Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
комбинированного вида города Тюмени

Гиперактивный ребенок: советы — что делать родителям. Что делать если ребенок гиперактивный в 5 лет


Гиперактивный ребенок что делать советы

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) – непростое заболевание, характеризующееся чрезмерной активностью, постоянным отвлечением и невозможностью сконцентрироваться.

Детки с данным заболеванием запросто переходят все установленные границы, а нередко даже шокируют взрослых своим поведением. Столкнувшись с таким диагнозом, родителям, прежде всего, хочется знать, как проявляется заболевание, в чем его особенности, и, главное, как помочь детям пройти связанные с ним трудности и полноценно социализироваться в обществе.

Симптомы гиперактивности у ребенка

Первые признаки гиперактивности у малютки иногда могут проявиться еще до года. При этом наблюдаются следующие симптомы:

  • Гиперчувствительность к свету, звуку и другим внешним раздражителям;
  • Излишняя возбудимость;
  • Бурная реакция на манипуляции;
  • Задержка физического развития;
  • Нарушения сна;
  • Запоздания в развитии речи.

Но, если выше перечисленные признаки проявляются изредка или не в полной мере, относить их к патологии не следует. Ведь в этом возрасте существует и множество других причин для подобного поведения. Например, прорезывание зубов.

Особенности гиперактивных детей — как их успокоить

Более точно определить, гиперактивен ли малыш, можно в 2 — 3 года. В этом возрасте возможно наступление первых кризисов.

Из типичных симптомов чаще всего наблюдаются:

  • непослушание;
  • импульсивность;
  • сложности при укладывании в кровать;
  • замедления в развитии памяти и внимания.

Маленький человечек становится неуправляемым, и это весьма сложное испытание для родителей. Общение с такими детками – целое искусство, овладеть которым весьма непросто.

Так, чтобы успокоить малыша с СДВГ, желательно максимально снизить влияние внешних раздражителей, предложить ему стакан воды или успокоительный чай, искупать и сделать массаж.

Гиперактивные дети — причины гиперактивности у детей

Гиперактивные дети — совсем не редкость в сегодняшнее время. Они составляют около 18% из общего числа пациентов, обследующихся у педиатров. По поводу причин возникновения столь серьезного недуга уже длительное время ведутся научные дебаты.

В большинстве своем, медики сходятся во мнении о генетической предрасположенности заболевания. Но называют и другие причины возникновения патологии:

  •  угрозы прерывания беременности;
  •  проблемы во время родов;
  • употребление матерью алкоголя;
  • курение;
  • отравление тяжелыми металлами;
  • нервные напряжения, стрессы.

Гиперактивный ребенок  что делать?

Если ребенок гиперактивный, прежде всего, необходимо учитывать индивидуальные особенности проявления СДВГ. Но существует и ряд общих рекомендаций для работы с подобными детками:

  • Задавайте четкий алгоритм действий. Выдавайте команды поочередно, стараясь формулировать его как можно более конкретно.
  • Формулируйте запреты, избегая частицы «не». Вместо: «Не ходи по лужам!», лучше скажите: «Старайся обходить лужи» или «Ходи там, где сухо».
  • Придерживайтесь логической последовательности в заданиях. Старайтесь избежать сумбурности, не перескакивайте с одной задачи на другую.
  • Следите за временем. Устанавливайте маленькому человечку четкие временные рамки на выполнение работ и контролируйте, чтобы он их придерживался, заблаговременно об этом предупреждая.

Как успокоить ребенка — советы психолога

В случае, если малыш перевозбужден, а успокоить его не получается, попробуйте воспользоваться рекомендациями психологов:

  • Смените обстановку на более спокойную;
  • Постарайтесь обнять свое чадо;
  • Помогите принять успокаивающую ванну;
  • Почитайте или просто полистайте книгу;
  • Сделайте расслабляющий массаж;
  • Включите легкую релаксационную музыку.

Гиперактивный ребенок — рекомендации родителям

Помимо этого, современные психологи предлагают следующие рекомендации родителям гиперактивных детей:

  • Приучайте маленького человечка к соблюдению режима дня;
  • Постарайтесь создать для него максимально комфортные условия дома и в коллективе;
  • Будьте позитивны, используйте похвалу;
  • Четко расставьте рамки, что можно, а что – нельзя;
  • Дайте возможность малышу расходовать избыточную энергию по максимуму.

Лечение гиперактивности у ребенка

Чтобы помочь маленькому человечку, родители должны знать, что лечение недуга может включать в себя четыре составных:

1. психотерапевтические методы;2. психолого-педагогическое корректирование;3. применение медикаментозных препаратов;4. немедикаментозную терапию.

Конечно, в первую очередь, предпочтение отдается немедикаментозным методам. Но определить и назначить их может только врач. Родителям же, в первую очередь, следует позаботится о соблюдении других немаловажных рекомендаций:

  • спокойная атмосфера;
  • полноценный сон;
  • качественное питание;
  • длительные прогулки;
  • постоянные физические нагрузки;
  • щадящие методы обучения.

mentallab.ru

Гиперактивный ребенок: советы - что делать родителям

Когда в семье рождается гиперактивный ребенок, к нему не прилагается инструкция, дающая советы, что делать родителям. Они остаются наедине со своим неуправляемым чадом.

Один знакомый психолог шутил: «Гиперактивный ребенок – это непредсказуемость плюс невротизация всей семьи». Точнее не скажешь! А, если серьезно, то большинство родителей и педагогов тревожит вопрос: «Что делать, если ребенок гиперактивный?»

Главное здесь не паниковать. Присутствие в семье гиперактивного ребенка вовсе не означает отказ от всех радостей жизни. Есть простые способы помочь детям с СДВГ и их родителям. В этой статье я предлагаю Вам несколько советов психологов, проверенных лично мной на практике.

Совет 1 — чего не делать ни в коем случае

Не считайте его больным, даже, если знаете, что у него выявлена мозговая дисфункция. Со временем такое отношение способно сформировать чувство беспомощности и зависимости. Вы же не хотите превратить своего ребенка в инфантильного, безответственного нытика. При правильном подходе он, даже будучи гиперактивным, вполне может получить хорошее образование, освоить выполнение бытовых операций по самообслуживанию и стать самостоятельным.

Совет 2 — на что родителям обратить внимание

В воспитании такого ребенка избегайте крайностей: с одной стороны – вседозволенности, оправдывая ее любовью и жалостью, с другой – излишней жесткости, мотивируя это боязнью избаловать и стремлением «воспитать, как следует». Не пытайтесь его «сломать». Это лишь обострит отношения, вызовет противодействие. Что делать? С гиперактивными детьми гораздо эффективнее договариваться и сотрудничать.

Совет 3 — что делать желательно

Научитесь всей семьей комфортно жить с гиперактивным ребенком. Заметьте, комфортно должно быть каждому члену семьи. Поверьте, такое возможно, даже, если малыш гиперактивный! Дети вообще очень чутко реагируют на настроение родителей. А сверхэмоционального и впечатлительного СДВГ-шку тревожность или подавленность папы с мамой вовсе способны повергнуть в панику.

