Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
комбинированного вида города Тюмени

Как написать правильно сочинение в 5 классе? Как научить писать сочинение ребенка в 5 классе


Как научиться писать сочинение – школа маленького отличника

Страх белого листа, первого слова, вводного абзаца – как только ни называют проблемы в написании школьных сочинений! И дело вовсе не в отсутствии фантазии или бедного словарного запаса. Зная правила, по которым пишется творческая работа, можно запросто справиться с сочинением «на отлично».  Как научить ребенка писать сочинения? С чего начать? Как продолжить? Какими мыслями наполнить текст?

Как писать сочинение: помочь иль не помочь?

Первое желание, которое приходит к ребенку, получившему задание написать сочинение, – попросить о помощи родителя. Несомненно, взрослый сумеет помочь так, что чадо получит «отлично». А как же быть с личным опытом? К кому будет обращаться ученик на уроке и на экзаменах? Поэтому, помогать необходимо, но – в разумных пределах.

Правило 1

Убедитесь, что чадо разбирается в той теме, по которой задано сочинение. Учим ребенка писать творческую работу, начиная с обсуждения. Например, традиционное сочинение о том, как прошло лето. Казалось бы, все просто. Но нет, малыш в замешательстве. Оказывается, он давно забыл о своих приключениях, о том, как это было весело, что он чувствовал, о чем думал. Школьник даже не понимает, что скромное приключение на рыбалке может показаться невероятно интересным.

А если малыш ничего не знает, скажем, о заводе, что он может написать? Почитайте книгу, посмотрите фильм, расскажите сами, и дело наладится.

Замечательный метод придумать содержание сочинения – устроить семейный мозговой штурм. Как приятно вспомнить давние события или обсудить книгу вместе! Ребенок тоже участвует. Но кроме обсуждения, он запоминает самое интересное, что бы рассказать об этом в своей тетрадке.

Правило 2

Как научить писать сочинение в начальной школе? В старшей школе пишут планы, а в младшей? План необходим даже первокласснику. Но ведь он еще не читает прописью, — скажете Вы, — а писать печатными буквами — это такая морока! Попробуйте нарисовать план. Придумайте понятные символы, которые помогут изложить события верно.

Классический план строится по схеме:

  • Название;
  • Вступление;
  • Основная часть;
  • Вывод.

Как научить писать сочинение даже любителя точных наук? Приучите ребенка к последовательности. Объясните, что значат все эти пункты. В каждом из них могут быть еще и подпункты.

Правило 3

Когда известно о чем писать, и составлен план, прорабатываем детали. Для этого не ленимся взять черновик и записать всех действующих лиц (предметы). К каждому из них подбирается прилагательное (внешность, характер, поступки), после – глагол (что он делает).

Правило 4

Пишем, пишем и пишем!

Правило 5

Проверьте сочинение. Уберите лишние детали, добавьте новые. Исправьте ошибки. Когда черновик будет готов, переписываем сочинение в тетрадь и …еще раз проверяем.

Интересные советы бывалых родителей

Многие родители с улыбкой вспоминают книгу Джанни Родари «Бином фантазии». Автор делится интересным методом обучения, как научить писать сочинение кого угодно, даже ребенка. Книга, когда то была очень модной и научила сочинительству не одного ученика. Попробуйте поиграть, как пишет Родари. Возможно, у Вашего чада проснется писательская страсть.

Конечно, родителям страшно не хочется, что бы их ребенок ошибался и получал плохие отметки. Но с  каждым разом малыш будет сочинять все более уверенно. И совсем скоро он напишет творческую работу сам, а ведь именно этого мы и добиваемся, не так ли?

www.vse-dlya-detey.ru

Как научиться писать сочинение: советы педагога

Главная страница » Учеба, сессия, экзамены

В школе сочинения по литературе, языку пишут все, однако не у всех получается одинаково хорошо. Между тем, это умение и для взрослых важно. Сочинения легко даются тем, кто умеет мыслить логически, связывать факты, рассуждать на их основе. Если же вы хотите сформировать в себе эти качества, стоит заняться развитием речи.

Как правильно работать над школьным сочинением

Все сочинения можно условно разбить на две большие группы — по литературе (они пишутся на основе прочитанных произведений) и по языку (в них отражается жизненный опыт учащегося, также сюда относятся описания по картинам). Работа над ними проводится разная, но в первом приближении можно обозначить такой порядок.

  1. Начните с собирания материала для сочинения. Подумайте и запишите все, что вы знаете по заданной теме. Это могут быть ситуации, персонажи, эпизоды собственной жизни или публицистические материалы. Удобно обозначить их на отдельных карточках. Как это сделать, решите сами: записать несколькими словами или подробно, привести цитаты из книг, сделать схематические рисунки и тд. Карточки удобнее, чем конспект в тетради, потому что в процессе планирования своего сочинения вы сможете передвигать их, менять местами, тем самым делая ход своей мысли наглядным. На стадии собирания материала не ограничивайте себя: записывайте все, что кажется относящимся к теме.

  2. Продумайте идею работы — ту главную мысль, которую вы хотите донести до читателя. После этого начните выстраивать собранные материалы таким образом, чтобы они логично и последовательно привели к этой мысли. Если окажется, что вы сделали слишком много заготовок, не старайтесь втиснуть их в одну работу. Отнеситесь спокойно к тому, что какие-то останутся неиспользованными.

