Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
комбинированного вида города Тюмени

Что должен уметь 5-летний ребенок: ориентиры в развитии. Что ребенок должен уметь рисовать в 5 лет


Что должен уметь ребенок в 5 лет: познавательные и моторные умения

Уровень развития 5-летних детей может существенно отличаться. Один ребенок в этом возрасте уже умеет читать и демонстрирует недюжинную осведомленность, а другой едва знает буквы и оперирует числами только в пределах десяти. Что должен уметь ребенок в 5 лет, и на какие нормы ориентироваться родителям, заботясь о познавательном развитии своих детей? 

Особенности развития детей 5 лет

Данный возраст относится к среднему дошкольному. Можно cчитать, что ребенок находится на середине пути к школе. Следовательно, уже важны определенные достижения в развитии познавательных процессов.

Примерно с 5 лет начинает быстрыми темпами развиваться устойчивость внимания. Формируется произвольность, позволяющая частично управлять вниманием. Так как внимание является особым психическим процессом, сопровождающим восприятие, память, воображение и мышление, обогащается развитие и этих познавательных процессов.

Что касается восприятия, пятилетки различают все оттенки спектра, выделяют параметры размеров предметов и фигур. То есть, они понимают, что есть длина, ширина, толщина, глубина. В среднем дошкольном возрасте выстраиваются эталонные ряды, позволяющие осознавать ребенку такие характеристики как «меньше – больше – еще больше» или «низкий – выше – еще выше – самый высокий».

Зрительное восприятие приобретает такую особенность как последовательность рассматривания. Теперь взгляд ребенка не перескакивает хаотично от одной точки к другой, а движется более упорядочено. Это важное возрастное приобретение, позволяющее формировать более точные образы предметов.

Уровень развития воображения позволяет 5-летним детям включать в игру сказочных героев. Они могут убегать от Змея Горыныча, играть роль Феи с волшебной палочкой. Воображение способствует созданию детализированных объектов для сюжетных игр. Например, дети усаживаются в песочнице, как будто они сидят в автомобиле, кто-то выступает водителем. Девочки «накрывают» на стол, используя листочки, веточки и другие природные материалы.

Память ребенка приобретает важнейшее качество — опосредованность. Дети в 5-6 лет запоминают гораздо больше, чем младшие дошкольники. При этом они опираются на сходство предметов, на картинки. Еще больше запоминанию способствует словесно-логический подход. Благодаря интенсивному развитию речи на данном возрастном этапе ребенок самостоятельно устанавливает смысловые связи между понятиями, и так лучше усваивает. Этим объясняется стремление детей поправлять взрослого, который рассказывает любимую сказку своими словами.

У детей пятилетнего возраста доминирует наглядно образное мышление. Они уже больше опираются не на действия, как малыши, а на образы и представления объектов. Формированию образного мышления способствует то, что в 4-5 лет дошкольники активно подражают взрослому и постоянно моделируют отношения взрослого мира в своих играх. Также в этом возрасте начинает складываться логический способ мышления. Ребенок многое замечает, анализирует, сравнивает. Рассуждения и вопросы пятилеток связаны с познавательными интересами. Чтобы что-то уяснить, дошкольник задает цепочки уточняющих вопросов.

Что должны уметь дети в 5 лет

В среднем дошкольном возрасте уже несложно провести диагностику, чему научился ребенок, на каком уровне находится развитие познавательных процессов. Взрослым важно помнить, что любое тестовое задание нужно преподносить 5-летним детям в игровой форме. За норму принимают средние показатели, обобщенные на основе психологических исследований.

Знания и умения познавательного характера

Осведомленность

1.Может рассказать о себе и своих родителях (имя, фамилия, кем работают). Знает свой адрес, название города/поселка/деревни. Знает, в какой стране живет.

2.Различает времена года и называет их признаки. Перечисляет все дни недели в принятой последовательности и почти все месяцы.

3.Верно определяет актуальное время суток и ориентируется, как происходит смена суточных периодов (утро-день-вечер-ночь).

