Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
комбинированного вида города Тюмени

Как научить ребенка говорить в 1,5 года. Что ребенок должен говорить в 1 5 года


Речь ребёнка в 1,5 года - Консультации и советы заботливым родителям - Для Вас, родители - Каталог статей

Ваш ребенок уже преодолел возрастную отметку в 1,5 года и стал более самостоятельным. Он может ходить, бегать, танцевать, пытается сам кушать и, скорей всего, уже что-то говорит.

В связи с этим у многих мамочек возникают вопросы: «Что должен говорить ребенок  в 1,5 года?», «Не отстает ли мой малыш от нормы?» и «Как я могу помочь своему сыну/дочке заговорить быстрее?». На все эти вопросы я отвечу в этой статье.

Что должен говорить ребёнок в 1,5 года?

      Итак, в 1,5 года ребенок уже произносит почти все гласные звуки и некоторые «легкие» согласные. Согласные звуки произносит не всегда четко и внятно. В некоторых словах он смягчает согласные. Например, вместо «дай» говорит «дяй», вместо «на» -«ня». Дети в возрасте 1,5-2 года часто вместо полных слов говорят их сокращенные варианты (кукла – ку, спать – па) или звукоподражания (собака – гав-гав, кот – мяу и так далее). Стоит отметить, что один и тот же слог может обозначать несколько слов, в зависимости от ситуации (например, «па» это спать, пить, помидор и так далее).  Это нормально, со временем такие укороченные слова заменятся на полные, если вы будете ненавязчиво поправлять ребенка (Например, «гав-гав» — Да, побежала собака, собака говорит «гав-гав!»)

В некоторых словах ребенок может пропускать слоги или заменять звуки (машина – «маина», собака – «бака»). В речи малыша уже появляются интонации. Он может говорить что-то с большим воодушевлением или как будто что-то спрашивает у вас. В этот период очень забавно разговаривать с детьми, но всё же лучше не повторять неправильные слова за ребенком. Потому что, какой смысл учиться говорить правильно, если мама тебя и так понимает и говорит на «твоем» языке? (но не употребляйте прием «непонимания» для стимулирования активной речи ребенка – лучше создавайте ситуации, которые будут побуждать ребенка обращаться к вам с речью; как это делать – смотрите в конце статьи).

Примерно с 1,5 лет дети начинают связывать слова во фразы и предложения. Начало фразовой речи — характерная особенность данного периода. Ребенок может говорить «Дай ку» («дай куклу») или «Ляля па» («малыш спит»), выполнять поручения (выключи свет, принеси игрушку).

 Также с этого периода малыш начинает постигать грамматику родного языка — например, начинает изменять слова в соответствии с предложением («уица» — улица, «поси на уицу» — пошли на улицу).

Развитие речи детей 1,5 - 2 года (в норме)

Что касается норм речевого развития для детей 1,5-2 лет, то показатели примерно следующие:

     1,5 года – ребенок говорит от 15-20 слов (в том числе укороченных и звукоподражаний), начинается фразовая речь.

     2 года – ребенок говорит от 40 до 300 слов, строит фразы и предложения из 3-4 слов

Хочу отметить, что все дети развиваются по-разному. Кто-то к 2 годам уже вовсю строит предложения и разговаривает со взрослыми, а некоторые в 2 года произносят лишь понятные маме фразы и несколько слов.

Для того, чтобы определить на какие стороны развития речи стоит обратить внимание, понаблюдайте за ребенком и ответьте на вопросы:

  1. Отвечает ли ребенок на простые вопросы (Что это? Кто это?).
  2. Может ли выполнить поручение (принести книгу, выключить свет).
  3. Повторяет ли за взрослыми слова и фразы?
  4. Сколько и какие звуки ребенок произносит четко?
  5. Из какого количества слов малыш строит предложение?
  6. Насколько часто малыш самостоятельно заводит разговор со взрослыми и другими детьми?

На каком бы этапе развития ни находился ребенок, наша задача как родителей помочь малышу овладеть и обогатить активную речь. Причем помочь ненавязчиво, гармонично, — одним словом, играя.

