стоит выбор между двумя ходами, он должен выбрать тот, который позволит ему съесть как можно больше шашек противника. Если количество шашек одинаково, то игрок должен съесть наиболее ценные фигуры.

Из книги «Играй! Самые интересные детские игры со всего мира»

azbyka.ru