4.Правильно называет многие пары животных и их малышей (собака – щенок, корова – теленок и пр.)

5.Дает описание всех предметов обихода, популярных растений («ложка – то, чем едят», «роза – красивый цветок с колючками» и т.д.).

6.Осведомлен в основных профессиях (врач, водитель, учитель, продавец, строитель и пр.)

7.Отличает возможное от нереального. Верно трактует картинки-небылицы: «Так не бывает», «Это неправильно», «Очень смешно». Поясняет, что должно быть изображено на картинке.

Восприятие

1.Уверенно выделяет следующие признаки: цвет и форма. Для проверки предлагайте ребенку собрать все детали треугольной (квадратной) формы, выбрать или указать на картинке предметы определенного цвета.

2.Демонстрирует восприятие пространства – понимает и употребляет в речи слова «слева», «справа», «впереди», «сзади», «напротив», «рядом» и т.п.

3.Складывает картинку из четырех частей, причем делает это методом зрительного соотнесения. Только в сложных случаях (когда изображен неизвестный ему предмет) прибегает к методу проб.

Память

1.Предложите ребенку послушать и запомнить слова. Слуховая память ребенка соответствует норме, если из 10 простых слов он запоминает и воспроизводит 6-7.

2.Разложите пять небольших предметов. Пусть дошкольник на них внимательно посмотрит, а потом отвернется. Поменяйте два предмета местами. Зрительная память соответствует возрастным нормативам, если, посмотрев вновь на набор предметов, ребенок сможет восстановить прежнюю раскладку.

Мышление

1.Выделяет признаки каждого времени года и времени суток.

2.Из четырех специально подобранных изображений исключает лишнее (например, яблоко, груша, слива, огурец) и поясняет, почему не подходит этот объект к группе.

3.Называет обобщающее понятие для группы слов. Знает понятия овощи, фрукты, посуда, транспорт, мебель, продукты, одежда, домашние и дикие животные, птицы, цветы и пр.

4.Устанавливает логические связи между парами понятий, рассматривая соответствующие изображения на карточках. Например, птица – дерево, варежки – лыжи, заяц – морковка.

5.Находит сходство и отличие между двумя подобными изображениями или реальными предметами, отмечая существенные признаки. (Чем похожи стол и стул? Чем отличаются?)

Речевое развитие

1.Пересказывает содержание услышанной сказки или детского рассказа.

2.Ребенок 5-ти лет использует все части речи. Чтобы проверить активный словарный запас, покажите ему серию картинок, связанных единым динамичным сюжетом (5-6 картинок). После двухминутного рассматривания предложите ребенку составить рассказ по картинкам. Обратите внимание на наличие в детской речи существительных, прилагательных, глаголов, наречий, местоимений, союзов и предлогов. В соответствии с нормативами перечисленные части речи должны присутствовать.

3.Образовывает форму множественного числа на основе единственного и наоборот (стул – стулья, деревья – дерево).

Математические умения

1.Знает все цифры, умеет считать от 1 до 9 и в обратном порядке.

2.Понимает количественное соотношение больше-меньше. Умеет выравнивать количество предметов в двух наборах, добавляя или убирая предметы из соответствующего набора.

3.Умеет использовать порядковые числительные: первый, второй, третий…

4.Знает основные геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.

Моторно-двигательные умения

Дошкольники среднего возраста уверенно пользуются ручкой и карандашом. Они раскрашивают изображения, соблюдая контуры. Могут проводить линию в нарисованных дорожках-лабиринтах так, чтобы не касаться стенок лабиринта.

Пятилетний ребенок должен уметь нарисовать треугольник или четырехугольник, ориентируясь на образец.

Что должны уметь дети рисовать в 5 лет

Пятилетний ребенок правильно использует пространство листа. Выделяет верх и низ рисунка, появляется композиция изображения – дом и человек рядом, солнышко находится в небе и пр.