  3. Опорных моментов, ведущих к главной мысли, у вас должно быть несколько — как правило, три-четыре. Этого вполне достаточно для простой работы на несложную тему в 5 или 6 классе. Но и в старшей школе, в объемном сочинении по литературе не стоит усложнять главную мысль слишком большим количеством тезисов. Пусть их будет не много — просто их характер изменится: они усложнятся и обрастут подробностями.

Давайте посмотрим, какие идеи помогут написать сочинение на тему «Летние впечатления».

В такой работе можно отразить:

  • отдых на морском курорте или турбазе,
  • поездки на дачу,
  • летний детский лагерь.

В зависимости от вида отдыха нужно подобрать несколько самых ярких впечатлений. Например, в лагере это может быть:

  • знакомство и дружба с ребятами из других стран или регионов,
  • новое интересное хобби,
  • вечерний костер.

Отберите самые интересные эпизоды и расскажите, что происходило, как это принимали участники, что вам в этом понравилось. Расположите их в порядке нарастания яркости: тогда будет легко перейти к выводу о том, что летний отдых оставил удивительные впечатления и надолго запомнился.

Сделайте короткое вступление. Постарайтесь, чтобы оно было естественным и коррелировало с выводом в конце — то есть фактически идеей сочинения.

Когда вы работаете с сочинением-эссе, обращайте внимание не только на содержание, но и на то, насколько красиво и образно вы строите предложения.

Если речь идет о сочинении-размышлении, помните о основных частях: вступлении, основной части и выводах. Во введении должны быть главные тезисы, в основной части – примеры и доказательства, а в выводах – ваша точка зрения на заданную тему.

В сочинении-миниатюре должны быть тезис и объяснение.

Эти правила кажутся очень простыми, но они помогают создать логичный связный текст.

Лексическое богатство

Чтобы научиться хорошо писать сочинения, нужно выражать мысль ярко и по возможности точно. Для этого требуются незаурядный словарный ресурс и умение им пользоваться. Не ленитесь работать над его обогащением:

  • читая художественное произведение, пересказывайте вслух фрагменты прочитанного (особенно авторов русской классической литературы),
  • не упускайте случая узнать значение того или иного слова, заведите привычку пользоваться толковыми словарями,
  • возьмите за правило внимательно слушать людей, чья речь вам нравится, кажется богатой и интересной,
  • по пути в школу, в поездке практикуйте упражнения по расширению лексического запаса.

Вот самые простые и популярные словарные игры. Для некоторых нужно два-три участника, а некоторые можно практиковать в одиночку.

Варианты игр на расширение словарного запаса

  1. Подберите как можно больше синонимов к заданному слову. Элемент случайности привнесет выбор слова методом «тыка»: оглянитесь вокруг, назовите любой предмет или признак — с ним и играйте.
  2. «Снежный ком». Начните с простого предложения, состоящего из двух-трех слов. Игроки по очереди доращивают его одним словом, всякий раз повторяя всю конструкцию.
  3. Вспомните, на каком месте вы остановились в книге, которую читали вчера вечером или уже сегодня. Перескажите фрагмент как можно ближе к тексту. Сначала выбирайте описательные или повествовательные кусочки. Позже — эпизоды с диалогами, при воспроизведении которых избегайте прямой речи.

И в завершение приведем несколько базовых правил работы над сочинением по литературному произведению.

Правила успешной работы над сочинением по литературному произведению

  • Скажите «нет» переписыванию. Конечно, важно читать так называемую «критику», но если заниматься подобным плагиатом, то это не будет развивать ваши способности в написании сочинений. Можно использовать ее лишь для того, чтобы направлять свою мысль в нужное русло. Впечатления, утверждения, выводы – должны быть только ваши собственные.
  • Если речь идет о сочинении по литературному произведению, стоит его обязательно прочитать. И вам не поможет краткое содержание. Вы сами должны понимать содержание романа, повести или рассказа, сами делать соответствующие выводы и высказывать свое мнение.
  • Прежде чем написать сочинение, стоит составить план. Если вам тяжело дается написание сочинений, лучше сделайте это не в «уме», а на бумаге. Относительно плана, то здесь должны присутствовать три главных части – вступление, основная часть и выводы.
  • Если вы не поняли что-то из произведения, потеряли сюжетную линию, возможно, лучше перечитать произведение еще раз.
  • В случае прочтения критики, если, скажем, вам понравилась чья-то мысль, попробуйте развить ее своими словами. Оцените, насколько она соответствует мысли произведения.
  • Не забывайте про цитаты. Это подчеркнет вашу осведомленность в теме.
  • Читайте примеры хороших сочинений по литературным произведениям. Так в вашей голове отложится правильная структура написания, образы и обороты. В конце концов, вы мысленно приучите себя к правильной работе со словом.
  • Думайте о собственном сочинении-произведении заранее. Не садитесь за чистый лист и не начинайте все «с нуля». например, идете в магазин: осмысливайте прочитанное, подумайте, с чего начать сочинение, как закончить.
  • Ну и главный совет – повышайте свою грамотность.