Развиваем речь ребёнка 1,5 - 2 года (рекомендации)

  • Еще очень важный момент, который упускают многие родители:создавайте ситуации, в которых ребенок вынужден обратиться к вам с речью. Например, малыш подходит к столу и хочет взять печенье. Мама молча дает печенье, малыш также молча уходит. В этой ситуации мама создала условия, когда у ребенка нет необходимости что-то говорить, было бы правильнее спросить: «Что тебе дать?». Если малыш пока не отвечает, можно уточнить: «Печенье(показываем на печенье)? Хорошо, держи печенье. Кушай! Вкусно?»

  • Читайте стихи, потешки. Отлично развивает правильное звукопроизношение прослушивание и пропевание звуков и слогов.

  • В периоде от 1,5 до 2 лет взрослым следует развивать у ребенка понимание речи, умение повторять звуки, слоги и слова.  Рассказывайте малышу об окружающих предметах на прогулке, дома. Например, покажите ребенку на улице машину. Скажите «Это машина. Машина большая, белая. А вот у тебя игрушка – машина (показываем игрушку), она маленькая, красная. Вот машина едет по дороге, а эта машина стоит» и так далее. Расскажите ребенку про размер (большой, маленький, средний), форму, цвета, что этот предмет может делать (ехать, стоять, сидеть, спать и так далее), не забывайте вводить в речь предлоги (машина едет по дороге, стоит на траве). Очень важно, чтобы малышу в это время было интересно вас слушать, объект должен находиться в поле видимости и привлекать внимание. Если ребенок бежит кататься на горку, то ваш рассказ про машину будет благополучно «прослушан мимо ушей». После вашего рассказа, задайте малышу открытые вопросы: «Какая это машина?», «Какого цвета?», «Что машина делает?». И обязательно после вопроса делайте паузу, чтобы у ребенка было время подумать и ответить.  Конечно, сначала вы и будете отвечать на свои вопросы, но потом малыш будет включаться в беседу.

  • Комментируйте все, что привлекло внимание ребенка в настоящий момент. Говорите спокойно, четко выговаривая звуки и слова.  Малыш лучше запоминает и говорит слова, которые слышит регулярно. Поэтому продолжайте заниматься, даже если нет  обратной связи. Если ребенок начал отвечать, не перебивайте, а после ответа обязательно похвалите.

  • Также попробуйте следующее эффективное упражнение для речевой активности. Покажите игрушечную собаку и спросите: «Это кот?».Такие вопросы вызывают у ребенка желание ответить, поправить взрослого и учат вслушиваться в речь.

  • Чаще давайте ребенку несложные поручения, в которых он будет обращаться к окружающим. Например, попросите принести какой-нибудь предмет, который находится у папы или у бабушки.

Возраст от 1,5 до 2 лет один из самых благодатных для развития речи, поэтому активно занимайтесь с ребенком. И пусть совместные беседы будут вам в радость!

http://rechrebenka.ru/rech-rebenka-v-1-5-goda/

logopedoksana.ucoz.ru

что должен говорить ребенок в 1 5 года



В разделе Воспитание детей на вопрос Должен ли ребенок в 1,5 года говорить? или это нормально что не говорит? заданный автором рослый лучший ответ это он умеет говорить, просто ему пока нечего вам сказать))

Ответ от 2 ответа[гуру]

Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: Должен ли ребенок в 1,5 года говорить? или это нормально что не говорит?

Ответ от Дмитрий Дмитрий[гуру]не должен.. . все дети по разно развиваются. рамки "нормального" довольно широки.. . вот если к 2,5 не говорит, то это плохо, а полтора - все нормально, не переживайте

Ответ от 1[гуру]Я только в два заговорил. Думаю он просто не слишком одарённый, в школе будет плохо учится, а в инсте уже неплохо.

Ответ от Вровень[гуру]Вообще то должен, но у всех по разному.

Ответ от Босоногий[активный]вообще то должен, но не предложениями!!!!