В этой ситуации велика опасность «попасть в заколдованный круг»: гиперактивное чадо, само того не желая, держит родителей в постоянном напряжении. Родители нервничают, а эта нервозность передается малышу и способствует усилению гиперактивности. Страдает ребенок, да и родителям это не прибавляет здоровья.

Поэтому, умение расслабляться я считаю одним из ключевых факторов благополучия семьи.

  1. Подменяйте друг друга. Постоянно находиться с гиперактивным непоседой утомительно. А, ведь, ему важно ощущать Вашу любовь, заряжаться от Вас спокойствием и оптимизмом. Оставаясь с ним по очереди, все члены семьи будут иметь возможность сделать какие-то домашние дела, привести себя в порядок и отдохнуть.
  2. Если ситуация сложная и запущенная, то без успокаивающих лекарственных средств для родителей, пожалуй, не обойтись.
  3. Гиперактивным детям любые медикаментозные препараты должен назначать только врач. Экспериментировать в этой области небезопасно. Даже безобидные, на первый взгляд, успокаивающие травки могут быть противопоказаны малышу — на детей они могут действовать совсем не так, как на взрослых. Если ребенок гиперактивный, детский невролог или психиатр подберет лекарства, которые помогут снизить возбудимость, нормализовать сон. Это позволит СДВГ-шке учиться, общаться со сверстниками и вести полноценный образ жизни.
  4. Есть и другие способы снять нервное напряжение. Общеизвестен факт, что умеренные физические нагрузки нейтрализуют воздействие стресса на организм, уменьшают проявления гиперактивности. Это прекрасная возможность проводить время с пользой для всей семьи и, одновременно, получать удовольствие. Что делать: бегать, плавать, танцевать или заниматься йогой? Есть советы, какие виды спорта для гиперактивных подходят больше. Но выбор за вами. Единственное условие — безопасность.

Совет 4 — что делать обязательно

Относитесь к нему с пониманием. Гиперактивные дети эмоциональны, импульсивны и обычно действуют спонтанно. Вы можете быть тысячу раз правы, но, если Вам не удастся вызвать у малыша интерес, то все Ваши «правильные» логические выкладки и рассуждения он, скорее всего, пропустит мимо ушей.

Ситуация меняется, если малыш ощущает, что Вы разделяете его чувства. Видя Вашу сопричастность, он будет воспринимать Вас как единомышленника. В этом статусе Вам гораздо легче будет увлечь гиперактивного ребенка какой-либо идеей. Ежедневно общаясь и проявляя к его внутреннему миру интерес, Вы легко сможете производить «корректировку на местности». А это — залог успеха, когда речь идет о гиперактивном ребенке.

Совет 5 — что делать непременно

Чтобы придерживаться «золотой середины» в предъявляемых требованиях, изучите объективные возможности и ограничения своего гиперактивного ребенка. Сильные и слабые стороны есть у каждого. Приучая малыша с детства развивать свои позитивные качества и компенсировать недостатки, Вы будете делать его успешным и сильным.

Подводя итог, лишь добавлю: если ребенок гиперактивный, с одной стороны, необходимо придерживаться четких правил и распорядка дня, а с другой — постоянно проявлять гибкость.

Со временем у каждого появляются свои «фирменные» секреты. Поделитесь ими в комментариях. Возможно, именно Ваш совет поможет кому-то.

Если у Вас есть знакомые, которые тоже воспитывают гиперактивных детей, поделитесь с ними этой информацией в социальных сетях. Возможно она будет им полезна.

giperaktivnyj-rebenok.ru

Гиперактивный ребенок что делать: симптомы, лечение, воспитание

Такое понятие как синдром гиперактивности известен всем родителям, у которых растут маленькие дети. В последнее время встречается все большее и большее количество детишек, у которых диагностируется данное нарушение работы центральной нервной системы. Статистические данные врачей – педиатров и педагогов – психологов свидетельствуют о том, что гиперактивность встречается примерно у 39% всех детишек дошкольного возраста, и примерно у 57% всех детей школьного возраста.

Синдром гиперактивности имеет достаточно большое количество проявлений. Итак, гиперактивный ребенок — симптомы:

  • Дефицит внимания.

Ребенок, страдающий синдромом гиперактивности, не может длительное время концентрировать свое внимание на каком – либо одном занятии, будь то рисование, игра или даже просмотр телевизионных передач. Именно из-за дефицита внимания детки с синдромом гиперактивности зачастую испытывают затруднения с обучением.

  • Излишняя импульсивность ребенка.

Разумеется, практически все детки – и спокойные, и не очень – время от времени позволяют себе бурные проявления эмоций. Однако дети с синдромом гиперактивности особенно часто теряют контроль над своими эмоциями, зачастую пугая импульсивностью даже своих привыкших ко всему родителей.

  • Повышенная двигательная активность ребенка.

Деток с синдромом гиперактивности любой специалист без особого труда определит даже в огромной толпе ребятишек. Такие детки не просто подвижны, они просто сверх активны. Малыша практически невозможно увидеть в спокойном состоянии – он постоянно находится в движении. Либо он бегает, либо прыгает, либо приплясывает на месте, если уж его и заставили посидеть. Все в этом ребенке выдает эту самую гиперактивность – постоянно находящиеся в движении кисти рук, бегающие глазки, выражение лица, мимика.

Время проявления у ребенка синдрома гиперактивности

Существует ошибочное мнение о том, что первые проявления признаков синдрома гиперактивности у малыша можно обнаружить не ранее, чем малышу исполнится два года. Однако и врачи, и родители деток, страдающих синдромом гиперактивности, в один голос утверждают обратное.

Первые проявления синдрома гиперактивности можно обнаружить уже впервые дни после появления крохи на свет. Такие новорожденные крохи очень мало спят, при этом их сон поверхностный и беспокойный, они очень много и достаточно сильно плачут, а во время бодрствования они очень подвижны и напоминают эдакие шарики ртути.

По мере роста малыш напоминает своим родителям стихийное бедствие – они буквально «выпрыгивают» из колясок, кроваток, пытаются выбраться из манежей. Опрокинутые чашки, разбитая посуда, выломанные из боковинок кровати прутики, опрокинутые цветочные горшки и оборванные шторы – неприятности сыплются на такого малютку, словно из сказочного рога изобилия.

Уже подросший кроха, как говорилось ранее, ни минуты не может посидеть на одном месте, дослушать до конца сказку или дать маме постричь ногти. Передвигается ребенок только бегом, чем заставляет свою маму немало побегать за ним. Некоторые родители считают, что подобная активность ребенка является всего лишь следствием высокого запаса энергии в организме малыша. Так ли это на самом деле? И если действительно гиперактивные дети, как бороться с этим?

Норма или патология?