Рисуя человека, дошкольник обязательно изображает основные части тела. Уже есть тело и руки, а не только голова и ноги, как рисуют 3-летние малыши. Туловище изображают в форме прямоугольника или треугольника, а руки и ноги – линиями, не передавая объема.

В этом возрасте дети начинают идентифицировать нарисованного человечка по полу. Изображению девочки дорисовывают подобие косичек или бантиков. Мальчиков изображают со специфической торчащей «прической».

Выявляя умения пятилетнего ребенка, важно учитывать возрастную особенность, связанную с непроизвольностью психических процессов. Дошкольники будут показывать результаты, соответствующие их уровню развития, только в том случае, если задания вызывают у них интерес. По этой причине всем тестовые упражнения необходимо проводить в форме игры.

alldoshkol.ru

Что должен знать и уметь ребенок в 5 лет: основные навыки и развитие

К каждой детской возрастной категории медики, психологи, педагоги выдвигают ряд требований по поводу физического и умственного развития. Понятно, что все детки разные, на их параметры влияют генетика, условия рождения и проживания, окружение, обстановка, количество времени, затрачиваемого на них родителями, посещение детских учебных заведений. Однако есть нормативы, которым должен соответствовать кроха в определенный период своего созревания. В статье поговорим о развитии ребёнка в 5 лет. Наш материал станет полезным как родителям, которые желают узнать, что должен уметь дошкольник, так и педагогам, работающим с данной категорией малышей. Прочитав ее, можно будет оценить, правильно ли развивается ваш ребенок, какие его навыки необходимо "подтянуть" и доразвить, какие игры и упражнения будут для него особенно полезными в этом возрасте.

Физические параметры: нормы роста, веса и другие

Физическое развитие 5-летнего ребенка оценивают по таким параметрам:

  • рост;
  • вес;
  • окружность головы;
  • окружность груди;
  • тип конституции.

На физические параметры ребенка влияют следующие факторы:

  • генетика;
  • пол;
  • качество и сбалансированность питания;
  • работа эндокринной системы;
  • качество ухода;
  • двигательная активность;
  • длительность сна;
  • окружающая психологическая атмосфера;
  • условия проживания, в частности климатические;
  • принадлежность к определенной этнической группе;
  • наличие острых либо хронических заболеваний.

Знаете ли вы? Ученые определили, что рост ребенка контролируют свыше сотни генов. Полностью они реализуются после достижения человеком 18 лет.

Согласно антропометрической (центильной) таблице, рекомендованной Всемирной организацией охраны здоровья, средними показателями мальчика в 5 лет являются:

  • рост — от 105,3 до 114,6 см;
  • вес — от 16 до 21 кг;
  • окружность головы — от 49,2 до 52,2 см;
  • окружность груди — 55,6 см.

Очень низкими считаются мальчики, у которых длина тела составляет 96,1 см и ниже, а очень высокими — имеющие рост 123,9 см и выше.

Низкая масса тела для мальчиков этой возрастной категории — 12,4 кг и ниже, высокая масса тела — от 27,9 см.

Слишком маленькой считается голова окружностью 46,3 см и меньше, слишком большой — 55,2 см и больше.

Для девочек средние показатели выглядят следующим образом:

  • рост — от 104,7 до 114,2 см;
  • вес — от 15,8 до 21,2 кг;
  • окружность головы — от 48,5 до 51,3 см;
  • окружность груди — 54,8 см.

Очень низкий рост у девочек начинается от 95,2 см и ниже, высокий — от 123,7 см и выше. Очень низкой массой тела для этого возраста считается 12,1 кг и меньше, очень высокой — 29,5 и больше. Слишком маленькой считается голова окружностью 45,7 см и меньше, слишком большой — 54,2 см и больше.

Важно! Если у девочки или мальчика наблюдаются очень низкие либо очень высокие показатели роста, массы тела, окружности головы, то ребенок должен быть направлен на консультацию специалиста. Есть большая вероятность, что у ребенка присутствует патология роста, спровоцированная каким-либо заболеванием или отклонением в деятельности эндокринной системы.