Как видите, чтобы написать хорошее сочинение требуется немало усилий. Для многих это настоящая проблема. Действительно, все мы разные, кто-то мыслит творчески, любит фантазировать и выступать. Но кое-кто теряется, когда оказывается перед листом бумаги и заданной темой наедине. Однако нет ничего невозможного — каждый может освоить методику написания сочинения. Надо лишь работать в этом направлении, тренировать свой письменный слог. Представленные в статье советы и упражнения не только помогут освоить искусство написания сочинения, но и нарастить лексический запас, улучшат память и внимательность. Некоторые из них также можно использовать, чтобы учить иностранные слова и выражения.

prizmaznaniy.ru

Как научить детей писать сочинения?

Как научить учеников писать сочинения: приемы и рекомендации для учителей

Сочинение — это один из популярных видов школьной работы, которые подразумевает грамотное, четкое, логически выстроенное изложение своих мыслей на заданную тему. После долгих экспериментов сочинение вновь заняло почетное место в школьной программе и включено в список обязательных испытаний на ЕГЭ.

Как научить писать ребенка сочинение? Каким критериям оно должно отвечать, какие виды сочинений существуют? Мы собрали наиболее действенные методики, которые помогут учителям справиться с этой нелегкой задачей.

Люди, которые не умеют и не учатся связно говорить и писать, как правило, не умеют и не научаются думать. А.Н. Привалов

Классификация сочинений

Для начала разберемся, какие виды сочинений существуют. Ведь для каждого из них существуют свои критерии и свои правила написания и оформления. Знакомство с сочинением как видом письменной работы начинается уже в начальной школе. Вот в градации от простого к сложному и рассмотрим виды сочинений.

В методике существует несколько классификаций сочинений (по объему, по жанру, по характеру темы). В наиболее общей классификации принято выделять три основных вида:

  • Сочинение-описание. К ним относятся такие распространенные виды сочинений, как описание героя, сочинение по картине, описание пейзажа, интерьера и т.д. Отличительная особенность таких сочинений — в постепенном переходе от общего к частному. Ключевое значение для такого вида сочинения имеет правильный выбор художественно-изобразительных средств.
  • Сочинение-повествование, или сочинение-рассказ. Здесь главный упор делается на структуру изложения материала. Обязательно присутствуют такие компоненты, как завязка, кульминация и развязка. По сути, сочинение-повествование — это рассказ о каком-либо событии, описание действия.
  • Сочинение-рассуждение — один из наиболее сложных видов письменной работы. К этому виду относятся такие жанры сочинений, как отзывы, обзоры, эссе, сочинение на свободную тему. Для такого вида сочинений важно грамотно сформулировать главную мысль, идею — тезис. Затем идет построение доказательств (примеров, подтверждающих тезис). И заканчивается сочинение-рассуждение подведением итога — ответом на главный вопрос.

Учим писать сочинение правильно: важные аспекты

Рассмотрим по порядку, как научить ребенка писать сочинение правильно, на что обратить внимание.

Этап 1. Работаем над темой сочинения

Это важнейший аспект, на который стоит обратить внимание учеников. Часто бывает, что попадается изумительное сочинение, грамотное, развернутое. Но приходится оценивать его низко, потому что написано оно не по теме. Например, тема звучит так: «Приемы характеристики героев в романе "Евгений Онегин"». А ученик описывает в сочинении жизненный путь только Онегина — от его первого появления в романе до последнего, так сказать, "вздоха". А ведь важно было выявить именно приемы, а не составлять хронологию жизни героя.

Итак, первый шаг — изучаем тему сочинения. То есть, если дана тема: «Петербург Достоевского в романе "Преступление и наказание"» — то значит, нужно будет ограничиться рамками только этого романа. А тема "Любовная лирика Н. Некрасова" — более широкая, которая предполагает прослеживание такой лирики на протяжении всей творческой жизни поэта.

В методике предлагаются такие приемы, которые помогут научить детей разделять широкие и узкие темы и правильно формулировать тему сочинения.

  • Попросите учащихся самостоятельно предложить темы сочинений. Например, вы закончили изучение произведения И. Тургенева "Отцы и дети". Какие темы сочинений могут быть предложены? "Образ Базарова в романе", "Конфликт отцов и детей", "Любовь в романе", "Композиционный особенности романа" и т.д.
  • При этом ученики должны уметь определять — широкая эта тема или узкая, что именно будет затрагиваться в сочинении, какие вопросы решаться.
  • Попросите проанализировать каждое слово в названии темы сочинения и выделить ключевое понятие (подчеркнуть, обвести, выписать, если нужно дать толкование слова). Например, темы "Жизненный путь Печорина", ключевое слово — "путь", т.е. в сочинении пойдет тема о хронологии событий в жизни героя. Или "Чтение — вот лучшее учение". Ключевые слова — "чтение", "учение". Значит, в сочинении предстоит раскрыть взаимосвязь между этими понятиями.
  • Прием "Редактор". Раздайте учащимся готовые сочинения, написанные не по теме. Дети должны самостоятельно или в группах определить: в чем заключается ошибка, почему тема указана неправильно, как должна быть названа тема, раскрытая в данном сочинении.