Врачи – невропатологи и детские психологи считают, что синдром гиперактивности является достаточно серьезной патологией. Если у вас гиперактивный ребенок, лечение необходимо начинать как можно раньше. Повышенная энергичность ребенка при синдроме гиперактивности свидетельствует о нарушении нормального функционирования центральной нервной системы. Если родители заметили какие-либо отклонения, им необходимо озаботиться проблемой: «Гиперактивный ребенок: что делать?» В противном случае, если родители не придали должного значения этой особенности развития их ребенка и не обратились вовремя за консультацией и медицинской помощью, а ограничились лишь наказанием ребенка с целью приструнить его, по мере роста ребенка проблема будет только усугубляться.

У ребенка возникнуть серьезные проблемы сначала в детском саду, а после и в школе. Специфика обучения так или иначе требует усидчивости и внимания. А ребенок с синдромом гиперактивности не только не сможет сам воспринимать и запоминать информацию, а еще будет постоянно крутиться и вертеться, отвлекая тем самым всех остальных детей. Из-за этого у таких детей очень часто наблюдаются систематические конфликты с преподавателями, да и родители зачастую выслушивают массу нелестных отзывов о поведении их чада. И это неудивительно, ведь занятия с гиперактивными детьми требуют определенных навыков, которыми в обычной школе обладают далеко не все педагоги.

Также в школе ребенку с гиперактивностью значительно осложняет жизнь излишняя импульсивность, свойственная данному заболеванию. Ребенок излишне резок в поступках, суждениях, выражениях своих мыслей, он сначала, поддавшись первому порыву, что-то говорит или делает, а только потом думает. И из-за этой особенности своего темперамента гиперактивный ребенок в школе сталкивается с массой проблем – отношения с одноклассниками оказываются безнадежно испорченными, дневник пестрит замечаниями учителей, словно новогодняя елка гирляндами, а родители в школу ходят с не меньшей периодичностью, чем на работу.

Причины возникновения синдрома гиперактивности

Разумеется, что синдром гиперактивности, как и любое другое заболевание, не возникает без причины, на пустом месте. Провоцирующими факторами могут стать:

  • Осложненное течение беременности.

В том случае, если будущая мама страдала от сильных токсикозов, как первой, так и второй половины беременности, от склонности к повышенному давлению, если у ребенка была диагностирована внутриутробная асфиксия, в будущем риск возникновения синдрома гиперактивности возрастает как минимум в три раза.

  • Образ жизни беременной женщины.

На нормальное развитие центральной нервной системы очень негативно влияют такие токсические вещества, как наркотические средства, алкоголь, никотин, лакокрасочные вещества, тяжелые металлы, и прочие.Будущая мама должна отказаться от всех пагубных привычек, а в том случае, если ее работа напрямую связанна с контактом с токсическими веществами, она должна написать заявление с просьбой о ее переводе на легкий труд. Подобная возможность гарантируется беременной женщине трудовым кодексом Российской федерации.

  • Осложненное течение родового процесса.

Длительные, затяжные роды, либо напротив, стремительные, использование таких средств родовспоможения, как щипцы, также повышает шансы развития у ребенка синдрома гиперактивности.

Основой такого расстройства нервной системы, как гиперактивность, является минимальная мозговая дисфункция, которая, собственно говоря, и является причиной сложностей с обучением у таких детей. Мы не будем утруждать наших читательниц сложными и малопонятными медицинскими терминами, которыми характеризуется минимальная мозговая дисфункция. Предлагаем родителям, не имеющим соответственного медицинского образования, просто принять за аксиому следующие факты:

  • Минимальные мозговые дисфункции дестабилизируют нормальное функционирование центральной нервной системы.
  • Нарушения, вызванные минимальными мозговыми дисфункциями, требуют медицинского лечения – самостоятельно они никуда не исчезнут.

К сожалению, очень часто родители не хотят тратить время на лечение, ошибочно полагая, что с возрастом проблема синдрома гиперактивности исчезнет по мере взросления. Однако единственное появление нарушения, которое пройдет к подростковому возрасту, это повышенная двигательная активность. Зато импульсивность и дефицит внимания, напротив, в значительной степени и достаточно быстро прогрессируют, делая процесс обучения крайне затруднительным. Причем наибольшую сложность ребенок испытывает с письмом и речью. Занятия с гиперактивными детьми должны проводиться в индивидуальном порядке.

Особенности общения с гиперактивными детьми

Несмотря на всю свою любовь к ребенку, родители гиперактивных деток очень часто в общении с ними теряют последнее терпение и срываются. Некоторые мамы и папы просто – напросто махают на своего ребенка рукой, с тяжелым вздохом отмечая, что толку их него все равно не выйдет. Другие же родители, напротив, стараются дисциплинировать ребенка самыми строгими методами, достаточно жестко пресекая малейшие попытки неповиновения.

Нельзя сказать однозначно, какая тактика поведения родителей является более правильной – все зависит от конкретного случая и каждого конкретно взятого ребенка. Для кого-то «ежовые рукавицы» — единственный способ удержать ребенка в рамках, а для кого-то каждое грубое слово является настоящей психологической травмой. Внимательно наблюдайте за реакцией вашего ребенка на замечания – и вы очень быстро поймете, что для крохи нужно.

Если же вам, несмотря на все ваши усилия, так и не удалось подобрать ключик к вашему малышу, обратитесь за профессиональной помощью к детскому психологу. Многие родители стесняются визита к данному специалисту, путая его с психиатром. Однако это совершенно разные направленности, и визит к психологу не является свидетельством того, что ваш ребенок страдает какими – либо расстройствами психики. Кстати, гиперактивные дети в детском саду чаще всего автоматически попадают под наблюдение психолога.

Кстати говоря, если у вас гиперактивный ребенок, как лечить его, должен решать только врач. Многие родители приобретают в аптеке седативные успокаивающие лекарства и начинают давать их ребенку. Помните о том, что неправильно подобранный фармакологический препарат может в значительной степени усугубить течение заболевания.

Но самое главное, что необходимо осознать родителям гиперактивных детей, это тот факт, что ребенок такой бурный и активный ни в коем случае не потому, что хочет досадить им. Все его выходки являются следствием особенностей работы его нервной системы, зачастую они неподконтрольны самому малышу. А вот эмоциональные всплески родителей, чьи нервы уже на пределе, никакого положительного результата не принесут, зато усугубить ситуацию могут значительно.

Несмотря на то, что каждый ребенок, страдающий синдромом гиперактивности, нуждается в индивидуальном подходе, особенности их психологии позволяют дать некоторые общие для всех детей рекомендации, облегчающие воспитание гиперактивного ребенка:

  • Постановка задачи.

Особенности развития деток с синдромом гиперактивности таковы, что логическое и абстрактное мышление у них развиты намного хуже. Именно поэтому такому ребенку необходимо ставить только четко обозначенную задачу. Предложения должны быть максимально краткими, не несущими никакой излишней смысловой нагрузки. Старайтесь избегать длинных предложений.

  • Последовательность указаний.

Крайне не рекомендуется давать ребенку с синдромом гиперактивности сразу несколько заданий, например: «собери игрушки, вымой руки и иди обедать». Воспринять всю информацию сразу ребенку будет довольно сложно и, скорее всего, он не выполнит ни одного поручения, отвлекшись на что – нибудь другое. Гораздо разумнее давать эти указания крохе в логической последовательности.