Ответ от Бла[гуру]у меня крестница в 2 не говорит еще.. . нет.. . говорит: "я сам"... и все, врачи говорят, что не хочет пока.. . радуйтесь) потом достанет))

Ответ от Валя[гуру]Все детишки начинают говорит по-разному и нечего на кого то равняться, ведь он у вас-лучше всех остальных. и не важно что у кого то уже говорит, а у вас нет. Развиваются то все не одинаково.А вообще, в 1,5 как-то рановато будет говорить)

Ответ от Белка[активный]у нас не очень говорит, так в основном на своём

Ответ от ЕВА[гуру]должен. сходите к невропатологу и логопеду. по нормам в этом возрасте они должны говорить короткие предложения (мама дай и т. п. ) ну или хотя бы говорить мама папа. впрочем если у вас мальчишка - они позже обычно говорить начинают.

Ответ от Малышка на котенке[гуру]должен говорить 10-15 слов самых простых.мне так невролог сказала.

Ответ от Пчела[гуру]Нормально все с Вашим ребенком. А если он что-то лепечет и Вы его не понимаете, то это совсем не значит, что он не говорит.

Ответ от Анюткины глазки[гуру]Каждый ребенок развивается по своему. ! никому он ничего не должен. У знакомой дочка в 3,5 года 10-15 слов говорит и то врачи ее успокаивают. Не слушайте никого. Неврологи в наших поликлинниках мало чего знающие, сама убедилась. Моему сыну вообще в 3 мес. страшный диагноз поставила, слава богу смогли ее уволить она оказывается многим так напрописывала препараты, болезни придумала!

Ответ от Наташа[гуру]У меня старшая только к 3 годам говорить начала. До этого говорила на своем тарабарском, к логопеду ходили, та нас в спец-садик хотела отдать. До сих пор тарабарский проскакивает, когда рассказывает мне что-нибудь по картинке, для связки слов наверное. Не волнуйтесь, каждый ребенок индивидуален, может пока не считает нужным говорить или не получается.

Ответ от ******[гуру]должен мама, папа и т. д моя в 2,2 мало говорит...

Ответ от Pto[мастер]Имеет полное право не говорить! Мой старший начал говорить в два с половиной и сразу фразами. Причем первое слово было не мама и папа, а ось (вертел в руках машинку) И глупости про недоразвитие умственное и отставание. Сейчас этот ребенок в МГУ на 2 курсе учится.

Ответ от 2 ответа[гуру]

Привет! Вот еще темы с нужными ответами:

 

Ответить на вопрос:

22oa.ru

Как научить ребенка говорить в 1,5 года

Статья повествует о том, как научить ребенка говорить в 1.5 года, когда надо начинать общаться с малышом? 

Большинство современных родителей отлично понимают, какую пользу приносит раннее развитие ребенка. В настоящее время установлено, что до шести-восьми месяцев малыш различает лишь интонации слов, и только после полугода он начинает понимать и запоминать их значение, и если с ним заниматься, то к полутора годам ребенок уже может достаточно ясно выражать свои мысли и желания.

Когда начинать общаться с ребенком?

Но это не значит, что заниматься с ребенком нужно начинать лишь в шесть-восемь месяцев. Чтобы кроха как можно раньше заговорил, мама и папа должны начать с ним общаться еще до рождения. Ведь плод в утробе матери во второй половине беременности уже прекрасно слышит все, что происходит вокруг, и чем чаще он будет слышать голоса родителей, обращенные к нему, тем быстрей и сам захочет пообщаться с ними.

Как заменить жесты словами?

Как научить ребенка говорить в 1,5 года, если он предпочитает объясняться жестами? Не спешите его понимать и выполнять просьбы, а поощряйте вербальное выражение мыслей. Подсказывайте ребенку, какие слова надо говорить в том или ином случае, но избегайте многословия. Его просьба должна быть выражена для начала одним, а затем двумя словами. Например, ребенок просит мячик, лежащий высоко на полке и тычет в него пальчиком. Обратитесь к нему: "Ты хочешь мяч? Скажи - мяч!" и дайте мячик, как только малыш скажет это слово, даже если у него это получится не слишком внятно. Когда ребенок начнет называть предметы, усложните задание и просите: "Скажи - дай мяч!" или "Хочу пить!", чуть позже можно добавить и третье слово: "Дай красный мяч". Поощряйте каждую попытку выразить свою мысль словами, и малыш будет охотней стараться рассказать вам обо всем, что его интересует.