Этап 2. Определяем границы темы и формулируем главную идею

Вот еще одна часто встречающаяся ошибка. Бывает, что дана большая тема, например, "Критики о Пушкине". И ученик "растекся мыслью по древу", не выделив сути.

Чтобы этого избежать, нужно научить детей определять границы своего будущего сочинения.

Итак, перед вами широкая, общая тема. Не стоит пытаться "объять необъятное". Выбираем три-четыре примера и на их основе раскрываем тему.

Пример: "Любовь в жизни человека". Можно ограничиться тем, что выбрать два вида любви: материнскую и романтическую (к противоположному полу). Для каждого вида — пара-тройка примеров из литературы и из жизни. В заключении — вывод: важна / нужна / не нужна любовь в жизни человека. Все! Тема раскрыта.

Или дана тема: «Семья Ростовых в романе "Война и мир"». Если начать описывать каждого героя, то сочинение получится под стать самому роману по объему. Эта тема очень общая, а потому важно сформулировать главную идею. Например, сравнить только отца Ростова и Наташу. В чем они похожи, в чем различаются?

Важно донести до учащихся мысль, что идею сочинения формулируют они сами. Одна и та же тема может содержать в себе 3, 4, 5 идей. И от того, какую идею выберет ученик, зависит и содержание сочинения.

Другая сложность, когда тема довольно узкая. Например, "Моя комната". Действительно, ну что писать? Диван возле стены, на окнах занавески и обои в цветочек? Здесь нужен обратный ход: от конкретного — к общему. Какие чувства вызывает эта комната? Какие важные события в вашей жизни происходили здесь? То есть, перейти от конкретного описания предмета к общему описанию чувств и эмоций.

Итак, правило формулировки главной идеи: "Общее — конкретизируем, конкретное — обобщаем".

Прием, развивающий умение формулировать идею

Выберите одну общую тему и попросите учащихся предложить как можно больше идей развития этой темы. И, наоборот — для узкой темы ученики должны подобрать как можно больше идей ее развития и обобщения.

Совет: Работу можно провести в игровой форме, разделив класс на небольшие группы.

Этап 3. Составляем план сочинения

План — "альфа и омега" любого сочинения, так как он задает рамки и помогает логически последовательно излагать свои мысли. Учить составлению плана необходимо уже в начальной школе.

Любое сочинение, вне зависимости от вида и жанра, содержит три главные составляющие: введение, основная часть и заключение.

  • Чтобы научиться выделять эти смысловые части, желательно составлять планы на предварительных уроках, Например, прочитали произведение — попросите учащихся составить план и выделить основные части. Прочитали параграф учебника — то же самое: составьте план.
  • В методике существует и такой прием, который учит выделять отдельные фрагменты текста: предложите ученикам текст, в котором абзацы перемешаны. Ученики должны расположить абзацы в логической последовательности, дав название каждому.
  • Очень важно, чтобы план соответствовал заявленной теме. Поэтому можно предложить учащимся заранее составленные планы по теме сочинения и попросить их оценить соответствие. Работу можно проводить в группах или в парах.

А вот проводить этап составления плана можно до или после сбора материала. Бывает, что ученик выбрал тему, обозначил границы и сформулировал главную идею, а о чем писать — не представляет. Тогда лучше сначала собрать материал, а потом составить план. Главное, чтобы составление плана не проходило уже после написания сочинения.

Этап 4. Собираем материал

Самый сложный этап работы, который позволяет составить основу будущего сочинения.

Искать материалы можно в разных источниках: книгах, критических статьях, статьях и отзывах в интернете

Для начала стоит обговорить с учениками, что разные типы сочинений имеют свои языковые особенности. Так, для сочинения-описания важны прилагательные, причастия и существительные. В таком виде сочинения все строится в ответе на вопрос "Какой…"

Для сочинения-повествования важны глаголы и существительные, так как часто эти сочинения посвящены описанию какого-либо события, действия.

  • Один из методических приемов предлагает собирать материал в таблицу.

Например, для сочинения по картине заполняем такую таблицу:

Пункты плана

Что? Кто?

Какой?

Что делает?

Варианты предложений

1. Вступление

Художник ФИО

Знаменитый, русский, популярный

Написал картину в … году

2. Передний план картины

1. Время года — зима

2. Береза

3. Пень

1. Суровая, холодная

2. Тонкая, кудрявая

3. Старый, рассохшийся

1. Наступила, вошла в свои права

2. Дрожит от холода, пригорюнилась

3. Укутался снегом

1. На картине изображена суровая зима.

1. Художник изобразил ненастный зимний день.

3. Задний план, детали картины

4. Заключение

  • Прием "Кластер" также помогает выбрать ключевые понятия, события, явления, о которых пойдет речь в сочинении. Например, для сочинения по теме "Зимний лес" учащиеся составляют кластер ключевых слов: Зимний лес — деревья, животные, небо, поляна, погода. Затем первичные понятия дополняются характеристиками: деревья — скинули листья, с голыми ветками, стоят, укутавшись в снежные шубы, и т.д.
  • Работа по вопросам. В младших классах учитель может воспользоваться заранее составленными вопросами, ответы на которые и будут в итоге представлять сочинение.