  • Очерчивайте временные рамки.

У таких детей очень смутное представление о чувстве времени, поэтому сами следите за временем, отведенным на выполнение каждого вашего поручения. Кстати говоря, если вы хотите забрать малыша с улицы, покормить, уложить спать – всегда предупреждайте его минут за пять до этого вашего действия. И это касается не только детишек с синдромом повышенной гиперактивности, но и всех остальных.

  • Правильно говорите «нет».

Собственного говоря, как раз слово «нет» употреблять и нельзя. Запрещая что-либо малышу, стройте свои предложения таким образом, чтобы в нем не присутствовало отрицание. Например, если вы хотите, чтобы ребенок не бегал по траве, не стоит говорить ему: « Не бегай по траве!». Гораздо больший эффект возымеет следующая фраза: «Иди на дорожку». И, разумеется, во всех, даже конфликтных, ситуациях родители должны сохранять спокойствие.

  • Как успокоить гиперактивного ребенка

Если ваш малыш чрезмерно перевозбудился, постарайтесь сменить обстановку на более спокойную, например, уведите ребенка в другую комнату, предложите ему водички, спокойно поговорите с ним на любую отвлеченную тему.

Заканчивая разговор про детскую гиперактивность, хотелось бы еще раз напомнить родителям о том, что они не одиноки – рядом с вами есть и квалифицированные врачи – неврологи, которые точно знают, как лечить гиперактивность у детей. Правильно подобранный комплексный курс терапии может в значительной степени улучшить состояние ребенка. Помимо врачей неврологов, вы можете обратиться за помощью к детским психологам, которые подскажут вам, как воспитывать гиперактивного ребенка. И помните – ваш малыш ничуть не хуже других деток, просто он особенный. Удачи вам и терпения!

jlady.ru

Гиперактивный ребёнок: что делать родителям, советы психолога

Причины и признаки гиперактивности

В последнее время всё чаще можно слышать выражение «гиперактивный ребёнок». Однако точное понимание этого определения есть не у всех. Порой гиперактивным называют непоседливого, непослушного, плохо воспитанного ребёнка, путая неврологическое расстройство с педагогической запущенностью. Между тем, гиперактивность – это нарушение поведения, связанное с малой мозговой дисфункцией, обусловленное расстройством процессов торможения нервной системы и диагностирующееся врачом-неврологом.

Родителям, столкнувшимся с проблемами поведения ребёнка, необходимо точно знать, какие причины лежат в их основе: медицинские или социальные. От этого будет зависеть комплекс мер, необходимых для преодоления этой трудности. Бездействие в данном случае может привести к проблемам в интеллектуальном развитии ребёнка и социализации его в будущем.

Гиперактивность часто возникает в результате родовых травм; также существует мнение, что причинами заболевания могут стать генетическая предрасположенность и экологический фактор. Для постановки данного диагноза необходимо длительное постоянное проявление следующих признаков:

  • чрезмерная подвижность и неусидчивость;
  • бесцельная активность;
  • непродолжительное и неустойчивое внимание;
  • навязчивые движения;
  • беспокойный, прерывистый сон;
  • трудности при выполнении инструкций и соблюдении режима;
  • склонность к разбрасыванию предметов.

Как правило, признаки гиперактивности проявляются в раннем возрасте, примерно к трём годам. При правильном подходе и определённых усилиях со стороны родителей симптомы могут в значительной мере компенсироваться, и ребёнок справится с обучением и социализацией. В случае бездействия ситуация с большой долей вероятности с возрастом только усугубится, и ребёнок будет отставать в развитии от сверстников.

Следует учитывать, что такие дети требуют общения, усиленно привлекают внимание, иногда до навязчивости. Необходимо всеми силами стремиться удовлетворить эту их потребность. Среди характерных положительных качеств гиперактивных детей можно выделить открытость, бескорыстность, отсутствие зависти и жадности. Они без труда находят общий язык со сверстниками, могут стать «душой компании», главное – уберечь их от дурного влияния.

Способы лечения

Назначение препаратов и определение метода лечения осуществляет лечащий врач. Как правило, в этом случае ребёнку подбираются средства седативного действия. Это могут быть лекарственные препараты или травяные сборы на основе ромашки, мелиссы и т.п. Необходим постоянный контроль над действием выбранного препарата, результатами его применения в каждом конкретном случае.

Хорошие результаты также дают физиотерапевтические занятия, направленные на стимуляцию коры головного мозга, что способствует успешной компенсации мозговых дисфункций. Например, массаж тела разной глубины воздействия, занятия на различных тренажёрах, батуте, круговых качелях, в бассейне. Набор упражнений зависит от индивидуальных особенностей ребёнка. Лечащий врач должен регулярно отслеживать наличие или отсутствие положительной динамики и в случае необходимости корректировать лечение.

Также активной стимуляции коры головного мозга способствуют занятия в сенсорной комнате. Это помещение, оснащённое различным сенсорным оборудованием: пузырьковыми колоннами, оптоволоконным «дождём», сухим светящимся бассейном с шарами, мерцающими панелями, водяными матрасами, специальными ковриками и т.д. Кроме того, занятия в сенсорной комнате могут сопровождаться гармоничными звуковыми рядами. Благодаря совокупности визуальных, тактильных, слуховых воздействий происходят положительные изменения в протекании нервных процессов и эмоциональном фоне ребёнка. Дети очень любят эти занятия и ходят на них с удовольствием.

Особенности взаимодействия родителей с гиперактивным ребёнком

Родителям важно в первую очередь понять, что их ребёнок испытывает объективные трудности и нуждается в поддержке и помощи. Его поведение не каприз, а неврологическое расстройство, при котором выполнение обычных действий даётся с огромным трудом. Однако не следует отчаиваться. Если родители проявляют любовь, терпение и действуют целенаправленно, то можно добиться очень хороших результатов, вплоть до полной нормализации поведения ребёнка.

Необходимо выполнять следующие правила:

  • Обеспечить правильную организацию среды. Ребёнку нужно отвести определённые места для каждого вида деятельности – для сна, еды, занятий, игр. Необходимо систематизировать его игрушки и вещи, их не должно быть слишком много. Упорядоченная среда помогает гиперактивному ребёнку справляться с трудностями и структурирует его поведение.
  • Неукоснительно, с особенной тщательностью соблюдать режим дня. Это лежит в основе общей структуры поведения и способствует усвоению правил. Рекомендуется режимные моменты сопровождать традиционными ритуалами, например, поручить ребёнку каждый раз перед едой раскладывать салфетки, перед сном предлагать слушать музыку или сказку и т.п.
  • Просьбы или инструкции формулировать кратко и максимально понятно. Они должны быть направлены на выполнение каждого отдельного легко осуществимого действия. Например, не просить ребёнка убрать игрушки вообще, а говорить о каждой из них в отдельности. При этом длительные объяснения, уговоры и доказательства противопоказаны.
  • В процессе решения поставленной задачи проявлять терпение, настойчивость и дружелюбие. Если ребёнок выполнил желаемое, показать ему свою радость, обязательно похвалить его. В случае если он не выполнил просьбу, не раздражаться, но непременно вернуться к ней и настоять на её выполнении. Нельзя делать это за него.
  • В случае неправильного поведения ребёнка следует строгим тоном выражать недовольство и проговаривать свои ожидания. Избегать при этом упрекающих речевых конструкций типа «ты плохой». Стараться порицать действие, а не ребёнка.
  • Опираться на ведущую деятельность соответственно возрасту ребёнка. От трёх до шести лет таковой является игровая деятельность. В данном случае стоит предлагать малышу выполнять поручения в игровой форме, например, обращаться к нему от лица любимой игрушки, включать элементы соревнования. По достижении ребёнком пятилетнего возраста следует привлекать его к выполнению мелких бытовых обязанностей. Необходимо, чтобы он чувствовал, что для родителей это важно.
  • При работе за столом использовать техники развития внимания. Для этого необходимо сконцентрировать его на определённом участке рабочего стола, ограничив ярким контуром, например, с помощью пластиковой салфетки. Со стола при этом надо убрать всё лишнее, оставив предметы, задействованные в данный момент.

Система и порядок любому ребёнку помогают правильно развиваться, а гиперактивным детям они нужны, как воздух, т.к. являются одним из главных условий их успешного воспитания.

Социализация гиперактивных детей

Большинство родителей, чьи дети имеют нарушения поведения, испытывает трудности при посещении общественных мест, детских учреждений, поликлиник и т.д. Окружающие не всегда терпимо относятся к подобным детям. В результате у родителей порой возникает желание свести к минимуму взаимодействие ребёнка с посторонними, чаще оставлять его дома. Однако это не решит проблему, поскольку социальный опыт в данном случае является наиболее важным. Наоборот, с такими детьми необходимо как можно чаще посещать людные места, контролируя их и обучая правилам поведения. При этом необходимо думать о пользе для ребёнка, а не о впечатлении, которое он производит на окружающих.

При подготовке к детскому саду следует максимально развивать самостоятельность малыша, приучать его одеваться, справляться с едой и личной гигиеной. Это облегчит ему адаптацию и уменьшит количество проблем, связанных с его пребыванием в детском учреждении. Часто педагоги и остальные родители в детском саду негативно относятся к появлению гиперактивного ребёнка в их группе. Тем не менее, нежелательно отказываться от посещения детского сада. Педагогов необходимо привлекать к сотрудничеству, обсуждать с ними проблемы, ожидания, достигнутые результаты, советоваться, вызывать в них чувство сопричастности к воспитанию ребёнка.

Воспитание гиперактивных детей – трудное дело. Нельзя отчаиваться и прекращать работу с ребенком. Следует помнить, что основной мотив для достижений у детей – это радость их родителей. Каждый, даже самый маленький, успех должен быть замечен и эмоционально поощрён. Если ребёнок будет чувствовать себя в семье любимым и общение с ним будет строиться позитивно, его в будущем ожидают хорошие перспективы. Необходимо найти применение его активности, занять ребёнка в спорте, музыке, театральном искусстве. Такие дети прекрасно чувствуют себя на сцене, с удовольствием поют и танцуют. Это хороший способ заслужить одобрение окружающих.

При правильном воспитании гиперактивные дети в будущем могут стать замечательными организаторами. Их целеустремлённость и активность помогут им достичь успехов в профессиональной деятельности. Кроме того, они, как правило, коммуникабельны, добродушны и энергичны, что тоже располагает к ним окружающих. При постепенном развитии самоконтроля поведенческие признаки гиперактивности снижаются практически до нормы и перестают причинять неудобства. Надо верить в своих детей, и тогда у них всё получится.

Фото:chrisroll, FreeDigitalPhotos.net

onwomen.ru

Гиперактивный ребенок - рекомендации родителям, признаки, лечение

Гиперактивный ребенок – это малыш, страдающий чрезмерной двигательной подвижностью. Ранее наличие гиперактивности в анамнезе малыша считалась патологическим минимальным расстройством функций психики. Сегодня гиперактивность у ребенка относят к самостоятельному недугу, который носит название СДВГсиндром. Характеризуется она увеличенной двигательной активностью детей, неусидчивостью, легкой отвлекаемостью, импульсивностью. Одновременно с этим у индивидуумов с высоким уровнем активности отмечается уровень интеллектуального развития, отвечающий их возрастной норме, а у некоторых индивидов, даже выше нормы. Первичные симптомы повышенной активности реже встречаются у девочек и начинают обнаруживаться уже на раннем возрастном этапе. Данное нарушение считается довольно распространенным расстройством поведенческо-эмоционального аспекта психических функций. Дети с синдромом чрезмерной активности заметны сразу в окружении остальных малышей. Такие крохи не могут спокойно усидеть ни минуты на одном месте, они постоянно двигаются, редко доводят дела до окончания. Симптомы гиперактивности наблюдаются практически у 5% детского народонаселения.

Признаки гиперактивного ребенка

Поставить диагноз гиперактивность у ребенка возможно только после длительного наблюдения специалистами за детским поведением. Некоторые проявления повышенной активности можно заметить у большинства детей. Поэтому так важно знать признаки гиперактивности, главным из которых является невозможность концентрации внимания длительное время на одном явлении. При обнаружении данного признака нужно учитывать возрастную принадлежность малыша, так как на различных этапах детского развития неспособность сосредоточить внимание проявляется неодинаково.

Ребенок, страдающий повышенной активности чересчур неусидчив, он постоянно ерзает или мечется, бегает. Если малыш находится в постоянном бесцельном движении и у него наблюдается неспособность концентрации внимания, то можно говорить о гиперактивности. Также действия малыша с повышенной активностью должны обладать некой долей взбалмошности и бесстрашием.

К признакам гиперактивного ребенка относят неумение соединять слова в предложения, устойчивое желание брать все в руки, незаинтересованность в прослушивании детских сказок, неспособность ожидать своей очереди.

У гиперактивных детей отмечается снижение аппетита наряду с повышенным чувством жажды. Таких малышей тяжело уложить спать, как в дневное время, так и в ночное. Дети постарше с синдромом повышенной активности страдают заниженной самооценкой. Они остро реагируют на совершенно обычные ситуации. Наряду с этим их довольно сложно утешить и успокоить. Дети с данным синдромом чрезмерно обидчивы и довольно раздражительны.

К явным предвестникам гиперактивности в раннем возрастном периоде можно отнести нарушения сна и понижение аппетита, низкую прибавку в весе, беспокойство и повышенную возбудимость. Однако нужно учитывать, что всем перечисленным признакам могут быть и другие причины, не связанные с гиперактивностью.

В принципе, психиатры считают, что диагноз повышенная активность можно поставить малышам только после преодоления ими возраста 5 или 6 лет. В школьном периоде становятся более заметными и выраженными проявления гиперактивности.

В обучении ребенок с гиперактивностью характеризуется неумением работать в коллективе, наличием сложностей с пересказом текстовой информации и сочинением рассказов. Межличностные взаимоотношения с ровесниками не складываются.