Читайте детские стихи

Как правило, говорить в полтора года и даже раньше начинают те дети, с которыми много разговаривают и которым читают детские книги. Малышу старше полугода уже нужно ежедневно читать, и лучше всего - детские стихи. Вспоминайте "Наша Таня громко плачет" Агнии Барто, "Муху-цокотуху" и "Айболита" Корнея Чуковского и т.д. Музыка рифмованных строчек, игра звуков обязательно привлечет внимание малыша и он начнет вслушиваться, поэтому старайтесь читать как можно выразительней. Еще одно достоинство этих стихотворений - они легко запоминаются, и малыш обязательно попробует их повторить. Продемонстрируйте свою заинтересованность выступлением юного декламатора, если он рассказывает стишок вам, и не смущайте малыша, когда он повторяет полюбившиеся строчки, не отвлекаясь от игры.

Речь и мелкая моторика рук

Существует связь между развитием речевого центра в мозге и развитием мелкой моторики рук, поэтому предлагайте ребенку соответствующие игры и игрушки.

Но для того, чтобы ребенок заговорил как можно раньше, недостаточно только занятий. Также важна спокойная дружелюбная атмосфера в семье, чтобы малыш не стремился уйти в себя, отгородиться от беспокоящих его негативных эмоций окружающих. Любите своего кроху и остальных членов семьи - и он обязательно порадует вас словами: "Мама и папа!".  

www.webkarapuz.ru

Речевое развитие ребёнка в 1,5 года

В полтора года ребёнок должен знать уже все звуки и буквы. Даже говорить отдельные короткие слова, например, мама, папа, баба, деда. Так же малыша не затруднит изобразить звуки животных. В этом возрасте ещё ребёнок не способен выговаривать все звуки, поэтому зачастую его слова непонятны. Поэтому речевое развитие ребёнка в 1,5 года необходимо, чтобы в будущем не возникало никаких проблем с речью. В таком возрасте нормой является 20-30 слов.

С чего начать

Перед тем, как начать развивать речь ребёнка в полтора года, следует поставить следующие вопросы:

  1. Способен ли малыш ответить на простые вопросы?
  2. Выполняет ли ребёнок просьбу? (например, принести книгу)
  3. Чётко ли произносит звуки? (сколько и какие)
  4. Сколько слов в предложении ребёнка?
  5. Может ли повторить фразу за взрослым?
  6. Часто ли ребёнок сам разговаривает со своими сверстниками или взрослыми?
  • Развивать речь ребёнка необходимо с помощью игры, чтобы детям было интересно и лучше запоминалось.
  • Самым лучшим способом развития речи является заучивание стихов. Для начала учить короткие, а с возрастом увеличивать размер строк. У ребёнка разовьётся не только речь, но и память.

  • Дать ребёнку игрушки и начать рассказывать про каждую. Например, про куклу, как она одета, что она сегодня делала и т. д. Необходимо научить ребёнка придумывать сюжеты и рассказывать их.
  • Наблюдение – ещё один способ развить речь. На прогулке можно смотреть по сторонам и рассказывать, что видишь, тогда ребёнок сам будет замечать и описывать интересные ему вещи.
  • Также можно предложить малышу картинку, на которой изображены люди, животные, предметы. Малыш должен назвать, что нарисовано, назвать цвет, форму, состояние, действия и др.

Несколько принципов, которые помогут ребёнку обрести правильную и красивую речь

Детям свойственно копировать взрослых, поэтому необходимо самим говорить правильно. Допустим, малышка играет в дочки матери, она обязательно будет делать интонацию и голос, похожий на мамин.Ребёнку всегда интересно узнавать об окружающем ему мире. Он не сидит на месте и всегда что-то исследует. Чем больше наблюдает, тем больше начинает понимать происходящее, но порой ему сложно выразить свои мысли.