Например, для сочинения на тему "Мой лучший друг", ученикам можно заранее предложить заполнить анкету:

  • Как зовут твоего друга?
  • Где вы с ним познакомились?
  • Как он выглядит? (высокий, низкий, худенький, мощный, сероглазый, с карими глазами и т.д.)
  • Твой друг учится с тобой в одном классе? Вы — соседи?
  • Какое у твоего друга хобби?
  • Как вы любите проводить время? И т.д.
  • Прием "Дневник памяти". При работе над сочинением у детей нередко возникает "страх чистого листа" (есть в психологии и такое понятие). Вроде все понятно, тема объяснена, но работа так и не идет на лад. В этом случае можно предложить заполнить своеобразный "дневник памяти". Берется чистый лист и в него записывается все, что приходит на ум в связи с темой: обрывки мыслей, ассоциации, сравнения, начало фраз, цитат, имена, события и пр. То есть, работаем по принципу: "Писательство не в голове, а на кончиках пальцев". Естественно, что весь этот хаос потом нужно проанализировать, "раскидать" по пунктам плана. Главное, что уже нет чистого листа — работа началась!

Этап 5. Пишем сочинение

После того, как составлен план и собран материал, приступаем непосредственно к написанию сочинения.

  • Пишем на черновик. Некоторые учителя не обращают внимания на оформление черновика. Между тем, это очень важно, ведь многие ученики пишут в черновиках так, как они писали бы уже готовое сочинение. Такой вариант не дает возможности корректировки и исправлений (если только орфографических ошибок).

Можно предложить следующий прием:

  • Для черновика используются большие листы бумаги, или обычный лист, развернутый горизонтально. Лист сгибают пополам и сначала заполняют только левую часть. Правая остается свободным полем, куда будут вноситься правки, комментарии и корректировки. Лист заполняется только с одной стороны, оборотная остается свободной. Это нужно для того, чтобы ученик видел весь текст сразу.
  • Для объемного сочинения можно и вовсе использовать несколько листов (по количеству пунктов плана). Так будет удобнее проследить логику повествования, правильно подобрать связующие, переходные предложения.
  • Работаем над введением. Чаще всего затруднение вызывает именно введение. С чего начать? Какое первое предложение написать?

Методисты советуют научить учеников оставлять введение "на потом", и писать его уже после того, как написана основная часть. Этот прием позволит составить грамотное введение, которое, действительно, будет задавать тему и тон всему сочинению.

Варианты вступлений:

Чтобы облегчить задачу, учитель может предложить варианты вступлений, которые используются чаще всего. Рассмотрим на примере темы "Что такое любовь? (по роману М. Лермонтова "Герой нашего времени"):

  • Ряд вопросов по теме: Что такое любовь? Существует ли она? Всегда ли дарит только счастье? Эти вопросы рассматривает в своем произведении М. Ю. Лермонтов.
  • Рассуждение о заглавии. Любовь. Объяснить это понятие однозначно невозможно, потому что это чувство многогранно. И для каждого человека любовь проявляется по-своему. Вот об одной стороне этого многоликого чувства и пишет М.Ю. Лермонтов.
  • Диалог с собеседником. Задумывались ли вы о том, что такое любовь? Многие ответят, что любовь — это чувство, дарящее радость, счастье. Но всегда ли это так? Попробуем найти ответ, обратившись к роману М. Лермонтова "Герой нашего времени".
  • Цитаты, пословицы, поговорки, отражающие идею сочинения.
  • Краткая справка о писателе, поэте, художнике, либо о самом произведении.
  • Описание собственного впечатления, сложившегося после прочтения произведения (просмотра картины, переживания случая и пр.).

То есть, вступление должно быть продиктовано смысловым центром сочинения и определять круг вопросов и понятий, которые будут рассмотрены в основной части.

  • А начинать лучше с… заключения. Здесь работает "правило Штирлица": в памяти остаются только последние слова. Обычно при написании сочинения на завершающем этапе голова уже перегружена, и редко удается написать яркую концовку. А оценивается правильный и грамотный вывод очень высоко. К тому же, это позволит еще раз уточнить тему сочинения и еще раз соотнестись с планом — на те ли вопросы будут даваться ответы, правильно ли выбраны примеры и цитаты.

В школьной методике есть великолепное упражнение, которое помогает учить написанию заключения. Это всем знакомые упражнения, в которых предлагается закончить рассказ. Рассказ обычно дается событийный. А если предложить закончить текст описания, рассуждения? Этот прием помогает выработать навык краткости, лаконичности вывода и, собственно, написания концовок.

Этап 6. Проверка сочинений

После того, как сочинение написано в черновике, необходимо провести проверку. На этапе обучения желательно проверку проводить в классе, заранее обсудив с учащимися типичные ошибки: орфографические, пунктуационные, стилистические, речевые. Проверка строится в два этапа:

  • Самостоятельный анализ.
  • Взаимопроверка.

Этап 7. Анализ сочинений

Многие учителя пренебрегают этим этапом обучения сочинению, предпочитая молча проверить, объявить оценки, в крайнем случае — зачитать пару самых удачных (неудачных) сочинений.

Ученик не сможет научиться писать сочинения, если не будет видеть примеров хороших и плохих работ, а также подробных комментариев к своей работе

Важно проводить полномасштабный анализ вместе с учениками, выявить не только удачные моменты, но и типичные ошибки, которые встречались чаще всего. Можно посвятить этому весь следующий урок или факультативное занятие. Но анализ должен быть!