Гиперактивный ребенок нередко проявляет агрессию в отношении окружения. Он склонен не выполнять учительские требования на уроках, отличается неусидчивостью на занятиях и неудовлетворительным поведением, часто не выполняет домашние задания, одним словом, такой малыш не подчиняется установленным правилам.

Гиперактивные малыши, в большинстве случаев, чересчур болтливы и крайне неловки. У таких детей, обычно, все выпадает с рук, они все задевают или обо все ударяются. Более выраженные трудности наблюдаются в мелкой моторике. Таким деткам тяжело самостоятельно застигнуть пуговицы или завязать себе шнурки. У них обычно некрасивый почерк.

Гиперактивного ребенка в общих чертах можно описать как непоследовательного, нелогичного, неусидчивого, рассеянного, непослушного, упрямого, неряшливого, неуклюжего. На старшем возрастном этапе неусидчивость и взбалмошность, обычно, уходят, но невозможность концентрации внимания остается, иногда на всю жизнь.

В связи с вышесказанным к постановке диагноза повышенной детской активности следует относиться с осторожностью. Также нужно понимать, что даже если у малыша и существует в анамнезе диагноз гиперактивность, то это не делает его плохим.

Гиперактивный ребенок – что делать

Родители гиперактивного ребенка должны, в первую очередь, обратиться к специалистам для установления причины возникновения данного синдрома. Такими причинами может быть генетическая предрасположенность, другими словами, наследственные факторы, причины социально-психологического характера, например, климат в семье, условия проживания в ней и т.д., биологические факторы, к которым относят различные поражения головного мозга. В случаях, когда после установления причины, спровоцировавшей появление гиперактивности у ребенка, назначается соответственное лечение терапевтом, такое как массаж, соблюдение режима, прием медикаментозных средств, его необходимо выполнять неукоснительно.

Коррекционная работа с гиперактивными детьми, в первый черед, должна вестись родителями малышей, и начинается она с создания вокруг крох спокойной, благоприятной обстановки, так как любые расхождения в семье или громкие выяснения отношений только «заряжают» их отрицательными эмоциями. Любое взаимодействие с такими малышами, а в частности, коммуникативное, должно быть спокойным, мягким, ввиду того, что они крайне восприимчивы к эмоциональному состоянию и настроению близких, особенно родителей. Всем взрослым членам семейных отношений рекомендуется следовать единой модели поведения в воспитании чада.

Все действия взрослых в отношении гиперактивных детей должны быть направлены на выработку у них навыков самоорганизации, повышение самооценки, снятие расторможенности, формирование уважения к окружающим индивидам и обучение принятым нормам поведения.

Эффективным способом, побеждающим трудности самоорганизации, считается развешивание в помещении специальных листовок-памяток. С этой целью следует определить два наиболее важных и максимально серьезных дела, которые кроха сможет успешно совершить на протяжении светового дня, и написать их на листках. Такие листки следует вывесить на так называемой доске объявлений, например, в детской комнате или на холодильнике. Информацию можно отображать не только посредством письменной речи, но и при помощи образных рисунков, символьных изображений. К примеру, если малышу следует вымыть посуду, то можно нарисовать грязную тарелку или ложку. После того, как кроха выполнит поставленное поручение, он должен на листке-памятке напротив соответствующего поручения сделать специальную пометку.

Еще одним способом выработки навыков самоорганизации является использование цветовой маркировки. Так, например, для занятий в школе можно завести определенных цветов тетради, которые школьнику в дальнейшем будет проще отыскивать. С целью обучения ребенка наведению порядка в помещении также помогают разноцветные обозначения. Например, на ящики для игрушек, одежды тетрадей прикрепить различные по цветовой гамме листочки. Листы для маркировки должны быть большого размера, хорошо заметны и иметь различные рисунки, которые будут изображать содержимое ящиков.

В младшем школьном периоде занятия с гиперактивными детьми, главным образом, должны быть целеенаправлены на развитие внимания, выработку произвольной регуляции, тренировать формирование психомоторных функций. Также терапевтические методы должны охватывать отработку конкретных умений взаимодействия с ровесниками и взрослыми лицами. Первоначальная коррекционная работа с чрезмерно активным крохой должна происходить индивидуально. На данной стадии коррекционного воздействия необходимо обучить маленького индивида слушать, понимать инструкции психолога или другого взрослого и проговаривать их громко, выражать самостоятельно во время занятий правила поведения и нормы выполнения конкретного задания. Также желательно на этой стадии выработать вместе с крохой порядок поощрений и систему наказаний, которые впоследствии помогут ему приспосабливаться в коллективе ровесников. Следующая стадия предусматривает вовлечение чрезмерно активного малыша в коллективную деятельность и тоже должна реализовываться постепенно. Сначала ребенка необходимо вовлекать в игровой процесс иди в работу с небольшой группой детей, а затем его можно приглашать участвовать в групповых занятиях, которые предусматривают большое количество участников. В противном случае при несоблюдении такой последовательности малыш может перевозбудиться, что вызовет потерю контроля поведения, общее переутомление и дефицит активного внимания.

В школе также довольно не просто работать с чрезмерно активными детьми, однако и такие дети обладают своими привлекательными чертами.

Гиперактивные дети в школе характеризуются свежей спонтанной реакцией, они легко воодушевляются, всегда охотно помогают педагогам и другим ровесникам. Гиперактивные малыши совершенно незлопамятны, они выносливее сверстников, сравнительно реже одноклассников склонны к заболеваниям. У них нередко очень богатая фантазия. Поэтому педагогам рекомендуется для выбора грамотной стратегии поведения с такими малышами постараться понять их мотивы и определить модель взаимодействия.

Так, практическим путем было доказано, что развитие двигательной системы малышей оказывает интенсивное воздействие на их всестороннее развитие, а именно, на формирование зрительной, слуховой и тактильной анализаторных систем, речевых способностей, интеллекта. Поэтому занятия с гиперактивными детьми непременно должны содержать в себе двигательную коррекцию.

Работа с гиперактивными детьми

Три ключевых направления предполагает работа психолога с гиперактивными детьми, а именно формирование функций психики, которые являются отстающими у таких малышей (контроля над движениями и поведением, внимания), отработку конкретных способностей взаимодействия с ровесниками и взрослым окружением, работу с гневом.

Такая коррекционная работа происходит постепенно и начинается с отработки какой-то одной функции. Так как гиперактивный малыш физически не в состоянии продолжительное время слушать педагога с одинаковым вниманием, сдерживать импульсивность и спокойно сидеть. После того, как были достигнуты устойчивые положительные итоги, следует переходить к одновременной тренировке двух функций, например, недостаток внимания и поведенческий контроль. На последнем этапе можно вводить занятия, направленные на развитие всех трех функций одновременно.

Работа психолога с гиперактивным ребенком начинается с персональных занятий, затем следует переходить к упражнениям в малых группах, постепенно подключая все большее количество детей. Поскольку индивидуальные особенности малышей с чрезмерной активностью мешают им сосредоточиться, когда рядом много ровесников.