Важно следить за приведенными показателями, поскольку нарушения в росте провоцируют неправильное физическое и психическое развитие.

Приблизительный рост ребенка в будущем, в зависимости от роста его родителей, позволяет определить готовые формулы, р

pregnancymethod.com

что рисуют дети в 5 лет



что рисовать с детьми 4 5 лет

В разделе Воспитание детей на вопрос Что должен уметь рисовать ребенок в 4 года? Расскажите, что рисует ваш ребенок и сколько ему лет. Очень надо заданный автором Носоглотка лучший ответ это у моей проблемы с этим.. а вообще детки в саду в четыре уже рисуют деревья, ветки, светофор, рыбок, машину.. но это естественно все четко и понятно.. а не подобие предмета

Ответ от 22 ответа[гуру]

Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: Что должен уметь рисовать ребенок в 4 года? Расскажите, что рисует ваш ребенок и сколько ему лет. Очень надо

Ответ от Ёедова Ирина[новичек]Моя с 2,5 (сейчас2,10) рисует каких-то головастиков: круглая голова, глаза, нос, рот. Из головы палки рук и ног. На безразмерных руках пальцы еще больше рук - так потешно!!. В общем смеШАРИКИ. А еще рисуем елочку, солнышко, облака, грибок. Больше нравится рисовать мелом на пец. металлической доске (лучше получается)

Ответ от Ёветлана Майорова[гуру]Моему два. Кроме каляк-маляк может нарисовать пару овалов - типа человечек 🙂 Научился месяца 4 назад.

Ответ от электростатика[гуру]Почему должен? Моему 9 лет, он рисует очень давно и все подряд, и рисунки получаются разные - и красивые и непонятные, а еще смотря чем в данный момент увлекается- сейчас рыбами, а раньше казаки, машины, мультики

Ответ от шеврон[эксперт]мы с 2,5 года стали рисовать машины!)

Ответ от Ирэна[гуру]Моему 2,5 - рисует каляки - маляки, круги всякие, спирали и т. д.Меня заставляет рисовать ему курочек, цыплят, жабок и .т. д.))

Ответ от Дмитрий Гура[новичек]вот странный вопрос, а вот наш ребенок как только родился прям в род. зале попросил кисть и бумагу.... В четыре года ребенок должен уметь рисовать, то что предусматривает его развитие, а это вы можете прочитать например в пособии для дет садов.

Ответ от Котауси и Мауси[гуру]племяннице 4 года, рисует уже очень хорошо, в основном принцесс и героинь мультиков .

Ответ от Елена Никишина[гуру]Мой сын с 4-х лет ходит в художественную школу, побеждаем на конкурсах... Рисовать начал с рождения, до сих пор предпочитает краски!! ! Раньше была полная абстракция, но он так всё объяснял-заслушаешься!!

Ответ от 2 ответа[гуру]

Привет! Вот еще темы с нужными ответами:

 

Ответить на вопрос:

22oa.ru

Что должен знать и уметь ребенок в 5 лет

Внимание

  • Выполнять задания, не отвлекаясь, около 15 минут.
  • Находить 5-6 отличий между предметами и между двумя рисунками.
  • Удерживать в поле зрения 8-10 предметов.
  • Легко играть в игрына внимательность и быстроту реакции. Например, называйте существительные, но перед игрой договоритесь: если услышал название игрушки – хлопнуть в ладоши; если услышал название школьных принадлежностей – сложить руки на столе и т.п.

Память.

  • Запоминать 8-10 картинок.
  • Запоминать считалочки (например: «Три гуся летят над нами, три гуся – над облаками, два спустились за ручей. Сколько было всех гусей?»).
  • Запоминать фразы (например: «Юля и Оля рисуют цветными карандашами»; «Осенью часто идет дождь»; «Лена играла мячом, кубиками, юлой, куклой и мишкой»).
  • Находить лишнее слово среди группы слов, например: «Василий, Федор, Семен, Иванов, Евгений», «Гнездо, нора, муравейник, курятник, берлога», «Смелый, храбрый, отважный, злой, решительный».