Конечно, мы рассмотрели лишь наиболее общие приемы, которые используются на уроках, когда нужно научить ребенка писать сочинение. Потому что, например, сочинение в формате ЕГЭ в силу своей специфики требует отдельной статьи. Но, надеемся, что эти советы помогут учителям в подготовке уроков, посвященных сочинениям.

Шутова Галина Викторовна, учитель русского языка и литературы.

infourok.ru

Как научить ребёнка писать сочинения: Советы

Конечно, далеко не все дети любят уроки литературы и русского языка. Многим литературные герои представляются слишком скучными, сами занятия в школе однообразными и неинтересными. Многое зависит от учителя, как он преподает материал, но и отношение ребенка к предмету тоже оказывает колоссальное значение, прежде всего, на успеваемость. Писать сочинения ребенку приходится часто: с начальных классов до выпускного экзамена. Поэтому имеет смысл научиться делать это хорошо и с успехом.

Как научить ребёнка писать сочинения

  1. Всегда напоминайте ребенку, что прежде чем начать писать, он должен выстроить для себя план сочинения. План работы нужен для того, чтобы не сбиться с мысли и правильно выстроить структуру текста в соответствии с теми требованиями, которые выдвигает учитель. Иногда дети просто очень невнимательно слушают задание, а потом не могут вспомнить, как оформлять текст.
  2. Никогда не делайте работу вместо ребенка. Пусть вам написать сочинение гораздо проще, чем ему, да и времени немного займет. Лучше пусть сидит над заданием целых три часа, но добьется качественного исполнения, чем привыкает к тому, что вы сделаете за него. Когда ребенку приходится самому доходить до решения сложной задачи, это укрепляет его веру в себя, формирует чувство ответственности и прилежания.
  3. Приучите ребенка начинать работу всегда в черновике. Только после того, как черновой вариант сочинения будет просмотрен, выверен, ошибки исправлены и отредактирован стиль, можно переписать его набело. Конечно, это займет дополнительное время, но зато в тетради у ребенка будет гораздо чище. Мысль писать сразу на чистовик вызывает чувство неуверенности в себе, нервозности, мешает излагать мысли свободно, поскольку ребенок внутренне боится сделать ошибку и это мешает ему сосредоточиться на выполняемой работе.
  4. В случае, если ребенок испытывает затруднения в написании текста, помогите ему. Но ваша помощь должна заключаться лишь в том, что вы поможете ему выстроить последовательность шагов, которые нужно сделать для создания качественного сочинения.
  5. Больше читайте вместе с ребенком. Чтение тесно связано с написанием текстов. Постоянно видя изящные построения фраз, ребенок вскоре и сам овладеет красивым слогом. У великих классиков есть чему поучиться! Когда по литературе «проходят» всем классом какое – то произведение, включайтесь в этот процесс: читайте вместе с ребенком, рассуждайте о происходящих там событиях, спрашивайте его мнение, как бы он поступил на месте героя.
  6. Не позволяйте ребенку списывать и переписывать чужие работы. Сейчас в продаже есть множество популярных брошюр «Готовые домашние задания». Но если ребенок, не думая, просто перепишет то, что там изложено, он не научится думать и рассуждать самостоятельно.

Постепенно, работая над слогом, ребенок станет писать грамотнее, аккуратнее, сделается дисциплинированнее.  Когда он будет знать, что никто другой не выполнит за него задание, станет рассчитывать только на свои силы и возможности.

Таким образом, чтобы научить ребенка писать сочинения, нужно только организовать ему систематическую работу, постоянно читать произведения, по которым пишутся работы. Даже если ребенок не обладает в достаточной мере литературными способностями, написать текст по прочитанному материалу он сможет. Ребенку очень полезно научиться выражать свои мысли как вслух, так и в письменной форме.

Также прочитайте:

КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА ПИСАТЬ ИЗЛОЖЕНИЕ

КАК НАУЧИТЬ РЕБЁНКА ПИСАТЬ КРАСИВО

КАК РЕБЕНКУ ПРИВИТЬ ЛЮБОВЬ К ЧТЕНИЮ

 

razvitiedetei.info

Как написать правильно сочинение в 5 классе?

  • Любое сочинение состоит из 3-х частей: вступления, основной части, заключения. Вступление и заключение должны составлять не более 1/3 основной части сочинения. Для 5 класса объм текста сочинения примерно составляет от 0,5 - до 1 страницы. Хорошо, если в сочинении будут использоваться цитаты, но надо помнить, что объм цитат не должен составлять большую часть сочинения.

    Приступая к сочинению на тему quot;Дети имеют правоquot;, необходимо ознакомиться с дополнительной литературой о правах детей. Е можно найти либо в интернете, либо обратившись в библиотеку.

    Перед тем, как приступить к творчеству желательно составить план будущего сочинения, набросать пунктами то,о чм вы хотите сказать в сочинении.

    Вступление можно начать с какой-либо цитаты,взятой из прочитанной книги, или начать, например так: quot;недавно я прочл книгу Ю.Яковлева quot;Ваши права, детиquot;, она помогла мне узнать....quot;или же: quot;недавно в классе у нас произошла такая история, которая...quot;.