Кроме этого, все занятия должны происходить в эмоционально приемлемой для малышей форме. Наиболее привлекательными для них являются занятия в форме игры. Особого внимания и подхода требует гиперактивный ребенок в саду. Так как с появлением такого малыша в дошкольном учреждении возникает множество проблем, решение которых ложится на воспитателей. Им необходимо направлять все действия крохи, а системе запретов должны сопутствовать альтернативные предложения. Игровую деятельность следует направлять на снятие напряжения, понижение агрессивности, формирование способности сосредотачивать внимание.

Гиперактивный ребенок в саду довольно тяжело выдерживает тихий час. Если малыш не в состоянии утихомириться и уснуть, то воспитателю рекомендуется сесть рядом и ласково поговорить с ним, гладя по голове. Вследствие чего мышечное напряжение и эмоциональное возбуждение будут снижаться. Со временем такой малыш привыкнет к тихому часу, и после него будет ощущать себя отдохнувшим и менее импульсивным. При взаимодействии с чрезмерно активной крохой довольно эффективным воздействием обладают эмоциональное взаимодействие и тактильный контакт.

Гиперактивные дети в школе также требуют особого подхода. В первый черед необходимо у них повышать учебную мотивацию. С этой целью можно применять нетрадиционные формы коррекционной работы, например, использовать обучение малышей более старшими учащимися. Старшие школьники выступают как бы инструкторами и могут обучать искусству оригами или бисероплетению. Кроме этого учебный процесс должен быть ориентирован на психофизиологические особенности учащихся. Так, например, необходимо сменять виды деятельности, если ребенок утомился, или воплощать в жизнь его двигательную потребность.

Педагогам необходимо принимать во внимание неординарность расстройств у ребят с гиперактивным поведением. Часто они мешают нормально проводить занятия, поскольку им тяжело дается контроль и управление собственным поведением, их всегда что-то отвлекает, они более возбуждены в сравнении с ровесниками.

В ходе школьного обучения, особенно вначале, детям с чрезмерной активностью довольно сложно выполнять учебное задание и быть аккуратным одновременно. Поэтому педагогам рекомендуется снижать требования к аккуратности у таких детей, что в дальнейшем поспособствует выработке у них чувства успеха, повышения самооценивания, следствием которых будет рост учебной мотивации.

Очень важным в коррекционном воздействии является работа с родителями гиперактивного ребенка, направленная на объяснение взрослым особенностей малыша с чрезмерной активностью, их обучение вербальному и неречевому взаимодействию с собственными чадами, выработку единой стратегии воспитательного поведения.

Гиперактивный ребенок – рекомендации родителям

Психологически устойчивая ситуация и спокойный микроклимат в семейных связях являются ключевыми составляющими здоровья и благополучного развития любого малыша. Именно поэтому необходимо, в первый черед, родителям уделить внимание обстановке, окружающей кроху дома, а также в школьном или дошкольном учреждении.

Родители гиперактивного ребенка должны наблюдать за тем, чтобы ребенок не переутомлялся. Поэтому не рекомендуется превышать необходимую нагрузку. Переутомление ведет к детским капризам, раздражительности и ухудшению их поведения. Для того чтобы у крохи не наступило перевозбуждение важно соблюдать определенный распорядок дня, в котором обязательно отведено время на дневной сон, подвижные игры заменены спокойными играми или прогулками и т.д.

Также родителям следует запомнить, что чем меньше они делают замечаний своему гиперактивному чаду, тем лучше будет для него. Если взрослым не нравится детское поведение, то лучше постараться их чем-то отвлечь. Нужно понимать, что число запретов должно соответствовать возрастному периоду.

Для гиперактивного ребенка очень необходима похвала, поэтому хвалить его нужно стараться как можно чаще. Однако, при этом, не следует чересчур эмоционально это делать, чтобы не спровоцировать перевозбуждение. Также следует стараться, чтобы просьба адресованная ребенку, не несла за собой одновременно несколько указаний. При беседе с малышом рекомендуется смотреть ему в глаза.

Для правильного формирования мелкой моторики и всесторонней организации движений следует детей с высокой активностью вовлекать в занятия хореографией, различными видами танцев, плаванием, теннисом или каратэ. Необходимо привлекать крох к играм подвижного характера и спортивной направленности. Они должны учиться понимать цели игры и подчиняться ее правилам, а также пытаться планировать игру.

Воспитывая ребенка с высокой активностью не нужно перегибать, другими словами родителям рекомендуется в поведении придерживаться как бы средней позиции: не следует проявлять излишнюю мягкость, но также нужно избегать и завышенных требований, которые дети не в состоянии осуществить, совмещая их с наказаниями. Негативным воздействием на малышей обладает постоянная смена наказаний и настроений родителей.

Родителям следует не жалеть ни сил, ни времени на формирование и выработку у малышей послушания, аккуратности, самоорганизации, на развитие ответственности за собственные деяния и поведение, способности планировать, организовывать и доводить до завершения начатое.

Для улучшения концентрации внимания в ходе выполнения уроков или других заданий следует по возможности исключить все раздражающие и отвлекающие малыша факторы. Поэтому ребенку нужно выделить тихое место, в котором он сможет сосредоточиться на уроках или другой деятельности. В процессе выполнения домашних уроков родителям рекомендуется периодически заглядывать к малышу, чтобы проверить выполняет ли он задания. Также нужно предоставлять небольшой перерыв каждые 15 или 20 минут. Обсуждать с дитем его поступки и поведение следует в спокойной и благожелательной форме.

Кроме всего вышеперечисленного, коррекционная работа с гиперактивными детьми заключается и в повышении самооценки у них, приобретении уверенности в собственном потенциале. Родители могут это совершить при помощи обучения детей новым навыкам, умениям. Также успехи в учебе или какие-либо достижения в повседневной жизни способствуют росту самооценки у малышей.

Ребенок с повышенной активностью характеризуется чрезмерной чувствительностью, он неадекватно реагирует на любые замечания, запреты или нотации. Поэтому детям, страдающим избыточной активностью, больше других необходима душевная теплота близких лиц, забота, понимание и любовь.

Также существует множество игр, направленных на овладение гиперактивными детьми навыков контроля и обучение управлению собственными эмоциями, действиями, поведением, вниманием.

Игры для гиперактивных детей являются максимально эффективным способом выработки умения концентрировать внимание и способствуют снятию расторможенности.

Часто родственники детей с повышенной активностью испытывают множество трудностей в процессе воспитательных действий. Вследствие чего многие из них при помощи жестких мер воюют с так называемым детским непослушанием или, наоборот, отчаявшись, «махнули рукой» на их поведение, тем самым предоставив полную свободу действий своим чадам. Поэтому работа с родителями гиперактивного ребенка, прежде всего, должна включать обогащение эмоционального опыта такого ребенка, помощь ему в овладении элементарными умениями самоконтроля, что способствует сглаживанию проявлений чрезмерной активности и тем самым ведет к изменению взаимоотношений с близкими взрослыми.