Дети любят, когда с ними разговаривают, отвечают на вопросы, поэтому, если родители не обращают внимание на малыша, то мало вероятно, что он будет хорошо разговаривать.

Не стоит с ребёнком сюсюкаться. Иначе его детский язык закрепится. Но по-взрослому тоже не стоит разговаривать, так как, используя сложные слова, ребёнок может ничего не понять и только запутаться.Следует развивать и память ребёнка вместе с речью, давать новые слова.

Поправлять ребёнка не нужно, сказав, что «так не говорят». Нужно просто сказать эту же самую фразу и слово, но правильную. Иначе в следующий раз ребёнок просто промолчит, так как побоится допустить ошибку.

Нельзя включать слишком громко музыку или телевизор, так как дети начнут говорить быстро, не понятно и слишком громко. Привыкнут, начнут так себя вести в обществе. А некоторые дети и вовсе станут молчать.

Когда ребёнок станет просить достать какую-то игрушку и назовёт её неправильно, то малышу нужно помочь сказать это слово верно. Например, вместо собачки, он говорит «бачка», то нужно уточнить у ребёнка, что именно он хочет.

В любом случае, с ребёнком нужно постоянно общаться, показывать ещё неизвестные ему предметы, повторять то, что он уже знает. Никогда не следует игнорировать малыша. Помогайте ему в обучении слов, звуков, фраз. Только родители способны создать своим детям благоприятную обстановку для правильного развития речи.

 

razvitiedetei.info

Как развивать речь у ребенка от 1 года до 1.5 лет

Ребенок в полтора года – настоящий исследователь. Возраст «почемучек» уже не за горами. Но и в своих 18 месяцев ваш непоседа уже задает вопросы на своем собственном языке. И для того, чтобы научить малыша скорее говорить, каждый родитель должен знать особенности развития ребенка этого возраста. Все без исключения родители уверены, что их ребенок особенный. Оно и понятно — ведь на свете другого такого нет и никогда не будет. А вот воплощать свои несбывшиеся мечты за счет любимого карапуза не стоит. У него свои желания, капризы и мечты. Ведь именно в этом возрасте вы закладываете фундамент будущей жизни ребенка, как бы странно это ни звучало для родителей полуторагодовалых малышей. Сейчас все большей популярности набирает тенденция раннего обучения ребенка иностранным языкам. Взрослые стараются научить малыша в 18 месяцев английским, немецким, французским словам. Нужно ли это делать и оправданы ли усилия? Однозначный ответ – в полтора года категорически нет. Ваш ребенок только начинает познавать мир. Ему и родной язык еще как иностранный для вас. Он учиться разговаривать на том языке, который слышит вокруг себя повсеместно: дома, в магазине, на прогулке. Кроме того, исследования детских психологов показали, что учить малыша в 18 месяцев иностранным языкам — тормозить его речевое развитие. Мозг еще не может воспринимать такое количество новой информации, создавать стойкие нейронные связи.

Ребенок в возрасте от 9 месяцев и до 1 года и 2 месяцев обычно начинает активно ходить. Именно в это время появляются первые слова, первая схематическая речь. До года это существительные, обозначающие тех людей (в некоторых случаях и предметы) которые постоянно окружают малыша: мама, папа, дядя, тетя, баба, деда. Малыш учит первые слова.Причем карапуз говорит слова, которые заканчиваются на гласную – ему так легче. Звукоподражетельные: ав-ав (собачка), му (корова) и так далее, тоже получаются весьма легко. Иногда слова имеют очень замысловатую форму и состоят из части слова, обозначающего предмет. Например «бака» — собака, «ися» — киска. Если это не просто набор звуков, а осмысленное слово, оно будет повторяться каждый раз, как только малыш увидит то, о чем говорит.

Проследите за тем, какие именно слова любит ваш ребенок. Есть категория детей, которые предпочитают существительные – это (по последним психологическим исследованиям) говорит о том, что у карапуза будет аналитический склад ума с уклоном в гуманитарную сторону. Если же малыш предпочитает слова, обозначающие действие: дай, уйди – будет человек деятельный, активный, с техническим складом ума. Сколько в этом правды – увидите сами.