    В основной части можно рассмотреть какую-нибудь жизненную ситуацию, отражающую суть вопроса. Основная часть должна нести главную мысль, которую вы хотите выразить.

    В заключительной части сочинения следует сделать выводы, высказать сво мнение и обозначить позицию по теме сочинения.

  • Тема quot;Дети имеют правоquot; достаточно сложна для описания, особенно для пятиклассников, но некоторые совету можно дать и тут. Прежде всего отметим, что в любом сочинении на любую тему обязательно имеются три части: Вступление, Основная часть и Заключение, и данная тема не исключение. Вступление может состоять из одного предложения, например, о том, как ребенок узнал, что у каждого человека есть какие-то права.

    В основной части следует описать что вам известно об этих правах. Так, любой школьник должен знать, что его права, как ребенка, защищает принятая многими странами Конвенция о защите прав ребенка и знать какие основные права он имеет - на имя, гражданство, образование, отдых, защиту и конечно на свободу. В этой части можно взять пару таких прав и описать их значение для себя. Например право на образование дает мне возможность учиться, узнавать что-то новое и радовать родителей хорошими отметками.

    В заключении следует выразить свое мнение о значении прав для детей в целом. Как хорошо, что взрослые подумали о том, чтобы любой ребенок мог чувствовать себя защищенным и имел право на эту защиту, и как плохо, что еще есть места в мире, где взрослые об этих правах детей забывают.

  • Начните с завязки главной мысли. Если тема quot;Дети имеют правоquot;, то начните текст с того, что дети - это такие же полноправные граждане, как и взрослые, и что у них равные права.

    В кульминации расскажите о правах, которые вы по вашему мнению взрослые недооценивают (к примеру, право выражать свои мысли в любой форме).

    И закончите сочинение тем, что взрослым надо бы пересмотреть свое отношения к детям и не стоит их затыкать, ведь они такие же люди, только еще маленькие.

  • При написании сочинения на тему quot;Дети имеют правоquot;, стоит рассказать о том, что каждый ребнок в не зависимости от своего возраста, вероисповедания является полноценным человеком, гражданином своей страны и Мира в целом.

    Из этого следует, что они обладают всеми правами, как и другие люди, граждане своей страны. Не стоит принижать их. Поэтому с самого детства нужно обучать и настраивать их на то, что у них есть как права, так и обязанности. Тем самым воспитывая, взращивая в них ответственнось.

  • info-4all.ru

    Как научить ребенка 5 класса писать сочинения

    Дайте ему лист бумаги, ручку и, сядьте рядом и скажите :"Давай вспомним, как ты провёл лето, что тебе больше всего запомнилось запиши под номерами: 1-запомнил то-то, 2, 3, и т. д. Это будет как бы набросок плана. Атеперь давай уже без меня каждый случай расширь интересными подробностями, прилагательными-красочными, весёлыми или не очень. И после расширенных сообщений из них получилось слаженное логически последовательное сочинение. Похвалите, поставьте "5+" Можно положить перед ним игрушку или любимый ему предмет, пусть подробно напишет, что он в нём видит: форма, цвет, свойства, почему ему он нравится и т. д. Уверяю, что всё пойдёт как бы невзначай, раскручивая в нём интерес. Точно, станет писателем!

    разговаривайте с ним побольше. задавайте наводящие вопросы и если он не может дать полный ответ-помогите...

    Попробуйте с ним пофантазировать вместе хоть о чем, сначала коротко на какую-нибудь ерунду и не раз, потом записать, хоть на компе .За один раз не получится, нужна любовь и еще много терпения. ЛУЧШЕ БЫЛО БЫ УЧИТЬ РАНЬШЕ. УСПЕХОВ!

    Могу дать только совет от себя, вспоминая свое школьное детство. Нас натаскивали на писание «правильных» сочинений и на «правильные» ответы на экзаменах. Я была достаточно усердной, но в какой-то момент (в 8 – 9 классе) мне стало не хватать свободы высказывания собственных мыслей, не потому, что у меня были какие-то крамольные идеи, а просто начала задыхаться. Важнее всего научиться думать и излагать то, что думаешь. Из-за этой вот школьной методики натаскивания я научилась этому гораздо позднее.

    сядте с ребенком и начните играть в игру пидуманная сказка... побеждает кто больше соченит.. . и вы с ребенком побудете.. . и он поймет суть соченения и фонтазирования.. . ведь ребенок не раз вам рассказывал почему так позно домой пришел или почему плохая оценкуа и стории были наверное нелепыми но похожими на правду.. . значит фантазия есть.. . осталось освоить прцесс.... только договоримся. . учите не врать а фантазировать...

    On u vas pisat umeet i chitat? Esli da, to vy togda chitayte emu mnogo skazki. i potom pust svobodnoe vremya napishet odnu i skazok kotoryi vy emu chitali. i pust on vam napishet. za tem vy proverete. esli vam neponravilsya kak on vam otvetil. no vy pomfayte emu, zadavaya voprosy. chtob u nego razvivalos vantaziya. Sovetyu ne odno i toje chitat, skazki, anegdoty, pro sebya. i mojno malenkyu istoriyu. nu eto moy malenkii sovet!!