Развитие речи.

  1. Ребенок должен использовать тысячу слов, строить фразы из 6-8 слов. Понимать ребенка должны даже посторонние люди, а не только родители.2. Ребенок должен понимать, чем отличается строение человека от строения животных, называть их части тела (руки — лапы, ногти — когти, волосы — шерсть).3. Ребенок должен уметь правильно ставить существительные в форму множественного числа (цветок — цветы, девочка — девочки).4. Ребенок должен уметь находить предмет по описанию (яблоко — круглое, сладкое, желтое). Уметь  самостоятельно составлять описание предмета.5. Ребенок должен понимать значение предлогов (в, на, под, за, между, перед, около и т. д.).6. Ребенок должен знать, какие бывают профессии, чем занимаются люди этих профессий.7. Ребенок должен уметь поддерживать беседу: уметь отвечать на вопросы и правильно их задавать.8. Ребенок должен уметь пересказывать содержание услышанной сказки, рассказа. Рассказать наизусть несколько стихов, потешек.9. Ребенок должен называть свое имя, фамилию, сколько ему лет, называть город в котором живет.10.  Ребенок должен уметь отвечать вопросы, касательно недавно произошедших событий:  Где ты был сегодня? Кого встретил по дороге? Что мама купила в магазине? Что было на тебе одето?

Мышление.

  • Находить и объяснять несоответствия на рисунках.
  • Находить и объяснять отличия между предметами и явлениями.
  • Находить среди предложенных предметов лишний, объяснять свой выбор.
  • Сложить из бумаги, по показанному взрослым образцу, простой предмет (кораблик, лодочку и т. д.).
  • Вырезать ножницами сложную фигуру по контуру, нарисованному на листе бумаги.
  • Выполнять аппликации на бумаге, как самостоятельно, так и по образцу.
  • Складывать пазлы без посторонней помощи.
  • Определять последовательность событий.
  • Отвечать на замысловатые вопросы, например: «Когда гусь стоит на одной ноге, он весит 2 килограмма. Сколько будет весить гусь, если встанет на две ноги?» – и т. д.

Мелкая моторика.

  1. Ребенок уже отлично застегивает пуговки, молнии и развязывает шнурки, его хорошо слушаются ложка и вилка.2. Ребенок должен уметь точно проводить линии не отрывая карандаш от бумаги.3. Ребенок должен уметь заштриховывать фигуры ровными прямыми линиями, не выходя за контуры рисунка.4. Ребенок должен уметь обводить и раскрашивать картинки, не выходя за края.5. Ребенок должен уметь проводить линии по середине дорожки, не выходя за её края.6. Ребенок должен различать правую и левую руку.

Окружающий мир.

  1. Ребенок должен уметь различать овощи, фрукты и ягоды, знать какими они бывают, когда созревают.2. Ребенок должен знать названия насекомых, уметь рассказывать о том, как они передвигаются (бабочка летает, улитка ползет, кузнечик прыгает)3. Ребенок должен знать всех домашних животных и их детенышей.4. Ребенок должен уметь угадывать по картинкам времена года. Знать приметы каждого из них.

Математика:

  1. Ребенок должен уметь определять расположение предметов: справа, слева, посередине, вверху, внизу, сзади, спереди.2. Ребенок должен знать основные геометрические фигуры (круг, овал, квадрат, треугольник и прямоугольник)3. Ребенок должен знать все цифры (0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9). Считать предметы в пределах десяти, соотносить количество предметов с нужной цифрой.4. Ребенок должен уметь расставлять цифры от 1 до 5 в правильной последовательности и в обратном порядке.5. Ребенок должен уметь сравнивать количество предметов, понимать значение: больше — меньше, поровну.

xn--125-5cdu0cq4b.xn--p1ai

Развитие ребенка в 5 лет: что должен уметь делать - «Дошколенок.ру»

Развитие ребенка в 5 лет: что должен уметь делать

Дети-дошкольники развиваются очень стремительно. По навыкам, которые приобретает ребенок, специалисты делают выводы о соответствии его психического и физического развития возрасту. Это позволяет вовремя выявить и предотвратить возможные проблемы, скорректировать развивающую программу, обращая большее внимание на области, в которых происходит отставание.