Зачастую дети обобщают под одно слово несколько предметов, причем совершенно далеких друг от друга. Например «ням-ням» может означать как желание покушать, так и еду или жующего человека. Важно, чтобы такие слова сопровождались жестами. Значит, ребенок осмысленно говорит и понимает сам свои слова, стараясь обратить ваше внимание. На вопрос: «Сколько слов должен говорить ребенок в 1.5 года» мнения специалистов значительно разняться. В среднем словарный запас должен составлять около 30-40 слов, включая краткие или схематические слова.

В 10-11 месяцев ребенок начинает проявлять активный интерес к окружающему миру. Он пытается вас спросить о том, что его интересует. А делает он это, тыкая пальчиком в заинтересовавший предмет и произнося «Ы!» — такая у него сейчас речь! Ни в коем случае не запрещайте ему это делать. Он должен знать о том, что привлекло его внимание как можно больше. Именно с таких вопросов и ваших ответов и начинается развитие осмысленной речи. Отвечайте на вопрос обстоятельно, а не односложно. Например: «Это большая машина. Она делает как?» и вместе с малышом воспроизведите звук бибикающей машины. И так со всеми предметами, на которые ребенок обратил внимание. Ваше чадо делает первые открытия в своей жизни – оказывается каждый предмет имеет свое название и каждое слово имеет свой смысл.

Таким образом, вы формируете пассивный словарь (слова, которые малыш понимает, но пока не говорит). При правильно развитии речевых навыков очень скоро эти слова из пассивного перекочуют в активный и вы услышите их из уст своего чада.