Лечение гиперактивного ребенка

Сегодня остро встал вопрос по поводу необходимости лечение синдрома гиперактивности. Многие терапевты уверены, что гиперактивность является психологическим состоянием, которое должно подвергаться коррекционному воздействию для дальнейшей адаптации детей к жизнедеятельности в коллективе, а другие – против медикаментозной терапии. Отрицательное отношение к лечению лекарственными препаратами является следствием использования в некоторых странах с этой целью препаратов-психотропов амфетаминового ряда.

В бывших странах СНГ для лечения применяется лекарственное средство Атомоксетин, который не относится к психотропным препаратам, но также обладает рядом побочных действий и противопоказаний. Эффект от приема данного препарата становится заметным уже после четырех месяцев терапии. Выбрав медикаментозное вмешательство в качестве средства борьбы с гиперактивностью, следует понимать, что любые препараты направлены исключительно на ликвидацию симптомов, а не на причины заболевания. Поэтому эффективность такого вмешательства будет зависеть от интенсивности проявлений. Но все же медикаментозное лечение гиперактивного ребенка следует применять исключительно в самых сложных случаях. Так как оно нередко может навредить ребенку, вследствие того, что имеет огромное количество побочных эффектов. Сегодня самыми щадящими медикаментозными средствами являются гомеопатические препараты, поскольку они не оказывают такого сильного влияния на деятельность нервной системы. Однако прием таких препаратов требует терпения, так как эффект от них наступает только после накопления в организме.

Также успешно применяется немедикаментозная терапия, которая должна быть комплексной и разработанной индивидуально для каждого малыша. Обычно такая терапия содержит в себе массаж, мануальное воздействие на позвоночник и лечебную физкультуру. Эффективность таких средств наблюдается практически у половины пациентов. Недостатками немедикаментозной терапии считается необходимость индивидуального подхода, что практически невозможно в условиях организации современного здравоохранения, огромных денежных затрат, необходимость постоянной коррекции терапии, недостаток квалифицированных специалистов и ограниченная эффективность.

Лечение гиперактивного ребенка предполагает также использование и других методов, например, использование методики биологической обратной связи. Так, например, методика биологически обратной связи полностью не заменяет лечение, однако способствует снижению и корректировке доз препаратов. Данная методика относится к поведенческой терапии и основывается на использовании скрытого потенциала организма. Ключевая задача этой методики предполагает формирование навыков саморегуляции и овладение ими. Методика биологической обратной связи относится к современным направлениям. Ее эффективность заключается в улучшении способности малышей планировать собственную деятельность и осознавать последствия непозволительного поведения. К недостаткам следует отнести недоступность для большинства семей и невозможность получения действенных результатов при наличии травм, смещении позвонков и других заболеваний.

Бихевиоральная терапия также довольно успешно используется для коррекционного воздействия гиперактивности. Отличие подхода специалистов по поведенческой терапии от подхода последователей других направлений лежит в том, что первые не стремятся понять причины явления или предсказать их последствия, в то время как вторые занимаются поиском истоков проблем. Бихевиористы работают непосредственно с поведением. Они положительно подкрепляют так называемое «правильное» или нужное поведение и отрицательно подкрепляют «неправильное» или неподходящее. Другими словами, вырабатывают у пациентов своеобразный рефлекс. Эффективность данного метода наблюдается практически в 60% случаев и зависит от выраженности симптомов и наличия сопутствующих заболеваний. К недостаткам можно отнести то, что бихевиоральный подход в большей степени распространен в США.

Игры для гиперактивных детей также являются методами коррекционного воздействия, способствующие выработке навыков контроля над двигательной активностью и управления собственной импульсивностью.

Комплексное и индивидуально разработанное лечение способствуют наступлению положительного эффекта в коррекции гиперактивного поведения. Однако при этом не следует забывать, что для максимального результата необходимы совместно направленные усилия родителей и другого близкого окружения малыша, педагогов, врачей и психологов.

psihomed.com

Гиперактивный ребенок, что делать?

Каждый ребенок по-своему реагирует на окружающий его мир.

.

Некоторые дети особенно возбудимы и активны, их всегда сложно успокоить и усадить кушать или уложить спать. Другие дети более спокойны и не так сильно реагируют на все происходящее вокруг. Хотя поведение может быть кардинально разным, оба типа детей развиваются нормально.Родители слишком активного и легковозбудимого ребенка могут считать своего ребенка гиперактивным. Но истинная гиперактивность выявляется у детей более старшего возраста, и в основном этот диагноз ставят детям дошкольного или младшего школьного возраста. Этот диагноз ставят примерно одному из каждых 20 детей в возрасте до 12 лет. Таким подросткам не хватает усидчивости, у них рассеянное внимание, зачастую они действуют импульсивно, у них возникают трудности с концентрацией внимания на чем-то одном. Если состояние гиперактивности дополняется патологически повышенной отвлекаемостью, врачи называют такое состояние «синдромом дефицита внимания и гиперактивности».Но в отношении маленьких детей ситуация несколько отличается. Если ребенок слишком активен либо гиперактивен, это является отражением особенностей его характера, а не признаком синдрома дефицита внимания и гиперактивности. Это не является нарушением эмоционального состояния малыша либо признаком отклонений, которые необходимо лечить. Напротив, это отражение его личностных особенностей и индивидуальный способ выражения реакции на окружающий мир. Такие дети могут быть слишком подвижны. Зачастую они излишне возбудимы, плачут чаще, чем другие дети в их возрасте, но их поведение не выходит за рамки нормы.У гиперактивного или гипервосприимчивого ребенка вовсе не обязательно в дальнейшем должен развиться синдром дефицита внимания и гиперактивности, хотя в некоторых случаях это действительно происходит. Многие дети «перерастают» свою склонность к излишней возбудимости и вспышкам двигательной активности.

 

Как следует реагировать, что делать?

Если ваш ребенок гипервосприимчив ко всему окружающему, существуют способы контролирования его легковозбудимого темперамента. К примеру, постарайтесь создать как можно более спокойную обстановку в вашем доме. Разговаривайте с малышом спокойным голосом. Прикасайтесь к младенцу нежно. Когда берете его на руки, делайте это спокойно и медленно. Не включайте громко телевизор или тяжелую музыку.Многие гиперактивные младенцы ведут себя спокойнее, если их спеленать. Заверните его плотно в пеленку или одеяло. Носите ребенка в переноске, которая располагается спереди - в ней он будет чувствовать себя спокойно, находясь рядом с вами.Когда гипервосприимчивый ребенок начнет ползать и ходить, он чаще обычного может попадать в различные травмоопасные ситуации (падать со ступенек, к примеру), либо же его могут заинтересовать ванная комната или кухонные шкафы со всем содержимым. Вам необходимо быть крайне бдительной: убедитесь, что окружающая ребенка обстановка безопасна для него.Если вас беспокоят вопросы, касающиеся темперамента ребенка, в особенности если вы заметите изменения его активности, сообщите об этом педиатру. Вероятно, врач сумеет заверить вас, что с вашим ребенком все в порядке.

www.sweli.ru