МАТЕМАТИКА

К пяти годам ребенок должен:

1) Считать в переделах 10.

2)Пользоваться количественными и порядковыми числительными

3) Сравнивать рядом стоящие числа предметов двумя способами

4) Выражать словами местонахождение предмета по отношению к себе, к другим предметам.

5) Ориентироваться на листе бумаги.

6) Знать геометрические фигуры (круг, квадрат, овал, прямоугольник, ромб)

7) Сравнивать предметы по величине, пользуясь понятиями:

"шире уже", "выше ниже", "длиннее  короче".

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

К пяти годам ребенок должен:1) Знать свое имя и фамилию, имя и отчество своих родителей, свой домашний адрес, название свое города (села), название столицы Родины. 2) Знать название основных профессий, объяснять, чем занимаются люди этих профессий.3) Называть группы предметов обобщающим словом.4) Знать основные правила дорожного движения.5) Знать последовательность времен года, частей суток.6) Различать окружающие предметы, знать их назначение, характеризовать материалы, из которых они изготовлены. 7) Различать и называть деревья, кустарники по коре, листьям, плодам.

РАЗВИТИЕ РЕЧИ

К пяти годам ребенок должен:

1)  Правильно произносить все звуки, говорить не торопясь, выразительно.

 2) Употреблять в речи простые и сложные предложения.

3) Пользоваться прямой и косвенной речью.

4) Поддерживать непринужденную беседу.

5) Составлять небольшой рассказ о предмете, картине, по теме.

blog.dohcolonoc.ru

Памятка для родителей: что должен уметь делать, знать, рисовать ребенок в 3 года

В этом возрасте ребенок самостоятельно кушает, одевается и ухаживает за собой. Он должен уметь застегивать пуговицы, справляться с молнией, расчесываться. Появляются навыки планирования, малыш сам выбирает когда играть, лепить или читать книжку. Если в этот момент взрослые настаивают на других занятиях, может сопротивляться, проявлять упрямство.

В 3 года ребенок может играть в подвижные игры с мячом, катается на трехколесном велосипеде. При помощи взрослых делает первые шаги на лыжах или коньках, плавает.

Продолжает активно развиваться речь, уже к 3 годам малыш произносит отдельные фразы, которые состоят из нескольких слов. Он сочиняет свои слова, меняет их местами, поет, часто дает предметам вымышленные названия. Ребенок видит различия между животными, птицами, окружающими его предметами, может сравнивать их.

К этому возрасту ребенок уже должен запомнить много букв, пришло время учиться составлять слоги и слова. Пора знакомится с цифрами, геометрическими фигурами, сложными конструкциями.

Чтобы малыш охотно учился, полезны совместные занятия:

  • рассматривайте картинки и описывайте сюжет;
  • придумывайте свой вариант развития событий;
  • считайте персонажей, овощи и фрукты, предлагайте найти несколько одинаковых вещей;
  • стройте сложные башни, просите повторить.

Не забывайте, что ребенок нуждается в похвале и мотивации. Всегда благодарите за старания.

В 3 года продолжает развиваться мелкая моторика. Дети рисуют пальчиковыми красками, кисточкой, карандашом, лепят из пластилина. Как правило, это знакомые овощи, фрукты, фигуры, животные.

Трехлетний ребенок очень активный и подвижный, ему необходим четкий режим. Дневной сон составляет не менее 1,5 ч, а ночной около 10 ч.

Конечно, все дети индивидуальны. Если ваш малыш не умеет то, что могут другие – это еще не повод для расстройства. Уделяйте ему больше внимания, повремените с детским садом, чтобы не нанести ребенку психологическую травму. Воспользуйтесь этими советами и рекомендациями.

www.wday.ru