Чтобы правильно развить речь у 1.5 годовалого малыша, родителям нужно запастись терпением и не только учить свое чадо, но и самим учиться вместе с ним. Не переставайте разговаривать, объясняя суть простых вещей. Ребенок должен получать ответы на все свои вопросы. Причем ответ должен быть не только вербализирован, но и сопровожден действием. Так скорее и эффективнее проходит развитие речи. Например, на прогулке не только покажите дерево или кустик, а дайте потрогать кору или сорвите листик. Маленький человечек должен ощутить еще и тактильно то, о чем вы говорите. Дома самым интересным местом всегда была кухня или родительская спальня, где много всяких непонятных вещей, которые почему-то нельзя трогать. Но учить малыша с помощью слова «Нельзя» в таком возрасте не совсем целесообразно. Уберите с глаз предметы, которые могут принести вред малышу. В 11-14 месяцев слова запрета не воспринимаются, а лишь приводят к истерике. Выберите самые безопасные вещи и продемонстрируйте их в действии. Например, расческой проведите по волосам малыша и дайте ему самому это сделать как себе, так и вам. На кухне малыш должен видеть процесс приготовления ему самой простой кашки из молока. Налейте его в чашку или кастрюльку и покажите. Не бойтесь поднести его рученку к горячей посудине, но очень аккуратно – он почувствует неприятные ощущения и никогда не будет так больше делать. Вербализуйте все свои действия, которые вы проводите в присутствии ребенка и по возможности приобщайте его к ним. Уборка пылесосом, веником или тряпочкой поможет понять не только сам процесс, но и незнакомые слова. Никогда не разговаривайте с малышом на его «тарабарском» языке. Вы должны научить правильно говорить слова на своем примере. После года начинайте учить делать обобщения. Это первый этап становления абстрактного мышления. И в это раз нам никуда не продвинуться без проделывания определенных манипуляций с предметами. Например, кастрюля – покажите ее малышу, дайте потрогать, попросите открыть и закрыть крышку, перенести со стула на стол, поставить на место. Покажите все кастрюли, которые есть на кухне. После таких манипуляций ребенок сможет кастрюлю узнать из сотни других предметов. Еще со времен своего детства мы помним, как бабушки пели напевные колыбельные или читали нам забавные стишки, которые до сих пор «сидят» в памяти. Не знаете почему? Да потому, что все эти песенки и прибаутки сопровождались определенным действием или ритуалом. Пойте малышу колыбельные, когда он засыпает. Затем сыграйте с ним в ролевую игру: пусть он уложит спать куклу, котика, собачку (любимую игрушку) и напевайте вместе с ним эту печенку. Развитие речи, мелодики голоса и его интонативности будет проходить очень хорошо. Рассказывайте забавные считалочки или потешки, сопровождая их движениями. При этом делайте массаж ножек малышку, имитирую слова песенки. Постарайтесь учить ребенка повторять все движения за вами. Поиграйте в «Сороку-ворону», задействуя каждый пальчик, ладошку, запястье, локоток, плечико. Так вы научите ребенка не только разговаривать, но и добьетесь развития знаний о собственном теле. От года и 3 месяцев до года и 6-7 месяцев ребенок должен разговаривать простыми односложными фразами. У девочек этот процесс происходит, как правило, на несколько месяцев раньше, нежели у мальчиков. Сколько нужно развивать такое умение у ребенка – вопрос сугубо индивидуальный. Но развитие такой речевой активности должно происходить при непосредственном воздействии взрослого. Обычно малыш говорит слово, которое обозначает и предмет, и действие одновременно. Например «мама» может означать «Вот мама», «Мама, дай» или любое другое. Услышав такое слово, постарайтесь выяснить, чего же именно хочет ваше чадо. Выполняйте действие и комментируйте его вслух. После этого попросите вашего малыша повторить то же самое. Слова, подкрепленные действием, лучше запоминаются. Разговаривайте со своим малышом. Это могут быть не обязательно сказки, но и просто сюжетные игры, которые малыши в возрасте от года до 16 месяцев часто придумывают и заставляют играть в них взрослых. Вот тут то родитель должен контролировать развитие речи и учить через игру. Например, садимся кушать и садим рядом куклу. Мама кормит кроху, а кроха кормит куклу. Затем вместе идем спать и поем колыбельную. Встаем и идем умываться тоже вместе. Пусть игрушка станет похожей на чучело, но зато выполнит свою «высокую» миссию – поможет вам учить маленького человечка разговаривать. Именно в 1.3-1-8 года приходит время игр с простыми предметами: кубики складываем в башенку или делаем из них дорогу; разноцветные шарики закидываем в разноцветные ведерки; более сложная игра – подбираем фигуры по форме и укладываем их в соответствующие прорези; еще сложнее – подбираем цвета этих фигурок. Такие игры помогают научить ребенка как говорить, так и ориентироваться в пространстве. Развивайте мелкую моторику рук. Играйте в пальчиковые игры. Играйте с бумагой. Научите ребенка вначале просто рвать бумажку на большие куски, затем помельче. Потом можно переходить к складыванию в различные плоские фигурки. Хотите объемные – сделайте сами, привлекая малыша к самым простым манипуляциям. Если у него не будет получаться то, что он видит у вас, можете отбить охоту к таким занятиям вообще. Лепка. Возьмите пластилин, только для самых маленьких. Из него легче всего ребенка научить лепить простые предметы, которые он видит вокруг. Придумайте свою сказку или используйте уже известную. Самым удачным примером может быть «Колобок», где вы лепите и главного героя, и репку. А затем из всего арсенала игрушек находите героев сказки. Сухое рисование. Научить малыша пальчиками выводить произвольные линии на песке очень просто. Если это в квартирке – насыпьте на поднос манки, пшена или другой мелкой крупы и пусть малыш рисует на ней. Рисование на бумаге. Есть специальные медовые краски. Ручки малыш опускает в краску и на большом листе бумаги оставляет свои отпечатки. Пусть вначале посмотрит, какая ладошка у него, а какая у мамы или папы. Затем кончиками пальцев нужно учить малыша делать несложные рисуночки, имитировать следы животных, цветочки и другие предметы, которые ему знакомы. Каждый процесс непременно должен сопровождаться общением. Повторяйте по несколько раз слова, стараясь провоцировать ребенка их повторять или задавать вопросы. Так вы развиваете речевую активность и учите правильно произносить слова.

tutova-ozr-dou17.edumsko.ru