    пусть ребенок побольше читает, и у него начнет развиваться фантазия, мысль.

    пусть больше читает

    touch.otvet.mail.ru

    Как написать сочинение - Сайт учителя начальных классов

    Как научить ребенка писать сочинения?

    1. Во-первых, перестаньте писать сочинения ВМЕСТО ребенка. Если вы будете писать творческие работы вместо своего сына или дочери - они никогда не научатся делать это самостоятельно. Каждый человек учится ходить, бегать и есть САМ. А если вы будете делать это вместо него? Не жалейте ребенка, позвольте ему самому сделать некоторые ошибки, только немного "подтолкните" его мысли, подскажите, о чем можно сказать в сочинении, но ни в коем случае не делайте "медвежьей услуги".

    2. Во-вторых, как наши дети пишут сочинения? Переписывают с литературы, скачивают с Интернета. Можно ли так чему-либо научиться? Конечно, нет! Сочинение НЕ должно быть списано. Готовое сочинение - это только направление движения мысли, поскольку это ЧУЖИЕ мысли. Да, и еще: дети, переписывая, не изменяют "умные" фразы взрослых людей. А, как известно, стилистика текста взрослого человека отличается от стилистики речи ребенка. Поэтому любое, даже самое замечательное сочинение, будет заметно учителю, если оно написано взрослыми или списано с Интернета.

    3. В-третьих, чтобы научить писать сочинение, необходимо знать технологию написания каждого вида творческих работ. 

    4. Для успешного выполнения творческой работы необходимо внимательно слушать рекомендации учителя к каждому виду творческой работы. А потому, нужно убедить ребенка в том, что слушать учителя на уроке если и не обязательно, то ОЧЕНЬ ЖЕЛАТЕЛЬНО. Ведь от этого будет зависеть успешность ребенка!

    Как писать сочинение по картине?

    Есть одна основная методика, которая помогает легко справиться с этой задачей. Чтобы написать сочинение-описание картины, нужно внимательно ее рассмотреть. Определить (это очень важно), что находится на переднем плане, что является фоном картины. Далее уточнить мелкие детали, обычно расположенные справа и слева от центра картины. Важный элемент описание - цветовые особенности картины. А еще - как то, что изображено на картине, влияет на ее восприятие и настроение.

    Если все это вы уже сделали, приступайте к сочинению. Не забудьте, что любая ученическая творческая работа должна содержать ТРИ основных части: вступление, основную часть и заключение. Что написать в выводах сочинения? Ответ на вопрос: понравилась ли мне картина или нет? Почему?

    Вступление как правило содержит одно-два предложения и начинается со слов:"Передо мной картина (художника) (название картины)."

    Памятка

    1. Внимательно рассмотри репродукцию: кто автор? Какова тема? (Что изображено?)

    2. Что изображено на переднем плане? На заднем плане? В центре (слева, справа)?

    3. Какие краски использует художник?

    4. Вспомни слова-фразы, которые помогут написать сочинение.

    5. Составь план описания картины.

    6. Подбери подходящий эпиграф.

    7. Напиши сочинение.

    8. Проверь себя, дай проверить взрослому.

                     

     Фразы-помощники: Словарь:
     "художник изобразил..." художник - живописец - мастер кисти - автор
     "детали сюжета позволяют понять..." картина - полотно - репродукция
     "колорит картины..." изобразил - показал - нарисовал - воплотил - создал
     "краски создают ощущение..."тема - идея - сюжет - колорит - детали - настроение - впечатление
     "создается настроение..."

    Еще два вида сочинения, встречающиеся в начальной школе.

    Как писать сочинение-описание?

    Методика написания творческой работы в виде описания та же, что и в сочинении по картине. Если нужно изобразить какую-то личность, то следует обратить внимание не только на внешность, но и на характер, скрывающийся за этой внешностью. Например, предположить, какой это человек: большие глаза - мечтательный и милый, строгий взгляд - строгий и серьезный, добрая улыбка - отзывчивый и добрый. Сочинение-описание имеет также три основных части. Их при написании желательно выделять абзацами: так  вы покажете свою грамотность и знания.

    Как писать сочинение по тексту (сочинение по литературе)?

    Сочинения по литературе как правило охватывают события и проблемы одного литературного произведения или один персонаж из этого произведения. Такие сочинения пишутся по составленному развернутому (сложному) плану и требуют знаний произведения. Самый лучший выход из ситуации - это самостоятельное прочтение рассказа, повести или романа. Так как если вы работаете только с критикой, то рискуете быть пойманными "за руку". Пользоваться критикой нужно уметь!

    Намного легче просто прочесть произведение и рассказать о своих впечатлениях в творческой работе. Основная часть должна содержать примеры из произведения, желательны небольшие цитаты для подтверждения слов автора сочинения.

    Вывод сочинения по литературе не может противоречить вступлению, поскольку в выводе подытоживается (повторяется в краткой форме) все то, что сказано в основной части.

     И, наконец, самое важное. Чтобы уметь писать сочинения, нужно хотя бы захотеть это сделать и начать учиться. А к желанию приложить некоторые усилия и старание.

    Успехов вам в учебе!

    kirillova.lyceum3.spb.ru